Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Гробница Великого князя Рязанского Олега Ивановича и супруги его Великой княгини Евфросиньи.



Гробница Великого князя Рязанского Олега Ивановича и супруги его Великой княгини Евфросиньи.

(Свящ. Н. Любомудрова)

Великий князь Рязанский Олег Иванович княжил с 1350 по 1402 г., и был храбрейшим и отважнейшим из всех князей Рязанских. При нем княжество Рязанское было наиболее могущественно и славно, чем когда либо прежде и после того. Вообще, личность сего князя весьма примечательна и доселе еще положительно не разъяснена историками. Карамзин говорит о нем, что он был «князь ума редкого и славнейший из всех Рязанских владетелей; долговременный, лукавый враг Донского и Москвы, но любимый своим народом и достохвальный в его последних усилиях возвратить отечеству литовские завоевания».1 Историограф наш, отдавая полную справедливость доблесным качествам и подвигам Олега, порицает его за изменческие и недоброжелательные отношения его к в. к. московскому; но нужно при этом обратить внимание вообще на действия и политику тогдашних удельных князей русских, которые также водили дружбу с татарами для своих выгод и безопасности, и нередко с большим вредом для общего блага отечества. Каждый берег себя и заботился наиболее о своей частной пользе. Олегу Рязанскому грозили: Орда, Литва и Москва; ему нужно было бороться с столь сильнейшими противниками, и он умел среди этих огней сохранить целость и самостоятельность своего княжества, не щадил усилий и трудов ради своих подданных, и подданные ценили и любили Олега, так что память о нем доселе живет в устах народа. Трудно с совершенной верностью определить побуждения и цели Олега, водившие им даже в тех случаях, где по-видимому, помрачается слава его. Может быть, здесь остаются еще неразгаданными расчеты особенной его дальновидности и благоразумия, как человека, отличавшегося умом своим между современниками. К сожалению, не сохранилось во всем точных и достоверных сведений об Олеге, а без того, можно ли произнести о нем окончательный суд? Некоторые, замеченные летописями факты свидетельствуют, что он, ища славы и пользы своего княжества, принимал деятельное участие и в общих интересах земли русской и много способствовал к ограждению её безопасности. Нельзя отвергнуть и того, что Олег был стражем и крепким оплотом для всей земли русской от нападений татар. к добрым качествам Олега принадлежит, между просим, то, что он имел истинную любовь к вере и благочестию, оказывал глубокое уважение к святыне церковной и духовенству, строил монастыри и снабжал их богатыми вкладами. Благочестивая благотворительность его простиралась и на восточную греческую церковь.
Олег, во св. крещении Иаков, в иночестве – Иона, в схиме – Иоаким, скончался по летописным памятникам, в 1402 г. июля 5 дня.2 Когда он постригся в монашество – об этом не упоминается положительно. В 1401 г. он предпринимал поход к Смоленску в защиту зятя своего князя Смоленского Юрия Святославича, но в следующем 1402 г. он уже не участвовал сам в походе к Брянску, а ходил сын его Родслав, взятый тогда в плен Витовтом. Карамзин говорит, что старец Олег не мог пережить сего несчастия и скончался иноком, погребенный в Солотчинском Рязанском монастыре.
Этот монастырь построили своим иждивением Олег Иванович и супруга его Евфросиния, на левом возвышенном берегу Оки, при впадении в неё речки Солотчи, от Рязани в 18 в. на северо-восток, в 1390 г., при бытности на том месте двух игуменов: Василия и Евфимия. По смерти, Олег положен был в иссеченном каменном гробе в Покровском набережном Солотчи речки храме. Подле Олега, в том же гробе положена была и супруга его в. княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, 1405 г. 5 декабря, а по Татищеву – 1406 г. в тот же день декабря, в субботу.3 Постригшись, она имела жительство в Солотчинском же Зачатейском женском монастыре, расстоянием от мужского на версту с несколькими саженями, около той же речки Солотчи, к востоку, где теперь стоит село Солотча. Инокини Зачатейского монастыря в 1682 г. сведены в Аграфенину Рязанскую пустынь, и монастырь упразднен.
В 1770 г. от обвала песчаного берега Покровская церковь обрушилась под гору к реке вместе с княжескою гробницею, и того же года, по указу Св. Синода, останки Олега и Евфросинии перенесены были епископом Рязанским Палладием в соборную рождества Пресв. Богородицы церковь. и положены во вновь устроенную гробницу, которая стоит на левой стороне храма, с следующими надписями:
С восточной стороны гробницы: «Здѣсь положены мощи Благовѣрного Великаго Князя Ольга Iоанновича Рязанского, во святомъ крещенiи нареченнаго Iаковом, а в иноцѣхъ Iоною, ї великикiя его супруги Княгини Еvфросїнїи, въ монахїняхъ же нареченныя Еvпраксїи. Они старанiем своимъ и иждивенiемъ состроили Солотчинскiй монастырь в лето ҂sѿчи (6898) от Рождества же по плоти Бога Слова, атч (1390), при бытности на семъ мѣстѣ двухъ игуменовъ именемъ Василiя и Еvфимiя; напослѣдокъ благовѣрный князь постригся в монахи въ семъ Солотчинскомъ монастырѣ, и житiе препроводїлъ лѣ҄ двѣнатца҄ а княгїня Еvфросинiя жїтельство їмѣла въ дѣвичьемъ монастырѣ, неизвестно какомъ, только сказываютъ что она состроила при Солотчинскомъ селѣ особливый дѣвичiй монастырь, и тамъ окончила жїзнь свою.4
С северной стороны гробницы: «В лѣто же отъ создания мира ҂sцi (6910) отъ Рождества же по плоти Бога Слова, ҂ауб (1402) мѣсяца октомврiя, в ѳ день преставїлся благовѣрный великiй князь Олегъ Iоанновичъ рязанскiи,5 и погребенъ былъ съ супругою во храмѣ Покрова Пресвятыя Богородицы, а въ ҂аѱѻ (1770) году мѣсяца маiя въ день, какъ съ осыпавшеюся горою упала ї сїя покровская церковь, то были обрѣтены ихъ мощи, и по указу данному изъ Святѣйшаго Сvнода бывшему рязанскому епископу Палладїю перенесены въ сїю соборную Рождества Пресвятыя Богородицы церковь їюня мѣсяца въ день тогоже года. Память благоверного князя совершается октябрiя въ ѳ день,6 и їюня еi день,7 и їаннурїя въ к день, вѣчная имъ память».
На дне гробницы показывают череп и несколько костей, как останки Олега и Евфросинии.

Над гробницей, на стене, поставлены иконописные изображения Олега и Евфросинии, сделанные на полотне, длиною в 1,5, а шириною в 1 аршин. Оба изображены в монашеском одеянии (Олег в схиме). Над Олегом следующая славянская надпись XVII или XVIII столетия: «Агiосъ великий князь Олегъ Резанскiи, во крещенiи Iаковъ, в иноцѣхъ Iона». Над изображением его нерукотворный образ Спасителя.

Вел. кн. Олег Рязанский и вел. кн-ня Евфросинья Ряз. худ. музей

Сверх того, при гробнице сохраняется еще драгоценность, по древности, памятник – панцырь (кольчуга) Олега, составленный из мелких железных колец прекрасной работы. Этот панцырь называется в народе рубашкою Олега. Богомольцы, посещающие монастырь, совершают панихиды по Олегу и супруге его и оказывают к ним особенное благоговение; больные, в облегчение недугов, возлагают на себя панцырь, надеясь получить исцеление.

Кольчуга вел. кн. Олега Рязанского Ряз. худ. музей

-

(Извлечено из II т. «Известий Императорского Археолог. Общества»).

1. Карамзин, т. V, стр. 103, по изд. Эйнерлинга.
2. Троиц. лет. по Кар., т. V, прим. 190. Также «Ист. Росс.» Татищ., т. IV, стр. 411.
3. Кар. т. V, пр. 234; под 1405 годом. «Ист. Росс.» Татищ. т. IV, стр. 240. По преданию она была дочь какого-то татарского князя.
4. В этой надписи, принадлежащей, как видно, к позднему времени, сказано, что Олег, постригшись, провел в Солотчинском монастыре 12 лет, что несогласно с другими историческими показаниями. 12 лет прошло от основания Солотч. монастыря и до смерти Олега. Разве предположить, что он и по принятии монашества не жил ли в мире?
5. Здесь также разница от летописей в показаниях месяца и числа смерти Олега.
6. 9 октября, день памяти св. апостола Иакова.

7. 15 июня, день памяти святителя Ионы, митрополита московского.

Любомудров Николай Васильевич (с. Верхний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губ. - 9 марта 1897), сын Любомудрова Василия Иоанновича, священника села Верхний Белоомут Зарайского уезда (с 1827 по 1837 гг.). Николай Васильевич был также племянником святителя Гавриила (Городкова) и Надеждина Николая Ивановича, многостороннего учёного и критика. Вместе с братом Иваном Васильевичем, преподавателем Рязанской Духовной Семинарии, Николай Васильевич был одним из первых исследователей Рязанской старины, написавшим более 50 работ.
По окончании Рязанской духовной семинарии в 1849 г., он поступает в С-Пб. духовную академию, которую заканчивает в 1853 г. со степенью магистра богословия.
В 1854 г. рукоположен во священника к церкви при доме Комитета для разбора и призрения нищих, а 3 февраля 1856 г. перемещен к церкви покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне. С 1856 по 1861 гг. безвозмездно исполнял должность законоучителя, по предложению управляющего девичьими школами императорского человеколюбивого общества, сначала в 1-й, потом во 2-й означенных школ. С 1857 по 1861 гг. безвозмездно преподавал Закон Божий в образцовом детском приюте; с 1858 по 1864 гг. состоял законоучителем Коломенского женского училища; с 1859 по 1861 гг. также и в 4-й частной патриотической школе. В 1860 г. избран членом-корреспондентом имп. Археологического Общества.
В 1864 г. из-за разногласий, возникших в причте Покровско-Коломенской церкви, был назначен к перемещению в Мало-охтенскую Мариинскую церковь. За отказ перейти на новое место был отчислен из С-Пб. епархии и находился в арестантском отделении Суздальского Спасо-Евфимова монастыря. В 1866 г. перемещен в Рязанскую епархию с предоставлением ему священнического места по усмотрению местного преосвященного.

В 1868 г. Н. В. Любомудров был причислен к Рязанскому кафедральному собору сверхштатным священником и определен учителем лат. яз. в 1-е Рязанское духовное училище, но 22 сент. 1869 г. был уже уволен от учительской должности. Умер Николай Васильевич Любомудров 9 марта 1897 г.

После закрытия Солотчинского монастыря в 1917 г. мощи Олега, его кольчуга и парсуны-иконы князя и княгини Евпраксии в монашеских одеяниях хранились в Рязанском кремле. В 1990 г. мощи благоверного князя Олега по решению администрации области переданы Рязанской епархии и хранились в Иоанно-Богословском монастыре. Только в начале июня 2001 года рязанская святыня - мощи великого благоверного князя Олега Ивановича Рязанского - торжественно перенесена на свое прежнее место - в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы Солотчинской обители, которая начала свою вторую жизнь в апреле 1994 г.

1. Любомудров Н. В. Гробница Великого князя Рязанского Олега Ивановича и супруги его Великой княгини Евфросиньи. [Санкт-Петербург] : тип. Акад. наук, ценз. 1859
2. Добролюбов И. В. Библиографический словарь писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии. Рязань. Губ. тип. 1910
3. Синельникова Т. П. Святитель Гавриил (Городков) - «архивист» http://www.history-ryazan.ru/node/5865

4. Касаткин В. Великий государь земли Рязанской. Рязанские ведомости 29 июня 2002 г. №122(1375)

Кузнецов И. В.

0
Прикрепленный файлРазмер
Гробница Олега и Евфросиньи.pdf547.01 кб
 
Разместил: Игорь    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте