Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Богатырская симфония



Парад богатырей

Образ силача, бесстрашного и непобедимого воина импонирует детям, причем не только мальчишкам, но и девочкам. Маленький, беззащитный ребенок, одолеваемый страхами и обидами, подсознательно хочет верить в наличие всемогущей, сокрушающей врагов силы. В своих мечтах он сливается с такой силой, становится ею сам. В психологической потребности ребенка отождествляться с Победителем страхов — секрет привлекательности телевизионных агентов-суперменов, космических и земных воинов, владеющих либо сверхмощным фантастическим оружием, либо фантастической техникой карате. В своей приверженности сверхъестественной силе дети не очень отличаются от наших древних предков, населивших мифологические пространства своей прародины великанами и богатырями. Именно их образцы поведения, их черты и качества воспроизводят современные супергерои сериалов. С той лишь разницей, что разрабатываемые в них образы и сюжеты, как правило, вторичны, подражательны по отношению к архаическим мифам. Зато они опираются на реалии современности.

День защитника Отечества может стать хорошим поводом для фантазирования и проявления творческой активности детей и взрослых на богатырскую тему. Организация праздника богатырей — продуктивная идея в работе с маленькими детьми, допускающая смешение исторических, мифологических и сказочных сюжетов.

9_0.jpg

Выставка богатырского оружия

Еще одна идея связана с организацией выставки самодельного богатырского оружия. В легендах о богатырях и рыцарях обязательно фигурируют волшебные мечи, выкованные искусными кузнецами из необычных материалов. Такие мечи, как правило, не подчиняются первому встречному, а даются в руки только подлинному хозяину, отмеченному специальной меткой. Кроме мечей, на выставке могут быть представлены щиты, булавы, кинжалы, палицы и фантастическое оружие. Перспектива создания подобной выставки позволяет развернуться мальчишеской и мужской фантазии.

Производство оружия обязательно должно сопровождаться словесным творчеством. Создателям оружия нужно разработать его «легенду». Кто (волшебник, искусный кузнец, лучший охотник племени, знаменитый воин и т.п.), когда и зачем создал такое оружие, чем оно знаменито и чем опасно; как можно этих опасностей избежать, какой волшебный смысл таится в надписях на рукоятке, зачем на ножнах или колчане нужен такой рисунок или орнамент, каковы требования к хранению волшебного оружия — все эти сведения могут содержаться в «волшебном паспорте» меча, лука или самострела.

Рядом с «волшебными паспортами» и описаниями на выставке могут быть представлены известные мифологические и сказочные сюжеты, связанные с оружием, а также сведения о доспехах и вооружении реально существовавших воинов (см. «Дошкольное образование» № 3/2003).

Легенды и сказки о волшебных мечах

10.jpg

Меч-кладенец

Среди богатырского оружия в русском фольклоре и в легендах средневековой Европы встречается меч-кладенец. Он обладает волшебной силой. Владеющий им герой, как правило, непобедим в бою. Меч-кладенец до времени спрятан, сокрыт в земле или в камне — как клад. Его трудно найти, им трудно завладеть. Извлечь меч на свет божий под силу только избранному герою, которому предначертано совершить небывалые подвиги.

Волшебный меч и два горбуна

Страшный, злой и горбатый наместник силой захватывает свободный город ремесленников и устанавливает в нем свою власть. У горбуна есть волшебный меч, который делает его непобедимым. Но, согласно предсказанию, противостоять злому горбуну с волшебным мечом может только другой горбун. В городе живет метельщик по имени Караколь. Он тоже горбат, но его горб не мешает жителям любить остроумного и смелого метельщика. Караколь участвует в восстании горожан против захватчиков и вступает в бой с наместником. Он обезаруживает злого горбуна, но и сам гибнет во время боя. Первая красавица города Вероника, случайно узнавшая тайну наместника, просит горожан вложить в руки мертвого Караколя меч поверженного врага: погибший пал, как воин, и должен быть похоронен с воинскими почестями. Как только руки Караколя касаются меча, он оживает: волшебный меч способен оживлять мертвых. Согласно поверью, горбатого исправляет только могила. Караколь возвращается к жизни стройным красавцем и, к радости всех горожан, женится на прекрасной Веронике.

(По пьесе-сказке Т.Г. Габбе «Город мастеров»)

Меч богатыря Руслана

Богатырь Руслан пустился на поиски своей невесты, похищенной чародеем-карликом по имени Черномор. Проезжая степью, он заметил странный «дышащий» холм. Подъехав поближе, Руслан видит, что это не холм, а огромная живая голова в шлеме с закрытыми глазами. Голова спала. Руслан подъехал к голове вплотную и пощекотал ей ноздри копьем.

11.jpg

И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.(…)
И вслед раздался голос шумный:
«Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад, я не шучу!
Как раз нахала проглочу!»
Руслан не испугался угроз.
«Молчи, пустая голова!
Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!»
Богатырь вступает с головой в схватку.
И степь ударом огласилась;
Кругом росистая трава
Кровавой пеной обагрилась,
И, зашатавшись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом

Меч богатырский засверкал.

Голова поведала Руслану тайну богатырского меча. Меч был единственным оружием, с помощью которого можно было победить чародея Черномора. Черномор убил своего брата-богатыря, оставив в живых только его голову. Под голову он положил волшебный меч, и заколдованная живая голова стала стражем клада.

Овладев мечом, Руслан поскакал на поиски врага.

(По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

В основе поэмы лежат сказания о богатыре Еруслане Лазаревиче.)

Меч короля Артура

Умер старый король Англии. Кто станет его преемником?
В окрестностях Лондона решили устроить большой рыцарский турнир, победитель которого и будет новым королем. На турнир съехались многие знатные рыцари.
В первый день нового года в храме шла торжественная служба. И вдруг удивленным взорам присутствующих предстал огромный мраморный камень. На камне лежал чудесный меч. К камню меч придавила тяжеленная наковальня. Вокруг сияли золотые буквы: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть истинный король!» Ни один лорд не сумел сдвинуть наковальню с места. Ни одному барону не удалось заставить меч даже шевельнуться.

И только юный Артур, воспитанный в доме сэра Эктора, легко вытащил меч из камня, будто бы камень был мягким. Присутствующие поразились. Кто этот юноша? Неужели ему быть королем Англии? Никто, даже сам Артур, еще не знал, что Эктор был приемным родителем мальчика. На самом деле Артур был сыном умершего короля, его законным преемником. И ему по праву принадлежал английский престол. Артуру предстояло стать великим правителем и создать орден Рыцарей Круглого стола.

(По роману Томаса Мэлори «Смерть Артура»)

Как организовать демонстрацию костюмов

Стержнем праздничной игры может стать демонстрация богатырских костюмов, изготовленных в семьях: конкурс костюмов, парад богатырей или съезд богатырского «сообщества» всех времен и народов для участия в богатырских забавах.

Организаторы праздника могут предложить участникам самые разные условия. Например, костюмы должны быть изготовлены из бросового материала. Или костюмы могут изготавливаться из чего угодно, но образ создаваемого персонажа должен соотноситься с существующими сказками и мифами.

Чтобы демонстрация костюма приобрела развивающий характер, можно усложнить сам процесс его представления зрителям. Участник не только должен подняться на сцену для показа, пройтись, взмахнуть своим оружием, но и рассказать свою «легенду»: как его зовут (в образе богатыря), откуда он родом, каких врагов победил, кого спас. В изложении легенды малышу могут оказывать помощь педагоги и родители: говорить за него, вместе с ним, разделить текст на части или реплики. Можно ввести в легенду элемент драматизации. Предположим, представляющийся богатырь назвался Добрыней. Он рассказывает, как однажды спас от Змея Горыныча красавицу Забаву. В этот момент раздается страшная музыка, на сцену выползает Змей (папа или старший брат в костюме), и перед зрителями разыгрывается сражение Добрыни со Змеем.

Парад богатырей отличается от показа костюмов отдельными участниками конкурса. Здесь имеет смысл предложить родителям написать заявки на участие в празднике и указать, в каком образе будет присутствовать на празднике ребенок. Затем детей нужно сгруппировать по принципу «родства» образов. Каждой группе нужно будет появиться перед зрителями под свою музыку, поприветствовать присутствующих и продемонстрировать некоторые «богатырские» умения: шагать в ногу, разбегаться и строиться по сигналу, обнажать мечи и прятать их в ножны. Если герои группы «пользуются» другим оружием, надо придумать другие способы его демонстрации. Каждой группе должно быть предложено испытание: сразиться с драконом, монстром, гигантским пауком и т.п.

Способ сражения выбирается «реальный», предполагающий двигательную активность: оторвать веревочные хвосты в количестве имеющихся у чудища голов или жизней, прицепить тринадцать «золотых» прищепок, накинуть лассо на шею и т.п.

Явление чудища может быть кульминацией праздника «Богатырские забавы», в котором можно объединить элементы парада и спортивных состязаний. Чудище возможно победить, если перетянуть его через магическую черту на «добрую» половину царства.

Рязанский богатырьДевочкам на богатырском празднике можно отвести роль красавиц, которые танцуют, поют и опекают богатырей. Возможно, кто-то из них захочет взять на себя роль богатырши (в былинном эпосе такие встречаются), но это маловероятно: в пять-шесть лет девочки отождествляют себя с принцессами, а не с воительницами. Это особенность подросткового возраста.

В «богатырской» костюмерной

Мы представляем читателям костюмы богатырей, разработанных участниками конкурса «Время собирать мусор»

Рязанский богатырь

12.jpg

Костюм включает кольчугу, шлем и меч.

Кольчуга сделана из пластмассовых ячеек — вкладышей в конфетную коробку. Ячейки соединены между собой степлером.

Головной убор выполнен из конфетных ячеек двух цветов — также с помощью степлера. Меч вырезан из обувной коробки. Для оформления рукоятки использованы все те же конфетные ячейки.

По конкурсным материалам педагогов детского сада № 3, г. Рязань

Троицкие богатыри

13.jpg

Костюмы богатырей включают кольчугу, шлем, плащ, щит, копье.

Основным материалом для создания кольчуги и шлема стала упаковочная фольга для цветов. Этой же фольгой отделаны щит, плащ и копье.

Эти костюмы — имитация доспехов реальных русских воинов.

По традиции 9 мая в г. Троицке проходит детский парад костюмов защитников Отечества разных времен. Воспитанники детского сада № 30 г. Троицка — и девочки, и мальчики — принимают участие в параде в костюмах русских богатырей.

Создатели костюмов — О.Медведева, заведующая, В.Азарова, педагог.

По материалам педагогов детского сада № 30, г. Троицк

Новосибирский богатырь

14.jpg

Костюм состоит из шлема, кольчуги и меча.

Основа кольчуги — фланель. На фланель «изнаночной» стороной нашиты полукруги, вырезанные из тетрапакетов из-под сока. Шлем тоже из кусочков тетрапакетов, но без использования фланели. Меч может быть картонным или пластмассовым. При желании богатырь может «оседлать» коня на палочке.

Создатели костюма — семья Егоровых.
По материалам Л.Ивиной, М.Гаткер,

Е.Федоровой, педагогов детского сада № 447 «Семицветик» г. Новосибирска

Полысаевский богатырь

15.jpg

Костюм включает кольчугу, шлем, накидку, сапоги, щит и меч.

Кольчуга выполнена из кусков вывернутых наизнанку пакетов сока. Накидка — из бывшего «маминого» платья. Шлем сделан из фольги, наголовник (надевается под шлем) — из упаковочной сетки. Меч изготовлен из картона, обернутого фольгой. Рукоятка обшита тесьмой. Щит тоже сделан из картона. Герб на щите — из оберточной бумаги.

Создатели костюма — Наталья Аптина,
заведующая детским садом детского сада № 26 г. Полысаево,

Татьяна Семенова и Надежда Осинцева, воспитатели

Газета "Дошкольное образование".

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте