Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

О сверчках и шестках



По гам­бург­ско­му счё­ту сло­во­со­че­та­ние «ря­зан­ский пи­са­тель» («туль­ский», «там­бов­ский», «во­ро­неж­ский») – зву­чит, на мой взгляд, уни­зи­тель­но из-за ло­ша­ди­ной до­зы ме­с­теч­ко­во­го па­т­ри­о­тиз­ма и за­ве­до­мо низ­кой план­ки по­тен­ци­аль­ной оцен­ки – мол, пи­са­тель, ко­то­рый сой­дёт для сель­ской ме­ст­но­с­ти.

В го­ро­де Шуе Ива­нов­ской об­ла­с­ти я ви­де­ла ме­мо­ри­аль­ную до­с­ку: «В этом до­ме жил и ра­бо­тал из­ве­ст­ный шуй­ский пи­са­тель Ва­си­лий Ко­ны­шев». Жаль, что на­след­ни­ки и вла­с­ти, ве­шав­шие эту до­с­ку, не по­ду­ма­ли: ведь при­ла­га­тель­ные «из­ве­ст­ный» и «шуй­ский» – ан­то­ни­мы!

«Ря­зан­ским пи­са­те­лям» хо­ро­шо из­ве­ст­но, что по­кой­ный Ва­лен­тин Са­фо­нов край­не рез­ко от­зы­вал­ся об этом вы­ра­же­нии и го­во­рил, что ли­те­ра­ту­ра не мо­жет быть ре­ги­о­наль­ной, она мо­жет быть толь­ко ли­те­ра­ту­рой, и пи­са­тель не мо­жет быть «…ским», он мо­жет быть та­лант­ли­вым ли­бо бес­та­лан­ным. Толь­ко они с не­о­хо­той по­вто­ря­ют эти му­д­рей­шие сло­ва. По­то­му, ви­ди­мо, что по­вы­шен­ная ме­ра от­вет­ст­вен­но­с­ти силь­но тя­го­тит…

Вот и по­лу­ча­ет­ся, что ря­зан­ским пи­са­те­лем в пол­ной ме­ре это­го за­га­доч­но­го вы­ра­же­ния яв­ля­ет­ся ав­тор, на­пра­вив­ший свои уси­лия на из­ве­ст­ность в «сво­ём ше­ст­ке». Ли­те­ра­то­ры, пред­по­чет­шие юдоль сию, про­во­дят ино­гда твор­че­с­кие ве­че­ра на ря­зан­ских кон­церт­ных пло­щад­ках, вы­пу­с­ка­ют кни­ги в ря­зан­ских из­да­тель­ст­вах с ря­зан­ски­ми ISBN ти­ра­жом ров­но на ря­зан­ские биб­ли­о­те­ки и кни­го­тор­го­вые точ­ки, при­хо­дят в ря­зан­ские шко­лы для про­све­ще­ния мо­ло­дё­жи, об­ща­ют­ся мел­ки­ми груп­па­ми – и не хо­тят боль­ше­го. Не­пло­хо, что сверч­ки зна­ют свои ше­ст­ки – толь­ко это не ли­те­ра­ту­ра, а кру­жок «Уме­лые ру­ки». У боль­шин­ст­ва сверч­ков объ­ек­тив­но нет си­лё­нок пе­ре­брать­ся на ше­с­ток по­про­с­тор­нее.

Но вы ду­ма­е­те, са­мо­на­зва­ние «ря­зан­ский пи­са­тель» – при­зна­ние имя­ре­ка­ми не­зна­чи­тель­но­с­ти сво­е­го та­лан­та в мас­шта­бах Рос­сии? Нет, что вы! Они боль­шие пи­са­те­ли, со­зна­тель­но, из вы­со­ких па­т­ри­о­ти­че­с­ких со­об­ра­же­ний, из­ве­ст­ные лишь в Ря­за­ни! – ско­рее все­го, в та­кую иг­ру иг­ра­ют «ря­зан­ские пи­са­те­ли» и ря­зан­ские чи­нов­ни­ки, от­вет­ст­вен­ные за куль­ту­ру в гра­ни­цах об­ла­с­ти. При­скорб­но. За­иг­рав­шись в та­кую иг­ру, не вый­дешь за чер­ту «ведь­ми­но­го кру­га» ме­с­теч­ко­вой ими­та­ции из­ве­ст­но­с­ти.

