Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Краткое биографическое эссе о жизни художника Людмилы Дмитриевны Пресняковой



Свои первые жизненные впечатления Людмила Дмитриевна Преснякова (урожденная Михайлова) получила за полярным кругом в Норильске, куда её отца отправляют работать в конце 30-х годов ХХ века. И там участник ещё гражданской войны, оклеветанный и осуждённый, чтобы не попасть в лагеря, он отправляется добровольцем на фронт. В штрафной роте он проходит финскую войну и Великую Отечественную, которую заканчивает на Дальнем Востоке, получает несколько боевых ранений и наград, в том числе и орден Красной Звезды.

Преснякова Л. Зимняя дорога в небо. 1992г.
Преснякова Л. Зимняя дорога в небо. 1992г.

Может ли житель средней полосы представить полярный день и полярную ночь? Наверное, может. А может ли представить чёрную пургу, когда людей уносило ветром с улиц, или скудный полярный паёк семьи, кормилец которой воевал в штрафбате?

Людмила позднее, чем другие сверстники пошла в школу. Когда после дифтерии, всё лечение которой заключалось в нескольких каплях спирта в спираемое удушьем горло, она теряет здоровье и зрение, никто не мог сказать наперёд, что будет дальше, что она вообще когда-нибудь будет рисовать. Много месяцев проходит до того времени, когда среди звукового пространства и смутных неясных световых образов вдруг вновь прорезается способность видеть.

После переезда на юг Красноярского края суровый местный быт временами уже не казался столь суровым. Семья поселяется в окрестностях Красноярска, ведя почти натуральное хозяйство, собирая дары таёжной природы среди сопок.

Преснякова Л. Дорога вдоль Ангары. 1992г.
Преснякова Л. Дорога вдоль Ангары. 1992г.

Целую эпопею можно написать о жизни в Восточно-Казахстанской области, куда мать увозит детей вместе с отчимом. Там в бараках жили и вольнонаёмные, и ссыльные всех национальностей. В результате национальной неприязни по ночам стали убивать русские семьи, что переросло в местную гражданскую войну. По разные стороны баррикад оказались русские и чеченцы. Для наведения порядка были присланы войска. Вдобавок отчим, оказавшийся скрывавшимся под украденным паспортом преступником, начинает в нетрезвом виде терроризировать детей.

Людмила без согласия родителей, сбегает жить к отцу в Красноярск. Там она посещает художественную школу, бегая несколько километров через ледяные торосы на Енисее, а эта река уже в верховье имеет сибирский размах. В художественной школе настраивают, чтобы Людмила продолжила дальнейшее художественное образование, но в Красноярске в то время нет учебных заведений соответствующего профиля. Мачеха заставляет идти работать на завод. И тогда Людмила, выпросив деньги на билет в одну сторону, уезжает в Ленинград, надеясь поступить в Академию Художеств.

Преснякова Л. Мачеха. 1975г.
Преснякова Л. Мачеха. 1975г.

В Академии внимательно посмотрели привезённые работы, отметили талант и посоветовали поступить в среднюю художественную школу при Академии, не объяснив толком, что это вовсе не школа, а настоящее художественное училище. Можно ли было в этих тонкостях сходу разобраться человеку, приехавшему издалека? Вряд ли. Не понимая, зачем второй раз нужно оканчивать художественную школу, Людмила пытается найти средства к существованию и работает разносчиком афиш, а потом собирается на комсомольскую стройку. Добрые люди советуют попытаться поступить в полиграфическое училище города Калинина.

Сейчас трудно представить, что такое студенческая жизнь 50-х годов без возможности подработок и без родительской поддержки, вдалеке от дома? Многие ли могут представить, что такое в 50-х годах были отсталые деревни Калининской (ныне Тверской) области, куда студентов из училища посылали на осенние сельхозработы? Далёкая сибирская деревня под Красноярском казалась по сравнению с нею почти верхом цивилизации! В летние месяцы Людмила приезжает в Красноярск и собирает младших братьев и сестёр по сибирским детдомам, куда они попали после смерти матери.

Преснякова Л. Астры. 1995г.
Преснякова Л. Астры. 1995г.

В 1962 году Людмила блестяще оканчивает Полиграфическое училище и выбирает распределение во Владивосток. В самом деле, какая романтика! Дальше только Курильские острова и Чукотка… Природа Дальнего Востока сказочная, но климат далеко не курортный, влажный, с периодическими тайфунами и единственным солнечным месяцем в году - сентябрём. Случайно оставленная и забытая пара обуви может за месяц покрыться шапкой серо-зелёной плесени. Людмила Дмитриевна работает цветокорретором высшей категории на полиграфкомбинате. Через некоторое время она поступает на факультет живописи Дальневосточного института Искусств.

После окончания института она вместе с мужем какое-то время работают художниками при кукольном театре в Петрозаводске, затем в качестве художников-оформителей при городском клубе в городе Нестерове Калининградской области (а это противоположная западная окраина СССР), и, наконец, находят места преподавателей на художественно-графическом факультете в пединституте Витебска. В это время Людмила Дмитриевна начинает принимать участие в профессиональных художественных выставках городского, а затем республиканского уровня.

Преснякова Л. Святки. 1991г.
Преснякова Л. Святки. 1991г.

Вскоре в Управлении культуры Витебска Людмиле Дмитриевне предлагают организовать первую после Великой Отечественной войны художественную школу. И она после некоторого раздумья берётся за это дело, взвалив на свои плечи, как оказалось, очень большие, почти непосильные обязанности. Первую школу в Витебске в начале ХХ века создал Марк Шагал. Тогда художественная жизнь Витебска была на редкость значительна, фактически он какое-то время был одной из культурных столиц, связанной с именами Малевича, Эль Линицкого и многих других. Но после отъезда Шагала учебное заведение постепенно угасло. В 1979 году Людмила Дмитриевна создала Витебскую художественную школу №1 заново…

И вот переезд в город Рязань, и вновь предложение возглавить художественную школу №1. Имея уже за плечами опыт, Людмила Дмитриевна берётся за дело с удвоенной энергий, находит высококлассных специалистов-педагогов, и постепенно реорганизует школу в Лицей Искусств, а затем в Художественный колледж Декоративно-прикладного Искусства. Колледж получает государственную аккредитацию, как среднее специальное учебное заведение с семью профильными мастерскими плюс отделение хореографии. Комиссия профессоров из Москвы единодушно заявляет, что данное учебное заведение претендует на уровень бакалаврата ведущих художественных вузов Москвы, правда, документально зафиксировать это очень непросто. Колледж постепенно осваивается в здание на улице Подбельского, затем переименованной вновь в Почтовую.

Преснякова Л. Розы. 2000г.
Преснякова Л. Розы. 2000г.

И всё это происходит в годы «перестройки» под перекрёстными рейдами неких группировок, под хронические полугодовые и того более невыплаты и без того скромной заработной платы... Непрерывные и до известной степени абсурдные проверки, в том числе и по странным письмам неких заявителей (завистников?), стали происходить почти ежегодно, а то и чаще. Нельзя сказать, что для обширного инфаркта не было внешних причин…

В 2006 году Людмила Дмитриевна уходит с поста директора колледжа, оставаясь преподавателем. В 2009 уникальное учебное заведение власти решают закрыть, оставив лишь художественную школу с несколькими весьма скромными по оснащению профильными мастерскими. Большинство специалистов профильных мастерских не остаются работать в школе.

Теперь Людмила Дмитриевна Преснякова занята организацией курсов Изобразительного Искусства, которые работают уже третий год. А в свободное время пишет цветы и мечтает создать цикл сюжетных картин по мотивам воспоминаний детства и молодости.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте