Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Почему над Рязанью смеются в анекдотах и шутят в КВН?



Задумывались ли вы, с чем ассоциируется наша родная Рязань у жителей других российских городов? Первое, что приходит на ум, – это «Родина Есенина» и «столица ВДВ».

Кроме того, нам, рязанцам, приходится мириться с тем, что мы – «косопузые» (благодаря вроде бы нашим предкам-плотникам, которые носили за поясами топоры). Но и это ещё не всё. Нет-нет да и мелькнут в юмористических шоу вроде «Камеди-Клаб» или КВН шутки про Рязань. Причём шутки какие-то странные. Например, «девочка из Рязани моет голову Доместосом, чтобы под ободком не оставалось микробов». Послушаешь юмористов – и складывается впечатление, что Рязань – это провинция, где живут чудаковатые, совершенно непродвинутые, «лапотные» люди. Но ведь это, мягко го¬воря, не так! «КП-Рязань» задалась вопросом, откуда растут «корни» у таких шуток. Ответ нашёлся неожиданный. Ассистент кафедры журналистики РГУим. Есенина, кандидат филологических наук Наталья Гуторова убеждена, что имидж Рязани как «глухой провинции» во многом сформировали сами рязанцы – и притом как минимум сто лет назад. На эту тему Гуторова защищала диссертацию в Санкт-Петербурге.

Барыня и нищенка
Во второй половине 19 века, когда зарождались газеты, печатное слово имело над людьми поистине магическую власть. Его легко и охотно принимали на веру. О чём же писали в рязанских изданиях, освещавших местную жизнь в то время?

– Близость к Москве, которая сегодня многими воспринимается как одно из достоинств Рязани, в 19 веке была не на руку, – считает Наталья Гуторова. – Провинция проигрывала в сравнении со столицей. Амбициозные и талантливые рязанцы нередко переезжали в столицу. Официальная газета Рязани «Губернские ведомости» ещё зимой 1868 года писала о том, что в нашем городе заняться нечем, потому что всё местное светское общество на зиму уезжает в Москву, а проводить зиму в Рязани – ничуть не лучше, чем в деревне: здесь ничего не происходит...

В конце 19 века в Рязани появились, помимо административной, первые частные газеты. Своих читателей они развлекали не только новостями, но и карикатурами и фельетонами. Лейтмотивом большинства юмористических произведений была мысль об отсталости нашего города. Скажем, в тот период – на рубеже веков – одной из главных проблем Рязани был дефицит бюджета. Именно поэтому таких благ цивилизации, как водопровод и электричество нашему городу пришлось ждать довольно долго. В Москве уже ходили трамваи, а в Рязани до сих пор в грязи застревали извозчики на лошадях. В газете «Рязанская жизнь» в 1911 году вышла карикатура, на которой Москва изображена в виде барыни, а Рязань – нищенкой.

Под флагом оппозиции

В прессе вековой давности постоянно шли нападки на деятелей Рязанской городской Думы, – констатирует исследователь. – Писалось, что городское хозяйство они устраивают в свою пользу, используют должностные полномочия в своих интересах. Критиковалось и то, что среди думцев было мало молодых специалистов, а в основном люди пожилые, тяжёлые на подъём; и то, что среди депутатов были представители не всех профессий, ведь избирали в основном по имущественному цензу – купцов, предпринимателей. Публицисты сетовали, что в Рязани нет никакой общественной жизни. Осенью 1905 года вышел в свет фельетон одного из гласных (депутатов) Рязанской городской Думы, книготорговца Ивана Жиркова, под псевдонимом Иван Нескромный. Фельетон назывался «Вид на город с валу». Весенним днём лирический персонаж поднимается на кремлёвский вал. Он обводит взглядом Рязань, и задаётся вопросом: а почему в старой части города много церквей, а общественных зданий почти нет; да и в новой части города единственное, за что может зацепиться взгляд – это ремесленное училище и роддом, построенный банкиром Живаго. Автор высказывает предположение, что прежде хороший имидж города играл на руку купцам и предпринимателям. А теперь все заботятся о приобретении капитала, а имидж города значения не имеет. Живущим на рубеже 19 и 20 веков людям, которые могли бы что-то сделать для Рязани, созидать ничего не хочется, потому что с точки зрения развивающегося капитализма это невыгодно.

В том же 1905 году был подписан манифест о создании Думы и первые политические партии. Естественно, на страницах газет начались перепалки между ними. Под флагом оппозиции также всячески подчёркивалось, что Рязань – город невозможный, и его оставлять таким нельзя...

Символы «запущенной Рязани»

«Подлежит большому сомнению, найдётся ли во всей России город, подобный Рязани. Один её внешний вид способен убить на месте культурного человека», – пишет «Рязанский вестник» в августе 1905 года. – «Наша Рязань чуть не столетия утопает в грязи и интереснее всего то, что рязанцы так привыкли».

– В газетах того времени постоянно муссировалось несколько тем, формирующих образ «запущенной Рязани», – поясняет Наталья Гуторова. Определённые «символы» городского хозяйства кочевали из номера в номер на протяжении целых десятилетий, становясь символами и самой Рязани. Дороги и фонари, Рюмина роща и река Лыбедь... Эти символы рождались на страницах частных газет «Рязанский листок», «Рязанский вестник», «Рязанская жизнь».

Впервые вопрос о состоянии мостовых поднял «Рязанский листок» в связи с распространением велосипедного спорта. «Езда по рязанским мостовым – это риск для ездока, – говорится в номере от 6 сентября 1901 года. – Нужно иметь на всякий случай запасную голову». Замощение улиц, судя по газетным сообщениям, проходило с большим трудом, с постоянными спорами о том, кто должен за это отвечать – город или владельцы ближайших домов. Общей системы замощения не было, в результате чего тротуары получались многоуровневыми.

Тот же «Рязанский листок» в 1898 г. иронизировал, что если бы в Рязани упала комета, она бы захлебнулась в грязи. В рязанских лужах можно, по предположению «Вестника», «если не утонуть, то во всяком случае вдосталь наплаваться». Рязанская площадь Введенская (ныне – Мичурина) после, видимо, реальных случаев гибели лошадей или даже людей в грязи получила название «братская могила» («Рязанский вестник» от 24 ноября 1912 года).

Наиболее мощный образ в местной печати сформировался вокруг речки Лыбедь. Это объясняется и географическим положением реки, разделявшей город, и общим состоянием санитарии, и отсутствием водопровода и канализации (их роль Лыбедь исполняла для нескольких районов города). Ещё в 1897 году «Рязанский листок» предлагал пустить реку по трубе, по примеру Неглинки. В1902-1903 гг эта же газета рисовала в фельетоне «Путешествие Мухи Метаморфозы» сценку на берегу: «Я видела, как собака подошла к Лыбеди, чтобы напиться, но понюхала её и отошла прочь», в то время как люди не только купались, но и пили воду из реки.

– Таким образом, Рязань как провинциальный город со спокойной общественной жизнью и неразвитым городским хозяйством приобрела в освещении местных корреспондентов явно утрированные черты, – подытоживает на страницах своей диссертации Наталья Гуторова. – Вечная грязь, непроходимые улицы с незажжёнными фонарями география «гиблых мест» – только лишь маленькая толика всего городского хозяйства, а над ними фоново прорисованы образы «отцов города», пустивших дела на самотёк, думающих только о своём кошельке, не способных стоять во главе городского самоуправления.

Хотели, как лучше…
Конечно, в защиту наших коллег нужно сказать, что, устраивая мощную атаку на общественное сознание сто лет назад, журналисты действовали из лучших побуждений. Они стремились привлечь внимание к плохим сторонам нашей жизни, чтобы их исправить. Но в результате СМИ добились обратного эффекта, практически убедив рязанцев в «безнадежности» их родного города. Постепенно этот имидж распространялся и за пределами Рязани. Путешественники, проезжая через наш город, покупали местные газеты на станции, читали – и ужасались.

– В советские годы подобного рода шутки не приветствовались, поэтому звучали редко. Но в наши дни всё вернулось на круги своя, – убеждена Гуторова. – Дело не только в том, что сейчас – свобода слова. На рубеже 20 и 21 веков происходят процессы, схожие с процессами 100-летней давности: капитализация российской экономики. Многие талантливые люди, перспективные специалисты, не имея возможности реализовать себя в Рязани, едут в столицу, которая расположена так близко.

О многом заставляет задуматься и тот факт, что современные рязанские СМИ всё так же пишут о плохих дорогах, о неблагоустроенности отдельных участков города, наконец – о нехватке денег в бюджете на все нужды Рязани. Неужели за 100 лет почти ничего не изменилось?
– До тех пор, пока мы не начнём формировать наш имидж изнутри, не будем гордиться Рязанью как потрясающим городом, к нему не будут иначе относиться и в других регионах, – говорит исследователь. – Да, сейчас предпринимаются первые шаги в этом направлении. Об экономическом, туристическом, культурном потенциале Рязани стали всё громче говорить за её пределами. Но когда эти изменения отразятся в сознании самих горожан? Когда мы сами начнем уважать наш город? Может быть, это произойдет даже не у нас, а у следующего поколения рязанцев.

Что думают современные журналисты о Рязани

Наталья Демидкова, корреспондент газеты «Рязанские ведомости»:

– Конечно, о Рязани, как об идеальном городе, говорить пока сложно. Однозначно, существуют положительные тенденции, особенно в экономическом развитии региона. Но пока мы в основном занимаемся тем, что «латаем дыры», боремся с недостатками. О дальнейшем глобальном развитии нашего города и области можно будет говорить только тогда, когда работа по устранению вопиющих проблем если не полностью, то хотя бы максимально завершится.

Александр Мысовских, корреспондент газеты «АиФ»-Рязань»:

– Почему над Рязанью смеются? Мне кажется, причина – в той огромной разнице, чем Рязань была когда-то и чем она является сейчас. Те, кто изучал историю, знают, что когда-то Рязанское княжество было одним из сильнейших на Руси. А сейчас, я считаю, наш регион в числе отстающих. Многие рязанцы недовольны уровнем своей жизни, вынуждены искать подработку. Да что далеко ходить – взять нас, журналистов. Зарплата у нас невысокая, да и статус тоже. В других регионах пресса реально является «четвертой властью», а у нас – не так часто удаётся изменить что-то благодаря газетной публикации. Правда, сейчас забрезжил «свет в конце тоннеля». Если действующей власти в регионе удастся реализовать те программы, о которых сейчас много говорится – я надеюсь, в Рязанской области жизнь всё же изменится к лучшему.

Андрей Нестеренко, главный редактор газеты «Рязанские зори»:
– Я считаю, пренебрежительное отношение к Рязани идёт оттого, что это ближайшая к Москве провинция. После пожара 1812 года среди рабочих, приехавших восстанавливать столицу, больше всего было именно рязанцев. С тех самых пор москвичи и начали пренебрежительно называть наших земляков «косопузыми» – из-за топоров за поясом. Ну и вообще грех было не высмеять приезжих провинциалов. Доброе дело с тех пор забылось, а имидж остался... Но, кстати, всем шутникам, высмеивающим Рязань, следует помнить, что команда КВН «Прима», победившая в этом году в финале, выросла в своё время из Рязанской лиги КВН, как и много других замечательных команд!

Оксана Калашникова

"Комсомольская Правда в Рязани". №1 от 6 января 2010 года.

3.5
Рейтинг: 3.5 (4 голоса)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

В книге «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Рязанская губерния». Составитель М. Баранович. СПБ 1860 г. таким образом описывается "
Рязанский край. Естественные произведения.
Рязанский край всегда славился богатством своих естественных произведений. О том отзываются с особенной похвалой иностранцы, путешествующие по России в 15 и 16 веках. Барон Гербертштейн говорит, между прочим, в записках своих, что область Рязанская принадлежит к плодороднейшим из провинций Московских. Каждое хлебное зерно, по словам его, дает в ней два и более колосьев….. меду, рыбы птиц и зверей здесь великое множество, древесные плоды гораздо лучше московских, а народ смелый и воинственный.
Самое насмешливое прозвище: «пузатая сторона» (косопузая) , которым до сих пор простолюдины московской губернии величают Рязанцев, не ясно ли напоминает о богатстве страны их." и далее "
исследование нравственных свойств жителей
Образ жизни, имея первенствующее влияние на физическое развитие народа, отражается и на нравственных свойствах. Ничто не способствует так патриархальной чистоте нравов, как простая жизнь земледельца. Живя постоянно в семействе, среди сельских занятий, земледелец, если и отчуждает себя, через знакомство с многими лучшими условиями жизни, зато так же его не касаются пороки той ложной цивилизации, которой бывают проникнуты обыкновенно его собратья промышленники.
Необыкновенная простота жизни и совершенное незнание лучших ее сторон, не допускает в жителях Степной стороны и вообще земледельческих уездов развития многих природных качеств. От этого они мало хлопочут об улучшении своего быта, терпеливо снося лишения жизни, часто очень суровой. Жилища, пища и одежда их носят характер какого-то скучного однообразия, безвкусия, тесноты и прочих неудобств. От этого же сложился и характер степняка – земледельца, обыкновенно неповоротливого, неловкого, сбивчивого в понятиях и туго объясняющего себе значение вещей и предметов. За то на долю степных жителей досталось много нравственных достоинств. Они отличаются кротостью и тихостью нрава, прилежанием и гораздо менее крестьян промышленников имеют дурных наклонностей. Впрочем, следует сказать, что все исчисленные недостатки рязанского крестьянина земледельца отнюдь не врожденные, а проистекают только от образа жизни его. Тот же неповоротливый и бестолковый степняк, в других лучших обстоятельствах жизни, скоро усваивает другие привычки и наклонности, уясняет свои понятия и в нем является сметливость, удаль и другие неотъемлемые качества великороссиянина.
Жители Мещерской и части Рязанской сторон живут совершенно под другими условиями. Недостаток земли и ее бесплодие не манят их к работам земледельца, и они избрали себе другие средства существования. Близость Москвы, судоходная река, обилие лесу и другие, столь же выгодные условия их местности открыли обширное поприще предпринимательства и сметливости русского человека. Предоставив заботы о земледелии и вообще о домохозяйстве немногим членам своего семейства и даже женщинам, одни из них целыми партиями расходятся по разным далеким и близким сторонам, другие же занимаются на домах различными более или менее искусственными ремеслами. Ясно, что подобный образ жизни, если с одной стороны способствует развитию природных качеств крестьянина и знакомит с разными, неизвестными дотоле, сторонами жизни, то, с другой стороны сильно вредит нравственности необразованного еще народа.
Рязанский крестьянин промышленник скоро даст узнать себя. Он боек, словоохотлив, сметлив и удал, любит щегольнуть своей одеждой, речью и занятием, заботиться об удобствах в жилье и пище, наряжает свою жену и вообще у него денег, так и довольства более чем у крестьянина – земледельца. Конечно, что самая степень этого довольства соизмеряется с личными качествами промышленника и со свойствами того промысла, которым он занимается. Но этот же самый крестьянин промышленник, находясь беспрестанно в сношениях и в зависимости от людей разного звания, образования и нравственности, усваивает их привычки, наклонности и пороки и предает их детям своим. Находясь в разлуке с семейством иногда по целым годам, он отвыкает от него, так что в самых денежных его выгодах очень часто не участвует семья, им оставленная в селении. Таким образом, если с одной стороны жизнь промышленника развивает в нем достоинства великорусской натуры, и делает его изворотливым в приискании средств, деятельным и предприимчивым, то с другой стороны, она увеличивает и его недостатки. Равнодушный к своему семейству, он становиться равнодушным и ко всему остальному и беззаботность укореняется в нем в высшей степени. Удаль превращается в буйный разгул, а сметливость, ловкость и смелость принимают часто безнравственные направления.
Итак, в самом различии быта населения Рязанской губернии кроются причины тех особенностей нравственных, которые резко отличают земледельческую часть губернии от промышленной. Общие же нравственные свойства жителей Рязанской губернии те же, что в прочих великоросских губерниях, та же религиозность, или вернее набожность, сильно развитая в простом народе. Крестьянину не в полнее понятна сущность догматов православной церкви, но страх Божий сильный и постоянный сопровождает его везде. Он удерживает его от дурных намерений, точно так же как, Промысел божий служит ему утешением в тяжкие дни невзгод. Повиновение властям и доверие к обществу суть так же отличительные его свойства. Говоря правду, примеры ослушания и неповиновения довольно редки, и случаются более как вынужденные чрезмерными требованиями или вследствие недоразумений. Крестьянин вполне доверяет обществу, среди которого живет, зная, что оно не обманет его, но в иных случаях жизни смотрит на многое подозрительно и недоверчиво, и в этом, конечно нельзя упрекать русского человека, по природе доброго и простодушного.

Семейная любовь отличается патриархальной простотой. Силы ее скрыты притворной суровостью и равнодушием, и не любят обнаруживаться ни в каких проявлениях нежности. Этот недостаток нежности гибельнее всего отражается на воспитании малолетних детей, их которых многие делаются его жертвами. Раздоры в семействах не редки и всегда происходят от женщин, от их мелочных интриг, соперничества и зависти. ". Может быть непрекращающиеся насмешки выходцев из "Промышленной стороны" над "степной", подхваченные недобросовестными рязанскими журналистами и с удовольствием подхваченные всеми остальными как раз и стали поводом смеяться над самими собой? Может пора прекратить охаивать себя, это с удовольствием сделают наши недруги!!! Среди рязанцев я встречал больше талантливых, умных дорбых, душевных и порядочных людей, чем среди выходцев из других сторон. можно было бы

Изображение пользователя Pardon.
В обсуждении обозначилась вполне самостоятельная тема – феномен "местечкового патриотизма". На мой дилетантский взгляд, истоки его современной версии нужно искать в конце 40-х – начале 50-х годов, когда в стране вызревала кампания борьбы с космополитизмом. Тогда-то и были распиарены почем зря "отец космонавтики Циолковский", "изобретатель радио Попов", "самородок Крякутной" и иже с ними.
Тем не менее, гордиться малой родиной – естественное желание любого думающего человека. Огорчает лишь то, что гордость эту пытаются чуть ли не насильственно ПРИВИВАТЬ, причем зачастую – на совершенно негодных примерах. Как следствие – вызывая оскомину, отвращение и ощущение неумелого манипулирования собой.

Именно НЕУМЕЛОГО - что втройне обидно.

Ну Челябинску в Нашей раше тоже достается и ничего.

Как-то странно автор говорит: за сто лет, мол, ничего не изменилось в Рязани - те же мол, грязь, дороги разбитые, бюджет нищий... Поэтому давайте формировать свой имидж изнутри. Это как вообще? Потребовать от властей, чтобы сделали город чистым? А толку? Или самим выйти на субботник? А тоже толку? Мало, что ли, при СССР было субботников на Пасху? А чистым город Рязань был пока его возглавляла Чумакова и лично следила за порядком во всех районах. С тех пор как не "формируй положительный имидж", а Рязань утопает в грязи.

А километрах за триста от нас город Пенза. Он моложе Рязани, от центра дальше, и у него славного прошлого нет, он княжеством никогда не был. Зато этот город чист даже в осеннюю распутицу и выглядит так, что невольно внушает уважение. К себе, к горожанам и ко властям. Заставить уважать нельзя. ИМХО.

Елена Сафронова

Да - а почему не вспомнили про "грибы с глазами"? Эту поговорку уж точно знают как определение Рязани "по всей Руси великой". Что она означает, до сих пор, кажется, внятного представления никто не предложил... Мне кажется, что знать о своем прошлом (и в том числе - о том, как воспринимали твоих предков "соседи по планете" в этом самом прошлом) как можно больше - это важнее, чем механически "формировать положительный имидж" своего минувшего и настоящего. Нет?..

Елена Сафронова
Очень, как говорил В.И. Ленин про роман Горького "Мать", своевременная статья... Но один пункт меня смущает:
"До тех пор, пока мы не начнём формировать наш имидж изнутри, не будем гордиться Рязанью как потрясающим городом, к нему не будут иначе относиться и в других регионах, – говорит исследователь".
Формирование имиджа должно строиться на каких-то конкретных деталях, заслуживающих уважения. В противном случае искусственное создание положительного имиджа рано или поздно лопнет, как мыльный пузырь. И положение окажется еще менее достойным, чем до начала искусственной стимуляции "уважения к...".
Как бы ни было грустно это признавать, но рязанские патриоты порой оказываются в смешном виде, отрицая очевидное. Примеров гипертрофированной местечковой гордости, граничащих с лихорадочным формированием "положительного имиджа" являлось множество и на этом портале. Но что поделаешь, если эти попытки порой лишь демонстрировали, что рязанцы могут стать объектами для шуток?..
По этой ссылке, в самом низу длинной "бороды" комментариев, женщина, горячая патриотка Рязани, проявляет похвальную заботу о чистоте русского литературного языка в художественных произведениях, написанных в Рязани - не зная подлинного значения русско-французского слова "пердимонокль".
http://history-ryazan.ru/node/5171#comments

Если бы этот эпизод попал "на зубок" кому-то из команды "Комеди Клаб" и стал поводом для вышучивания рязанских интеллектуалов, это было бы очень неприятно. Но, положа руку на сердце, кто виноват, что сей случай имел место, да не где-нибудь в Курске, Липецке либо Абакане, а именно в Рязани?.. И любой ли ценой стоит формировать положительный имидж? Может, иногда стоит начинать с исправления недостатков, хотя бы тех, что поддаются коррекции? И уж на этой почве начинать гордиться собой?..

О проекте