Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Протоиерей Сергий Рыбаков: "Школа ввергнется в такой хаос, что мало никому не покажется"



Оценивать ли успешность учебной деятельности учащихся 5-балльной (точнее 4-балльной, поскольку единица не входит в число допускаемых оценок, а для студентов 3-балльной шкалой, так как двойка в зачетку не ставится) или 100-балльной шкалой вопрос достаточно сложный, неоднозначный.

Во-первых, надо разобраться в причинах того, почему вообще обозначается такая проблема. Дело ведь, фактически не в выставляемых оценках, а в том, что нет доверия самим оценкам. Нет заинтересованности в объективных оценках знаний. Этим страдают многие студенты, которые, уклоняясь от армии или тяжелого труда на производстве или в сельском хозяйстве, пошли учиться по неинтересной и трудной для них специальности. В этом не заинтересованы ученики школ, поскольку зачастую настроены не трудясь "взять от жизни всё". В этом не заинтересованы и преподаватели, поскольку отчислить практически ни из школы, ни из вуза никого не удается. В этом не заинтересованы родители, поскольку им приятнее находится в иллюзии, что с учебой у детей все нормально и дополнительной затраты сил и нервов не требуется. Поэтому весьма часто складывается система круговой поруки, которую не разрушить сменой шкалы выставляемых баллов.

Все проблемы сейчас в том, что честность перестала быть идеалом и ценностью! Перестала быть нормой жизни! Всем правит "его величество компромисс", "консенсус"! Нечестным путем добытые средства – неважно – деньги, имущество, вес и положение в обществе, полученные или поставленные оценки на уроках или экзаменах, – эти средства считаются законными, если нет доказательств обратного. Но Бог поругаем не бывает! Воровство от этого не перестало быть воровством, и все что нечестно получено, все это отразится в будущем многими проблемами.

Кажется, что если дать возможность ставить баллы в более широком спектре оценок, то нечестные ученики и учителя станут поступать более честно и справедливо. Но раньше и 4-балльной шкалы хватало для объективной оценки знаний. Главное этой шкале верили, её признавали обе стороны учебного процесса. Никто не претендовал на незаслуженные баллы, а те, кто их выставлял, старались, как можно объективнее судить о предъявленных учениками знаниях, умениях и о возможности их дальнейшего профессионального роста. Более широкий спектр баллов даст больше возможностей для нечестных и субъективных оценок тем, кто и сейчас неплохо справляется, действуя в узком диапазоне оценок. Широкая шкала – это возможность тонкой, ювелирной точности в оценке знаний. Многие ли могут похвалиться, что владеют мастерством ювелира?!

Рейтинговая система уже и сейчас внедряется в вузы, и оценивать успеваемость стало легче – с этим можно согласиться. Но увеличилось ли число отчислений из вузов неуспевающих студентов?! Оно вряд ли возрастет и в школах для неуспевающих учеников.

В старших классах идет профилизация. Разные предметы имеют разный вес для будущей профессиональной деятельности. Это потребует введения системы весовых коэффициентов. В целом, переход на новую шкалу потребует серьезной переработки многих документов. Весь набор мероприятий по переходу на многобалльную систему оценок представляется весьма обширным, громоздким и в конечном итоге малоэффективным. Но его разработка потребует множества средств, возбудит готовность заинтересованных структур получить эти средства, вызовет широкое обсуждение в обществе, журналистам даст возможность блеснуть познаниями и остроумием.

В общем, если даже предположить, что Министерство образования и науки совместно с Российской Академией образования блестяще справятся с разработкой всей необходимой учебно-методической и нормативной документации (в чем есть все основания усомниться, глядя каков результат разработки Государственных стандартов общего образования!), то и тогда кардинального изменения не произойдет. А с учетом реальной способности этих структур решать поставленные проблемы, школа ввергнется в такой хаос, что мало никому не покажется. Надо учесть и то, что сейчас учителя немало времени тратят на заполнение документации, отчетов, планов. Введение новой системы оценок потребует еще более скрупулезного отчета и обоснования действий педагога. Это будет отражаться в увеличении бумажного потока исходящих и входящих документов, и соответственно в уменьшении времени и возможностей для воспитательной работы с учениками и родителями.

Вообще сама постановка здесь означенной проблемы и поиск путей её решения указывают на глубокий системный кризис. Общество подошло к той черте, когда никакими средствами не удастся компенсировать утраченную нравственность. Духовно-нравственное воспитание на основе традиционных ценностей – это единственное средство, которое может спасти наш народ от разложения и гибели.

Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, доцент кафедры теологии Рязанского Госуниверситета, специально для "Русской линии"

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте