Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Касимовский Казанский женский монастырь

Татьяна Синельникова

Об этом городе, полном неожиданностей, можно говорить много. Он очень русский, но со своей какой-то восточной экзотикой. Чисто славянские лица сочетаются со жгучим блеском черных раскосых глаз. Среди зданий с русской архитектурой можно увидеть мечеть и минарет. Но православный, какой бы он национальности не был, всегда ищет взглядом купол и крест. Увидев его, он стремится к месту, где он чувствует себя, даже будучи гостем чужого города, как дома.

В этом древнем городе всегда было много православных храмов. Их и сейчас открыто много. Торжеством русской православной веры можно считать тот факт, что в городе было две чудотворных иконы Казанской Божией Матери, один из которых находится в Казанском женском монастыре, другой - в Вознесенском храме. Расскажем об одной из них - чудотворном образе Казанского женского монастыря.

Много лет назад в 1152 г. был основан этот город под названием Городец Мещерский по преданию суздальским князем Юрием Долгоруким на землях финского племени мещеры. В книге Семенова-Тян-Шанского «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» указано на то, что некоторые историки утверждали, что в этом Городце, а не Городце Волжском скончался знаменитый великий князь Александр Невский на «возвратном пути своем из Орды, и что он принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, находившемся на месте церкви св.Георгия - одной из древнейших в Касимове». Это, конечно, не так, но любовь к православному прославленному князю была жива долго и коснулась и этих мест.

Городцом владели сначала мещерские князья, затем - князь Димитрий Донской, пока он не перешел в удел казанскому царевичу Касиму. Касим служил русской земле верно. Именно в тот период в город переселилось большое количество татар, которые верой и правдой служили русским князьям и царям на протяжении веков. Многие из них приняли православную веру, кто-то остался верен своей вере. Казанский монастырь, как и многие монастыри, расположенные в городах, являлся местом, откуда шла молитва за весь город, за всех людей, живущих в нем. К чудотворной иконе Божией Матери припадали и православные и татары. История же этого монастыря такова.

Касимовский Казанский женский монастырь был основан в первой половине XVII столетия старицей Устиньей. Об этой удивительной женщине до сих пор существует такое предание, что Устинья была больна семь лет ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Мать, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани.

Казанский монастырь г. Касимова

Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление.

Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь св. преп. Макария Желтоводского, и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы-Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова).

Так вот около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь.

Вот что говорится в писцовых книгах г. Касимова за 1627 г. о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоить в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено 6елой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью».

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. То есть, предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами.

Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека».

Около 1653 года владелец г. Касимова, касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство: «игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов».

Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Яков Васильевич, который умер молодым, 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре.

Гробница царевича Якова Васильевича существовала до революции. По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской».

Часовня под могилой царевича Якова стояла неизменной со дня её построения. Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы.

Кроме риз, Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

Память о царевиче Якове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. В былые времена в монастыре был его портрет, но он сгорел во время пожара. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича, и исцелялся таким образом от зубной боли.

В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, вышитый искусными руками, как говорит предание, касимовской царицей Фатимой (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной, и внучками Евдокией и Домной.

В 1688 г. игуменья и сестры монастыря били челом великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам: «В прошлых де годех изстари Касимовом владели царевич Василий Аросланович (сына Алеевича) и мать его царица Фатима Салтан Сеитовна, и их, игуменью с сестрами, кормили и поили и на одежду давали из своих доходов. А как царевича и царицы не стало, и Касимов со всеми доходы отписаны на государей (московских), то им денежной и хлебной руги не дают. Для того пожаловали бы их годовою ругою. И государи 7197 (1598) года генваря дня указали своему путному ключнику Захарию Красникову из Шацких дворцовых сел из десятинного хлеба игуменье давать в год ржи по три четверти с осминою, овса тож, а рядовым двадцати четырем старицам ржи и овса по две четверти с осминою. Да в Касимове из таможенных или кабацких доходов игуменье по два рубля, а рядовым по полтине» (Ряз. Дост. § 266, Ист. Обозр. Ряз. Иер. Т. Воздвиженского, стр. 338).

В годы первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым. После революции, когда в первую очередь стали закрываться монастыри, было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Икона была «одинакового размера с чудотворною Казанскою… Она в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» -написано в клировых ведомостях за 1914 год. Икона была окружена « 40 изображениями сцен из жизни Богоматери… Изображения разделяются бордюром в стиле империи» - указывается в описи изъятия ценностей. Потом в музей была перенесена и сама икона.

В 1930 году было ликвидировано и само религиозное общество, а 30.07.30 г. Постановлением Рязокрисполкома храм был передан под хлебопекарню.

В настоящее время в Касимове действует много храмов, но нет Казанского монастыря и место, где захоронен царевич Иаков тоже нет. Однако человеку, который когда-нибудь посетит касимовскую землю, необходимо знать и о монастыре, и о чудотворной иконе Божией Матери.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте