Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Становление духовной школы в Рязани



От святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - через святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси – сеялись в нашем Отечестве благодатные семена просвещения. Первые учителя были людьми духовного звания. Книги, по которым учились грамоте, тоже были духовные: Псалтирь, Евангелие, Жития святых. Центрами просвещения и распространения грамотности являлись монастыри и приходские храмы. Так продолжалось до начала восемнадцатого века.

Реформаторская деятельность Петра I дала мощный толчок для развития многих сфер в жизни страны. Острая потребность государства в образованных людях требовала решить одну из главных проблем времени – проблему просвещения.

В 1714 году государь предписал учредить училища при архиерейских домах и монастырях и учить в них всякого чина детей цифири и геометрии.

В Переяславле-Рязанском епархией тогда управлял ревнитель просвещения Стефан Яворский, сподвижник Петра Великого.

По воле царя, после смерти Патриарха Адриана, Стефан в 1702 году стал Местоблюстителем Патриаршего престола, а в 1721 году – первым Президентом недавно учрежденного Святейшего Синода (один из высших государственных органов в России).

Две наиважнейшие государственные должности митрополита Стефана отлучали его от дел епархиальных. Естественно было ожидать учреждение в своей епархии школы прежде всех других городов, но не доставало времени. Да и учитель из Санкт-Петербурга прибыл только в декабре 1721 года.

Стефан (Яворский)
Стефан (Яворский)
митрополит Рязанский и Муромскипй (1700–1722)
местоблюститель патриаршего престола (1702–1722)

Первым учителем цифирной школы на Рязанской земле был сведущий в математических науках Петр Павлов, присланный из Петербургской морской академии.

Хлопот по школе было много: раздобыть буквари, арифметику Магницкого, таблицы умножения, грифельные доски, грифели и циркули, свечи и бумагу.

Тяжело собрать и учеников. Только к маю по воеводскому указу съехались недоросли, которых надо было определить на житье и прокорм. Помещение для школы было устроено в Симеоновском монастыре, что на Скоморошьей горке (ныне площадь 26 Бакинских комиссаров).

Иванов Н.С.  Вид на Старобазарную площадь в Рязани.
Иванов Н.С. Вид на Старобазарную площадь в Рязани. 1840-е гг. (ныне пл.26 Бакинских комиссаров).
В центре - церковь Симеона Столпника, при которой открылась цифирная школа

7 мая 1722 года, по благословению Стефана Яворского, в Переяславле-Рязанском была открыта арифметическая (цифирная) школа.

Собрали с большим трудом 65 человек «разного званья». Возраст учеников – от 10 до 17, а то и 20 лет. В помощь учителю на две классные комнаты приставили трех отставных солдат. Они топили печи, караулили школу, а во время занятий прохаживались по классам с палками в руках. Мера оказалась не лишней – недорослям, оторванным от вольной деревенской жизни, наука давалась трудно.

За пропуски занятий и нарушение дисциплины сажали в карцер на хлеб и воду, били плетьми и батогами и даже сдавали в солдаты. Многие не выдерживали школьных премудростей и порядков и спасались бегством. Их возвращали нередко с солдатами.

Учили здесь читать и писать, арифметике и геометрии. Первый учебный год длился с мая по август. Занятия возобновились с октября 1722 года. О том, кто каким наукам обучается и с какими успехами, рязанский воевода доносил Петру I.

В 1924 году преемник Стефана епископ Сильвестр вознамерился открыть для духовного сословия свою, архиерейскую школу (славяно-латинскую), но опять не находилось нужных учителей.

В сентябре того же года три духовных лица были отправлены в Новгородскую греко-славянскую школу для приготовления к учительской деятельности. По возвращении их в Переяславль-Рязанский, в 1926 году началось обучение в архиерейской школе. Учили в ней букварю, славянской грамматике, часослову, псалтири, церковному пению, потом стали прибавлять и другие предметы: латинский язык, риторику, греческий.

Бывало, что за немощью владыки или отлучкою его, либо за неимением учителей школу закрывали, потом открывали… Так продолжалось до 1740 года, но потом школьное дело наладилось.

В 1740 году церковным должностным лицам было предписано: всех детей от 10 до 15 лет высылать в казенный приказ для обучения в латинской школе, которую в 1751 году переименовали в «Епаршескую семинарию». Так на основе латинской школы возникла Рязанская духовная семинария.

Она первоначально размещалась в Свято-Духовском монастыре, потом у Борисо-Глебского храма, затем в Троицком монастыре, но увеличение числа учеников вызвало необходимость специального помещения.

В 1753 году на месте Владычной слободы (около Владимирской церкви) были снесены дворы архиерейских крестьян, а в 1954-м появились многочисленные деревянные строения, в которые была переведена семинария.

Семинарская церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери
Семинарская церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери

В 1814 году в России произошло преобразование семинарий. Они были причислены к учебным округам и подчинены соответствующим духовным академиям. Рязанская семинария вошла в состав Московского учебного округа и подчинялась Московской духовной академии.

Семинаристов разделили на «успешных, способных проходить науки известного класса, и неспособных». Для этого был проведен экзамен и распределение по классам, в зависимости от знаний. Неспособных к продолжению учения в семинарии определили на «соответствующие места по епархиальному ведомству».

1812–1816 гг. вместо деревянных построек были сооружены каменные учебный и спальный корпуса и другие помещения духовной семинарии. Проект основного (учебного) здания сделан петербургским архитектором А.А. Михайловым. В 1817 году вокруг территории семинарии была построена каменная ограда.

Духовная семинария Рязани

За время своего существования семинария обросла служебными помещениями. В кратком описании усадьбы духовной семинарии, составленном в 1918 году, отмечалось, что на большой ее площади имелись три плодовых сада и участок для прогулок учащихся, засаженный декоративными деревьями. На усадьбе размещалось шесть каменных зданий: двухэтажные классный и спальный корпуса, баня с прачечной, машинное отделение для нужд центрального водяного отопления и электрического освещения, кладовые и погреба. Имелись и деревянные здания: больница, служительская казарма и др.

Панорама Рязани начала 20 века
Спальный корпус Духовной семинарии на улице Семинарской),
позади – здание Духовного училища на ул. Соборной, за ним – Николодворянская церковь,
еще дальше – здание Епархиального училища.

Ректором семинарии обычно был настоятель Спасского монастыря, который, как правило, преподавал богословие. Учебный процесс контролировал инспектор, а с увеличением числа семинаристов ввели должность помощников инспектора, число которых доходило до четырех. Численный состав преподавателей тоже со временем увеличивался: в 1832 году их было 10, а в 1900 – 21 человек.

В семинарии была самая суровая и жесткая дисциплина. Проступки (пропуски занятий, лишение пищи, стояние на коленях в церкви, тяжелые работы, телесные наказания и, наконец, в зависимости от тяжести проступка, – исключение из семинарии и из духовного звания. Уход из семинарии был обычным явлением.

Экзамены проходили 2 раза в год. По их результатам правлением семинарии составлялись разрядные списки. Семинаристов, сдавших по 1-му и 2-му разрядам, переводили в следующий класс; сдавших по 3-му разряду – оставляли на второй год, а самых неуспешных отчисляли.

Отучившись в церковно-приходской школе, потом в духовном училище и семинарии (2+6+6), выпускники имели фундаментальную подготовку. Кроме основных предметов (богословие, философия, риторика, славяно-российская грамматика, латинская грамматика) и практического руководства для пастырей, изучались русская словесность и история русской литературы, всеобщая и русская гражданская история, логика, психология, дидактика, физика, математика, география, греческий, французский, немецкий и еврейский языки, архитектура и живопись.

К месту сказать, живописи и иконописанию в 1870–1905 годы сминаристов обучал знаменитый Николай Васильевич Шумов, который жил на этой же улице – напротив семинарии.

Николай Васильевич Шумов
Николай Васильевич Шумов

Обязательными были церковное пение и музыка. Большой семинарский хор, славившийся в Рязани, пел в кафедральном соборе при архиерейском служении. А Владимирскую церковь, любимую прихожанами за церковное пение, называли «Рязанской консерваторией».

Учились в семинарии в основном дети епархиального духовенства, которые обычно тоже становились сельскими священниками и несли духовность и знания в самые отдаленные уголки губернии.

Следует заметить, что выпускников семинарии посвящали в священнический сан только после женитьбы. Чаще всего «матушками» вчерашних семинаристов становились выпускницы Епархиального женского училища. Образованные, высокодуховные супруги добросовестно относились к делу своего высокого пастырского служения.

Настоятеля церкви, получившего ставленную грамоту на священническое место, уездный учебный комитет вскоре утверждал наставником (преподавателем Закона Божия) в приходское начальное училище. Многим законоучителям приходилось вести и все остальные предметы, а также заведовать церковно-приходскими школами.

Выпускники Рязанской духовной семинарии составляют гордость не только земли Рязанской, но и всей России. Здесь получили среднее образование 17 знаменитых иерархов Русской православной церкви:

Гавриил (Егор Иванович Городков (1785–1862) – архиепископ Рязанский (1837 – 1858). Магистр богословия знаменитейшего в истории нашего духовного просвещения 1-го выпуска Санкт-Петербургской духовной академии (1814); муж благочестивый, кроткий, любвеобильный, милостивый, сиявший какою-то удивительной, не земною красотой своего внешнего облика и душевного внутреннего склада. Профессор богословия Рязанской духовной семинарии, местночтимый святой.

Гавриил Городков

Иннокентий (Иоанн Полянский) – епископ Воронежский, выпускник и преподаватель Рязанской духовной семинарии, ученый богослов;
Иосиф (Богословский) – архиепископ Воронежский;
Варлаам (Успенский) – архиепископ Тобольский;
Макарий (Миролюбов) – архиепископ Донской;

Димитрий (Муретов) – архиепископ Херсонский, проповедник и духовный писатель;

Димитрий (Муретов). Архиепископ Херсонский
Димитрий (Муретов).
Архиепископ Херсонский

Василий (Левитов) – епископ Пензенский;
Вениамин (Карелин) – епископ Рижский;
Нафанаил (Соборов) – епископ Архангельский;
Поликарп (Розанов) – епископ Екатеринбургский;
Израиль (Микулицкий) – епископ Вологодский;
Смарагд (Троицкий) – епископ Ковенский;
Дионисий (Хитров) – епископ Уфимский;
Петр (Лосев) – епископ Владикавказский, епископ Пермский;
Тихон (Донебин) – архиепископ Иркутский;
Антоний (Соколов) – архиепископ Черниговский;

Серафим (Соболев) – архиепископ Софийский.

Наиболее видными представителями белого духовенства из питомцев семинарии являются:

Протоиерей Назарий Антонович Фаворов, доктор богословия, профессор Киевского университета св. Владимира, автор учебника «Руководство к церковному проповедничеству, или Гомилетика», выдержавшего множество изданий.

Николай Константинович Смирнов, придворный протоиерей.

Григорий Васильевич Чельцов, протоиерей Санкт-Петербургских градских богаделен, духовный писатель, автор учебника Закона Божьего (выдержал 45 изданий), служившего руководством для начальных училищ и подготовительных классов гимназий.

Василий Иоанович Гаретовский – протоиерей, около 16-ти лет занимавший должность ректора Рязанской семинарии, строитель двух семинарских корпусов (спального корпуса и епархиального общежития).

Феофилакт Антонович Орлов, протоиерей, преподаватель Рязанской духовной семинарии, строитель двух монументальных корпусов Рязанского епархиального женского училища. Личность глубокопросвещенная, оригинальная, редкая по своей самобытности, легендарной честности и поразительному трудолюбию. Удивительный языковед, свободно владевший греческим, латинским, еврейским, немецким и французским языками.

Феофилакт Антонович Орлов
Феофилакт Антонович Орлов

Несколько лучших воспитанников Рязанской семинарии ныне канонизированы Русской Православной Церковью и являются нашими небесными поеровителями. Это местночтимые святые Рязанской Петербургской, Владимирской епархий:

упомянутый выше архиепископ Гавриил (Городков), священномученик Иоанн Царскосельский (Кочуров), святой праведный Петр (Чельцов), исповедник Великодворский, священномученик Михаил Чельцов;

Икона св. праведного Петра, исповедника Великодворского
Икона св. праведного Петра,
исповедника Великодворского

Икона священномученика Михаила Чельцов
Икона священномученика Михаила Чельцов

священномученик Петр Рязанский (Крестов),
священномученик Павел Рязанский (Добромыслов),

священномученик Димитрий Зарайский (Миловидов);

священномученики Касимовские:

Анатолий (Правдолюбов), братья Илия и Константин (Бажановы), Михаил (Дмитрев), Александр (Туберовский), Евгений (Харьков).

Многие выпускники Рязанской духовной семинарии оставаясь в светском звании, получили широкую известность как преподаватели духовных академий и семинарий:
Пальмов Иван Саввич – академик РАН, профессор церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии;
Чельцов Иван Васильевич – доктор богословия, профессор церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии;
Беляев Александр Дмитриевич – доктор богословия Московской духовной академии;

Дроздов Николай Михайлович – доктор богословия Киевской духовной академии.

Самые одаренные, преуспев в науках, получили широкую известность в России и в мире: академик, нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов – старейшина физиологов мира;

Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов

ученые–медики: Иустин Евдокимович Дядьковский, Иван Тимофеевич Глебов, Алексей Герасимович Полотебнов;

Алексей Герасимович Полотебнов
Алексей Герасимович Полотебнов

ученый–языковед, академик и член Президиума АН СССР Виктор Владимирович Виноградов;

историк, академик АН СССР Матвей Кузьмич Любавский – ректор Императорского Московского университета с 1911 по 1917 гг.;

Матвей Кузьмич Любавский
Матвей Кузьмич Любавский

Рязанскую семинарию закончил и преподавал в ней Яхонтов Степан Дмитриевич, историк, краевед, активный деятель ученой архивной комиссии, собиратель и создатель рязанского музея и архива.

Степан Дмитриевич Яхонтов за работой с рукописями. 1898год
Степан Дмитриевич Яхонтов за работой с рукописями. 1898год

Из выпускников Рязанской семинарии вышли выдающиеся деятели искусства народный художник и поэт Павел Александрович Радимов, народные артисты РСФСР Николай Иванович Боголюбов и Николай Николаевич Озеров.

Николай Иванович Боголюбов.
Николай Иванович Боголюбов.
Народный артист РСФСР,
лауреат шести Сталинских премий

Николай Николаевич Озеров
Николай Николаевич Озеров.
Народный артист РСФСР,
профессор Московской консерватории,
солист Большого театра

Осенью 1918 года духовная семинария прекратила свое существование. Ныне в центральной части учебного корпуса духовной семинарии размещен единственный в нашей стране музей воздушно-десантных войск, в здании спального корпуса – средняя школа № 6.

От Владимирской церкви – в бытность свою чаще называвшейся Семинарской – в «своем роде единственного памятника древнерусской архитектуры», – по словам Г.К. Вагнера, не осталось и следа.

Н.Б. Чельцова

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Нина Борисовна    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте