Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

В Псковской области будут выставлены спасённые предметы из рязанского имения семьи Мусоргских.



В марте 2009г. исполняется 170 лет со дня рождения М.П. Мусоргского. Удивительно, но факт, что в Рязанской области эта дата никак отмечаться не будет, хотя, как выяснилось, наша область имеет прямое отношение к сохранившимся реликвиям семьи великого композитора. Ну что ж, порадуемся за других.

Творческая интеллигенция Великих Луках встретится 11 марта. Как сообщили в комитете культуры администрации города, встреча состоится в детской музыкальной школе №1 им. М.П. Мусоргского.

В честь 170-летия со дня рождения великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского здесь состоится «Чаепитие с Мусоргским».

«Это образное название дано не случайно и подкреплено вещественно: присутствующим будут представлены самовар, ваза для фруктов и фотографии, принадлежавшие семье родного племянника композитора - Георгия Филаретовича Мусоргского», - сказали в комитете.

Все эти предметы быта из Рязанского поместья Мусоргских как реликвию ушедшего дворянского рода долгие годы бережно хранила внучка управляющего имением Галина Базарова. Она убеждена, что вещи и фотографии, имеющие явную историческую ценность, должны храниться в музее Мусоргского на родине композитора в поселке Наумово Куньинского района.

От имени дарителя на «Чаепитии с Мусоргским» выступят исследователь биографии великого композитора, член Союза писателей Николай Новиков и его супруга Ольга Новикова. Личные вещи и еще никогда не публиковавшиеся фотографии рода Мусоргских будут переданы музею композитора.

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в имении небогатого помещика, в селе Карево ныне Куньинского района. Детские годы провел в имении родителей. Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-1856 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано «Подпрапорщик». В середине 50-х познакомился с Даргомыжским, Стасовым и Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его музыкальное развитие. Решив посвятить себя музыке, в 1858 ушел с военной службы.

В конце 50 - начале 60-х годов Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений. В 1863-66 работал над оперой «Саламбо». В середине 60-х начал создавать песни и романсы на слова Некрасова, Шевченко, Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя.

Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» по мотивам народных сказок и легенд и неоконченная опера Мусоргского «Женитьба».

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. В 70-х годах Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 века «Хованщина», идея которой была ему подсказана Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» по повести Гоголя. Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» «Песни и пляски смерти», сюиту для фортепиано «Картинки с выставки». В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали Лядов и Кюи. Самостоятельный вариант ее завершения принадлежит Шебалину.

Псковская лента новостей"

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

21 марта 1839 года, 170 лет назад родился Модест Петрович Мусоргский. Он был из княжеского рода, Рюрикович. Наш гениальный русский композитор явил всему человечеству мятущуюся душу русскую. Его оперы «Хованщина», «Борис Годунов» можно назвать народными драмами.

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться. /Из письма М.Мусоргского В.Стасову от 7 августа 1875г./

В этом письме к критику Стасову Мусоргский называет свою музыку смелой, искренней речью к людям. Для нас крайне важны также духовные и национальные особенности его музыки.

Родоначальник его фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. В их семье вся история России воспринималась как поле семейных трагедий и великих свершений. Модест родился в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) Псковской губернии. Находилось оно в озёрном, довольно живописном крае.

Со своей родиной композитор поддерживал постоянную связь. Его интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. Глубоко волновала его история Псковской земли, стародавние псковские выражения нередко встречаются в его письмах. «Няня, — писал Мусоргский в "Автобиографической записке", — близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел ещё понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано».

Мать его, Юлия Ивановна, была хорошо образована, и первые музыкальные навыки он получил от неё. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвёз его в Петербург учиться. С отроческих лет Модест Петрович ищет поприще служения Отечеству. В 1856 году он окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в лейб-гвардии Преображенского полка, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ, но не оставлял занятия музыкой.

Музыкальный кружок Балакирева, известная «Могучая кучка» композиторов-патриотов России, имел огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, показал ему его настоящее призвание. Он начинал с малых форм, известность ему принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1874 году и сразу же признанная выдающимся произведением всей Россией. В течение десяти последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз, но затем... снят с репертуара. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 году, когда композитора уже не было в живых.

Это говорит о том, что удары судьбы и интриг, непонимания посыпались на него уже смолоду. В сюжетах из отечественного прошлого, из великой русской литературы, прежде всего, Пушкина и Гоголя, искал он ответ на животрепещущие вопросы современности.

«Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной», оперой из времён стрелецкого бунта. Литературного произведения, которое могло бы послужить основой для либретто оперы, не находилось, и Мусоргский решил сам сочинить сюжет. Речь он считал главным средством выражения чувств и характеров человеческих.

Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял ещё одну оперу. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и песнями, Мусоргский одновременно замышлял третью народную музыкальную драму — о Пугачёвском восстании. Увы...

Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений, и, отстаивая их, он впадал в депрессию, что и привело его к разрушившему здоровье винопитию. Он, признанный композитор, был вынужден жить случайными заработками.

Композитор скончался 28 марта 1881 года в военном госпитале. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет Мусоргского был написан Ильёй Репиным за несколько дней до смерти композитора.

Ныне забытый стихотворец Г.А.ЛИШИН написал на кончину композитора торжественное стихотворение, в котором были такие строки:
Он звуками умел нарисовать
И дня рассвет, и мчащиеся тучи,
И ропот волн, и колокол могучий,

И гром войны, и мира благодать...

Туч и громов в судьбе Мусоргского было больше, чем тихих рассветов. Но самый впечатляющий образ древней столицы дан им в его гениальном произведении «Рассвет над Москвой-рекой». В нём особенно ясно видна непоколебимая страсть русского таланта искать прошедшее в настоящем.

Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ
"Русский Дом"
Изображение пользователя admin.

Если кто знает, о каком имении семьи Мусоргских идёт речь - сообщите народу.

Изображение пользователя admin.
Сообщаю «народу» со слов нашего краеведа Тамары Николаевны Цукановой, которой я позвонила по телефону, прочитав комментарий:
В селе Ирицы Шиловкого (ныне) района находилось имение родного брата Модеста Петровича Мусоргского, Филарета Петровича. Рязанские краеведы полагают, что композитор никогда не бывал в этом имении. Но родственные чувства связывали его не только с братом, но и с его детьми, племянниками Татьяной и Георгием, которых Модест Петрович очень любил и посвятил им пьесу «Кукла» из цикла «Детская». Георгий Филаретович стал морским офицером и не порывал всю жизнь с Рязанским краем, жил и умер в Рязани. Обосновалась в Рязани и его дочь, внучатая племянница великого композитора Татьяна Георгиевна. К ней в последние годы её жизни приезжал знаменитый певец, солист Большого театра Евгений Нестеренко, и не один, а со скульптором Виктором Думаняном, который работал над памятником Модесту Петровичу и привёз на согласование Татьяне Георгиевне макет. Памятник был установлен в селе Карево-Наумово в Псковкой области.
Благодаря Татьяне Георгиевне Мусоргской и её знакомству с Евгением Нестеренко возникла связь Рязанского клуба ОЛИМП (Общество любителей изобразительного искусства, музыки, поэзии), которым руководила многие годы Тамара Николаевна Цуканова, с Большим театром, и члены клуба бывали в Большом желанными гостями. Ну и, конечно, присутствовала в клубе память о великом композиторе, тем более о нём постоянно напоминал его бюст работы скульптора Думаняна, подаренный им клубу. Сейчас он находится в нотно-музыкальном отделе Рязанской областной библиотеки им. Горького. И, конечно, в Рязани о юбилее композитора не забыли. К Тамаре Николаевне приходила Людмила Горбач, музыковед музыкального училища им. братьев Пироговых, за материалами о рязанских потомках композитора в связи с готовящимся в училище юбилейным концертом. Кстати, одним из лучших исполнителей партии Бориса Годунова в одноимённой опере Мусоргского был Александр Пирогов, о чём очень подробно и интересно написал в своей пока неизданной книге «Сын Оки» его сын Олег Пирогов.
Подробнее о связи Мусорского и его потомков с нашим краем можно узнать из статьи Евгения Данилина «Метаморфозы судьбы», опубликованной в газете «Еженедельник-7» 26.12.2005.
В камерном зале областной филармонии состоится концерт цикла «Знаменитые юбиляры», посвящённый М.П. Мусоргскому, пианист Щербаков будет как раз играть упомянутый цикл «Детская», а певица Татьяна Куинджи исполнит романсы и арии.
2-4 апреля в Рязани пройдёт традиционный детский вокальный конкурс им. Пироговых, на котором будет вручён специальный приз за лучшее исполнение произведений Мусоргского.

Ирина Крсногорская

О проекте