Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

2-я мужская гимназия г. Рязани

Татьяна Синельникова

Если мы пройдемся по одной из центральных улиц нашего города, то, несомненно, обратим внимание на здание, находящееся на углу улиц Астраханской и Николо-Дворянской - здание 7 школы.

Здание 7 школы. Фото Т.Шустовой.
Здание 7 школы. Фото Т.Шустовой.

Здание 7 школы. Фото Т.Шустовой.
Здание 7 школы. Фото Т.Шустовой.

Когда-то в XVIII на этом месте располагалось уездное училище, а в 1871 г. здесь была открыта Рязанская мужская прогимназия. Прогимназия - от латинского, pro - вместо. Это четырехклассное учебное заведение, соответствовавшее четырем младшим классам гимназии. В России они были учреждены в 1864 г. Выпускники этих учебных заведений могли без экзаменов поступать в следующий класс гимназии.

В Рязанской прогимназии при ее учреждении обучалось 133 ученика. Количество учащихся в разные годы было разное, но в среднем не выходило за цифру 150.

В прогимназии в 1873 г. было 4 нормальных класса и 1 приготовительный класс, открытый с августа 1873 г. Для того, чтобы учащимся было удобнее заниматься в классных комнатах, уже в 1873 г. были сделаны перестройки и возобновления. Здание стало более удобным для обучения. Но страшный пожар, случившийся в Рязани 15 сентября 1878 г., нанес значительный ущерб прогимназии: ее здание сгорело до основания. Пожар унес все ее имущество; осталась только небольшая часть библиотечного фонда и учебников, которые были самоотверженно спасены служащими.

В течение 3 недель у учащихся были вынужденные каникулы, но с 5 октября того же года нормальные классы возобновили занятия в здании пансиона 1 гимназии (ныне здание художественного музея), а приготовительные классы разместились в здании самой гимназии. Однако в связи с тем, что у гимназии не было свободных площадей, уже с 1 июля 1880 г. для размещения прогимназии был нанят каменный двухэтажный дом купца Сибирякова на Астраханской улице, расположенный почти против сгоревшего здания.

Так как все здание гимназии сгорело до основания, то уже в 1879 г. заново началось ее строительство. Строительство было окончено в 1882 году, со временем здание было дополнено новой двухэтажной пристройкой, законченной в 1906 г.

Уже в 1885 г. отмечалось, что «прогимназия представляет образцовое в гигиеническом отношении учебное заведение… Чистота и порядок замечательные и вся обстановка может быть названа роскошною». В нижнем этаже была расположена «огромная шинельная» (гардероб), в середине которой были расположены гимнастические снаряды и приготовительный класс. Остальные классные комнаты располагались на втором этаже. Классные комнаты были действительно роскошными, т. к. были больших размеров и светлые. При строительстве здания было учтено даже освещение, которое было везде с левой стороны и располагалось не менее 0,1 кв. м. от пола. Были сделаны специальные расчеты о количестве свежего воздуха, приходящегося на одного ученика: в четырех классах на одного ученика приходись по 1 куб. м. воздуха. Классная мебель была заказана специально в Москве по «модели проф. Эрисмана, с точным соблюдением размеров, требуемых гигиеной и разных величин в каждом классе». Отопление производилось духовыми печами, а вентиляция осуществлялась системой вытяжных труб, которые были соединены в центральных каминах.

Классные комнаты были достаточно просторны и светлы, особенно в пристройке, которая была завершена в 1906 г. В ней помещались старшие классы, библиотека для учеников старших классов и кабинет врача.

В этом же новом здании находился и обширный в два света актовый зал. Значительно меньший зал был в старом здании и служил рекреационным залом (помещение для отдыха) для учеников младших классов. В этом зале проходили не только торжественные праздничные вечера гимназистов, но и общегородские мероприятия. Так 18 ноября 1898 г. губернатор Брянчанинов Н. обратился Осипу Ланцу - инспектору прогимназии с просьбой разрешить устроить передвижную выставку картин в здании прогимназии. Губернатор желал бы услышать от Ланца, могла бы эта выставка быть полезной «с воспитательно-педагогической точки зрения» для гимназистов.

Выставку эту должен был устроить уполномоченный товарищества Московских Художников Я.Я.Калиниченко - известный в нашем городе художник. В том же году преподаватель Н.Д.Малашкин провел в здании прогимназии два вечера для учеников и их родителей, посвященных памяти императора Александра II и поэта Я.П.Полонского. Для присутствующих были показаны интересные рисунки из жизни царя-освободителя на специальном экране, и прочитаны прекрасные стихи нашего поэта-земляка Якова Полонского.

Лишь находящийся в нижнем этаже старого здания зал для гимнастики не мог быть признан удовлетворительным, так как был недостаточно светел, и в нем не было быстрой вентиляции. Беспокоило учителей гимназии отсутствие гимнастической площадки и метеорологической станции.

Прогимназия давала хорошее образование, приучала к дисциплине, за которой постоянно следили наставники. Наставники постоянно были с детьми, наблюдали за ними во время выполнения письменных работ, проверяли их ранцы, следили за чистотой и опрятностью, посещали их дома, присутствовали с ними в церкви. Они пребывали постоянно среди учеников даже во время антрактов (перемен) между уроками, осуществляли общий надзор вне здания, особенно во время каникул. Дисциплина была строгая: ученика могли «арестовать» за нарушение существующих правил, т.е. задержать в классе на определенное время (но не более чем на 3 часа), при этом наставники обязаны были сообщить обо всем родителям. Вообще строгостей было немало. За плохое поведение учащийся мог получить выговор от классного наставника с внесением в штрафной журнал, от инспектора- выговор перед классом, ему могло быть назначено особое задание на дом в праздничные дни, он мог быть отделен от общения с товарищами без лишения свободы, или заключен в карцер с назначением письменной работы и т д. Однако, это не могло уберечь учащихся от свойственных юности шалостей и даже участия в событиях 1905 г.

Большую роль отводили учителя приготовительным классам, считая, их роль для прогимназии основополагающей, т. к. здесь новоначальные ученики получали ту сумму знаний, которая давала возможность усваивать новое в дальнейшей учебе. Однако в 1888 г. последовало распоряжение Министра народного просвещения о закрытии приготовительных классов. И уже к началу нового учебного года число учеников в прогимназии значительно сократилось.

Однако уже в 1891 г. было открыто подготовительное (начальное) училище, которое в 1898 г. было преобразовано в приходское училище по уставу 1828 г. Сама прогимназия в 1903 году Постановлением Попечителя Московского Учебного округа от 6 января была преобразована в Рязанскую мужскую гимназию № 2, просуществовавшую до 1918 г.

Группа выпускников – учащихся 2 гимназии  8 класса. 1913 год.
Группа выпускников – учащихся 2 гимназии 8 класса. 1913 год.

Симфонический оркестр учащихся 2 гимназии. 1911-1913 гг.
Симфонический оркестр учащихся 2 гимназии. 1911-1913 гг.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.
Такое сообщение в гостевой книге:

Создателям сайта огромное спасибо. В материале о второй мужской гимназии (автор Синельникова) есть фото выпуска 1913 года. Почти уверена, что во втором сверху ряду второй справа - мой дед Григорьев Михаил Терентьевич 1896 года рождения. Надеюсь, что по этой зацепке в областном архиве смогу найти сведения о месте его рождения и его родителях, о которых я не знаю ничего. А может, у автора есть какие-то сведения об учащихся, которые не вошли в статью? Буду очень признательна.

О проекте