Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Корреспонденции из уездов (по материалам Вестника Рязанского Губернского Земства) № 1, 1917г.




I. К деревенским настроениям.

II. Из жизни Сапожковского уездного отделения общества пособия учащим в народных училищах Рязанской губернии.

К деревенским настроениям.

Согласно предложению Касимовского уездного попечительства от 23 октября 1916 года за № 6184 волостные попечительства Касимовского уезда в декабре месяце того-же года сделали проверку по выдаче казенных пособий семьям призванных в ряды армии.

В результате этой „проверки" многим отцам от 60 до 70 лет, а в некоторых случаях и всей семье отца было отказано в казенном пособии. Мотивами отказа были: 1) наличность земли 5 — 6 десятин и более, 2) отхожий заработок старика, а в некоторых волостях указывалос и на домашние заработки по производству кулей и рогож.

При „проверке" попечительства не входили в детальный разбор наличности урожая хлеба и размера заработков. Решалось просто: есть 5—6 десятин земли,—отказать. Ходил старик нынешним летом на заработки,—тоже отказать. Отказывалось и больным грыжей, хотя бы таковые и представили от врача удостоверение о их нетрудоспособности.

Давали ли указанные мотивы сколько-нибудь законное или моральное право на отнятие казенного пособия у того, кто, на основании закона от 25 июня 1912 года по ст. 61-й о призрении нижних чинов и их семей, уже получал таковое ранее?

Рассмотрим, применим ли в нашем районе—волостях: Тумской, Спиринской, Неверовской, Давыдовской, Колесниковской и др.—первый мотив, т. е. наличность 5—6 десятин земли. Почва в данной местности—суглинокъ и супесь, бедна перегноем. Обрабатывается она примитивным способом при трехполье и черезполосицу. Поэтому урожай самый лучший бывает сам-пят. Исключая часть земли, занятую покосами, часть под пнями и кустами,—в каждом из трех полей даже у шестидесятинника приходятся под посев ржи не более одной десятины. Высевая на десятину 13—14 мер ржи, крестьянин при хорошем урожае может собрать ржи, за вычетом семян, 52—56 мер. Такого урожая—62 меры, или 2340 фун. муки (по 45 ф. с меры)—достанет на семью в 8 человек, считая на каждого в месяц по 1 п. 28 ф., на 4 месяца с небольшим. Это тому, у кого 6 десятин земли, и при хорошем урожае. Домохозяев же с наличностью в 6 десятин как выяснилось в производившуюся в 1916 году всероссийскую сельскохозяйственную перепись насчитывается в некоторых селениях менее 5%. Остальная часть населения имеет от 3-х десятин и менее и высев ржи—от 5 мер и ниже. При таком посеве ржи нашим крестьянам в годы хорошего урожая своего хлеба хватает на 2—3 месяца. В нынешнем же году, по случаю неурожая, крестьяне и этой «роскоши» не видели. Поэтому первый мотив неприменим в данном районе.

Второй мотив—отхожие заработки 60—70-летних стариков. Нужно сказать, что только крайняя нужда гонит таких старцев из своего теплого угла в Чужую сторону. Им бы вместе со снохами землицу-матушку сошкой ковыряти, за хозяйством присматривати, а в зимушку студеную на печи лежати да лапти внучатам ковыряти, что они и делали в мирное время. Про отхожия же работы они говаривали: „Будя походили по чужой сторонушке, поломали спинушку на свом веку—и гнет и ломит её пошто-то. Пускай теперь детки на нас поработают».

Действительно, тяжелы их отхожие промыслы—плотничные, санные и в лесу по заготовке досок, тесу и дров. У редкого «мужика» к 50 — 60 годам не согнется от этой работы спина. В нынешнюю тяжелую годину пришлось им вновь разогнуть свою „согбенную" спину, чтобы заменив собою ушедших на войну защищать родину-мать не впустить разорительницу нужду в свой дом.

О, как много надо денег! Как дорого за все приходится платить! Где же взять столько денег? Вот тут-то 65 — 70-летний старик возьмет сынову сумку со «струментом» и снова поплетется в чужую сторону на заработки. Другой—совсем слабый, шатается, а идет: нужда—не свой брат, ни кого не щадит, гонит и больных. Все же домашнее и полевое хозяйство взваливается на плечи снохи, которой и при прежних-то усповиях жилось не легко.

Но вот наступила поздняя осень. Настали сырые, холодные дни. Непогода заставила и нашего старика-героя вернуться в свой родной угол. Не в моготу стало работать, все кости разломило,—такая нехорошая настала погода. А другой из таких героев и совсем вернулся больным. И вдруг этому, не жалеющему своих последних сил старику, как бы ставя ему в вину его дерзновение поддержать до сына хозяйство «в исправности», отказывают в казенном пособии! Попечительство говорит: „ходил на заработки — есть деньги». А сколько? Достанет ли этих денег на покрытие всех расходов по дому? Отетить попечительство не сможет —не компетентно оно. Тут и лишение и обида! Говорят, в деревне деньги есть. — Есть. Но у кого?— У солдаток бездетных, которыя и казенное пособие получают, и „на стороне» (в наймах) хорошо зарабатывают, а расходов никаких нет.

Как же повлияло на деревню такое распоряжение? Пошли по деревням темные слухи, и слухи эти принимают прямо чудовищные формы. Все это и многое другое создает в деревне весьма тяжелое настроение.

В заключение скажу, в каком размере должно бы выдаваться казенное пособие семьям защитников родины сообразно ценам продовольствия на местном базаре в селе Туме, Касимовского уезда, от 20 декабря 1916г.— ко времени выдачи пособия, и в каком размее оно выдавалось.

Согласно закону (ст. 63 о призрении нижних воинских чинов и их семей), каждое призреваемое лицо получает деньгами, полагая на каждого продовольствия не менее 1 п. 28 ф. муки, 10 фун. крупы, 4 ф. соли и 1 ф. масла на месяц. 20 декабря цена на муку (ржаную) была за 1 пуд—4 р. 65 к.; 1 п. 28 ф. муки стоят 7 руб. 91 коп.; пшена (крупы в продаже нет) 1 пуд—от 8 р. и выше, 10 фунт. стоят 2 р.; соли 1 п. - 1р. 80 коп., 4 фунта—18 коп.; масла 1 фунт—1 рубль. А весь паек стоит по минимальной расценке 11р. 09 к. на месяц. В производившуюся же последнюю выдачу на следующие три месяца Тумским попечительством выдавапось на каждое отдельное лицо только по 5 рублей 4 коп.

Т. Михеев.

II.

Из жизни Сапожковского уездного отделения общества для пособия учащим в народных училищах Рязанской губернии..

7 января 1917 года состоялось очередное годичное собрание Сапожковского филиального отделения о-ва для пособия учащим, на котором был доложен отчет правления за истекший 1916г.

Из отчета видно, что в состав о-ва входят: 2 почетных члена, 216 учащих в земских школах, 8 учащих в министерских училищах, 4 учащих городских приходских училищ и 7 действительных членов из не учащих.

За истекший год заседаний правления состоялось 6, прошений о выдаче ссуд рассмотрено—60, по 55-ти было выдано беспроцентных ссуд —2865 р., а по 5-ти отказано в виду просьб выдать ссуды в большем размере, чем полагается, а также в виду того, что некоторые просители еще не вошли в состав членов о-ва.

Безвозвратного пособия выдано на сумму 836 р. 50 к. из них на обучение—582 р. 50 к., а остальные 254 р.—в пособие при разных случаях.

Отчет сведен с убытком в 63 р. 18 к. Покрыться он должен пособием центрального правления на воспитание детей учащих.

Капитал отделения на 1 января 1917г. состоит в сумме 3483 р. 12 к., из них 2088 р. 97 к. в наличных деньгах и 1394 р. 15 к. в долгах за членами о-ва. Капитал за 1916г. против 1915г. уменьшился на 63 р. 18 к.

Земскимъ уездным собранием ассигновано пособие в размре 200 р.

Капитал на помощь семей призванных на 1 января 1916г. состоял в сумме 442 р. 07 к., специальный вычет из жалованья учащих за истекший год дал сумму в 444 р. 73 к. за вычетом небольших сумм, выданных в пособи, капитал на 1-е января 1917г. прдставляет из себя сумму в 841 р. 40 к.

Капитал на постройку учительского дома на 1 января 1916г. состоял в сумме 6211 руб. 20 к., в течении 1916г поступления в него равнялись 1334 р. 79 к., а на 1 января 1917г. капитал состоит в сумме 7545 р. 99 к.

На означенное собрание 7 января 1917г. явилось до 50 учительниц, человек 5—6 учителей и 7 действительных членов из не учащих.

Почтив вставанием и отслужением панихиды память скончавшихся членов, собрание перешло к обсуждению отчета за 1916 г., который утвердило, а затем постановило просить уездное земское собрание оказывать пособие уездному отделению, в виду болъших затрат на воспитание и обучение детей, братьев и сестер учащих,—в большем размере, чем 200 р., обычно каждый год ассигнуемые земским собранием в пользу учительского общества.

Собрание, конечно, не могло равнодушно отнестись к уходу с министерского поста гр. Игнатьева и постановило послать ему следующего содержания телеграмму: „Уход Вашего Сиятельства с поста руководительства народным просвещением в собрании Сапожковского отделения о-ва для пособия учащим народных училищ вызвал искреннейшее сожаление. Мы высоко ценим ваше стремление внести светлую струю в деле народного просвещения. Молим Бога, чтобы он вернул вас на ваш ответственный пост в самом непродолжительном времени. День возврата Вашего Сиятельства для нас будет днем радости".

В собрании выяснилось, что связь здешнего отделения учительского о-ва с всероссийским педагогическим о-вом, как видно, налаживается, и для укрепления её, по предложению правления, были сделаны следующие
постановления:
1) горячо рекомендоват учащим выписку журнала „Известия совета всероссйского педагогического о-ва», о чем и разослать отдельные
предпожения для каждого из членов о-ва;
2) ассигновать и внести в смету на помощь изданию журнала «Известия» 25 р.;
3) ассигновать и внести в смету на содержание справочной комиссии при всероссийском педагогическом о-ве 10 рублей, запросив её первым долгом о том, как можно получить от м. н. пр. пособие на воспитание и обучение детей учащих;

4) предложить учащим ежегодно чествовать память Ушинского, устраивая 21 декабря особый „день Ушинского", и просить земскую управу выписать для этой цели литературу об Ушинском по указанию инспектора народных училищ; 5) ежегодно производить отчисления из жалованья учащих по одному рублю в фонд помощи учашим, половина суммы которого должна поступить в фонд всерос. педаг. о-ва.

Из многих предложений со стороны всероссийского педагогического о-ва и его областного Московского комитета заслуживает особого внимания вопрос, предложенный комитетом, по докладу И. Н. Сахарова, об инструкторских курсах, предлагаемых к организации в университеите Шанявского для подготовки из учащих таких лиц, которые могли бы оказывать юридическую помощь населению.

Вопрос этот осветить с точки зрения самих учащих конечно, весьма желательно. Не вызвав особых дебатов, это предложение было принято собранием к сведению вместе со следующим мнением, высказанным в собрании одним из учителей по поводу этого проекта:

„Учиться чему бы то ни было—хорошо, и с этой стороны с предложением можно согласиться, но если вы, г.г. учителя и учительницы, увлечетесь этим делом, то интересны ваши роли будут в деревне: нужно ведь знать, где и как и в какой волости разъяснять можно законы населению, а то как бы вас самих не разъяснили волостные писаря. *) Мне по этому поводу припоминается следующий факт из моей долголетней учительской службы. Экзаминатор, по окончании экзаменов, сказал речь ученекам и в ней советовал окончившим курс больше читать книги, которые брать из школьной библиотеки, обращаться за всеми советами и справками к учителю и т. д. Не прошло двух дней после экзамена, как является один из окончивших курс и просит совета, как ответить уряднику, нанесшему обиду его матери. Ну, как вы поступите в данном спучае? Если будете объяснять, то, пожалуй, за эти разъяснения угодите Бог знает куда. Но, конечно, мысль о юридической помощи населению желательна, но должна она проводиться не через эти курсы, а тем путем, каким пошли земства Уфимской губернии, приглашая для этой цели лиц с полным юридическим образованием: эти лица смогут дать разъяснение не только волостным писарям и урядникам, но и земским начальникам. Я удивляюсь тому, как могут такие предложения исходит с маркою всерос. педаг. о-ва. Иное дело, если б такие предложения исходили от народного сельского учителя: учителя по большей части идеалисты и все видимые несовершенства деревни берут себе в вину, но, конечно, школьные учителя еще смогут сделать малое: в деревне еще нет

*) Случаи такого рода везде бывали. Авторъ.

дошкольного и после школьного—внешкольнего—воспитания и образования. И учитель в современных несовершенствах деревни неповинен, и в роли юриста без солидных знаний быть не следует. Поэтому это предложение нужно признать неприемлемым".

Собрание, по предложению всерос. педаг. о-ва, постановило приобрести по одной вакансии в 1917г. в Зуровской кумысной станции и Старо-Русской учительской квартире.

Обсуждался в собрании и вопрос о созыве III съезда имени Ушинского. Постановлено просить центральное правление совместно со своим собранием командировать от Рязанского учительства на съезд «Ушинского» 3-х делегатов.

Собранием принят в редакции Рязанской комиссии, с небольшими поправками здешней комиссии, проект устава, по которому должна совершиться приемственность дел от старого настоящего о-ва к новому по проекту, более подходящему к типу обществ взаимопомощи. Передача прав, сумм и имущества, конечно, должна быть полная.

Порешено на собрании на летние месяцы возможным выдавать ссуду в размере 100 рублей с объяснением причин займа. Без объяснений же причин займа ссуда выдается только в размере 60 рублей.

Поручено собранию вместе с особо избранной комиссией поскорее осуществить дело постройки или приобретения путем покупки какого-либо подходящего в Сапожке помещения для учительского дома.

Для усиления средств отделения поручено правлению устроить в 1917г. концерт или спектакль.

Вообще, как видно, уездное отделение живет, а не прозябает. В условиях настоящей действительности и то, что сделано о-вом, есть дело большое. С принятием и утверждением нового устава о-ва и с окончанием войны уездному отделению необходимо будет на очередь поставить вопросы: об учительских съездах, о педагогических конференциях, об ученических и учительских экскурсиях и т. д.

Голицын.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте