Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ильинский храм

Татьяна Синельникова

Ильинский храм в наши дни. Фото Т.Шустовой.
Ильинский храм в наши дни. Фото Т.Шустовой.

Мы с вами прогулялись по рязанскому Кремлю, оставив «житейское попечение». Пройдя старый мост, который отделяет Кремль от города и соединяет Соборную улицу с Соборной площадью, обратим внимание на храм, который расположился с левой стороны от аллеи. Не удивляйся, паломник. Это храм. Не время, а люди изменили его до неузнаваемости.

Ильинский храм
Ильинский храм

В прошлое столетие об этом храме было написано достаточно много интересного. История этой церкви прекрасна и трагична. Прекрасна, так как в ее благоустроении участвовало много замечательных людей нашего города. В ней служили священники, чьими именами могла бы гордиться Рязань. Трагична, так как ни один храм в советское время не перенес столько издевательств со стороны властей, как этот. Внешний вид его пытались переделать так, чтобы люди забыли, что некогда здесь был храм. А история его такова.

Первый Ильинский храм, который был некогда в Рязани, находился, как говорят документы «в городе» (т.е. Кремле) подле Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году храм был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота. Взамен деревянной в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора, была построена ныне существующая церковь. Впоследствии в ней был устроен придел во имя вел. Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 г. придел уже существовал. В 1806 году трапеза была распространена и взамен одного, было устроена два придела: во имя св. Иоанна Богослова и первомуч. Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня.

Когда мы говорили о том, что множество доброхотов в разные годы помогали благоустраивать храм, это были не пустые слова. Нам об этом рассказывают архивные документы.

В 1805 году священник Ильинской церкви Федор Яковлев писал в Св. Синод: « Прошлаго 1804 года апреля 2-го дня по просьбе оной церкви прихожан дано указное дозволение придельную церковь по тесности оной с входной стороны не касаясь алтарей и святых приделов распространить и при той трапезе по способности сделать одну кладовую палату, так же и имеющуюся при оной церкви старинного каменного строения пришедшую в ветхость колокольню разобрать и вместо оной по сделанному плану построить новую. Что у нас сие и сделано, а затем нужно теперь и оную постройку внутри церкви выщекатурить также на придельной церкви деревянную и на колокольни железную крышу… для лучшей прочности выкрасить». А средства на это давали прихожане.

К приходу храма относились улицы Ильинская, Новослободская, Соборная площадь, Почтовая, части Астраханской, Соборной, Мясницкой улиц, Архиерейская слобода, некоторые дома по реке Лыбедь, где проживали все дворяне, да священнослужители, да купцы, да мещане – люд благочестивый.

Среди прихожан была и дворянка Агафья Мельгунова, и купец Федор Николаевич Рюмин.

Об Агафье Мельгуновой мы вам расскажем несколько подробнее, ведь это та преподобная мать Александра первоначальница Дивеевского монастыря.

Она родилась в конце 1720-х начале 1730- годов в благочестивой семье и происходила из старинного рязанского рода дворян Степановых, известных с середины 16 века. Им принадлежали земли около самой Рязани на речке Павловке и в деревнях Писцовой и Бородатовой (недалеко от которой, кстати, родился бл. Василий Кадомский). Отец служил отечеству на военной службе в драгунских полках. Умер он скоро. Прасковья Андреевна, мать Агафьи, выдала дочь рано замуж за сына помещика Мельгунова. Яков Иевич Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку и был старше жены на 6-7 лет. Агафья Семеновна недолго была замужем. Ее супруг скончался в 1755-56 годах в чине подпоручика. Агафья, которая, несмотря на то, что была молода, богата и хороша собой и имевшая дочь, хотела посвятить свою жизнь служению Богу. Для этого она отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь. Там она приняла тайный постриг, там она сподобилась увидеть Божию Матерь, которая возвестила ей свою волю устроить монастырь в том месте, где Она укажет. Этим местом и было место недалеко от Саровской пустыни, где позже ею был основан Дивеевский монастырь. В 1764 году умерла ее дочь.

Для Александры это было указанием свыше. В 1766 году она вернулась в Рязань, где продала все свое имение, и отпустила крестьян на волю. Все вырученные средства она отдавала на храмы (в том числе и Ильинскому храму) и монастыри, а так же окормляла нищих и сирот. Все эти хлопоты отняли у нее много сил и ей пришлось долго лежать в болезни в своем доме в Рязани. Вернулась она в Дивеево только в конце 1767 года. Она прожила 20 лет в келье, которую устроила во дворе дома священника о. Василия. Он в свою очередь ушел после смерти жены в Саровскую пустынь.

Умерла мать Александра 13 июня 1789 года. Преподобный Серафим Саровский свято чтил матушку Александру. «Великой женой» он называл ее. А труды ее были велики. Она трудилась как простая крестьянка, не заботясь ни о внешности, ни о здоровье. Ее трудами разрастался и хорошел Дивеевский монастырь, основание которому было положено благословенной грамотой Преосвященного Палладия, епископа Рязанского 24 сентября 1773 года.

И ты, паломник, проходя мимо Ильинского храма, вспомни эту Великую жену мать Александру, которая была когда-то простой прихожанкой этого храма.

Продолжим же наше знакомство с историей храма.

В 1817 году церковный староста Ильинского храма купец Федор Рюмин обратился с покорнейшим прошением в консисторию о том, что «некоторые из прихожан… имеют усердие для лучшего оного благоговения в приделе св. Иоанна Богослова сделать на собственную сумму новый иконостас и поставить оный, не снимая Святого престола и жертвенника. Так же и стены в оной расписать…» Просьба его была удовлетворена.

В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной стороны и южной были пробиты арки для соединения с пристройками. В этих пристройках были устроены приделы, в них перенесены престолы из трапезной (1877).

Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой.

Ильинский храм изменился значительно после перестройки и, Слава Богу, что журнал «Рязанские епархиальные ведомости» оставил нам описание его, ведь дальнейшая его судьба была ужасна. «Длина церкви от входа до восточной стены алтаря –12 саж, высота настоящей церкви внутри 25 аршин, трапезной 4 арш., ширина настоящей 25 арш, и трапезной 15 арш. Входных дверей три, паперть одна - с западной стороны под колокольней. Высота колокольни простирается до 10 саж. Глава церкви одна. Алтари разделены между собой каменными стенами с проходом и от средней части храма отделены иконостсами; главный из них в 5, придельные в 3 яруса: все они нового устройства».

Между святыми иконами наиболее почитаемой была икона Смоленской Божией Матери. К ней прибегали все прихожане как к чудотворной. Это была большого размера икона древнего письма. По преданию она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году она чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. По документам, хранящимся в архиве, пока не удалось узнать, где в настоящее время находится этот образ.

Ильинский храм долго жил своей чистой жизнью пока не нагрянули грозные события. На церковь началось гонение. В Кремле многие храмы пустовали, и только Ильинский храм пока служил службу.

С.Д.Яхонтов, рязанский историк-архивист вспоминал: «…Я припоминаю и теперь, какое количество огромное народа стекалось к Ильинской церкви. Приход этот стал центром проповедничества. Бывало, услышишь благовест Ильинского колокола, имевшего звуки какие-то тревожные, набатные и спешишь туда… Проповедник прот. Климентовский, светский учитель Н. Если был у всенощной Борис (Соколов), он сам выходил на солею пред иконой Спасителя, читая молитву: «Сподоби, Господи, день сей…»

«Тревожные набатные звуки Ильинского храма перестали звать прихожан в храм раньше, чем был прекращен церконый звон особым постановлением Президиума Рязанского райисполкома 10 октября 1934 года. Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого времени безбожное время безбожно терзало, перестраивало и перекраивало храм. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания» и в срочном порядке были приняты необходимые меры. Уже на нашей памяти, когда все храмы стали передаваться церкви, Ильинскому храму грозила участь стать дворцом бракосочетания. На фасаде здания появились фигуры мужчины и женщины. Так Рязань хотела отпраздновать свое 900-летие. Но Богу было угодно другое

И вот 3 февраля 2000 года состоялось событие, которое не оставило равнодушным горожан. Храм Ильи Пророка был вновь освящен, вновь колокольный звон зовет прихожан в церковь.

Может это молитвы ушедших предков, благочестивых священнослужителей этого храма помогают нам. В ограде Ильинского храм был захоронен протоиерей Александр Боголюбов, которого знала и любила Рязань. Алексей Климентовский, священник этого храма был приговорен к 3 годам высылки в Казахстан за свое приверженность православию. Он умер по дороге в ссылку в г. Семипалатинске. А матушка Александра Дивеевская, чьи мощи были обретены в праздник Воздвижения креста Господня 14 сентября 2000 года, причислена к лику святых земли Русской.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Два дня назад в журнале "Русский паломник" № 47 за 1897 год нашла портрет основательницы Дивеевского женского монастыря преподобной Александры (в миру Агафьи Семеновны Мельгуновой).

Преподобная Александра
Преподобная Александра

О проекте