2-го апреля в Рязанской областной детской библиотеке за Круглым столом обсуждалась тема «Чтение детей и молодёжи. Стратегия движения в будущее». Собравшимся, журналистам разных возрастов, представляющим рязанские массовые издания для молодёжи, работникам библиотек и писателям, были предложены для обсуждения вопросы:
«Что читает современная молодёжь?
Какие темы её интересуют?
Любимые книги, герои, авторы?
Освещается ли тема чтения, интеллектуального развития в молодёжных изданиях?»
В ходе обсуждения, увы, подтвердилось расхожее мнение, что нынешние молодые пользователи библиотек читают меньше художественной литературы (её чтение имелось в виду), чем поколение их отцов и дедов, вернее матерей и бабушек, так как мужчины всегда посещали библиотеки реже женщин. Однако президент Молодёжного парламента Алексей Жабин попытался уверить собеседников в том, что библиотечная статистика не отражает того, как в действительности обстоят дела с чтением.
«Появились новые средства информации помимо книги,– сказал он. – Молодёжь не мало читает, а меньше использует книгу, обращаясь к Интернету. Для поддержания интереса к художественной литературе, следовало бы изучать литературу не только в школе, но и во всех высших и средних учебных заведениях».Он отметил, что у молодёжи возрос интерес к познавательной литературе и в связи с этим к Интернету.
Принимавшая участие в беседе начальник отдела Комитета по молодёжной политике области Надежда Николаевна Куликова заметила, что зачастую обращение молодежи к Интернету вызвано желанием пообщаться, оттого и пользуются успехом те сайты, которые такую возможность предоставляют. Созданный же Комитетом сайт, который такой возможности не предусматривает, пока популярности у молодёжи не получил.
Постепенно набирая темпы, беседа перешла в оживлённую дискуссию. Поднялись вопросы, не заявленные в программе, но из-за ограниченного времени дискутировать долго не пришлось – дискуссия прервалась, как говорят, на самом интересном месте.
Её решено было продолжить на этом сайте.Тема дискуссии: «Нужна ли пропаганда художественной литературы?»
Как и в библиотеке вести дисскусию будет директор Рязанской областной детской библиотеки, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Николаевна Окружная.
Татьяна Николаевна – библиотекарь по призванию: закончила библиотечный факультет Челябинского института культуры, 33 года работает в библиотеке, которую уже 20 лет возглавляет. Познакомилась с постановкой библиотечных дел не только в нашей стране, но в США и Германии.
Первые вопросы к Татьяне Николаевне:
Ирина Красногорская, журналист, писатель, краевед:
1. Пропагандируя художественную литературу, не преследуют ли писатели и работники библиотек свои меркантильные интересы?
2. Так ли уж необходимо человеку читать после окончания школы художественную литературу?
3. Зависит ли от чтения художественной литературы успешность человека: его положение в обществе, благосостояние?
Елена Сафронова, журналист, писатель:
1. О проблеме недостаточной начитанности и любви к чтению у молодежи говорят в основном взрослые. Сами молодые в этом проблемы не видят. А как взрослые объясняют, почему вообще детям НАДО читать? Зачем это нужно, по-Вашему?
Мы говорим о пропаганде чтения - то есть о репрессивной мере, о насильственном внедрении любви к чтению. Не боятся ли "пропагандисты", что, как любая репрессивная мера, пропаганда чтения даст обратный эффект? Ведь то, что навязывается из-под палки, обычно нелюбимо и делается соответственно.
Любовь Николаева, преподаватель литературы, директор средней школы № 41:
1. Какие меры предпринимает библиотека, чтобы заинтересовать детей чтением?
2. Волнует ли библиотекарей то, что дети предпочитают иностранную литературу отечественной и мало знают произведения писателей, живущих в нашей области?
Владимир Орлов, писатель, председатель Рязанского отделения Союза российских писателей:
1. Как вы, Татьяна Николаевна, представляете себе сотрудничество с местными писателями в рамках региональной программы поддержки чтения?
Уважаемые, Татьяна Николаевна и пользователи, вопросы и ответы, пожалуйста, размещайте на форуме.