Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Первая в Рязани передвижная выставка (5 апреля 1906 год)



Татьяна Синельникова

Художник А.А.Киселев-Камский
Художник А.А.Киселев-Камский

Мы с вами жили в ХХ веке. Он ушел, оставив о себе разные воспоминания разных поколений людей. Что такое столетие для вечности? Миг, мгновение! А для человечества - это уже история со всем, что в ней было, и хорошим, и не очень. 1906 год… Начало ХХ века. Страницы местной газеты «Рязанские губернские ведомости» пестрели разными заметками: наряду со списками раненных, убитых и пропавших без вести в русско-японской войне, можно было увидеть рекламу на подписку какого-нибудь модного журнала или прочитать объявление нового акционерного общества, статистику заболеваний острыми заразными болезнями в губернии, торги на имения - и рядом – публиковались материалы о событиях в культурной жизни города. Надо сказать, что культурная жизнь в Рязани значительно оживилась в этот период. Концерты и спектакли известных актеров и исполнителей: Южина, Яблочкиной, Оленина, Колосовой, Федоровой 2-ой и др., устроение любительских спектаклей - оживили жизнь провинциального города.

И вот еще одно событие: в помещении летнего театра в саду обществава Трезвости на углу Мальшинской и Левицкой улиц 5 апреля 1906 года впервые открылась выставка художественных произведений, устроенная Е.К.Киселевой в пользу голодающих Рязанской губернии. Каталог этой выставки насчитывал до 364 картин, чертежей, рисунков мастеров высокого класса. Это было потрясающее событие для многих любителей этого вида искусства нашего города. Газета «Рязанский вестник» постоянно сообщала об этом событии - и было о чем писать!

Проведение первой в Рязани передвижной публичной художественной выставки, хотя и связано с именем Екатерины Алексеевны Киселевой, однако непосредственное участие в ее организации принял ее супруг- художник А.А. Киселев - Камский. В конце марта 1906 г. в губернских газетах было опубликовано письмо, подписанное Е.Киселевой, женой штабс-капитана 137 пехотного Нежинского полка, в котором она обращалась к своим соотечественникам «с покорнейшей просьбой». Дело в том, что эта известная в Рязани «устроительница концертов и спектаклей» решала организовать на Светлой и Фоминой неделях (с 3 по 16 апреля 1906 г) выставку картин с тем, «чтобы весь сбор, полученный от продажи входных билетов с посетителей, поступил бы на усиление средств, организованных во многих селах и деревнях, столовых для бедного голодного крестьянского рабочего люда или же на открытие новых бесплатных столовых». Всех, изъявивших желание принять участие в этой выставке, Екатерина Алексеевна приглашала присылать свои работы на ее имя в дом Ралгиной, который находился на углу улиц Садовой и Вознесенской. Представители высших слоев нашего города, а также художники, артисты, поэты - хорошо знали этот дом: в нем проживали супруги Киселевы. Кто был из них двоих известней в нашем городе – сказать трудно. Но то, что Бог подарил их друг другу, это бесспорно. Супруг Екатерины Алексеевны не был уроженцем Рязани: сюда он попал первый раз в 1895 г. Родина его была далеко от наших мест - небольшое село Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии. Родился он в обычной крестьянской семье, известной, может быть тем, что его дед был крепостным знаменитых Строгановых. С малолетства он любил природу: рыбалка, ночное, купание в реке - детство хоть и нищее, а оставило прекрасный след в его богато одаренной Богом душе.

Родные вспоминали, что рисовал он всегда, но первые серьезные стремления к живописи связаны у него были с театром: сначала он рисовал декорации к любительским спектаклям, затем – уже работал в профессиональных театрах (на военной службе оформлял декорации для Ярославского городского театра). Судьба его занесла в Рязань, где он встретил необыкновенную девушку, влюбленную в искусство, театр, красоту, с которой и связал он свою судьбу навсегда.

Встреча и знакомство этих двух людей не были случайными, и в семейных архивах осталось воспоминание об этом удивительном событии.

Екатерина Киселева, урожденная Дмитриева, происходила из довольно обеспеченной мещанской семьи; была образована и от природы одарена многими талантами. Женитьба их произошла при несколько романтических обстоятельствах. Друг Киселева-Камского (Камский - вторая его фамилия-псевдоним) влюбился в прекрасную девушку, но боялся ей открыться в своих чувствах: он попросил это сделать Александра Александровича. Тот согласился выполнить предложение друга. Девушке (а это была Екатерина Алексеевна Дмитриева) был нанесен визит, и от имени влюбленного было сделано предложение. Но, к сожалению, или радости, сердце девушки было свободно. Тогда Киселев - Камский спросил: «А за меня замуж Вы пойдете?» В ответ он услышал неожиданное: «Да!»

Женившись на удивительно привлекательной, общительной, умной девушке, Александр Александрович остался в нашем городе. Екатерина Алексеевна вскоре нашла применение и своему таланту, и своим склонностям и энергии: она стала заниматься организацией концертов и спектаклей в Рязани. Благодаря ее усилиям, в город на гастроли стали приезжать видные артисты, певцы, балерины. Природный ум, дружелюбие, общительность и энергия этой женщины привлекали к себе внимание творческих людей. Многие из тогдашних знаменитостей были в Рязани и посещали дом Киселевых.

Александр Александрович отдавал свою жизнь творчеству тоже, он любил и ценил театр, не прекращал свои занятия живописью. В 1901 г. он впервые попал в Третьяковскую галерею, в которую влюбился сразу и навсегда. Впечатление от полотен оказалось неизгладимым: он всю жизнь вспоминал о своем первом знакомстве с сокровищницей русской живописи. Его не покидала мысль устроить передвижную выставку в Рязани, чтобы на ней было представлено, как можно больше хороших картин и чтобы их увидело как можно больше людей.

И вот наступил 1906 год. Рязанскую губернию охватил сильный голод. В первую очередь от него пострадали крестьяне. В их пользу устраивались спектакли и концерты, открывались столовые. И А.А.Киселев - Камский решил первую выставку провести в пользу голодающих крестьян Рязанской губернии. Но ее организация была делом огромной сложности. Почему-то губернское начальство дало разрешение на ее проведение с условием, если этой организацией займется женщина, т.е. супруга Александра Александровича. Но как бы там ни было - разрешение было получено. Теперь перед устроителями встал вопрос, где взять картины, и были нужны такие картины, которые могли бы привлечь внимание зрителей и покупателей. Супруги Киселевы, имевшие большие связи в различных кругах, стали их использовать для осуществления своих благих целей. А.А. Киселев - Камский специально поехал в Москву, чтобы попасть в мастерские известных художников и вел с ними переговоры, чтобы они представили свои картины на рязанской выставке. Много ценного удается Киселевым достать у местных коллекционеров.

Так, известная в нашем городе женщина Е.А.Гончарова - видная общественная деятельница, жена племянника известного писателя, предложила для выставки несколько своих замечательных картин: И.К. Айвазовского «Море», Н.И.Иванова «Полевая дорога средней России», Куроедова «На Волге» и «Березовая роща». Она также представила картину старой испанской школы «Св. Антоний» и скульптуру по дереву парижской школы.

Много картин на выставку дали известные в городе меценаты Малашкины. Среди них картины: В.Д.Поленова «Река Таруса Рязанской губернии», два рисунка Бема; картина Ворошилова «Мальчик с собакой», Горохова «Дровосек», Дурова «Этюд с рельефом» и др.

Известные и малоизвестные художники и собственники картин жертвовали работы и для благотворительной лотереи. Так, Бедросов К.П. для лотереи пожертвовал картины «В саду», «Уголок сада»; А.Н.Соболев подарил для лотереи 5 картин, В.А.Гиляровский - предложил работу Богословского «На южном берегу Крыма».

Широко представлены были на выставке картины нашего художника-академика, Н.В.Шумова (†28 августа 1905), известного своими работами не только в Рязани, но и по всей России, где он украшал храмы, писал иконы. Картины поступили, как из частных коллекций, так и получены от его родственников: «Ангел молитвы» - его копия с картины Фон-Неффа, «Спаситель в терновом венце» - копия с Гвидо-Рени, и др. Известный в Рязани художник и преподаватель живописи в епархиальном училище Пырсин С.А. дал для выставки 13 своих картин. Среди них «Этюд старика», «Женский портрет».

Что интересно, на первой выставке были представлены не только картины, но и фотографии. Уже в те времена к этому виду деятельности относились как к искусству. Так, Чернов С.М. представил фотографии «По Трубежу», «Смотр В.К.Сергеем Александровичем Нежинского полка» (Фотография хранится в фонде ГАРО!). Интересно, что фотографии были сделаны не только в Рязани и России, но и в дальних «заморских» странах. Они знакомили с жизнью и бытом людей иных верований. Фотографии: «Рабочий китаец», «Корейский идол». Всего было представлено 9 фотографий. На выставке были представлены картины, вышитые шелком; уникальной работы ширмы, а также чертежи и рисунки, выполненные учащимися школ.

Первая выставка была подготовлена в содружестве с другом А.А.Киселева - Камского - Владимиром Павловичем Соколовым († 1913 г) и, конечно же, с известным художником - гравером И.П. Пожалостиным. Маститый профессор и удивительно деликатный человек, Иван Петрович пользовался заслуженным авторитетом у горожан, но был прост в обращении и помогал супругам в организации выставки. Киселева - Камского с этим человеком связывала тесная давняя дружба (когда-то Пожалостин давал уроки рисования Киселеву - Камскому, с тех пор они часто встречались в тесном семейном кругу). Пожалостин не поскупился и дал на выставку не только свои произведения, но и картины разных художников, ему принадлежащих.

На выставке были представлены гравюры его собственной работы «Птицелов», «Ян Усмовец». Эти произведения дали известность художнику. Но несомненной ценностью выставки была его работа «Несение креста», за которую он был удостоен звания академика. Не могли быть незамеченными на выставке и портреты И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова, им исполненные. Всего на выставку Иван Петрович дал 14 картин своей собственной работы, а также его портреты, написанные художниками Харламовым и Ростиславовым.

Кстати после письма-обращения Е.Киселевой к художникам, они сразу изъявили желание участвовать в предстоящей выставке. Первыми откликнулись из Москвы художники Архипов, Браиловские, Аполинарий Васнецов, Касаткин, Коровин, Наоковский и Шнейдер. «Рязанский вестник» писал, что талантливый художник Я.Я.Калиниченко лично в Рязань привез на выставку до 30 своих картин.

Вообще же на устроителей выставки большое впечатление произвел А.Е.Архипов. Дочь Киселева-Камского считала его учителем своего отца. Он с большим удовольствием всегда давал свои картины для выставки в родной Рязани. Картины поражали своей свежестью, разнообразием сюжетов, их оригинальностью. «Кое-где пестрели своими фантазиями красочные эскизы декадентского направления», - писали «Рязанские ведомости», но все-таки в картинах преобладал пейзаж, так любимый всеми.

Выставка закрылась 20 апреля. Она вызвала большой интерес в обществе. О ее результатах было объявлено в газете «Рязанский вестник», а в «Рязанских Губернских Ведомостях» было написано о благотворительной лотерее. Картины, этюды, эскизы, рисунки - всего около 60 произведений на сумму 432 р.,- были включены в нее. Польза от выставки была огромная не только в финансовом плане. Рязань удивила своих же земляков талантами и поклонниками. Без тех и других, без их содружества, без любви к родному краю, никогда бы не получилось такого праздника в нашем городе, который перешел в ежегодные художественные выставки.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте