Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Святитель Гавриил (Городков) и А.И.Кошелев (Из личного фонда Кошелевых. Письма 1853 года…)

Татьяна Синельникова

Святитель Гавриил (Городков)
Святитель Гавриил (Городков)

20 апреля исполняется 147 лет со дня преставления святителя Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского, причисленного 12 января 1987 г. Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых. Его любили и почитали многие простые люди за чистоту и высоту духа, милосердие, сердечность и нестяжательность. Уважали и ценили его и люди известные, именитые, ученые, с которыми он дружил и вел переписку. Среди них был известный либерал, славянофил и историк - Александр Иванович Кошелев, получивший блестящее светское образование сначала дома, а затем в Московском университете.

В 1835 г. Кошелев вышел в отставку, женился на О. Ф.Петрово-Соловово и поселился в своем имении – с. Песочня Сапожковского уезда. Его религиозно-нравственные поиски привели к обращению к историческим, а значит и православным традициям России. Это не могло не сблизить его со св. Гавриилом (Городковым), архиепископом Рязанским и Зарайским, вступившим на нашу кафедру в 1837 г. К этому времени св. Гавриил уже был широко известен в России, т.к. вернул в лоно Православной Церкви 60000 заблудших Могилевской епархии. Его знали и ученые люди как истинного знатока и любителя старины: ведь именно св. Гавриил обнаружил среди документов Духовной консистории древние записи об основании нашего города в 1095 году. Святителем был открыт Церковно-исторический комитет, который работал очень оживленно. Плодом его деятельности стали собранные материалы по истории родного края.

Св. Гавриил за свою бытность на рязанской кафедре много восстанавливал и строил церквей и монастырей. Широко было известно его благочестивое отношение к святым иконам. Он приветствовал распространение образования среди простого народа, а в 1851 г. для осиротевших девиц духовного звания св. Гавриил организовал училище, где сироты были окружены теплотой и вниманием не только преподавателей, но и заботой святительской

Точную дату знакомства святителя Гавриила и А.И.Кошелева установить, пока не удалось. Это открытие еще ждет кого-то впереди. Общение и беседы этих двух удивительных людей на нравственно-религиозные темы, взаимно обогащали друг друга, а переписка, сохранившаяся в личном фонде Кошелевых в Государственном архиве Рязанской области, говорит об их тесных связях.

К сожалению, сам личный фонд Кошелевых небольшой и писем сохранилось мало. Но, тем не менее, они очень интересны. Все они периода 1853 года. Они ценны тем, в них чувствуется дух того времени, желания и чаяния этих людей. Переписка в первую очередь касается восстановления храмов в имениях Кошелева. Как уже сказано выше, св.Гавриил охотно отзывался на предложения помещиков о перестройке обветшавших приходских храмов в их имениях, просил у Синода разрешение на их обновление и благоукрашение. Не будем останавливаться на всех письмах, так как все они требуют детального изучения. Одно из них связано с желанием святителя восстановить старинный монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и преп. Сергия Радонежского, существовавший некогда с. Песочне Сапожковского уезда и упраздненный Екатериной II после 1764 г.

Св.Гавриил в своем письме Кошелеву, пишет, что «после их благочестивой беседы», ему пришла мысль о возобновлении бывшей этой обители путем перевода на это место Пронской Спасской пустыни. Дело в том, что ему уже несколько раз докладывали, что Пронская пустынь, находящаяся на левом возвышенном берегу р.Прони недалеко от г.Пронска, требовала немедленного перевода на новое место из-за возможного обвала земли. В своем письме к Кошелеву святитель высказал такое предложение и до построения нового храма в с.Песочня он советовал обратить кладбищенскую церковь в монастырскую. Из переписки видна обоюдная заинтересованность и озабоченность восстановлением древней обители. Но письма эти пронизаны еще и заботой о нуждах сельского духовенства. А.И.Кошелев готов был помочь обители как материально, так и лесом на постройку келий и церкви. Он извинялся только за то, что не мог прибавить обители земли «ибо имение мое и без того по народонаселению малоземельно. Крестьяне имеют только необходимое количество земли, а господская запашка даже весьма недостаточна». Он обещал быть в марте месяце в Рязани и явиться к святителю для дальнейших переговоров.

По-видимому, эта встреча состоялась, и первоначальное предложение о переводе Пронской Спасской пустыни в имение Кошелева было переменено. Но не только религиозно-нравственные беседы, восстановление церквей и храмов связывали этих двух людей.

В широких кругах, как Кошелев, так и святитель Гавриил были известны как люди, много сделавшие для народного образования и просвещения. В с. Троицком, Дегтыные Борки тож, уже в 1853 г. существовало приходское училище, открытое Кошелевым. В нем обучалось 40 крестьянских мальчиков. Кошелев в одном из своих писем просил св.Гавриила назначить в помощь уже пожилому «чернослободскому» священнику молодого диакона, который мог бы «вести школу», которую он желал открыть в Черной Слободе. Святитель своему другу предложил заменить должность диакона на второго священника, от которого было больше пользы, как в церкви, так и в школе.

То, что в личном фонде Кошелевых сохранились не только письма св.Гавриила- архиепископа Рязанского и Зарайского, но копии писем самого Кошелева говорит о том, что Александр Иванович, как историк, придавал большое значение этой дружбе и желал ее оставить для своих потомков.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте