Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Фотографический атлас Земли Русской



Российская империя начала ХХ века в фотографиях Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944)

Сергей Михайлович Прокудин-Горский 1905-1907. Зимним вечером 1909 года в одном из залов Александровского дворца в Царском Селе в присутствии императора Николая II и членов августейшей семьи происходило следующее. На стене натянули большой белый экран, напротив установили необычного вида проектор. Погасили верхний свет - и вдруг полумрак прорезали три ярких разноцветных луча, сошедшиеся в одну точку на экране, где перед пораженными зрителями стали возникать цветные изображения: панорамы городов, виды сельской местности, жанровые сцены... Так рождался новый вид искусства - цветная фотография. Хотя правильнее эти изображения называть цветными проекциями со слайдов. Их в тот день демонстрировал в Царском Селе замечательный русский ученый и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, разработавший оригинальный метод цветной съемки и уникальную технику для создания и показа цветных снимков.

Он родился в городе Муроме Владимирской губернии. Учился в Александровском лицее, далее в Технологическом институте, где преподавал Дмитрий Иванович Менделеев. Увлекался химией, участвовал в научной работе. После института в 1880-х годах продолжил образование в Германии, где впервые заинтересовался цветной фотографией. Исследованиями по цветовоспроизведению Прокудин-Горский занялся сначала в Берлине, в лаборатории профессора А. Мите, затем в Париже, в лаборатории известного химика Э.-Ж. Момене.

Интерес к фотографии в то время во всем мире был необычайный. В России как грибы после дождя повсюду открывались фотографические объединения. В 1878 году по инициативе Д. И. Менделеева создается фотоотдел Императорского российского технического общества (ИРТО). Возвратившись на родину, Прокудин-Горский активно включился в этот процесс. Он разработал несколько учебных курсов по технике фотографии, издавал журнал «Фотограф-любитель» и руководства по фотоделу.

В 1890 году Сергей Михайлович женился на Анне Александровне Лавровой - дочери известного русского металлурга Александра Степановича Лаврова (1838-1904). Лавров был директором «Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов», Прокудин-Горский занимал там должность директора правления, но главным его делом по-прежнему оставалась фотография. В 1898 году он - уже признанный специалист - становится членом фотоотдела ИРТО, на заседаниях отдела часто выступает с докладами о своих исследованиях, организовывает при ИРТО курсы практической фотографии для многочисленных энтузиастов «нового изобретения человечества». Наконец, в 1901 году в Санкт-Петербурге была открыта «Фотоцинкографическая и фототехническая мастерская С. М. Прокудина-Горского». В ней выдающийся мастер проводил эксперименты по созданию новых технологий 801560«светописи» и окончательно доработал свой метод цветовоспроизведения. Впервые с сообщением об этом методе Прокудин-Горский выступил в конце 1902 года, а в 1905-м продемонстрировал в собрании специалистов более 70 цветных снимков, сделанных им в разных уголках страны. Представленные работы отличались высоким качеством цветопередачи и невероятной достоверностью. Они удостоились самых высоких оценок профессионалов. Некоторые отмечали, что автор даже превзошел своего немецкого учителя Мите. Опуская специальные подробности, скажем, что «ноу-хау» Прокудина-Горского действительно явилось

выдающимся достижением того времени, получившим признание не только на родине: свои работы Сергей Михайлович с триумфом демонстрировал в Риме на Международном конгрессе по химии, на выставках в Голландии и Франции. В России же его избрали почетным членом Русского фотографического общества и председателем фотографического отдела ИРТО.

Весной 1908 года С. М. Прокудин-Горский посетил Ясную Поляну, где несколько дней гостил у Льва Толстого. Он сделал цветной фотографический портрет писателя. По его словам, Толстой живо интересовался «вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Как уже говорилось, фотография в то время была чрезвычайно популярна. Ею занимались даже члены царской семьи, включая самого императора. Известие об изобретении Прокудина-Горского скоро дошло до императорского дворца, куда Сергея Михайловича и пригласили в 1909 году для демонстрации своего детища.

Между тем изобретатель давно вынашивал грандиозный замысел - создать фотографический атлас Земли Русской. Теперь эта идея нашла поддержку у Николая II. Прокудину-Горскому выделили комфортабельный пульмановский вагон с фотолабораторией и снабдили документом, согласно которому ему «высочайше дозволялось пребывать в любых местах Государства Российского, независимо от существующих режимов секретности», а также предписанием министра путей сообщения всем официальным лицам всемерно содействовать «царскому фотографу» в любом месте и в любое время. В первую очередь Прокудин-Горский адресовал свой замысел молодому поколению, желая познакомить детей и юношество с историей и географией огромной империи, ее промышленными достижениями, этническим разнообразием, природными богатствами, для чего мечтал оборудовать проекторами все российские школы и гимназии.

В 1909 году началось это беспрецедентное путешествие. Центральные губернии, Средняя Азия, Кавказ, Урал, Сибирь... Прокудин-Горский побывал в самых удаленных уголках страны. Результатом стали несколько тысяч снимков - уникальная фотоэнциклопедия тогдашней России. Сергей Михайлович много раз встречался с Николаем II, рассказывал императору о своих поездках, делился сокровенными мыслями о пользе фотографии в деле народного просвещения. Император, всецело разделявший эти мысли, даже заказал фотографу специальный альбом для цесаревича Алексея, чтобы наследник престола лучше знал страну, которой ему предстояло управлять.

(Заметим в скобках, что на создание аппаратуры, закупку необходимых материалов и на производство снимков Сергей Михайлович тратил собственные весьма немалые средства. Временами он испытывал серьезные финансовые затруднения и не раз обращался к властям за поддержкой, но даже предложение передать дело под опеку какого-либо учреждения было отклонено. Компаньонов удалось найти лишь в 1913 году, когда совместно с пионером цветной кинематографии С. О. Максименко было организовано товарищество «Торговый дом С. М. Прокудин-Горский и Ко», а затем акционерное общество «Био­хром».)

Помимо фотографий Сергей Михайлович интересовался и кино. В 1911 году в Самарканде он опробовал сделанный им киноаппарат для цветной съемки. Однако качество фильма его не удовлетворило (к кино он вернется позднее, уже будучи в эмиграции).Витебск. Успенский и кафедральный собор. Фотография 1912 года. LC-DIG-prokc-20428 Фотография С.М.Прокудина-Горского

В 1913 году Прокудин-Горский с ошеломляющим успехом демонстрировал свои слайды в одном из парижских кинотеатров, после чего иностранные фирмы засыпали его самыми соблазнительными предложениями, но Сергей Михайлович хотел работать только в России и для ее блага.

Миссия «царского фотографа» уже близилась к завершению, когда началась Первая мировая война. Сначала он какое-то время работал на линии фронта, затем передал свой вагон-фотолабораторию для нужд армии, а сам занялся цензурой привозимых из-за границы кинолент и обучением пилотов аэрофотосъемке. После Октябрьской революции Прокудин-Горский короткое время был профессором фотокиноинститута, однако всем известная его близость к царю грозила большими неприятностями, и в марте 1918 года Сергей Михайлович вместе с семьей уехал за границу, вывезя с собой большую часть фотоархива (аппаратура осталась в России и со временем пропала). Сначала он оказался в Норвегии, через два года переехал в Англию, а в 1922-м осел во Франции. В эмиграции продолжал заниматься своим любимым делом - фотографией. В Ницце работал с братьями Люмьер. Затем в Париже вместе с сыновьями, которые пошли по стопам отца, открыл фотоателье. Продолжал исследования, публиковался в научных журналах, выступал перед соотечественниками с лекциями. Возвратился к цветному кино. Умер в Париже и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

В 1948 году фотоархив С. М. Прокудина-Горского приобрела у его родственников Библиотека Конгресса США. Там он хранится до сих пор. Коллекция включает 1900 стеклянных негативов и 2700 контактных отпечатков. Несколько лет назад с использованием современной компьютерной технологии обработки были созданы их цветные изображения на бумаге, ставшие таким образом доступными самой широкой зрительской аудитории. Из этого огромного разнообразия мы предлагаем вниманию читателей «Московского журнала» лишь небольшую часть.

Все цветные репродукции - из собрания Отдела эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса США (www.loc.gov)

Московский журнал

См. также: Фотографии Рязани, сделанные Прокудиным-Горским

Фотографический атлас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русскойас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русской Фотографический атлас Земли Русской
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте