Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Скопинские гончарные династии продолжают прославлять рязанский край.



Что такое семья? «Это мама, папа и с братом я» – так в своей песне отвечают на этот вопрос Кирилл и Антон Мишановы из села Липин Бор, одни из самых юных участников Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества «Семья России», который вот уже в третий раз проходит в Вологодской области в городе Великий Устюг.

С 10 по 13 июля гости из 8 регионов России общались, обменивались песнями, наигрышами и, конечно же, демонстрировали свои таланты и в цирковом искусстве, и вокальных номерах, и танцевальных композициях и даже в гончарном ремесле. В фестивале впервые участвовали семьи гончаров, благодаря чему программа мероприятий была дополнена мастер-классами и выставками глиняных изделий.

Организаторами фестиваля выступили Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский дом народного творчества, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Вологодский областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, Администрация Великоустюгского муниципального района.

День первый: Давайте знакомиться!

По традиции гостей встречали хлебом-солью да старинным напевами Устюгской земли. Всеобщее внимание привлекла выставка гончарного искусства. На ней были представлены работы разных мастеров – у каждого из них свой стиль и подход к делу, но объединяет их любовь к этому ремеслу и уважение традиций. Так, чтобы сделать универсальную утицу, по словам гончара Сергея Феньвеши, она должна побывать в руках мастера не меньше тридцати раз и тогда она впитает тепло его рук. Все работы интересны и индивидуальны, в каждую вложена частичка душевной теплоты и преданности любимому делу. Гончарное ремесло представили семьи Фурсовых из города Оленегорска Мурманской области, Феньвеши из города Череповца и Мишинцевых из деревни Куракино Кирилловского района. А семья Якушкиных (именно они сделали глиняный символ фестиваля – маму, папу и их малышей) и семья Лощининых из Рязанской области познакомили посетителей выставки со скопинскими изделиями. Также на фестиваль приехали мастера гончарного дела из Костромской области: Владимир Вершинин, Андрей Малков и Андрей Гусев; вологодские мастера: Алексей Бондарь, Владимир Холщагин и Анатолий Лебедев. Эти участники показали свое мастерство на выставке, ярмарке-распродаже и дали мастер-класс по гончарному ремеслу, что особенно запомнилось жителям Великого Устюга.

Торжественную церемонию открытия фестиваля «Семья России» вела «купеческая» чета Барских. В таком необычном ключе мероприятие проходило не случайно: в свое время город Великий Устюг был купеческим, а это сословие вобрало в себя лучшие семейные традиции предыдущих поколений.

По традиции фестиваля первый концерт готовили вологодские семьи. А открывали его хозяева – братья Белоусовы, семьи Аксеновых и Поповых-Пятницких из Великого Устюга. Вологду представил цирковой коллектив Трофимовых под руководством главы семейства – Александра Васильевича. Этот семейный коллектив совсем недавно привез награду из Севастополя - диплом лауреата I степени XI Международного фестиваля-конкурса циркового мастерства «Понтийская арена – 2009».

Пять сестер Чебыкиных из Нюксеницы известны далеко за пределами родного края. Их вокальный коллектив не первый раз участвует в фестивале «Семья России». А вот у семьи Мишановых из села Липин Бор был дебют – мама Валентина впервые вышла на большую сцену с вокальной композицией. Ну и, конечно, ее не могли не поддержать ее обаятельные мужчины – муж и сыновья. Стихи для них написал друг, а музыку сочинил сам глава семейства, наверно, поэтому история этой семьи, изложенная в песне, так трогательна и красива.

Цыганское трио Череповецких из Тарногского района покорило зрителей своими песнями. Екатерина, Елена и их папа Константин внесли цыганской удали в концерт, а их песня «Ты лети, душа» стала одним из хитов фестиваля.

Настоящие русские молодцы да девицы-красавицы – семейный коллектив Чичириных из Тотемского района. Традиции Нюксенской земли чтит и развивает семейный коллектив Бородиных-Семеновых. В этой семье поют и пляшут все, начиная с самых юных участников – Светы и Леши - и заканчивая бабушкой с дедушкой, которым, кстати, вручили медаль Петра и Февронии за верную любовь. Они спели нюксенские частушки под гармонь и балалайку и сплясали традиционную «Уточку» - танец, которому более тысячи лет.

«Одинокая ветка сирени» в исполнении братьев Никулиных практически стала гимном фестиваля. Ведь на каждом концерте специально для милых дам они пели эту песню.

Без сомнения, еще одним трогательным номером праздничного концерта стал вальс поколений от семьи Орловых. А завершился первый день знакомства путешествием в сказку – на Вотчину в гости к Деду Морозу.

За концертом - концерт, и друзьям не хотелось прощаться...

Во второй день фестиваля события разворачивались сразу в двух городах. В Великом Устюге в парке культуры и отдыха разместилась ярмарка гончарных изделий, где гончары устроили мастер-класс для желающих познать силу этого древнего ремесла.

А все творческие коллективы отправились с концертом в Красавино. Для жителей этого города приезд участников фестиваля – настоящий праздник. Да и самих участников ждало знакомство с местными достопримечательностями – Центром традиционной народной культуры, с экспозицией, посвященной истории и жителям села, и Музеем Героя России Сергея Преминина. Эта трагическая, но полная героизма судьба простого скромного мальчишки впечатлила всех.

На концерте в Красавино выступили все коллективы - как Вологодские, так и гости из других регионов. Молдавский фольклорный коллектив «Поамэ», что в переводе означает «виноград», порадовал молдавскими напевами и танцами. Этот коллектив, приехавший из республики Коми, был самым многочисленным из всех прибывших на Вологодчину.

Астраханскую область представлял вот уже во второй раз ансамбль «Любава» семьи Янченко. Ансамбль народной музыки «Малинка» из Ивановской области и Инструментальный ансамбль семьи Корякиных покорили и зрителей, и участников фестиваля.

Коллективы так распелись, что продолжили музыкальную программу в автобусе по дороге в Великий Устюг. Пели все – даже цирковая собачка Чапа солировала под аккомпанемент гармошки. А затем в гостинице почти в каждом номере проходил свой маленький концерт: кто-то пел под гармошку, под гитару, кто-то играл на флейте. Устюжане и гости города на время стали одной большой музыкальной семьей!

Заключительный концерт стал итогом всей проделанной работы: артисты показали свои лучшие номера, гончары прямо на сцене «сотворили» горшки. Зрители радовались празднику, а участники общению друг с другом. Это путешествие в страну сказок – в гостеприимный город Великий Устюг - будут долго еще вспоминать участники фестиваля «Семья России». Но они не прощаются друг с другом – теперь они будут дружить … СЕМЬЯМИ. И, конечно же, снова встретятся на новом фестивале «Семья России».

Ирина Сорокина
Cultinfo.ru
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

На берегу Упы у деревни Филимоново прошел фестиваль керамистов

ПЕРЕМАЗАННЫЕ с ног до головы девчонки, оттесняя друг дружку, лезут в бочку: «Ты уже два раза была!» – «А ты сидела долго!» – спорят. Толпа жаждущих месить глину растет. Чтобы не запачкать одежду, ныряют в одних купальниках, а вся жижа летит на зрителей…

Эту «грязную» традицию корреспондент «Вечерки» наблюдала на фестивале мастеров и любителей глиняного дела.

То свист, то лоскуты
11-й год подряд на берег реки Упа близ деревни Филимоново съезжаются керамисты из разных уголков России: Москвы, Московской, Рязанской, Тульской, Смоленской, Калининградской, Тверской областей.
– Раньше я просто с детьми набирал в здешнем карьере глину для художественной школы, – рассказывает Константин Кехаиди, художник-керамист, организатор фестиваля. – Приготовить надо много, поэтому работа растягивалась дня на три.
Сначала только лепили, потом стали и обжигать. Когда нас было уже около 50 человек, перебрались с карьера на поляну.
В этом году на фестивале собралось человек 300: от мала до велика. Из них 30 – мастера, готовые поделиться своими секретами.
– Особенную рекламу мероприятию мы не делаем. Надо сохранить баланс между желающими учиться и преподавателями.

На фестивале дети (да и взрослые) знакомятся с ремеслами, со старинными, забытыми технологиями. Всю неделю с утра до вечера идут занятия. Над поляной то свист коромыслом – учатся делать окарины, то трава цветными лоскутами усеяна – осваивают батик.

Чужим девок не давать
Место для фестиваля керамистов выбрано не случайно. Именно здесь возрождается старинный промысел.
– Женщины в Филимонове издревле лепили игрушку, мужчины – гончарили, – рассказывает художник-керамист Ирина Левитина. – Невест не выдавали замуж в другую деревню, чтобы промысел не уходил. Девочку уже с 7 лет сажали помогать матери.
В моих руках маленький комочек глины: почти черный, с синим отливом и блестками – частичками слюды.
Проводишь пальцами, и морщинки заглаживаются. Вроде из одного куска лепим. Но у меня трещинки на рыбке, а у мастера – глина гладкая и игрушка выходит ровной, точеной.
– Мы с мужем, молодые художники. Когда только после института сюда приехали, бабушки очень скептично на меня смотрели: «Э-э, ты корову не доила, косу в руках не держала – куда тебе, как я, лепить!» Настоящий мастер за 2–3 минуты может сделать свистульку практически не глядя, под разговор. Здесь отогнул, тут смял – и готово.
Движения отработаны десятилетиями, ничего лишнего.
Бабушки лепили за зиму больше 1000 игрушек, потом раскрашивали. Всего три цвета: желтый, зеленый и малинка (красный) – а какие нарядные получаются петушки, коровки, свинки, заморские птицы! Их на ярмарке видно сразу.

Почти все филимоновские игрушки – свистульки. И это не просто забава для детворы. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов. Помимо традиционных животных сюжетов, есть и довольно необычные. Например, «Любота» – танцующая пара: барынька и солдат с погонами. Эти фигурки уже обросли легендами. Говорят, кому их подарят или кто сам слепит, непременно в этот год замуж пойдет.

Клеймо мастера
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Когда-то эту загадку мог отгадать обычный деревенский ребенок. В ней показан весь путь глины: сначала ее копают, потом мнут, делают пригодной для лепки.
На гончарном круге (кружале) из нее «тянут» горшки и вазы. Вышедшие изделия обжигают «на пожаре» – в костре или печке – и еще горячими окунают в специальный раствор: обваривают. Старые горшки на Руси не выбрасывали. Перемотанные берестой (спеленутые), они еще долго служили хозяевам.
За процессом изготовления керамической посуды можно не только проследить на поляне, но и самому его освоить. Гончарный круг с рассвета и до позднего вечера не знает отдыха.
– Ты что хочешь сделать? – Константин Кехаиди показывает мальчику, как работать на круге.
– Рюмку, – отвечает малыш, хотя огромный ком глины занял аж полкруга.
– Из этого количества целый сервиз выйдет, – улыбается мастер. – Давай лучше мы с тобой стакан вытянем.
Руки мастера подправляют движения ученика. Прикосновения к глине должны быть плавными. Чуть сильнее надавил – и истончилась, лопнула стенка.
Готовую вещь ставят сушиться. Когда просушенные изделия собирают на обжиг, смотрят внимательно. Ведь неказистый комочек глины тоже может оказаться чьим-то творением.
– Это на камне изображение египтянина, – мальчик лет 6 кладет на сушку продолговатый комочек и, заметив мое удивление, добавляет. – Только он стерся от времени.

Чтобы после обжига из тысячи игрушек найти свою, каждый придумывает и ставит «клеймо мастера».

Ваза из кислых щей
К вечеру поляна напоминала огромный муравейник. Дети и взрослые складывали бумажную печку. Каждый слой промазывали жидкой, разведенной до сметаны глиной. Работа кропотливая: толщина бумажной стены должна быть не меньше 5 см.
– Эля, художник из Калуги, привезла нам идею бумажной печки с керамического форума в Швейцарии. Для воздушной тяги мы выкопали крестом две канавки, – объясняет Константин Николаевич. – В центр положили решетку, на нее – игрушки. Вокруг обложили дровами. А уже на поленья – газету. Чтобы печь лучше держала тепло, между слоями пропустили фольгу.
Бумажная печь идет из неолита, только в те времена вместо газет использовали дерн. Температура в такой печи достигает 1000 градусов.
Всю ночь дымят, гудят, выбрасывают снопы искр бумажные вулканы. А утром в печи выламывают окошко и здоровенными щипцами вытаскивают керамику. Раскаленные горшки и вазы окунают в ведро с разведенной мукой. Шипит глина, меняет цвет с красного на белый, а запекшаяся от огромной температуры мука оставляет на ней причудливые узоры. Это называется обваркой.
– У меня обварка первый раз получилась, когда у мужа щи прокисли, – шепчет мне керамист из Рязани. – Бульон, конечно, от картошки и капусты процедила. Вообще-то любая органика подходит, но мне больше всего полученный на грибном отваре рисунок глянулся.

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи», – вертятся в голове строчки Ахматовой. Поэзия глины, огня и воды на моих глазах обретает формы горшков, крынок, ваз.

Кстати
В старину на гончарном круге делали не только печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, но и дымоходные трубы, светильники и даже скворечники.
Прежде чем приступить к работе, гончары выдерживали глину по несколько лет на открытом воздухе в глиннике – яме с бревенчатыми стенами. Чем дольше лежала глина на ветру, морозе и солнце, тем лучше получалось изделие.
Говорят, первая в мире грелка была сделана из глины. В кувшин с узким горлышком наливали горячую воду. Позже гончары стали изготавливать медицинские грелки в виде низкой посудины с плоским широким дном и плотно закрывающимся горлышком.

Старинные мастера умели лепить посуду гигантских размеров. Греческие пифосы – сосуды для вина и воды – достигали двух метров в высоту. Китайские гончары знали секрет глазури, которая, как хамелеон, меняла свой цвет. Стоило налить в вазы воду, как глазурь темнела. Опорожнишь сосуд – и он тут же становился белым.

Марина Гладкова
"Вечерняя Москва"
Изображение пользователя admin.

"Город мастеров"

В рамках празднования Дня города в Обнинске пройдет VII традиционный праздник народного искусства и ремёсел и выставка цветов под общим названием «Город мастеров-2009».

Стало доброй традицией в рамках празднования Дня города Обнинска, проводить встречу народных мастеров, умельцев, самодеятельных и профессиональных художников, выставку цветов и ярмарку изделий народных промыслов на традиционном празднике народного искусства и ремёсел «Город мастеров».

В городе науки продолжается возрождение, сохранение и развитие традиций в области декоративно-прикладного искусства, выявляются талантливые мастера, воспитывается молодёжь и формируются эстетические вкусы подрастающего поколения. Оно в свою очередь продолжит нести культуру России своим детям, тем самым осуществляя связь поколений.

Праздник пройдет 25 июля около Центральной библиотеки (ул.Энгельса,14)

Программа праздника:
12.00 – 19.00 Выставка цветов и ярмарка изделий декоративно-прикладного творчества с участием мастеров Калужской, Московской, Ивановской, Владимирской, Рязанской областей.
С 12.00 до 13.00 – «Ярмарка – представление». Развлекательная программа для детей с участием театра Петрушки (наши гости из г. Скопина)
13.00-13.30 – семейный фольклорный праздник с участием коллектива «Друженька»
13.30 – Праздничное шествие фольклорных коллективов – участников, традиционный праздник народного искусства и ремёсел, выставка цветов «Город мастеров-2009» (построение колонны у «Каравеллы»)
14.00 – Торжественное открытие праздника
14.00 – 16.00 – Открытые мастер классы для детей и взрослых:
- гончарное дело– мастер-классы с использованием гончарного круга проводят ведущие мастера скопинской фабрики художественной керамики, мастера Калужской области
- резьба по дереву
- роспись по дереву
- создание работ по флористике
- традиционное плетение поясов, ковриков «лепочиха», изготовление кукол, оберегов

Всё это и многое другое…

14.10 – 17.00 концерт с участием творческих коллективов Москвы, Калуги,

Товарково, Балабаново, Обнинска.

Фоторепортаж "Обнинск"

О проекте