Ру­ко­пись ста­но­вит­ся ли­те­ра­ту­рой лишь в пре­лом­ле­нии об­ще­ст­вен­но­го вос­при­я­тия. Эта ак­си­о­ма до­ка­за­на в ис­то­рии ми­ро­вой куль­ту­ры бес­чис­лен­ное мно­же­ст­во раз и убе­ди­тель­но ни ра­зу не оп­ро­верг­ну­та. Пи­са­тель, при та­ком под­хо­де, не тот, кто кро­па­ет в стол и на­зы­ва­ет се­бя пи­са­те­лем – а тот, ко­го чи­та­ют. Не со­глас­ные с этой мак­си­мой – ли­бо без­на­дёж­но боль­ные гор­ды­ней ин­ди­ви­ду­а­ли­с­ты, ли­бо… уз­ко-ло­каль­ные «твор­цы».

Кри­те­рии из­ве­ст­но­с­ти пи­са­те­ля – ког­да его имя го­во­рит что-то не толь­ко со­се­дям по ле­ст­нич­ной клет­ке и со­бра­ть­ям по пе­ру. Ког­да его кни­гу в книж­ном ма­га­зи­не как ми­ни­мум при­ни­ма­ют на ре­а­ли­за­цию с ин­те­ре­сом, а как мак­си­мум – он не сам при­но­сит её в ма­га­зин, а это де­ла­ет служ­ба рас­про­ст­ра­не­ния из­да­тель­ст­ва. Ког­да его пуб­ли­ку­ют в дру­гих ре­ги­о­нах не за его соб­ст­вен­ные день­ги. Ког­да его имя фи­гу­ри­ру­ет в Ин­тер­не­те. Ког­да его тек­с­ты бе­рут «тол­стые жур­на­лы» – не аль­ма­на­хи, из­да­ва­е­мые на день­ги ав­то­ров, а ещё не­мно­гие функ­ци­о­ни­ру­ю­щие «тол­стя­ки».

Су­дя по Ин­тер­не­ту, пи­са­те­ли – чьи кни­ги по­ку­па­ют из­да­тель­ст­ва или при­ни­ма­ют тол­стые жур­на­лы – в Ря­за­ни жи­вут вот та­кие:

Игорь Прес­ня­ков – при­клю­чен­че­с­кая три­ло­гия «Вре­мя Яну­са» («Кры­лов»).

Юрий Ма­нов – три­над­цать фан­та­с­ти­че­с­ких ро­ма­нов, в том чис­ле «Не мир при­нёс», «Три­над­ца­тый апо­с­тол», «Звё­зд­ные фер­ме­ры», «Я и дру­гие бо­ги это­го ми­ра» и пр. (из­да­тель­ст­ва раз­ные).

Сер­гей Па­на­рин – юмо­ри­с­ти­че­с­кое фэн­те­зи: три­ло­гия «Вол­шеб­ная са­мо­вол­ка», ди­ло­гия «Хар­ри Про­глот­тер», «У ре­ки Смо­ро­ди­ны», ещё не за­вер­шён­ный цикл «Там­бов­ский квар­тет» и пр. («Кры­лов»).

Ду­эт Олег Ше­ло­нин – Вик­тор Ба­же­нов – юмо­ри­с­ти­че­с­кое фэн­те­зи: «Опе­ра­ция «У Лу­ко­мо­рья», «Де­ло «Три­де­вя­тый син­ди­кат» и пр. («Ар­ма­да», «Аль­фа-кни­га»).

Алек­сандр Та­мо­ни­ков – ба­таль­ные по­лот­на про спец­наз – трид­цать книг: «Спец­наз сво­их не бро­са­ет», «Олим­пий­ский спец­наз», «Вы­жить. Вер­нуть­ся. От­мстить» и пр., в том чис­ле «Гро­зо­вые во­ро­та», став­шие осо­бен­но зна­ме­ни­ты­ми по­сле эк­ра­ни­за­ции («Экс­мо-Пресс»).

Га­ли­на Ро­ма­но­ва – «клас­си­че­с­кое» фэн­те­зи по об­раз­цу Д.Р.Р. Тол­ки­е­на и Ур­су­лы ле Гу­ин – «На­след­ник Тём­но­го Вла­с­те­ли­на», «Не­воз­мож­ный маг», «Стран­ст­вия Вла­с­ти­ми­ра» и пр. («Ар­ма­да»). Осо­бое при­ме­ча­ние: ак­тив­но из­да­ют­ся не­сколь­ко дам по име­ни Га­ли­на Ро­ма­но­ва. Я имею в ви­ду од­ну из пер­вых «фэн­те­зи­с­ток» в Ря­за­ни, на­чав­шую пуб­ли­ко­вать­ся в «Ар­ма­де» в 90-е го­ды про­шло­го ве­ка.

Вла­ди­мир Го­лу­бев – ав­тор фан­та­с­ти­че­с­ких рас­ска­зов и по­ве­с­тей в ду­хе «сайн-фикшн» и пси­хо­ло­ги­че­с­кой фан­та­с­ти­ки, по­сто­ян­ный ав­тор аль­ма­на­ха Б.Стру­гац­ко­го «Пол­день, XXI век». На грант Пра­ви­тель­ст­ва Ря­зан­ской об­ла­с­ти 2007 го­да в 2009 го­ду вы­пу­ще­на пер­вая кни­га В.Го­лу­бе­ва – «Гол пре­сти­жа», из­да­тель­ст­во «По­ве­рен­ный». Но де­вять пуб­ли­ка­ций в ве­ду­щем фан­та­с­ти­че­с­ком аль­ма­на­хе Рос­сии оче­вид­но ве­со­мее по­лу­чив­шей­ся на вы­хо­де кни­ги в пять рас­ска­зов. По­это­му с твор­че­ст­вом В.Го­лу­бе­ва луч­ше зна­ко­мить­ся в аль­ма­на­хе «Пол­день, XXI век» и на пор­та­ле Лит­со­вет: http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=7724.

Из чле­нов со­ю­зов пи­са­те­лей на­сто­я­щи­ми пи­са­те­ля­ми яв­ля­ют­ся:

Ири­на Крас­но­гор­ская, ав­тор бо­лее де­ся­ти ис­то­ри­че­с­ких ро­ма­нов и ис­то­ри­ко-до­ку­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний. По­след­ние по вре­ме­ни из­да­ния: «Тень Ни­кии в Ер­лин­ском пар­ке», «По­хож­де­ния Ста­хия, те­ло­хра­ни­те­ля гер­цо­ги­ни Кур­лянд­ской Ан­ны, во­лон­тё­ра», «Ве­ли­кая кня­ги­ня Ря­зан­ская Ан­на».

Алек­сей Хлу­де­нев, ав­тор книг «Ожи­да­ние и пе­ре­ме­ны», «Ка­кие есть» и осо­бен­но из­ве­ст­ный ро­ма­ном «Олег Ря­зан­ский – рус­ский князь», пе­ре­из­дан­ным не­сколь­ко раз, в том чис­ле во все­рос­сий­ской се­рии «Русь ока­ян­ная».

Бо­рис Ши­ша­ев, по­пу­ляр­ный в со­вет­ское вре­мя пи­са­тель и по­эт, ши­ро­ко пуб­ли­ку­е­мый и пе­ре­во­ди­мый на раз­ные язы­ки ми­ра, по­сто­ян­ный ав­тор «тол­стых жур­на­лов» «Мо­ло­дая гвар­дия», «Не­ва» и «Наш со­вре­мен­ник». В но­вом ве­ке на­пи­сал и из­дал кни­гу сти­хов «Сквозь тра­вы заб­ве­нья», ро­ма­ны «Го­речь оси­ны» и «Вре­мя люб­ви» («Прес­са», Ря­зань). Жур­наль­ная вер­сия по­след­не­го ро­ма­на Б.Ши­ша­е­ва опуб­ли­ко­ва­на в № 9 жур­на­ла «Наш со­вре­мен­ник».

Ми­нель Ле­вин. Его твор­че­ст­во бы­ло вы­со­ко оце­не­но ко­ри­фе­я­ми ещё при СССР. У Ми­не­ля Ле­ви­на вы­хо­ди­ло не­сколь­ко дет­ских и при­клю­чен­че­с­ких книг: «Дин­га идёт по сле­ду», «Опе­ра­ция «Хо­ди­ки», «Най­ди­те жен­щи­ну», «Кош­ки для шпи­о­нов» – но ку­пить их мне ни ра­зу не уда­лось. Стран­но, по­че­му дет­ски­ми аван­тюр­ны­ми по­ве­с­тя­ми Ле­ви­на не ин­те­ре­су­ют­ся цен­т­раль­ные из­да­тель­ст­ва?

По­эта­ми, го­во­рят, Ря­зань из­дав­на сла­ви­лась, и в под­тверж­де­ние на­зы­ва­ют С.Есе­ни­на. «Вол­но­об­раз­ное» от­но­ше­ние го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­ти к на­и­бо­лее из­ве­ст­но­му «кре­с­ть­ян­ско­му по­эту» – то огуль­ный и не­объ­яс­нён­ный за­прет его твор­че­ст­ва по всей стра­не, то раз­ре­ше­ние и до­пуск на скри­жа­ли ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры – при­ве­ло, в кон­це кон­цов, к то­му, что в Ря­за­ни по­сле «ре­а­би­ли­та­ции» Есе­ни­на ус­та­но­вил­ся сво­е­го ро­да культ ве­ли­ко­го зем­ля­ка. Пра­зд­но­ва­ние дня рож­де­ния по­эта (3 ок­тя­б­ря) вы­ли­ва­ет­ся в под­лин­но куль­то­вые ри­ту­а­лы со сла­во­сло­ви­я­ми, вос­ку­ре­ни­я­ми фи­ми­а­ма и жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми... День рож­де­ния По­лон­ско­го, на­при­мер, так рья­но не от­ме­ча­ет­ся. День рож­де­ния Е.Мар­ки­на – от­ме­ча­ет­ся с 1998 го­да. Сре­ди здрав­ст­ву­ю­щих че­с­ти со­зы­вать дру­зей на соб­ст­вен­ный пра­зд­ник в по­сёл­ке Сын­тул удо­с­то­ил­ся лишь Б.Ши­ша­ев. Воз­мож­но, раз­вёр­ну­тые по­эти­че­с­кие тор­же­ст­ва ста­нут фун­да­мен­том для фор­ми­ро­ва­ния ря­зан­ской ли­те­ра­ту­ры как цель­но­го и до­стой­но­го изу­че­ния фе­но­ме­на? Дай Бог! По­ка же это ве­сё­лые на­род­ные гу­ля­нья – но и то не­пло­хо, пра­зд­ни­ков у лю­дей ма­ло…

Од­на про­бле­ма ря­зан­ской ли­те­ра­ту­ры свя­за­на с Есе­ни­ным: не­из­ве­ст­но по­че­му его твор­че­ст­во ста­ло слов­но бы ме­ри­лом ли­те­ра­тур­ной цен­но­с­ти про­из­ве­де­ний (в осо­бен­но­с­ти риф­мо­ван­ных) всех, кто бе­рёт­ся за пе­ро в Ря­за­ни. То ли чьё-то ука­за­ние за­то­ну­ло в Ле­те, но дей­ст­ву­ет по­доб­но «мёрт­вой ру­ке» из ан­г­ло-сак­сон­ско­го пра­ва, то ли про­сто ус­тои ру­шить не­у­ют­но… Од­на­ко все бо­лее или ме­нее зна­чи­мые по­эты «со­вет­ской Ря­за­ни» бы­ли тра­ди­ци­о­на­ли­с­та­ми с от­чёт­ли­вым ук­ло­ном в «де­ре­вен­скую» те­ма­ти­ку: Е.Мар­кин, А.Ар­хи­пов, А.Се­нин, В.Ав­де­ев, не­ко­то­рые дру­гие. И.Гра­чё­ва в ста­тье «Литература рязанского края» го­во­рит кон­крет­но: «C есе­нин­ски­ми тра­ди­ци­я­ми в их твор­че­ст­ве свя­за­ны те­мы род­ной при­ро­ды и взра­с­тив­шей их «ма­лой ро­ди­ны». Те­му «ря­зан­ской по­эти­че­с­кой шко­лы» она об­хо­дит сто­ро­ной, да­же слов та­ких не упо­треб­ляя.

Ис­клю­че­ние со­став­лял иро­нич­ный Е. Оси­пов, вы­брав­ший для се­бя труд­ней­ший жанр бас­ни и вир­ту­оз­но уп­рав­ляв­ший­ся с ним. В ре­т­ро­спек­ти­ве мож­но го­во­рить о том, что по­эти­че­с­кая шко­ла в Ря­за­ни на­ча­ла скла­ды­вать­ся лет трид­цать на­зад – си­ла­ми Мар­ки­на, Ар­хи­по­ва, Се­ни­на, Ав­де­е­ва… Но ни­ко­го из «ос­но­во­по­лож­ни­ков» уже нет в жи­вых. А их по­сле­до­ва­те­ли, скру­пу­лёз­но сле­ду­ю­щие за есе­нин­ски­ми мо­ти­ва­ми в пре­лом­ле­нии сво­их учи­те­лей (его уче­ни­ков), та­ким ма­ка­ром не со­ста­вят сла­вы ря­зан­ской по­эзии – да­же в са­мом су­жен­ном по­ни­ма­нии по­след­ней. Счи­тать «шко­лой» бес­со­ве­ст­ное под­ра­жа­ние Есе­ни­ну нель­зя. До ме­ня до­хо­ди­ло ано­ним­ное хлё­ст­кое вы­ска­зы­ва­ние, ко­то­ро­му уже лет двад­цать пять: «Там, где Есе­нин по­ста­вил точ­ку, на­чи­на­ет­ся Ар­хи­пов». Про­шу про­ще­ния у па­мя­ти по­кой­но­го, но из пес­ни сло­ва не вы­ки­нешь… Луч­ше не пред­став­лять в по­дроб­но­с­тях, что на­чи­на­ет­ся там, где по­ста­вил точ­ку Ар­хи­пов…

Шанс про­зву­чать на всю Рос­сию есть лишь у тех ря­зан­цев, кто от­рёк­ся от «ста­ро­го ми­ра» псев­до­на­род­ной по­эзии – та­ко­вых очень не­мно­го.

В сущ­но­с­ти, под­лин­ный ре­зо­нанс в рос­сий­ской куль­ту­ре вы­зва­ла толь­ко глав­ка «Ря­зань» в кни­ге «Не­сто­лич­ная ли­те­ра­ту­ра: По­эзия и про­за ре­ги­о­нов Рос­сии» – ан­то­ло­гия, вы­пу­щен­ная в 2001 го­ду из­да­тель­ст­вом «Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние» и вклю­ча­ю­щая сти­хи, ко­рот­кую про­зу и ви­зу­аль­ную по­эзию 163 ав­то­ров из 50 раз­лич­ных ре­ги­о­нов Рос­сии (кро­ме Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га, что­бы дать вы­ска­зать­ся жи­те­лям про­вин­ции). Со­ста­вил ан­то­ло­гию по­эт и куль­тур­тре­гер Дми­т­рий Кузь­мин. Вы­пуск ан­то­ло­гии был при­уро­чен ко Вто­ро­му Мос­ков­ско­му меж­ду­на­род­но­му фе­с­ти­ва­лю по­этов (2001 год), в хо­де ко­то­ро­го про­шла её пре­зен­та­ция. Этот со­лид­ный том явил­ся рос­сий­ской «Кни­гой го­да-2001» в но­ми­на­ции «По­эзия». В экс­перт­ный со­вет, от­би­рав­ший тек­с­ты для из­да­ния, во­шли вид­ные фи­гу­ры рос­сий­ско­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са – про­за­ик Е.По­пов, по­эты Т.Ки­би­ров, А.Пар­щи­ков, Д.При­гов, кри­тик В.Ку­ри­цын. Ря­зань пред­став­ля­ли пять че­ло­век: Ев­ге­ний Ка­ла­кин, Алек­сей Кол­чев, Свет­ла­на Не­чай, Сер­гей Сви­ри­дов, Игорь Сит­ни­ков. Вот за ни­ми, ка­за­лось бы, бу­ду­щее ря­зан­ской по­эзии… Но, по «за­ко­ну ехид­ст­ва» ря­зан­ской ли­те­ра­ту­ры (см. вы­ше), Не­чай дав­но жи­вёт в Под­мо­с­ко­вье, а Сит­ни­ков – на Тай­ва­не. В Ря­за­ни ос­тал­ся А.Кол­чев – и под­ви­за­ет­ся в ос­нов­ном на круп­ных по­эти­че­с­ких «ту­сов­ках» в Санкт-Пе­тер­бур­ге: на фе­с­ти­ва­ле сво­бод­но­го сти­ха и вось­мом май­ском фе­с­ти­ва­ле но­вых по­этов (вес­на 2009 го­да) – ста­рей­шем из ре­гу­ляр­ных не­за­ви­си­мых по­эти­че­с­ких фе­с­ти­ва­лей со­вре­мен­ной Рос­сии. В ку­цый спи­сок мно­го­обе­ща­ю­щих сти­хо­твор­цев из Ря­за­ни вхо­дит Оль­га Мель­ник, уча­ст­ни­ца фе­с­ти­ва­ля но­вых по­этов 2009 го­да, дип­ло­мант­ка кон­кур­са име­ни Н.Гу­ми­лё­ва «За­блу­див­ший­ся трам­вай» и «Илья-пре­мии» 2008 го­да, пуб­ли­ко­вав­ша­я­ся как в се­те­вых про­ек­тах («По­лу­то­на», «Devotion», «Се­те­вая Сло­вес­ность»), так и на бу­ма­ге (жур­на­лы «По­эзия», «Но­вый Бе­рег», аль­ма­нах «Илья»).

Мне бы очень хо­те­лось не ос­та­нав­ли­вать­ся здесь, а пе­ре­чис­лять даль­ше по­этов, ко­то­рым не страш­на их ря­зан­ская про­пи­с­ка – ибо она для них не яв­ля­ет­ся прИ­пи­с­кой! – но…

Ос­та­лось ска­зать о жа­н­ре, по оп­ре­де­ле­нию вто­рич­ном и рас­цве­та­ю­щем на ни­ве, бо­га­то удо­б­рен­ной ли­те­ра­ту­рой. О ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке. И смеж­ной с ней пуб­ли­ци­с­ти­ке. Но ес­ли мы толь­ко что вы­яс­ни­ли, что в Ря­за­ни нет еди­ной ли­те­ра­ту­ры, то ка­ков от­вет на во­прос, есть ли в Ря­за­ни ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка?..

Книж­ным ре­цен­зи­ро­ва­ни­ем пе­ри­о­ди­че­с­ки за­ни­ма­ют­ся жур­на­ли­с­ты, от­сле­жи­ва­ю­щие дви­же­ние «книж­ных но­ви­нок» ря­зан­ских ав­то­ров по вну­т­ри­ря­зан­ским кру­гам. Мне ни ра­зу не при­хо­ди­лось чи­тать ре­цен­зии на Глу­хов­ско­го, Слав­ни­ко­ву, Ма­ка­ни­на, Улиц­кую… Впро­чем, в об­ла­ст­ной га­зе­те «Ря­зан­ские ве­до­мо­с­ти» от­кры­лась не так дав­но ру­б­ри­ка «Книж­ный мир», чья ве­ду­щая Оль­га Че­лы­ше­ва за­кон­чи­ла Ли­тин­сти­тут. Сей факт все­ля­ет ос­то­рож­ный оп­ти­мизм: мо­жет, и на Бу­ке­ров­ских ла­у­ре­а­тов за­мах­нёт­ся наш че­ло­век? Пуб­ли­ци­с­ти­ка – де­ло дру­гое, ста­тьи в этом жа­н­ре спо­со­бен вы­дать прак­ти­че­с­ки каж­дый опыт­ный и вдох­но­вен­ный жур­на­лист. Ли­те­ра­тур­ный тру­же­ник уни­вер­саль­ных спо­соб­но­с­тей Кон­стан­тин Па­с­каль пе­ри­о­ди­че­с­ки вы­сту­пал в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» с очер­ка­ми, ре­пор­та­жа­ми и ре­цен­зи­я­ми. Он, по­жа­луй, и за­ни­мал­ся ли­те­ра­тур­ной кри­ти­кой в адек­ват­ном по­ни­ма­нии… по­ка не ушёл за­ра­ба­ты­вать день­ги на те­ле­ви­де­ние. Ка­за­лось бы, не­воз­мож­но жить пи­са­те­лю в об­ще­ст­ве и быть сво­бод­ным от не­го – и сме­на Па­с­ка­лю явит­ся!.. Но дру­гих кри­ти­че­с­ких опы­тов в Ря­за­ни ро­ди­лось еди­ни­цы, а та­ких, что вы­шли бы за пре­де­лы об­ла­с­ти – во­все не ро­ди­лось. Тог­да как ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы иных ре­ги­о­нов, ска­жем, «Ги­пер­текст» и «Бель­ские про­сто­ры» (Уфа), «Урал» (Ека­те­рин­бург), «Ков­чег Кав­ка­за» (Рос­тов-на-До­ну), «День и Ночь» (Крас­но­ярск) ре­гу­ляр­но пуб­ли­ку­ют це­лые бло­ки кри­ти­ки и пуб­ли­ци­с­ти­ки…

Да, в Ря­за­ни не «вы­жи­ва­ют» куль­тур­ные жур­на­лы и га­зе­ты. Вы­хо­дят они дис­крет­но, «шаг впе­рёд – два на­зад». Лишь од­на га­зе­та «Ря­зан­ская глу­бин­ка», дав­но опо­чив­шая, вы­де­ля­ла по­ло­сы кри­ти­че­с­ким и пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ким ма­те­ри­а­лам. У дру­гих из­да­ний кри­ти­че­с­кая ко­лон­ка в чис­ле «фи­шек» не фи­гу­ри­ро­ва­ла. И ес­ли (ну, вдруг!) воз­ник­нет в на­шей об­ла­с­ти но­вое ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ное из­да­ние, ско­рее все­го, не бу­дет в нём этой ко­лон­ки… да и са­мо из­да­ние – вряд ли… По схо­жим при­чи­нам.

Де­ло да­же не в ма­те­ри­аль­ных про­бле­мах – от­сут­ст­вию куль­тур­но­го из­да­ния ме­ша­ет не толь­ко ску­дость об­ла­ст­но­го бю­д­же­та и не­име­ние ще­д­рых спон­со­ров, но и вну­т­рен­няя не­го­тов­ность ря­зан­ской ли­те­ра­тур­ной про­слой­ки вза­и­мо­дей­ст­во­вать с об­ще­ст­вом. Ес­ли уме­ст­но та­кое срав­не­ние, оная про­слой­ка не экс­тра­верт, а ин­тро­верт – ус­т­рем­ле­на внутрь сво­е­го мир­ка и стра­шит­ся вы­хо­да во­вне.

Еле­на СА­Ф­РО­НО­ВА, г. РЯ­ЗАНЬ
Литературная Россия

Еле­на Ва­лен­ти­нов­на Са­ф­ро­но­ва ре­гу­ляр­но пе­ча­та­ет­ся в жур­на­лах «Зна­мя», «Урал», «Ве­ст­ник Ев­ро­пы» и «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба». Она – член ред­кол­ле­гии ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­но­го жур­на­ла «Де­ти Ра».

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте