Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Телевизионное поле рязанского региона.



Наша рубрика продолжает публиковать самые интересные научные материалы.

Общая характеристика регионального информационного пространства России

В середине 1990 гг. социологи Фонда Общественного мнения отметили уникальную черту, примету времени: в российских регионах идет процесс «перетекания» телевизионной аудитории от центральных телеканалов к местным1. На сегодняшний день совершенно очевидно, что регионализация является одной из ключевых особенностей, характеризующих современное состояние телевещания.

По разным оценкам в России работает от 600 до 1200 региональных телекомпаний, значительная часть которых является сетевыми партнерами федеральных каналов. Их вещательная политика частично или полностью зависит от центральных каналов, требующих стилистической ассимиляции программ и нередко предусматривающих «жесткие эфирные окна» для местных вставок. Более свободны в выборе форматов, распределении своего эфирного времени компании, занимающиеся собственным программированием (например, «Четвертый канал» в Екатеринбурге, «Афонтово» в Красноярске, т/к «Югра» в Ханты-Мансийске, «Аист» в Иркутске, «Волжская Волна» в Саратове и др.)

Отличительная черта современного этапа развития регионального телевещания – ужесточение конкурентной борьбы за зрителя. По данным исследования «Региональное информационное вещание и пути его совершенствования»2, ведущая роль в информационном поле большинства регионов принадлежала государственным телекомпаниям (ГТРК). Сегодня такого однозначного вывода сделать нельзя. Во многих регионах действует в среднем по 5 − 7 телекомпаний. Стремясь охватить максимальную аудиторию, закрепить за собой лидерство в определенной тематической нише, телекомпании работают над изменением структуры и оформлением выпусков, создают новые программы, ищут более нестандартные пути для продвижения своего продукта.

По мнению Е.Я. Дугина, В.В. Егорова, Н.В. Зверевой, А.Г. Качкаевой, В.Л. Цвика и других ученых, именно региональное телевидение способно более точно учитывать социальные, возрастные, национальные особенности аудитории, местная информация более убедительна и соответствует реальным потребностям зрителей. Интерес к региональной тематике искупает многие недостатки в работе местных студий. Несмотря на отсутствие серьезных материальных ресурсов для подготовки программ, они нередко конкурируют с федеральными телеканалами (в Екатеринбурге, например, «Четвертый канал» занимает 3-ю позицию в рейтинге после «Первого канала» и «России»).

Локальные новостные выпуски востребованы региональным зрителем больше, чем тематические программы. Верстка новостей, как мы убедимся, проанализировав выпуски рязанских телекомпаний, нередко осуществляется по следующей схеме: политика, экономика, социальная сфера, культурная жизнь, спортивные события, что напоминает верстку федеральных программ3. А содержательные характеристики могут существенно отличаться от информационных выпусков «Первого канала», «России», НТВ, в центре внимания которых – события международного и общероссийского масштаба.

«Стратегию долгосрочного развития обсуждали сегодня и в Рязани» («Рен - ТВ Рязань», «Наши новости», 9 апреля 2008 г .) – эта новость служит примером того, как может быть «спроецировано» общероссийское событие на местную реальность. События федерального уровня не оказывают определяющего влияния на локальные выпуски новостей. Из общего потока событий региональные телестудии отбирают ту информацию, которая касается жителей определенной местности, проблемные ситуации раскрываются журналистами через судьбы конкретных людей. Фактически региональные СМИ создают собственное информационное поле, имеющее свои границы и развивающееся по своим законам: «оно, с одной стороны, саморазвивается и генерирует собственные темы, отличные от центральных, а с другой стороны, «блокирует» и нейтрализует воздействие центральных информационных потоков»4. Таким образом, мы подошли к определению информационного поля, которое представляет собой «сложное социальное явление, имеющее пространственное измерение, характеризующееся тем, что в каждой его точке постоянно генерируется социально значимая информация, которая в целях сохранения и развития данного социума распространяется по его сегментам с помощью естественных или специально созданных механизмов»5.

Информационное поле можно понимать как всю совокупность циркулирующей в регионе информации, но с другой стороны – это еще и та информация, которую редакции СМИ выбирают для освящения. Среди существенных факторов, которые следует учитывать региональным телеканалам при создании своих программ, отметим географические, политико-экономические, культурные особенности конкретного региона, социально-демографические характеристики населения.

Каждый житель региона самостоятельно формирует свою информационную среду, просматривая общенациональные и местные газеты, интернет-источники, слушая радиостанции различной направленности, «сверстывая» свой день из событий нескольких телеканалов. Оптимальным, на наш взгляд, будет такое информационное поле, которое создает максимально полную, объемную, всестороннюю картину действительности и дает человеку возможность постоянно расширять свою информированность.

Структура рязанского информационного поля

В настоящее время на территории Рязанской области проживает более 1 млн 200 тыс. человек. По данным на 1 августа 2008 г ., население областного центра составляет 510 тыс. 816 человек6.

В рамках исследования «Общественная экспертиза» уровень медийной насыщенности рязанского информационного поля был оценен как средний, при этом в регионе чрезвычайно высока доля независимых от государства газет и журналов7. По рознице распространяется около 300 наименований печатных изданий, примерно 70 из них являются региональными газетами и журналами. Еженедельный тираж только местных изданий, по нашим подсчетам, составляет около полумиллиона экземпляров. В регионе также работает 13 каналов эфирного телевидения (3 из них имеют своих региональных партнеров), 15 радиостанций. Развивается кабельное телевидение, растет число абонентов спутникового телевидения. Информационное поле области создают также интернет-издания, центральные и региональные информационные агентства («7 новостей», региональное бюро ЗАО «Интерфакс – центр» и др.)

Печатный сегмент медиарынка региона, по словам председателя Рязанской областной организации СЖР Галины Зайцевой, «характеризуется стабильностью и отсутствием «ярко выраженной нездоровой конкуренции8». В телевизионной сфере ситуация более напряженная. Например, только подготовкой информационных программ занимается в регионе четыре местных телекомпании. Эти новостные выпуски оказываются «включены» в конкурентную борьбу, которую ведут за своего зрителя и федеральные каналы. Не менее жесткое соперничество наблюдаем и среди развлекательных программ.

По данным исследования, проведенного в феврале 2006 г . Институтом социологии РГУ им. С.А. Есенина, большая часть рязанцев доверяет «Первому каналу» (40% опрошенных) и «России» (15%), на третьем, четвертом и пятом местах − региональный партнер «Рен-ТВ» − ОГТРК «Край Рязанский» (12%), филиал ВГТРК – ГТРК «Ока» (9%) и НТРК «Эхо» (7%). С ила воздействия, доступность и простота получения информации, численность потенциальной аудитории – все эти показатели позволяют нам утверждать, что главным источником информации для населения страны (и региона) является телевидение, с помощью которого жители воссоздают картину действительности.

Взяв за основу принципы классификации российских телекомпаний, предложенной в 1990 гг. профессором В.Л. Цвиком9, мы дополнили ее некоторыми существенными, на наш взгляд, признаками. С учетом существующих и дополнительных характеристик телекомпании, действующие в рязанском регионе, можно классифицировать:

● по зоне охвата (областные / городские / районные);

● по форме собственности (государственные (федерального или регионального подчинения) / коммерческие);

● по способу финансирования (бюджетные / самофинансируемые / со смешанным типом финансирования, включающим государственный бюджет и доходы от рекламы);

● по способу программирования эфира (сетевые – для сетевых партнеров федеральных телеканалов / независимые – для компаний, самостоятельно занимающихся программированием своего эфира / со смешанным типом программирования – эфирные окна для региональных программ определяет сетевой партнер, а расстановкой программ внутри эфирного окна телекомпания занимается самостоятельно).

На сегодняшний день рязанские телеканалы функционируют достаточно стабильно, процесс концентрации как государственных, так и частных СМИ фактически завершился. Появление новых компаний, особенно в условиях настоящего кризиса, представляется маловероятным. На наш взгляд, рязанский регион является довольно типичным примером развития регионального телевещания (в областном центре работает филиал ВГТРК, сетевые партнеры «Рен-ТВ» и СТС, коммерческие телекомпании, занимающиеся собственным программированием). Таким образом, информационное поле создают:

ГТРК «Ока» – областная государственная телекомпания со смешанным типом финансирования и сетевым программированием (эфирные «окна» определяет ВГТРК).
ОГТРК «Край Рязанский» (эфирное название «Рен - ТВ Рязань») – областная государственная телекомпания со смешанным типом финансирования и смешанным типом программирования (учредитель – правительство Рязанской области).
«СТС-Рязань» (эфирное название – «Либурна ТВ») – городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с сетевым программированием.
«9 канал» - городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с независимым программированием.
НТРК «Эхо» - городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с независимым программированием (имеет лицензию на круглосуточное вещание).
«35 канал» («Гарнизон») – городская государственная телекомпания с бюджетным финансированием и независимым программированием (подчинение – руководству Рязанского Высшего Военного командного училища связи им. Маршала Советского Союза М.В. Захарова)

Прежде чем перейти к рассмотрению основных тенденций телевизионного поля рязанского региона и непосредственно анализу программ, рассмотрим кратко главные направления вещательной политики каждой телекомпании.

ГТРК «Ока». Филиал ВГТРК сделал ставку на информационное вещание, объяснив отказ от публицистических, аналитических, информационно-развлекательных программ недостаточно высоким их качеством. В эфире телекомпании по будням 10 выпусков «Вести - Рязань», синдицированный выпуск «Вести плюс» (сочетает федеральные и региональные события), информационная программа «Другие новости», «Вести - Спорт» − программа о спортивных событиях города и области. Как правило, темы выпусков согласуются с отделом региональных новостей ВГТРК, а программа верстается по схеме, максимально приближенной к стандарту федерального выпуска «Вести».

«Либурна-ТВ» . Сетевой договор с телеканалом СТС предусматривает некоторую стилистическую ассимиляцию форматов и жесткие «эфирные окна» для местных вставок. Так, канал производит информационно-аналитическую программу «Другие детали», основанную на местных событиях, но по своему формату напоминающую «Детали дня» СТС, детскую программу «Доброе слово» и тележурнал «Седмица», рассчитанную на православных жителей региона.

«35 канал» . Телекомпания является телестудией Рязанского училища связи. Единственная программа («Гарнизон»), подготовленная ею, − рассказывает о новостях военных вузов. Она выходит дважды в неделю на телеканале ТНТ. Как нам представляется, существование такого рода программ в регионе абсолютно оправдано (в городе несколько военных училищ), более того, это специфика, особенность местного телевещания.

НТРК «Эхо». Единственная из рязанских телекомпаний имеет лицензию на 24 часа вещания. Вещательная политика предполагает два ключевых направления – информационные программы и кинопоказ (по нашим подсчетам, в будние дни фильмы могут занимать до 70 − 75% эфирного времени). Кроме того, телекомпания ежедневно готовит одну-две тематические программы («Православное слово», аналитическая «За и против», криминальная «Территория закона», информационная «Газетный киоск», «Новости кино», «Эхо дня» и др.) Жанровое разнообразие объясняется в первую очередь стремлением телекомпании охватить максимальное число зрителей, привлекательное для рекламодателей, и получить максимальную прибыль.

ОГТРК «Край Рязанский» («Рен-ТВ Рязань»). Договор с каналом «Рен - ТВ» предусматривает только эфирные окна, программная политика полностью определяется самой редакцией. Как правило, утренний эфир заполнен информацией о предстоящих событиях дня, новинках кино, театральных премьер, дневной эфир посвящен повтору одной из тематических программ, вышедших накануне. В вечернем часовом эфире – информационная программа «Наши новости», которая включает отдельный блок криминальных сообщений «Наши хроники», и одна тематическая программа (за каждой закреплен отдельный день недели). По понедельникам выходит «Время спорта», по вторникам − «Место встречи», по средам − тележурнал для автолюбителей «Поехали!» или «ТриО», по четвергам − ток-шоу «Разные люди», по пятницам «Компас» или «Темная история».

«9 канал». Самая молодая телекомпания Рязани, программы которой выходят на 35 канале (ТНТ), появилась в 2004 г . В рамках одного часа – выпуск новостей «Этот день» и одна тематическая программа («Семья», экологическая «Среда обитания», политическое или спортивное обозрение, православный цикл и даже игровое шоу). Программы, вышедшие в будние дни недели, повторяются в воскресном эфире.

Ежедневные информационные программы рязанских телеканалов

Как известно, создание новостей – самый дорогостоящий вид телевизионного производства. Но даже в условиях кризиса руководство телекомпаний не откажется от их подготовки, ведь новости – это в первую очередь инструмент влияния на аудиторию, формирующий общественное мнение, и, кроме того, лицо, «визитная карточка» канала, по которой судят о мастерстве журналистов, уровне развития телекомпании. Проанализировав информационные выпуски, мы определили тематические приоритеты телекомпаний, тональность материалов, наличие эксклюзивной информации.

По данным исследования, проведенного в 2007 г . Международным институтом маркетинговых и социальных исследований «ГФК-Русь»10, в общероссийских новостях преобладает социальная сфера (43,8% от общего числа сюжетов). Возможно, эта тема будет доминирующей и в рязанских телевизионных выпусках.

Временной охват: 7 − 11 апреля 2008 г . Данная неделя была отмечена такими событиями, как инаугурация нового губернатора Рязанской области, месячник по благоустройству города, заседания городской и областной думы, принятие новых законов Госдумой. Насколько полно и каким образом освящают эти события региональные телекомпании? Для получения ответов на эти вопросы мы использовали метод контент-анализа, отобрав те информационные программы, которые вышли в вечернее время (именно они отражают «картину дня» наиболее полно).

Объем анализируемого материала: по 5 выпусков информационных программ каждой телекомпании. Хронометраж выпусков: «События» (НТРК «Эхо») – 30 минут, «Наши новости» («Рен - ТВ Рязань») – 30 минут, «Этот день» («9 канал») − 25 минут, «Вести - Рязань» (ГТРК «Ока») – 20 минут. Общий хронометраж составил 8,5 часов.

Рассматриваемые выпуски содержали 196 информационных сообщений, распределенные по 14 темам. Нередко в одном журналистском материале присутствовало несколько тем, в этом случае нами фиксировалась тема с преобладающим вниманием автора материала. За единицу анализа взят сюжет (в некоторых случаях – устное сообщение ведущего, не всегда сопровождаемое видеорядом), за 100% принята вся информация, отраженная в выпусках одной телекомпании за пять дней. Таким образом были определены приоритеты каждой студии.

Темы и персоналии информационных программ. Общенациональная тематика занимает в выпусках чуть более 4% выпуска. В основном, это события социальной направленности − повышение пенсий, стратегия долгосрочного развития России, создание фонда поддержки детей, принятие закона «об опеке и попечительстве». Большая же часть новостей (96%) посвящена событиям регионального масштаба и в первую очередь – это городские новости.

Как показал анализ, не во всех программах есть один «тематический лидер». Приоритетной для большинства выпусков является социальная сфера. По количеству сообщений лидируют выпуски «Рен - ТВ Рязань» и НТРК «Эхо» (от 9 до 20 сообщений). Наименьшее количество сюжетов у «9 канала» (хотя хронометраж выпусков отличается не так сильно).

Характерной чертой является преподнесение информации через официальных лиц (первых лиц региона, депутатов городской и областной думы, представителей различных городских служб). Чаще всего в выпусках рязанских телекомпаний упоминаются: наделенный полномочиями губернатора Рязанской области Олег Ковалев, глава Муниципального образования г. Рязань Федор Провоторов, начальник управления экономического развития администрации г. Рязани Игорь Ковалев, депутат Рязанской областной Думы Владимир Торопов, рязанский полярник Михаил Малахов (в связи с экспедицией на Северный полюс). Для коммерческих телекомпаний (НТРК «Эхо» и «9 канал»), нередко использующих в своих выпусках рекламные сюжеты11, характерен высокий процент участия представителей бизнес-структур (13,8% и 10%). Более подробно соотношение сфер, в которых заняты герои новостных программ, представлено в таблице № 2.

Общая и эксклюзивная информация. В своей работе региональные тележурналисты нередко используют сообщения местных информационных агентств, заметки и репортажи газет и журналов. Проблемный материал, вышедший в печатном СМИ, может стать информационным поводом для сюжета телевизионных новостей. Как видим, информационное поле региона характеризуется камерностью, ограниченностью пространства (территорией области, края), дефицитом социально значимой информации. В настоящем анализе мы определили количество сообщений, которые освящались всеми телевизионными редакциями, и процент новостей, представших собой оригинальную информацию, полученную из собственных источников. Рассматривая каждую телекомпанию как часть информационного пространства региона, мы приняли за 100% все 196 тем (вся совокупность сообщений за неделю).

Как показывает анализ, и по собственной информации, и по количеству общих тем с конкурентами лидирует «Рен - ТВ Рязань». К оригинальным материалам следует сюжеты о бытовых проблемах города, сообщения политического и культурного характера. Это во многом объясняется тем фактом, что учредителем телекомпании является правительство Рязанской области, редакция имеет ряд преимуществ в получении оперативной информации из официальных структур. Среди собственных сообщений «9 канала» также преобладает официальная информация и рекламные сюжеты, размещенные внутри выпуска новостей, у ГТРК «Ока» лидируют материалы о культурных событиях и тема семьи, а НТРК «Эхо» отдает предпочтение событиям социальной направленности, теме материнства и детства, церковным праздникам, криминальным новостям. Очевидно, телекомпании используют разные источники и механизмы получения информации.

Тональность информационных материалов. Индикаторами позитивной, негативной или нейтральной оценки сюжетов для нас стали эпитеты и оценочные слова, а также эмоции участников событий, высказанные в интервью телекомпаниям.

По положительной оценке событий лидирует ГТРК «Ока», и в первую очередь эти сообщения связаны с деятельностью президента России Д. Медведева. Значительное место отдано материалам, целенаправленно формирующим имидж региона как передового, реформаторского, инвестиционно выгодного. По словам журналистов, в городе «полным ходом идет строительство нового жилого комплекса», на предприятиях поддерживаются высокие уровни зарплаты, «с каждым месяцем растет число семей желающих взять малыша из дома ребенка» и т.д. Очевидно, редакторы выпусков сознательно отбирают из общего потока ту информацию, которая отвечает положительному образу власти и региона, и отказываются от сообщений, способных повлиять на негативную оценку аудитории. Подобный прием – отбор и отсев «ненужной» информации – используется, почти во всех информационных программах. Как правило, журналисты положительно оценивают действия властей, их усилия по благоустройству города, негативные сообщения связаны с криминальными происшествиями, проблемами социально незащищенных слоев населения, нейтрально освящена большая часть спортивных соревнований и культурных событий. Наибольший процент критических материалов у телекомпании «Эхо» (по всей видимости, коммерческая телекомпания более свободна в интерпретации и анализе событий), отрицательная оценка в большей степени относится к криминальным происшествиям и сюжетам о бытовых проблемах города. В выпусках других студий этот показатель незначителен.

Тенденции развития рязанского телевизионного поля

Проведя небольшой анализ информационных программ, мы пришли к выводу, что новостные выпуски в регионе стали более динамичными и информационно насыщенными, чем прежде. Увеличилось количество освященных событий, расширился диапазон тем, возрос темп и ритм преподнесения информации. Более того, доля информационных программ в общем объеме вещания существенно выросла. Так, например, ГТРК «Ока» готовит по будням 10 программ «Вести - Рязань», телекомпания «Эхо» − 14 выпусков новостей (в эфир выходят каждый час с 7.00 до 24.00). «Рен - ТВ Рязань» работает над созданием утреннего, вечернего и ночного информационного блока. Как показало исследование, статус телекомпаний предполагает ориентацию на определенные политические и коммерческие структуры. Новостные программы ГТРК «Ока» являются по сути пропагандистскими. Не лишены политически ангажированной информации и выпуски коммерческих телекомпаний.

Одна из характерных особенностей рязанского телевидения – это наличие православных программ, число которых за последние годы увеличилось («Православное слово» и «Беседы с владыкой Павлом» на НТРК «Эхо», цикл культурно-просветительских программ «Образ» на «9 канале», тележурнал «Седмица» на «Либурна-ТВ»). Очевидно, данный тип информации востребован рязанскими зрителями.

Информационное поле региона не свободно от влияния федеральных телеканалов. В рязанском эфире заметно выросло число проектов развлекательной направленности, среди которых – программы, созданные на основе местного материала в стиле «инфотейнмента» («Спой свою песню», «Звездная мастерская», «Мечты сбываются», «Большая вода» на «Рен-ТВ Рязань», « Pro чтение» и другие программы «9 канала»). Тенденция к «развлекательности» носит устойчивый характер, и, по всей видимости, эти форматы будут и дальше появляться в эфире. При этом журналистами практически перестали использоваться такие жанры, как художественные зарисовки и очерковые материалы. Рязанские социологи полагают, что это связано в первую очередь с динамикой общественной жизни: «Информационный поток становится более насыщенным, жестким и довольно агрессивным. Телевидение изменяется вместе с ним. Однако подобные изменения на ТВ могут оттолкнуть от просмотра программ часть аудитории - например, такую социальную группу, как пенсионеры»12. С динамикой жизни, постепенно проникающей и в телевизионную сферу, скорее всего, следует связать и изменение темпа и ритма многих рязанских программ.

Значительно вырос процент криминальных сообщений и криминальных программ («Территория закона» на НТРК «Эхо», «Наши хроники» и др.). Нередко эта информация идет отдельным информационным блоком и в целях привлечения внимания телезрителей подается в агрессивном, «жестком» стиле криминальных программ НТВ (например, «Отец расстрелял собственного сына!» или «Пожар в рязанском педуниверситете! К счастью, лишь условный»). Сюжет также представляет собой концентрированный динамичный рассказ о событии, акцент сделан на динамичном монтаже, «сочных» деталях и подробностях происшествий. Таким образом, зависимость от федеральных каналов может проявляться также в стиле и манере преподнесения информации.

В целом ориентация на федеральные каналы может говорить о желании региональных телекомпании придерживаться профессиональных стандартов, принятых в телевизионной сфере. Подводя итог, отметим, что развитие регионального ТВ происходит в духе общемировых тенденций – стремлении к информации и развлечению.

--------------------------------------------------------------------------------

По данным опроса, проведенного в 22 российских городах в марте-апреле 1995 г., около 70% опрошенных из 8 тыс. человек не хотели бы расставаться хотя бы с одним из местных каналов / Фонд «Общественное мнение» // http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_tv/reg_tv/of19951504
См.: Региональное информационное вещание и пути его совершенствования. М., 2000. Ч. 1.
См.: Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. Уч. пособие, М. 2002. С. 141-142.
Мониторинг информационных программ независимых региональных телекомпаний // Фонд «Общественное мнение». М., 1999. С.5.
См.: Региональное информационное вещание и пути его совершенствования. М., 2000. Ч. 1. С. 66.
Данные официального сайта администрации г. Рязани // http://www.admrzn.ru
См.: Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М, 2000.
Зайцева Г. Рязанские СМИ достаточно стабильны // 04.05.2007 , Expedition Media // http://www.exp-edition.ru
См.: Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Уч. пособие / В.Л. Цвик. М., 2004. С. 100−102.
См.: Российское телевидение: между спросом и предложением. В 2 томах. Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. М., 2007. Т. 2. С. 6−88.
Под рекламным сюжетом мы понимаем «информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Из интервью автора с В. А. Горновым, директором Института социологии РГУ им. С. Есенина. 07.02. 2007.

Аспирантка кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, irina-journ@mail.ru Ирина Хоменко.

Медиаскоп

0
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте