Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Молитва о главном


Eins – Hier kommt die Sonne
Zwei – Hier kommt die Sonne
Drei – Sie ist der hellste Stern von allen
Vier – Und wird nie vom Himmel fallen
Fünf – Hier kommt die Sonne
Sechs – Hier kommt die Sonne
Sieben – Sie ist der hellste Stern von allen
Acht, neun – Hier kommt die Sonne.

«Rammstein», «Sonne»

Часть I.

Не знаю кому что, а мне сложнее всего даётся признавать свои ошибки. После таких ударов уязвлённое моё самолюбие долго зализывает раны, отравляя жизнь чувством неуверенности. Именно в таком состоянии нахожусь я и сейчас, когда пишу эти строки.

Я уже чуть было и сам едва не поверил в то, что являюсь Посвящённым, коему дались ключи от сокровенных истин и открылась тайная мудрость, как вдруг пришло прозрение, за ним отрезвление, а потом и похмельный синдром – ничего мне не далось и не открылось! Рожей не вышел!

Это же ещё умудриться надо – запутаться в трёх соснах; вернее, в трёх сказках, которые считаются настолько простенькими, что педагоги рекомендуют их детишкам от года до трёх лет. И, вроде, гладко и аргументировано у меня получилось расшифровать две из них – «Колобка» («Причастие Солнцем») и «Курочку Рябу» («Послание нерождённым») – а на третьей сказке, на «Репке», я споткнулся. Нет, она не сложнее двух предыдущих – не в этом дело. А в том, что мой короткий умишко оказался не способен оценить грандиозный замысел гения, создавшего эти шедевры.

Есть такая ведическая притча про слепцов, которые захотели узнать, как выглядит слон. Они ощупали слона, но после у них завязался спор. Тот, кто потрогал хобот, заявлял, что слон похож на верёвку. Тот, кто потрогал ногу, говорил, что слон похож на колонну. Тот, кто, подёргал слона за хвост, был уверен, что он похож на метлу; ну, и так далее… Каждый из слепцов был при этом по-своему прав, однако, правильного мнения о внешнем виде слона у них не сложилось, поскольку они не имели целостного представления о предмете своей дискуссии.

Похожая ситуация случилась и со мной – слона то я и не заметил! Зарывшись в мелкие детали сакральной символики сказок, я не понял банальной методологической вещи – их нельзя изучать по отдельности. Сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и «Репка» – это не отдельные произведения, а три части единой трилогии. Хотя и здесь я могу ошибиться: вполне возможно, что это не трилогия, а более масштабное творение и названные сказки всего лишь три составные части куда более обширной мозаики. А поскольку «Колобка» и «Курочку Рябу» мы уже отпрепарировали, то выявленную ошибку придётся исправлять экспромтом, сочетая анализ оставшейся сказки про репку с составлением целостной картины.

Три эти сказки при внимательном рассмотрении обнаруживают поразительное концептуальное сходство. Начнём с того, что в каждой из них 7 (магическое число! ) действующих лиц. В «Колобке» это:
1. дед,
2. баба,
3. колобок,
4. заяц,
5. волк,
6. медведь,
7. лиса.
В «Курочке Рябе»:
1. дед,
2. баба,
3. курочка Ряба,
4. яичко простое,
5. яичко золотое,
6. мышка,
7. вихрь (присутствующий незримо, но выполняющий архиважную функцию – он оплодотворяет курочку).
В «Репке»:
1. дед,
2. баба,
3. внучка,
4. сучка (в первоисточнике именно так, кличку Жучка придумал собаке куртуазный А.Н. Толстой, дабы не оскорбить паранормативным словом слух детской аудитории),
5. кошка (ей А.Н. Толстой тоже выдумал имя – Муська – но оно не прижилось, поскольку не укладывалось в фонетику сказки и к слову кошка у редакторов детских изданий не было таких требований, как к слову сучка),
6. мышка,
7. репка.

Обязательными персонажами всех перечисленных сказок являются дед и баба, реже именуемые стариком со старухой. В каждой сказке они становятся обладателями некоего чудесного предмета: яичка, репки, колобка. Причём, это вовсе не банальные продукты питания – они наделены сверхъестественными качествами: яичко золотое, репа гигантская, а колобок, вообще, живой.

В двух сказках из трёх фигурирует мышь. В «Курочке Рябе» она явно негативный персонаж – её действия ( «мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала» ) вызывают череду трагических последствий ( «об этом яичке дед стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закýрился, двери побутусились, тын рассыпался, верх на избе зашатался» ). В «канонизированном» варианте «Репки», перекроенном по своему разумению А.Н. Толстым, мышка, вроде бы, персонаж положительный, чьё вмешательство помогает вытащить желанный овощ из земли, но в неадаптированном и, видимо, более соответствующем первоисточнику варианте, мышь на помощь кошке не торопиться (что логично! ) и, когда умаявшееся семейство, так и не вытянув репку, решает, что продолжит работу завтра и уходит домой, является под покровом ночи на поле и сжирает урожай. Если отталкиваться от неадаптированного варианта, то и в «Репке» мышь выступает отрицательным персонажем, причём даже более контрастным, чем в «Курочке Рябе».

В «Колобке» роль мыши выполняет лиса. Такая сублимация вполне объяснима даже с бытовой точки зрения: действие этой сказки происходит в лесу, тогда, как двух предыдущих – на антропогенной территории: в доме и на поле. Соответственно, обстановка обусловливает и антураж: мышь – животное «одомашненное», её аналог лиса – животное дикое. С точки же зрения сакральной символики противоречия вообще никакого нет, поскольку и мышь, и лиса символизируют ночь.

Последнее объясняет характер конфликта главного героя с мышью/лисой. Обратим внимание на внешнее сходство колобка, яичка и репки – все они округлые по форме и золотистые по цвету. И все они на сакральном уровне каждый по-своему явно символизируют некий округлый, золотистый предмет, находящийся в антагонизме к ночи. Под это описание подходит только наше дневное светило, благословенный податель света и тепла – Солнце.

Сейчас мы логически пришли к солярной символической природе колобка и золотого яичка, а в соответствующих работах про них я более развёрнуто и детально показываю, что пресные хлебцы колобки и крашеные золотые или, чаще, красные яйца были ни чем иным, как ритуальной пищей, символизирующей Солнце и приготовлявшейся исключительно к празднику прихода весны, на день весеннего равноденствия. Это даёт нам опорный пункт для дешифровки сказки про репку – она, репка, тоже не что иное, как символ Солнца. А это значит, что помимо поверхностной бытовой морали о пользе коллективизма сказка «Репка» таит в себе более глубокий смысл – календарно-астрономический. Осталось только копнуть поглубже в том месте, где «посадил дед репку»

Итак, традиционная справка из Википедии:

Репа (Brassica rapa) – двухлетнее травянистое растение из семейства капустных или крестоцветных. В первый год у разводимой огородной репы из семени вырастает розетка прикорневых, лировидных, жестко волосистых, длинночерешковых листьев и толстый, шаровидный или продолговатый клубень, состоящий из разросшегося корня. Во второй год (а при неудачных посевах и на тот же год) из клубня вырастает удлиненный, облиственный стебель с яйцевидными, зубчатыми или цельнокрайними сидячими листьями и с кистью золотисто-жёлтых цветков. Цветок устроен по типу цветка крестоцветных со следующими особенностями: цветоножки горизонтальные, стручки прямостоячие, узловатые, короткие, тычинки отклоненные, длинные прямостоячие. Семена бурые. Сеют репу ранней весной, как только подсохнет почва. За лето можно получить два урожая. На зиму лучше запасать репу от летнего посева. Более всего распространена Петровская, среди скороспелых – Миланская белая.

Brassica rapa.
Brassica rapa.

Репа как овощное и лекарственное растение известна с глубокой древности. Растение обладает мочегонным, антисептическим, противовоспалительным, ранозаживляющим и обезболивающим действием.
Отвар корнеплода и отваренный сок репы принимают при острых ларингитах, вызывающих резкий кашель, охриплости голоса, астме, употребляют как мочегонное и легкое слабительное и как средство, улучшающее сон и успокаивающее сердцебиение.
Вареную растертую репу прикладывают к больным местам при подагре. С целью уменьшения подагрических болей используют для ванн отвар репы. При зубной боли теплым отваром репы полощут полость рта.

Где и когда впервые человек распробовал этот замечательный корнеплод, сказать возможным не представляется. Достоверно мы знаем лишь то, что когда началась письменная история, человечество было знакомо с репой уже не первую тысячу лет. Репой кормили строителей Пирамид и садов Семирамиды. Секреты её культивирования передавали друг другу по цепочке цивилизации Месопотамии. В Древнем Риме репа ценилась наравне с зерновыми и виноградом, а в Древней Греции, вообще, она считалась пищей, достойной богов: репа была среди жертвенных подношений солнцебогу Аполлону.

Греческий солнцебог Аполлон так и просится в нашу сказку – он тоже любит репу и не любит мышей.
Греческий солнцебог Аполлон так и просится в нашу сказку – он тоже любит репу и не любит мышей.

Из Греции она попала на Русь. Здесь её очень быстро стали считать исконно русским овощем, несмотря на то, что само её название сохранило греческие корни: слово «репа» происходит от греческого rapa - быстрорастущая.

В допетровские времена, то есть до появления на Руси картофеля, репа была главным сельскохозяйственным овощным растением. Неурожай репы приравнивался к стихийному бедствию, о чём свидетельствуют летописные записи XI-XIII веков.

Столь важная пищевая культура, от которой порой напрямую зависела жизнь крестьянской семьи, со временем стала наделяться магическими качествами. Народная мудрость, основанная на вековом опыте, советовала земледельцу: «Репу да горох не сей у дорог: горох да репа – завидное дело, кто не идёт – всяк урвёт» . Оттого, репу сеяли в укромных местах, подальше от завидущих глаз. Это способствовало возникновению ореола таинственности и отдельной обрядности при работе с этой культурой.

Будучи одним из основных компонентов пищевой базы, репа гарантировала людям благосостояние и плодородие. Из этой объективной предпосылки вырастали соответствующие суеверия. Например, сон незамужней девицы, в котором она сеяла репу, обещал скорое сватовство состоятельного человека. Поле репы, виденное во сне, предрекало материальное благополучие. Вырывать во сне репу означало успешное решение накопившихся проблем, а есть её – раскрытие некой тайны и ссору с домочадцами.

Литературный образ репы входил в русский язык в виде поговорок и загадок:

Хороша девка, как мытая репка!
Капуста да репа брюху не крепа.
Репой да брюквой люди не хвалятся.
Дешевле пареной репы, задаром отдают.
Что такое: с пареной репой проехали, по грошу аршин.
На спине не репу сеят.
Шибу (брошу) шибком, вырастет дубком, заолешничком.
В землю крошки, из земли лепешки.
Под дубком, под карандышком, ни клубком, ни камешком.
Сама клубочком, а хвост под себя.
Сверху зелено, посередке толсто, под конец тонко.
Кругла, да не девка: с хвостом, да не мышь.

А в русских народных сказках репа стала одним из самых популярных персонажей второго плана – вспомним, помимо рассматриваемого произведения, такие сказки, как «Репа», «Сладкая репа», «Вершки и корешки», «Медведь – липовая нога»…

Разумеется, растение с такой репутацией (кстати, это слово на современном жаргоне тоже звучит как «репа»! ) не могли не привлечь к своим ритуалам волхвы (а, может быть, тоже переняли это из Греции, где, как мы помним, репу приносили в жертву Аполлону). Достоверно установлено, что помимо посадок утилитарного характера, на Руси практиковалось и культовое выращивание репы. Считалось, что на таких священных полях аккумулируется энергетическая сила земли. То есть, фактически, жрецы подобным способом пытались создать искусственную геоактивную зону! Здесь проходили религиозные церемонии и проводились магические действия, направленные на повышение урожайности.

И если греки считали репу овощем Аполлона, то славяне посвящали её Роду. Род – славянский бог-творец, прародитель мира, покровитель всей природы и плодородия, божество жизни в космическом масштабе. Его имя стало корнем таких понятных всем слов как природа, родина, народ, род (в смысле семья, династия), родня, плодородие, порода, родник, роды, рождение, урожай… Это в его честь культивировались волхвами священные поля репы. Поэтому-то неслучайно сказочный дед посадил именно репу, а не картошку или морковь.

Видимо, в это время золотистый корнеплод приобрёл и солярный символизм. У славянских волхвов имелся знак «репен» (дословно перевести на современный язык это можно как «репообразный» или «похожий на репу» ) – нечто вроде иероглифа, в котором можно было увидеть и хвостатый клубень, и лучистый солнечный диск (О. Сулейменов «Аз и Я»).

Пережитки тех мистерий дойдут почти до наших дней. Практически до начала ХХ века в некоторых деревеньках просуществует идущий из седых глубин славянского язычества ритуал с участием репы: в канун праздника Всех Святых в корнеплоде выдалбливали середину, ставили внутрь зажженную свечу, носили по всему дому и оставляли на одном из подоконников. Поверье гласило, что это верный способ надолго отогнать от дома бесовские силы. А в конце ХХ века это таинство в вульгаризированной американоидной форме вернётся к нам под чуждым названием Хэллоуин. Репа в нём принимать участия уже не будет – её заменит забугорная тыква. Память об этом обряде, опять же, сохранится только в фольклоре. Например, в скоморошине про пряничную церковь, из которой А.С. Пушкиным будет позаимствован такой персонаж как поп - толоконный лоб, упоминается среди прочего инвентаря и репяное паникадило.

Репяными, а не молочными назывались и временные детские зубы. Первый выпавший зуб надлежало бросить через плечо за спину и сказать короткий заговор: «Мышка, мышка, возьми зуб репяной, дай железный!» . Считалось, что грызун даст просящему хорошие зубы и будет хранить впоследствии от зубной боли. Но нам этот заговор интересен в другом плане – как иллюстрация некоей связи мыши и репы, апофеозом которой стала сказка «Репка».

Однако, не будем забегать вперёд, поскольку между репкой и мышью в сказке наличествует целая толпа промежуточных персонажей. Тут надо сказать, что сказка про репку дошла до нас всего в трёх вариантах. С точки зрения фольклористики, это крайне мало – для сравнения «Курочка Ряба» записана более, чем в шестидесяти версиях. В двух вариантах количество и состав персонажей полностью совпадают. Друг от друга они отличаются только концовкой, о чём мы вскользь уже упомянули: в «прилизанном» варианте мышка активно включается в работу и дедкино семейство репку вытаскивает; в неадаптированном и менее известном – финал трагичен: «…Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!» .

Однако, есть ещё и третий вариант, в котором не фигурируют ни кошка, ни мышка, а на подмогу селянам приходят… ноги. Звучит это так:

Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дед-ку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла нога(?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (слово нога здесь во всех случаях читается как но́га (с ударением на о). Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой но́ги).
Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку! (цитирую по В. Панюшкин «Великая загадка сказки про репку» - в полном варианте статья выложена на моём форуме, за что спасибо Людмиле Есиповой (пользователь azafea)).

Процитированный вариант был записан собирателем фольклора А. Харитоновым в Архангельской губернии и даже включён в хрестоматийный сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Тем не менее, трактовок этого сюрреализма ни у традиционалистов, ни у альтернативщиков по сей день нет. Сам Валерий Панюшкин склонен видеть в нём либо мистификацию, либо разросшуюся в сказку считалочку из детской игры. В связи с исключительной сложностью трактовки данной версии, имеет смысл, разобраться сначала с более традиционными текстовками, а её до поры - до времени отложить.

В оставшихся вариантах вслед за дедом на авансцене последовательно, в убывающей прогрессии, появляются бабка, внучка, сучка, кошка и мышка. Обращает на себя внимание тот факт, что все персонажи, кроме деда, существа женского пола. Именно для того, чтобы подчеркнуть половую принадлежность, и было в сказке употреблено слово «сучка», а не «собака» (и тем более, не Жучка).

Вторая примечательная деталь – бабка, бегущая почему-то не за своими детьми, а сразу за внучкой. Объяснение этой несостыковке мы дали ещё в «Послании нерождённым», где предложили несколько иную генеалогическую схему описываемого семейства, в которой термин «баба» обозначает не старуху - супругу деда, а просто любую рожавшую женщину (точно так же, как «девка» – нерожавшую). По ней в сказке, действительно перечислены три поколения: старшее – дед, среднее – баба (его дочь или жена его сына) и младшее, представленное внучкой деда. А если между первыми двумя допустить инцест, то это полностью объяснит отсутствие у «бабы» мужа, а «внучка» будет подразумеваться внучкой только по отношению к «деду», но не к «бабе».

В той же работе я оговорился, что данная примитивная схема составлена мною чисто с человеческой точки зрения, а поскольку сказка есть калька с религиозных представлений наших предков и речь в ней идёт не о рядовых пенсионерах, а о богах славянско-языческого пантеона, то людские нормы применимы здесь очень условно.

Так, под «дедом» во всех трёх рассматриваемых нами сегодня произведениях понимается мужская ипостась бога Рода – Сварог, а под «бабой» – его же женская ипостась Матерь Сва (она же богиня брака и семьи Лада). Формально, Сва приходится Сварогу одновременно дочерью и женой; фактически же всё гораздо сложнее.

Наши предки строили свои верования на концепции монотеизма, считая, что все многочисленные божества языческого пантеона не более, чем проявления единого Бога. «Аще блудят иные, которые улещают богов, разделив их в Сварге. Извержены они будут из рода, как не имеющие богов. Разве Вышень, и Сварог, и иные суть множество? Ибо Бог есть един и множественен, и пусть никто не разделяет того множества и не речёт, якобы имеем богов многих» («Велесова книга», II 30).

Изначальным и предвечным божеством по представлениям наших предков был Род. Проводя параллели с традиционной конфессией, надо сказать, что Род до создания Вселенной был подобен христианскому Святому Духу – аморфен и нематериален. Но для того чтобы создать материальную Вселенную, Роду требовалось самому материализоваться. Он воплотился в космотворящую птицу – утку или, по другой версии, гоголя – и снёс яйцо на воды первичного океана. Причём, в том Мировом яйце было заключено всё, что явит себя в новой Вселенной, в том числе и он сам.

В положенный срок, яйцо разбилось и из него вышел Сварог – мужская ипостась Рода. Сварог стал аналогом иудейского Яхве или христианского Бога-Творца. Из обломков Мирового яйца он создал три Мира нашей Вселенной – верхний Мир богов (Правь), средний Мир людей (Явь) и низший Мир мёртвых (Навь).

В. Корольков «Сварог».
В. Корольков «Сварог».

Когда все Миры были созданы, встал вопрос об их заселении. Тогда силой мысли Сварог создал Сва, которая, хотя теоретически приходилась ему дочерью, фактически являлась женской ипостасью Рода. От этой пары богов-прародителей, бывших на самом деле мужским и женским началами единого бога Рода, и народилось подавляющее большинство богов и богинь славянского пантеона, а от них, впоследствии, произошли и простые смертные.

Со временем из неантропоморфного многофункционального божества, одного из воплощений огня и повелительницы ветров, Матерь Сва станет всего лишь богиней брака и семейного счастья Ладой. А все её дети от Сварога будут считаться его внуками: «…Так мы начинали, великую славу ему воспевали, Сварога – Деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог – старший бог рода божьего и всему роду – вечно бьющий родник…» («Велесова книга» IIа).

Единственным же сыном Сварога будет Дажьбог, который появится на свет чудесным образом без участия в этом процессе матери остальных богов Лады. Сварог ударит своим молотом об Алатырь-камень и высечет искру. Искра упадёт в реку Рось и от неё забеременеет водяница (русалка) этой реки, носящая то же имя. Русалка Рось родит сына Дажьбога Сварожича, который станет богом Солнца, огня, весны и подателем всяких благ.

В. Корольков «Дажьбог».
В. Корольков «Дажьбог».

Это именно его символизируют колобок, золотое яичко и репка из соответствующих сказок. И только из мифологии Дажьбога мы сумеем понять дальнейшие перипетии сказочного сюжета.

4.714285
Рейтинг: 4.7 (7 голосов)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя Хайрат.

Забавный новорусский анализ "Репки" http://www.contr-tv.ru/common/3332/

Уважаемый Хайрат! Все как всегда интересно и увлекательно, но… как бы это объяснить… вот в том, что как всегда и проблема. Вам не кажется, что тема уже исчерпана? Что чем дальше, тем больше повторов? Что из статьи в статью кочуют одни и те же персонажи – Сварог, Дажьбог и т.п. Если в начале это был пересказ сказок, то сейчас я читаю и вижу уже не пересказ сказок, а пересказ вами самого себя. Если честно, то надоело перечитывать одни и те же куски, тупо перекопированные из одной работы в другую. Может, подумаете над сменой амплуа?

Изображение пользователя Хайрат.
Просто ноги подкосились под тяжестью обвинений!
Что могу сказать? Да, ничего! Действительно, и круг действующих лиц весьма ограничен, и сюжетным разнообразием похвастаться не могу...
Только, позвольте, встречный вопрос: а можно ли добавить хоть букву к "Библии"? Или к "Корану"? Или пару яштов вставить в "Авесту"? На худой конец, можно ли присочинить к 12 подвигам Геракла ещё подвигов десять-пятнадцать, а древне-греческие мифы разбавить новыми персонажами - покемонами, там, или киборгами?
В принципе, можно. Голливуд, например, этим и занимается. Но, эти нелепые поделки я бы не назвал даже беллетристикой. Кроме слова "бред" ничего и в голову-то не приходит.
Я же ничего не выдумываю, не порю никакой отсебятины, а анализирую народную мудрость, в просторечии именуемую фольклором. И материала у меня очень мало. И поделать с этим ничего нельзя.

Вот в этом-то и заключено величие создателей сказок, что они в столь скудном объёме умудрились заключить такую гигантскую информацию, которую я для вас расшифровываю. Ну, а читать это или не читать - у нас страна свободная!

Спасибо за труд. Очень интересно. Я вот что подумала по поводу того, что солнце под землю уходит. Сейчас всё больше говорят о Земле, как дырявой, полой с проходом на полюсе.Снимки очень впечатляют. ТО, что Земля круглая не признавали только в Ватикане, а так у наших предков с этим проблем не было.

Изображение пользователя Хайрат.
Спасибо за отзыв!
Так называемая "теория полой земли", которую Вы упоминаете, появилась не вчера, а в той или иной форме существует со времён Платона. Нечто похожее есть и в русских сказках. По ним вход в Нижний мир располагался на Северном полюсе, а сам Нижний мир рассматривался не как подземелье, а, скорее, как противоположная сторона планеты. А такое представление ещё древнее и берёт своё начало в "Ведах". По "Ведам" Северный полюс венчает гора Меру, а Южный - её антипод гора Сумеру. Меру - обитель богов, Сумеру - демонов.
А, вот, сказки про наших диких предков, якобы считавших, что Земля плоская и покоится на слонах/китах/черепахах - это чистой воды выдумка "просвещённых" учёных XVIII - XIX веков. Ни в одном, по крайней мере арийском, фольклоре нет даже намёка на такие представления. Наоборот, предки наши отлично себе представляли, что северное направление - это "вверх идти по морю", а южное - "вниз". Это как, скажите, на плоской Земле "вверх идти"?! Причём, если "вверх идти по морю", то попадёшь в Нижний мир! И ни про слонов, ни про китов мудрость народная ничего нам не донесла. А про положение Земли в космическом пространстве говорилось, что "Бог подвесил Землю ни на чём". В шести словах вся гравитационноая теория!

Вот как всё сложно, а некоторые говорят, что тема исчерпана;-)

Вот как всё сложно, а некоторые говорят, что тема исчерпана;-)

---------------------

Это кто же такую глупость сказал? Впрочем, какя разница, важно самим не унывать и открывать позабытое.

Изображение пользователя Книголюб.

Позволю себе вмешаться в ваш разговор. Слоны в индуизме, по правоте сказать, присутствуют. Это т.н. диннаги - слоны хранителей сторон света. Но в разных переводах их роль звучит по разному. В одном случае, они поддерживают Землю, но в другом, просто охраняют или хранят соответствующее направление. А про то, что никто, кроме самых примитивных народов, не считал Землю плоской, я узнал еще в академии, когда начал изучать историю геодезии и картографии. И крайне этому удивился, т.к. в школе нам втолковывали совсем другое. Славяне, например, отлично представляли себе форму Земли, правда, употребляли термин не "земной шар", а "земное яблоко". Зримое тому доказательство - царский атрибут держава. Она символизирует именно "земное яблоко". Она шарообразная, а Северный полюс отмечен на ней крестом. Владимир где-то озвучивал версию, что до христианства вместо креста на ней был символ Мирового дерева. Так, что не такими наши предки были и дурачками. Уж, если на то пошло, истинная форма Земли (геоид) по форме, действительно ближе к яблоку, чем к шару!

Изображение пользователя Хайрат.

Слоны сами по себе свидетельствуют о том, что они были введены в мифологию, когда арии уже обосновались в Индии, где и узнали этих чудесных животных. То есть, это довольно позднее включение, искусственно введённое в гораздо более ранние верования, сформированные, как я полагаю, ещё на арийской прародине.

Изображение пользователя Хайрат.

А про форму Земли и её положение нашёл сам у себя в "Горной фантазии..." замечательную цитату из трактата Парашары: трактате Парашары: «…В сфере яйца Брахмы вращаются планеты. В самой середине яйца находится поддерживаемый эфиром земной шар – носитель высшего могущества Брахмы, представляющего по своей природе независимую силу. В земле есть семь пустот, обиталищ змеев и демонов. Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон. На её верхнем конце располагаются Индра, боги и мудрецы. На её нижнем конце подобным же образом находят пристанище демоны. Гору-ось окружает со всех сторон великий океан, разделяющий, словно пояс вокруг земли, полусферы богов и демонов".

О проекте