Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Свой Луи Дагер. (О фотографе Владимире Николаевиче Либовиче)



Татьяна Синельникова

18 ноября 2007 г. исполнилнилось 220 лет со дня рождения Луи Дагера - французского изобретателя первого фотоаппарата. Это увлечение захватило многих людей того времени, не оставляет оно нас и сейчас.

Архивные документы, как ни странно, заставляют думать не только о минувшем, но и о том, как мы живем сейчас, как нам жить дальше. Они обладают, порой, большой силой нравственного внушения. Будто голос предков окликает нас, предостерегает, направляет, предсказывает, пророчит.

Фотография - это тоже документ. Уникальный. Неповторимый. Зримый. Застывшее мгновение, застывшая история. Нашему городу повезло: так как в нем совсем еще недавно работал и творил художник-фотограф Евгений Николаевич Каширин, завораживающий своим словом и фотографиями. Так и много лет тому назад то же делал фотограф с нерусской фамилией Либович. Почему он выбрал для своей работы именно наш город, мы затрудняемся ответить. Из воспоминаний людей, знавших Владимира Николаевича, известно, что он обучался в ремесленном училище в Калуге у Довангофа, потом, женившись на его племяннице, переехал в Рязань. Он именовал себя турецкоподданным. Был ли он таковым или нет - это не важно. Важно другое: на Соборной улице в доме Батракова он открыл свою фотографию, и рязанцы потянулись к нему. Во-первых, каждому было интересно это новшество, а во-вторых, сам обладатель фотографии был человеком незаурядным.

Варвара Петровна Перова (в замужестве Казакова) выпускница Рязанского женского епархиального училища. Фото Либовича из семьи Татьяны Шустовой.
Варвара Петровна Перова (в замужестве Казакова) выпускница Рязанского женского епархиального училища. Фото Либовича из семьи Татьяны Шустовой.

В местной газете обладатель фотографии поместил рекламу о том, что он «делает успехи по части разных технических новшеств. Одним из таких новшеств было его изобретение «фотографирования на шелковой ткани» за что он удостоен был высшей награды на Всемирной Парижской Выставке. Рязанцы могли не только увидеть своими глазами образцы его работ, но и заказать эти снимки на шелке тут же на Соборной.

Дела у Либовича пошли на редкость удачно и легко, и вскоре Владимир Николаевич смог купить себе дом на Астраханской улице (рядом с аптекой, ныне не существует), в котором он устроил свою фотографию. Это было между 1890 и 1897 годами.

Варвара Перова. Обратная сторона фото
Обратная сторона фотографии

Когда в 1884 г. в Рязани была создана губернская ученая архивная комиссия (РУАК), Владимир Николаевич стал ее членом. И началась его другая работа уже на благо того города, в котором он стал жить. В журналах заседания комиссии можно часто встретить его имя. В 1886 г. он предложил издать альбом рязанских древностей и безвозмездно передать для архивной комиссии 150 фотографических снимков. Он представил на суд комиссии фотографии с карты славянского мира, коллекцию снимков с древних вещей, найденных рязанским археологом Черепниным при раскопках Кузьминского могильника, фотографии древних церквей и монастырей Рязанской епархии. Он с большой охотой выезжал на раскопки, ездил по всей губернии не только чтобы самому увидеть «старину», но и запечатлеть ее для своих земляков. В 1891 г. он представил в РУАК снимки с летописной записи из рукописной следованной Псалтири, написанной попом Марком, об основании нашего города. За это ему была объявлена благодарность, а снимок был послан в Археологический институт с просьбой дать заключение относительно «палеографических признаков, которые бы указывали на время составления записи». Этот снимок положил начало подготовки празднования 800-летия основания г. Рязани.

15 мая 1894 г. Либович вместе с археологами Черепниным А.И. и Фон Риттихом посетил Солотчинский монастырь, где запечатлел останки (череп) великого князя Олега Рязанского, находящиеся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы на фоне его великосхимнического портрета. Череп великой княгини Евфросинии, в монашестве Евпраксии, к сожалению, фотограф не смог сфотографировать, так как они распались на отдельные кости. Эта поездка в святое для многих рязанцев место оставила неизгладимое впечатление для всех ее участников. Позже на заседании ученой архивной комиссии все с воодушевлением рассматривали фотографии и говорили о заслугах великого князя рязанского Олега перед своим народом и родиной, защищали его от нападок критиков и даже возбуждали вопрос о сооружении монументального памятника «славному владетелю древне-рязанской земли».

По воспоминаниям людей, хорошо знавших Либовича, в 1902 г. он почему-то закрыл своё дело и продал фотографию Е. А. Гончаровой – жене коллежского советника, племянника писателя Гончарова. В этот период она жила в Рязани. Елизавета Александровна была эмансипированной женщиной, общественной деятельницей и заступницей прав женщин: участвовала в женском движении в России, была членом русского союза женщин, делегаткой многих женских конгрессов за рубежом. Купив дом и фотографию Либовича, она оставила за собой право на фирму «Либович», которая была уже достаточно известна. Так на фотографиях и остались оттиски: «Либович-Гончарова». После продажи фотографии Либович уехал в Калугу, а у Гончаровой дела пошли не очень удачно, и в 1910 г. она ее продала Виктору Кувшинову.

Но для нас Владимир Николаевич оставил ряд интересных фотографий известных и неизвестных рязанцев, зданий, церквей и монастырей г. Рязани, а так же событий, происходящих в нашем городе. Как человек любящий свою профессию, он оказывал неоценимые услуги ученой архивной комиссии, постоянно выезжая и фотографируя все интересное, что происходило вокруг него. Уникальными для нас стали его фотографии. Дело, которому он посвятил жизнь, продолжалось почти 30 лет. Член Парижской национальной академии, участник зарубежных выставок и обладатель многих наград, он любил Рязань и рязанцев, оставив нам неповторимые образы прошлого.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте