Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Блоги и журналистика: родственники или антиподы?

Развитие интернета позволило любому желающему создавать свое «средство массовой информации». Блоги – одно из таких СМИ. Блоги вытесняют официальные СМИ. Точнее, завоевывают свое место под солнцем. Из них черпает информацию все больше и больше журналистов.

Из блоггеров – в журналисты?

Провести четкую грань между блогосферой и журналистикой довольно трудно, хотя некоторые это сделать пытались. Что роднит блоги с периодическими изданиями?

Они регулярно обновляются. Их читают. У них есть аудитория, причем часто – аудитория постоянная. А это значит, что они в какой-то мере влияют на общество. Многие блоги можно назвать отраслевыми, поскольку посвящены они какой-то одной теме. Ну, чем не средство мас­­­­совой информации?

Тем более, что многие блог­­­геры преподносят информацию очень интересную, причем часто делают это довольно оперативно. Нередко в блогах можно прочитать то, чего не найдешь в газетах.

К тому же, некоторые блог­­­геры пишут ничуть не хуже профессиональных журналистов, а некоторые даже и лучше. Так что, тексты из многих блогов по своему уровню и качеству информации с полным правом могут называться журналистскими, а подобные блоги – журналистикой.

И неслучайно блоги часто используются как источник новостей, фактов, комментариев, тем для статей.

Не случайно и то, что многие журналисты, особенно западные, дублируют в интернет-дневниках свои материалы из журналов и газет. Ряд извест­­­­ных журналистов, например, Дмитрий Дибров, ведут собственные оригинальные интернет-дневники.

Думаю, что блогосферу мож­­­­но отнести к гражданской жур­­­­­­­налистике, или, как ее еще называют, общественной, демократической. В ней работают энтузиасты, практически всегда не только без журналистского образования, но и не работавшие в «настоящей» журналистике вообще.

Считается, что профессиональная журналистика и бло­­­­госфера дополняют друг друга. Преимущества профессиональной журналистики дополняют недостатки блогосферы, и на­­­­­о­­­борот. Оно и неудивительно, ведь последняя, по сути, это очередная ступень развития журналистики.

Новое СМИ

В декабре 2008 года блог в Живом Журнале был зарегистрирован как СМИ. Официально, с лицензией, все как полагается. Теперь его автор, Сергей Мухаммедов, имеет такие же права, как и у других журналистов. Он может запрашивать в министерствах и ведомствах нужную информацию – предоставить ее там будут обязаны. Он может получать аккредитацию на самые разные мероприятия (а что, неплохо: на концерты бесплатно можно ходить).

Но и ответственность, понятное дело, несет он такую же, как и все журналисты. Теперь ему, как и всем газетчикам, придется так же ответственно следить за тем, что пишет. Средство массовой информации обязывает.

И вот здесь возникают нюансы. Например, отвечает ли Сер­­­гей Мухаммедов за комментарии, которые читатели оставляют в его блоге? Который, кстати, находится на сайте, принадлежащем американскому холдингу.

Хотя блоги и не относятся к официальной журналистике, тем не менее, их авторы несут за свои материалы ответственность наравне с «официальными» коллегами. Примеров много.

Если твой интернет-дневник читает полтора человека в день, то можно смело публико­вать в нем что угодно и как угодно. Если же аудитория ва­­­­­шей виртуальной площадки для самовыражения измеряет­­­­­ся чис­­­­лами с несколькими нулями, а ты задел чьи-то интересы, то можно ожидать неприятностей, например, повестки в суд. Как это произошло с журналистом Сергеем Резником, который заметками в своем блоге под­­­­портил репутацию одному из банков.

Считается, что первым блогом была страница Тима Бернерса-Ли, первый интернет-сайт, на котором он публиковал новости. Широкое распространение блоги получили с 1996 года. Еще более широкое – с 1999 года, с тех пор, как стали бесплатными.

Или, например, китайский блоггер Ян Тяньшуй, которого посадили за провокационные записи в своем дневнике. Или российский блоггер Савва Терентьев, опубликовавший нелицеприятные высказывания в адрес сотрудников милиции. Или компания Apple, подавшая в 2004 году в суд на блоггеров за то, что они выкладывали информацию о ее товарах еще задолго до их появления в продаже. Правда, на этот раз Фемида оказалась на стороне бойцов невидимого интернет-фронта.

Больше, чем просто дневник

Блоги – это не просто средство времяпрепровождения, но еще и полезный инструмент в работе. Благодаря ему можно сэкономить много времени в поисках нужной информации.

Рассказывает Анна Аста­­­хо­­­­ва, Агентство Национальных новостей:

– Мой блог http://annok.livejournal.com/ был создан в 2004-ом году. За это время я приобрела большое количество друзей и коллег по всему миру. Они пишут о событиях, которые мне интересны – по их анонсам и рассказам о людях я связываюсь с разными интересными персонами, пишу о них самих и о достопримечательностях города и стран материалы в журналы. Я составляю график интересных и нужных событий. Меня приглашают к участию в различных проектах. Если я провожу какие-то мероприятия, то всегда могу найти заинтересованных журналистов в сообществах http://community.livejournal.com/paparazzi и http://community.livejournal.com/mamarazzi_ru/. А также найти специалистов по специализированным темам, экспертов по интересующим меня вопросам экономики, политики, экологии, литературы и др. Я – публицист, журналист, писатель, социолог. В Живом журнале возможно найти подборки статистики по темам, архивные материалы прошлых лет, интервью, переведенные на русский язык западных научных журналов (специально для тех, кто не читает сам на иностранных языках). Обычно перед командировками я читаю блоги людей, живущих в том городе, в который мы едем. И сразу можно составить экскурсионный план по городу. Можно заранее списаться с теми, кто встретит, расскажет, покажет. Конечно, информация в ЖЖ бывает противоречивая и спорная, но тогда стоит потратить немного больше времени на ее проверку и на сбор мнений нескольких людей из разных групп. В сообществах я размещаю информацию о событиях города и могу попросить помощи в поиске контактов известных людей. Среди прессы принято делиться такими реально действующими и проверенными контактами. Через ЖЖ я нашла нескольких людей, с которыми мы развиртуализовались и стали добрыми друзьями. Для меня эта социальная сеть – и работа, и дружеское общение, и моральная под­­­держка моих идей.

Подвинут, но не вытеснят

Как блоги влияют на общество? Станут ли они популярнее традиционных средств массовой информации?

Вот, что об этом думает Инна Алексеева, директор агентства PR-Partner:

– Прежде всего, блоги ускоряют общение и обмен информацией, повы­­­шают открытость человека обществу, стимулируют плюрализм, уменьшают защищенность (барьеры) от нежелательной информации. Блогосфера замещает и дополняет традиционные масс-медиа. Здесь размывается понятие журналиста / репортера как профессионала, журналистики как профессии, однако создается интерак­тивное информационное пространст­­­во, где не только автор делится своими мыслями, но и читатель может полемизировать на тему. Кроме того, известны примеры, когда обсуждение острых вопросов начиналось именно в блогосфере. Блоггеры инициировали и катализировали информационный повод и добивались того, что обсуждение проблемы перетекло в традиционные СМИ. Важно, что сетевое сообщество может стать услышанным, а не только заниматься рефлексией и пассивно реагировать на происходящее. Едва ли блоги вытеснят традиционные СМИ по той простой причине, что это все-таки разного типа каналы информации со своими ЦА, и функционируют они по-разному. Многие СМИ, например, создают полноценную он-лайн версию издания и на той же платформе запускают блог. Это позволяет изданиям коммуницировать с разными аудиториями.

Сейчас, когда картина блого­­­сфе­­­­ры более-менее сформировалась, становится ясно, что блоги заняли свое место в системе массовых коммуникаций. Блоггеры используют свой язык, отличный от традиционных СМИ, создают альтернативные темы, повестку дня и формируют мнение сообщества. Блоги – демократичный и гибкий инструмент общения: они могут быть личными или авторскими, корпоративными, коллективными, профессиональными. Пространство блога, по сути, не ограничено полосностью, в отличие от тех же печатных СМИ.

Однако мы должны понимать, что блоггеры не являются профессиональными журналистами, операторами или радиоведущими, и едва ли они смогут заменить на этом поприще традиционные СМИ.

Михаил ГРОБОВОЙ

Журналист

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя Pardon.

Встретил в Вики понятие "интернет-журналистика". Ознакомился и понял, что блоггерство мыслится составной ее частью. Подумал и решил высказать здесь свое сугубо личное мнение на этот счет, благо тема позволяет.

На мой сугубо практический взгляд, блоггерство - не журналистика. Это вполне самостоятельное социокультурное явление.

Все известные мне определения журналистики так или иначе сводятся к этому: "профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации". Экстраполируя это определение на блоги, понимаешь, что они под него как-то не подпадают.

И дело вовсе не в статусе журналиста. Ключевое слово здесь - существительное "информация", а не прилагательное "профессиональная".

Грубо говоря, журналист, во-первых, обязан информировать своего читателя и лишь во-вторых - может самовыражаться в процессе творчества. (Потому-то мне и не нравится бытующее на рязанском "журфаке" представление о том, что журналистика - это область филологии и, хуже того! - литературной деятельности).

В блогах же - все ровно наоборот. Сначала - самовыражение и далеко потом - информирование читателя (т.е. некая социальная функция)

Другое ключевое слово в приведенной формулировке - прилагательное "периодическому". И к блогам оно принципиально неприменимо.

Конечно, типового рязанского блоггера никто никогда не заставит обновлять свой журнал строго по расписанию. Но эта неумолимая данность – полная ерунда по сравнению с тем, что самый примитивный блог технологически выше самого крутого СМИ.

Почему? Да потому что он предоставляет автору блога и его читателям, не односторонний, а двусторонний канал, позволяющий именно общаться, а не сублимировать это общение в рубриках "Вы нам писали".

То есть налицо принципиально иная сущность, которая, я уверен, когда-нибудь убьет традиционную журналистику или заставит ее измениться настолько, чтобы перестать быть похожей на себя сегодняшнюю.

Кстати, она (журналистика) это отлично понимает и меняется в соответствии с предпочтениями своих читателей. Так, в интернет-СМИ и электронных версиях периодических изданий уже есть инструменты, позволяющие читателю комментировать опубликованный текст. Думаю, коллеги подтвердят: временами такие комментарии оказываются информативнее, чем сам материал, – и это меня искренне радует.

Отсюда же - появившаяся около 8 лет назад возможность задать вопрос гостю студии через SMS и Интернет. Пока это получается с трудом и смешными огрехами, проистекаюшими из того, что ни телевидение, ни, тем более, печатные СМИ изначально не "заточены" на двусторонее онлайновое общение с аудиторией.

Даже на радио, где такая симуляция общения отработана лучше всего, полноценный диалог автора и слушателя принципиально невозможен (столь популярное у пенсионерок и альтернативно одаренных личностей ОРР, в эфире которого постоянно звучат телефонные беседы ведущего со слушателями, – лишь странное исключение из этого правила; в Рязани не прижившееся).

В блогах же диалог автора с читателем - преобычнейшее явление, на котором, собственно говоря, и держится блогосфера.

Таким образом, вывод о том, что блоггерство - не журналистика, а блоги - не СМИ, я считаю именно выводом - т.е. доказанной мыслью.

О проекте