Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дурак и царевич


На Руси Иванов – как грибов поганых.

Народная мудрость.

Но кто же он? Хитрец и лгун?
Или шпион? Или колдун?
Каких дворцов он господин?
Каких отцов заблудший сын?

В. Высоцкий.

В своём комментарии к моей уже не помню какой статье одна моя читательница поинтересовалась не знаком ли я с произведениями некоего мэтра отечественной фантастики. Мне же, рискуя на весь Интернет прослыть неучем и профаном, пришлось признаться, что фантастику я не читаю и про авторов в этой сфере пишущих сказать ровным счётом ничего не могу.

Оправдаться я попытался тем, что придерживаюсь в выборе чтива принципа наших предков, к сожалению хорошо забытого. У мудрых наших пращуров того, что мы называем художественной литературой, не было вообще. Любое художественное, то есть выдуманное автором произведение, любое описание того, чего на самом деле не было по их системе ценностей рассматривалось как заведомая ложь.

Вводить в обман и намеренно предаваться такому обману считалось большим грехом, а потому и не получали на Руси хождения из пальца высосанные страдания напридуманных персонажей. Это только в екатерининские времена куртуазным стало держать в будуаре томик очередного французского графомана, многословно воспевающего пустопорожнюю интрижку никогда в реальности не существовавших лиц.

А до того, как заразиться от Запада этой мозговой гонореей, наши предки сенсорное голодание утоляли не вымыслами, а пересказами событий, имевших, по их мнению, под собой реальную подоплёку. И литературное наследие они нам оставили соответствующее – былины и сказки.

О былинах даже и говорить нечего – уже само название их происходит от слова «быль» , то есть то, что было на самом деле. А сказки стали восприниматься как фантастические истории только в XIX веке с подачи на французских романчиках взращенных «просвещённых» исследователей русской культуры. Вы только задумайтесь, до какой степени эти люди оказались оторваны от корней, что культуру своего собственного народа им пришлось изучать, как обычаи какого-нибудь папуасского племени. Хотя, что я на них гнилю – вы что ли лучше?!

Руки чешутся вставить здесь слова не абы кого, а человека, сделавшего себе имя и карьеру на эксплуатации псевдонародного стиля. Я имею в виду художника Ивана Яковлевича Билибина: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» (1910 г.).

Лучшего свидетельства, пожалуй, и не найти. Рукой Билибина вся интеллигенция «серебряного века» расписалась в абсолютном незнании того, что любой человек, считающий себя русским, должен был впитать с молоком матери. Того, что делает русского, собственно, русским…

Однако, вернёмся к сказкам. Их название происходит от слова «сказ» . Мы сегодня в том же смысле употребляем однокоренное слово рассказ, то есть некое недлинное повествование о каких-то событиях. При этом автоматически подразумевается, что события эти имели место быть в действительности. А если надо описать в рассказе какой-то свой вымысел, то такой рассказ мы помечаем ремаркой «фантастический».

Во времена оны слушатели в реальности описываемых в сказах событий тоже не сомневались. А словом «сказка» именовался тогда не литературный жанр, а свидетельские показания. Тогдашние протоколы допросов изобилуют записями типа «…по сказкам дворовых людей» – мы бы сейчас сказали: «…по показаниям свидетелей» . А главным документом, отражающим состояние податного, то есть налогооблагаемого, населения Империи, аж, до первой половины XIX века были Ревизские сказки. Так, что всё более чем серьёзно!

Вот и те сказки, которые ныне употребляются в основном для усыпления малолетних отпрысков, есть ни что иное, как рассказ об обычных для наших предков явлениях. А то, что в них присутствует сверхъестественный антураж – так это оттого, что волшебные сказки повествуют не о людях, а о богах. Русские народные сказки – всего лишь калька со славяно-языческих верований, это десакрализованные мифы.

Здесь вся мудрость, а другие книги читать – только время терять!
Здесь вся мудрость, а другие книги читать – только время терять!

Именно поэтому сказку надо воспринимать не как досужий вымысел, коим является вся современная литература, а как конспект религиозных представлений. Отсюда и никакого противоречия в подходе наших предков ко лжи и в их же отношении к сказкам. Они верили, что боги существуют и сказки, соответственно, не были для них ложью, поскольку считались документальными рассказами о реальных событиях из жизни богов. И Александр Сергеевич крупно ошибся, когда брякнул, что «сказка – ложь» . Но, да, что с него взять – он дитя своей эпохи, в которую модно было по-французски изъясняться лучше, чем на родном языке.

Когда же поймёшь, о ком на самом деле рассказывают сказки; когда вспомнишь настоящие имена славянских богов, прикрытые ныне фиговыми листками нелепых псевдонимов, то и восприниматься они начинают совсем по-другому. В них появляется совсем другая логика, а поступки персонажей приобретают новый смысл. Да, и на самих персонажах акценты существенно смещаются.

Например, когда просто читаешь, как Иван-дурак по совету Бабы-Яги отправляется добывать смерть Кощея – это одно. И даже ошибочно кажется, что Иван в этой драме главный герой. Но когда маски снимаешь и узнаёшь, что Баба-Яга – это славянская богиня судьбы Макошь, что Кощей – это славянский бог зла и безумия Чернобог, что Тридесятое царство – это Мир мёртвых, что Кощей и Баба-Яга – брат и сестра, что между ними существует застарелый семейный конфликт и что Баба-Яга даёт советы, заглянувшему к ней простофиле, отнюдь не бескорыстно, а преследуя собственную цель его руками устранить братца – это уже совсем другое! И Иван на таком фоне выглядит уже далеко не главным героем, а второстепенным персонажем, разменной монетой в конфликте высших сил! Поэтому-то он и дурак – а как ещё назвать человека, влезшего по недоумию в разборку богов?!

Дураки в русских сказках делятся на две категории.

Первая – собственно, клинические идиоты. Интрига, разворачивающаяся в повествовании вокруг них, это типичная комедия положений, базирующаяся на полном непонимании одним из персонажей ситуации. Поступки героя в данном случае неадекватны и неуместны. Например, дурак одевает шапки на пеньки, чтобы те не замёрзли; выбрасывает из телеги новый стол, поскольку уверен, что он на имеющихся у него «ногах» сам способен доскакать до дому; кормит кашей собственную тень и так далее.

По большому счёту, сказки такого плана – это не столько сказки, сколько анекдоты. В них нет ничего фантастического и сверхъестественного, а есть банальный бытовой абсурд. Последнее и объясняет психологическую причину их живучести и популярности. Сопоставляя себя с главным героем, слушатель на его фоне получает как бы подтверждение своей «разумности», что резко повышает самооценку.

По сказкам данного типа можно буквально изучать историю миропознания и взаимодействия с другими народами. Если в архаичных вариантах «дурацких» сказок главный герой происходит не то, что из своей среды, а прямо из собственной деревни (а то и семьи), то со временем «дуростью» наделяются чужие далёкие люди. Причём, она «прогрессирует» и становится качеством уже не отдельных личностей, а целых народов. Так, если до XVII века героем сказок абсурда является конкретный деревенский дурачок, то в XVII-м его индивидуальные черты приписываются этнической группе – уроженцам Вятки. В XVIII веке «вятских», как героев «дурацких» анекдотов, вытесняют чухонцы; в XIX-м чухонцев сменяют пошехонцы, а в XX-м место пошехонцев в устном народном творчестве уверенно занимают чукчи. Причём, процесс «одурачивания» на чукчах отнюдь не остановился – вспомним концерты Михаила Задорнова и его ставшую классической характеристику американцев: «Ну, тупые!» - так, что есть куда развиваться…

Кадр из мультфильма «Про Ивана-дурака».
Кадр из мультфильма «Про Ивана-дурака».

Вторая категория дураков – это люди, у которых с психикой и коэффициентом интеллекта всё в порядке, но поведение их не укладывается в привычные стереотипы. Этих дураков отличает нестандартное мышление и творческий подход к решению проблем. Квинтэссенцией подобного типажа стал образ Ивана-дурака.

В сказках дурак второго типа, как правило, младший ребёнок в семье. Очень часто это третий сын старика-отца. Преклонный возраст родителя обычно подчёркивается для того, чтобы показать, что Иван-дурак последняя надежда своего отца, который больше иметь детей, видимо, физиологически не может. А усугубляется положение тем, что сам Иван не женат и наследников не имеет. В случае гибели Ивана, род обречён пресечься, поэтому, когда Иван начинает просить отца отпустить его на поиски сгинувших старших братьев, старик долго не соглашается и благословения не даёт.

Некоторые сказки, однако, подкидывают косвенную информацию, которая заставляет усомниться в Ивановом происхождении. В ряде сказок повествуется, что зачатие Ивана наступает магическим способом и связано с употреблением волшебной пищи. В сказке «Покати-горошек» мать главного героя беременеет им, проглотив горошину; в сказке «Иван-вдовий сын» – съев лепёшку; в сказке «Иван Водович» – испив водицы; а в сказке «Иван-коровий сын» вкусив продукты приготовления мифической рыбы-златопёрки, одновременно «становятся непраздными» царица, полакомившаяся собственно рыбой, дворовая девка, облизавшая поднос, и корова, которой достались помои.

Видимо, сомневаются в своём родстве с Иваном и его старшие братья, которые в начале сказки третируют его, а в конце, когда тот добивается успехов, вообще, не раздумывая, убивают его и делят между собой добытые им трофеи.

Тут надо сказать, что мифологема «трёх братьев» – одна из самых распространённых в фольклоре арийских народов. Самые известные из таковых – три брата-олимпийца Зевс, Аид и Посейдон. Их нумерология зашифрована даже в их атрибутах: символ власти Зевса – жезл с одной вершиной, Аид пользуется двузубой рогатиной, а Посейдон – трезубцем. Оборов своих извечных противников титанов, братья поделили между собой власть над миром: Зевс получил в удел небеса, Аид – Подземное царство, а Посейдон стал владыкой водной стихии.

Комплементарны этой триаде ведические боги, рождённые первичными водами прежде всего сущего: Эката (Первый), Двита (Второй) и Трита (Третий). Трита, как и Посейдон, каким-то образом связан с водой, о чём говорит, хотя бы, его прозвище Аптья – «водный» (сравним так же с Иваном Водовичем русского фольклора).

К моменту формирования «Ригведы» миф о трёх братьях уже был основательно позабыт. Эката, например, вообще в «Ригведе» не упомянут, а Трита хотя и упоминается около сорока раз, но только как второстепенный персонаж и не имеет ни одного гимна, посвященного лично ему. Околоведические апокрифы донесли до нас лишь отголосок того сказания: три брата, ищут некое сокровище, которое, судя по косвенным признакам, достаётся младшему. Из зависти двое старших сбрасывают его в колодец, который оказывается входом в Подземное царство:

Трита, посаженый в колодец, взывает к богам о помощи…
Это услышал Брихаспати, создающий широкий простор из узости.

- О, Небо и Земля, узнайте обо мне! («Ригведа» I, 105:17)

Путешествуя по нему, Трита обретает напиток бессмертия, который помогает ему вернуться в Мир живых. Это же просто конспект русской сказки «О молодильных яблоках и живой воде» ! Вернее, наоборот, наша сказка конспект ведического мифа…

Подозревается Трита так же в том, что это он убил трёхглавого дракона Вишварупу (прообраз нашего Змея Горыныча) , хотя по ныне канонизированной брахманской версии этот подвиг приписывается более пропиаренному Индре. В любом случае без Триты не обошлось: «И тогда [перед битвой с Вишварупой] Индра призвал к себе бога Триту. Никто не знает истинного происхождения этого божества, родившегося в первозданных водах, и обитель его далека и никому не ведома. Но туда, в далекую и таинственную обитель Триты, отсылаются силой молитвы всякое зло и грехи, туда уходят от праведного все беды, и болезни, и недобрые сны. Бог Трита отпускает грехи бессмертным и смертным, принимая на себя всякую вину и всякое зло».

Без параллелей в данном случае не обойтись. В русских сказках в том, что победителем Змея Горыныча был именно третий сын Иван-дурак никто не сомневается. Уверена в этом и «Авеста»: авестийского Горыныча, трёхглавого огнедышащего дракона Аж-и Дахака тоже одолевает, с третьей попытки, герой, носящий числительное в качестве имени – Траэтона.

Траэтаона (Трайтона, Фретон, Фаридун, Феридун) был третьим сыном кузнеца. Опять же есть версия, что в семье кузнеца он был не родным ребёнком, а принятым на воспитание подкидышем (полная аналогия с Зигфридом из «Сокровищ Нибелунгов» ). Жил Траэтаона в стране Баври, что переводится как «Страна бобров» . Правил той страной в те времена узурпатор и тиран трёхглавый Дахак.

Дахак изначально был рождён человеком, но, дорвавшись (насильственным, разумеется, путём) до власти, настолько покрылся пороками, что стал терять человеческий образ. Вместо человеческой головы у него на плечах выросли три змеиные и он превратился в Змея. Питаться Змей предпочитал сердцами своих подданных.

Жертв на прокорм Змея выбирали по жребию и однажды такой жребий выпал Траэтаоне. У последнего, однако, были совсем другие планы, а потому, выковав себе оружие и подняв промасленный фартук кузнеца, как знамя, Траэтаона выступил на Дахака (фартук был красным, поэтому с тех самых пор красное знамя стало символом любого восстания или революции).

С Траэтаоной увязались было два старших его брата, однако, их воинский пыл очень быстро остыл и они решили, что юного бунтаря лучше утихомирить по-семейному. А потому, по дороге они просто предприняли попытку столкнуть его в колодец – вспоминаем аналогичный ведический сюжет про Триту Аптью, сброшенного старшими братьями в колодец.

Далее по текстам немного не ясно то ли Траэтаона себя в колодец сбросить не дал, то ли сумел из него выбраться – факт, что до Аж-и Дахака он всё же добрался.

Битва была жестокой. Трижды Траэтаона срубал Змею головы и трижды они отрастали вновь:

36. …Наследник рода Атвьи
Трайтаона могучий,
Который из всех смертных
Наипобедоносным
Был после Заратуштры;

37. И поразил он Змея
Трехглавого Дахаку –
Трехпастый, шестиглазый,
Коварный, криводушный,
Исчадье дэвов, злой,
Могущественный, сильный,
Он сделан Анхра-Манью
Сильнейшим быть во Лжи
На гибель всего мира,
Всех праведных существ («Авеста», гимн Хварно).

Поняв, что Аж-и Дахак бессмертен, Траэтаона приковал его до скончания времён в кратере потухшего вулкана Демовенд. В конце времён настанет время, когда оковы падут, Змей Дахак освободится и «…ворвётся в мир, чтобы предаваться греху, он совершит неисчислимые печальные грехи; он уничтожит третью часть человечества, рогатого скота, овец, и других существ Ахура-Мазды; он осквернит воду, огонь, и растительность, и совершит тяжкие грехи» (Зенд-и Вохуман Яшт»).

Тогда Ахура-Мазда вернёт к жизни Траэтаону. Увидев своего прежнего победителя Аж-и Дахак попытается умаслить его льстивыми речами, соблазняя поделить власть над миром, но Траэтаона «…не станет слушать его слова, и ударит его по голове палицей, а ударив убьет его; после этого опустошения и бедствия навсегда уйдут из этого мира, и начнется новая эпоха» (Зенд-и Вохуман Яшт»).

Итак, налицо сходство, как это принято называть, до степени слияния. Мы имеем: трёх братьев, противостояние трёхглавому дракону, успех младшего брата, вероломство старших и попытку ими убить младшего, сбросив в колодец. Вот для сравнения фрагмент сказки «О молодильных яблоках и живой воде» :

…Долго ли, коротко ли, доехали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям:
- Покараульте моего коня, а я лягу, отдохну.
Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:
- Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок - будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти.
Василий-царевич отвечает:
- Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.
Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи…

Но это будет ещё не скоро, а пока жизнь неспешно течёт своим чередом…

Когда всё идёт гладко, Иван-дурак склонен к созерцательности, аутизму и депрессиям. Большую часть свободного времени дурак лежит на печи и лишь изредка тешится сбором грибов или игрой на музыкальных инструментах – дудочке или гуслях. Тут мне вспомнилась просто вопиющая параллель с… Шерлоком Холмсом (этот, правда, играл не на гуслях, а на скрипке, но в целом поведение их имеет много общего).

Аналогия лишь на первый взгляд кажется неуместной.
Аналогия лишь на первый взгляд кажется неуместной.

Слово сэру Артуру Конан-Дойлю:

-…У вас, Холмс, опять очень утомленный вид.
- Да, начинается реакция. Теперь я всю неделю буду как выжатый лимон.
- Как странно у вас чередуются периоды того, что я, говоря о другом человеке, назвал бы ленью, с периодами, полными самой активной и напряженной деятельности.
- Да, - сказал он, - во мне заложены качества и великого лентяя и отъявленного драчуна. Я часто вспоминаю слова Гете: Schade, dass die Natur nur einen Menschen aus dir schuf, denn zum wuerdigen Mann war und zum Schelmen der Stoff
[Как жаль, что природа сделала из тебя одного человека: материала в тебе хватило бы и на праведника и на подлеца]…
- …Как несправедливо распределился выигрыш! - заметил я. - Все в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется Джонсу. Что же остается вам?
- Мне? - сказал Холмс. - А мне – ампула с кокаином.

И он протянул свою узкую белую руку к несессеру («Знак четырёх»).

-…Этот случай спас меня от угнетающей скуки, - проговорил Шерлок Холмс зевая. – Увы, я чувствую, что скука снова начинает одолевать меня! Вся моя жизнь – сплошное усилие избегнуть тоскливого однообразия будней («Союз рыжих»).

Конан-Дойль был по профессии врачом и дал прекрасное описание клинической картины гениального сыщика. В парамедицинской прессе таким пациентам дали общее название – адреналиновые наркоманы. Это люди, неприспособленные к монотонному течению жизни, к рутине, обыденности и однообразию. Им делается плохо, когда у них всё хорошо. Их стихия – экстрим, их «рабочее» состояние – стресс. Их нормальная жизнь начинается только при повышении уровня адреналина в крови. В этот момент они сворачивают горы и поворачивают вспять реки. Когда же стрессорный фактор устранён, истощённый организм адреналинового наркомана сначала предаётся отдыху, что внешне проявляется апатией и депрессией, а потом, по мере восстановления, требует всё новых и новых порций возбуждающего гормона. И если в этот момент адекватного раздражителя не подвернулось, адреналиновый наркоман начинает метания между самоубийственными видами экстремального спорта и наркотиками первитинового ряда.

Иван-дурак – типичнейший адреналиновый наркоман. Его энергия по характеру взрывная. Несмотря на то, что подавляющую часть жизни он проводит на печи, он чрезвычайно лёгок на подъём. Его не останавливают ни протесты отца, ни слёзы матери, ни предстоящие трудности: «А коня не дашь, так пешком уйду!» . И родители, видимо, прекрасно знающие «ровный и спокойный» сынулькин характер, в конце концов, скрепя сердце, отпускают его. А на первом же перекрёстке свой диагноз адреналинового наркомана Иван-дурак подтверждает на сто десять процентов, из всех возможных вариантов выбирая тот, который сулит наибольшие неприятности – «…и коня потеряешь, и сам жив не будешь!» .

У Ивана-дурака проблемы выбора просто нет!
У Ивана-дурака проблемы выбора просто нет!

Если вчитаться в сказки повнимательнее, то можно заметить, что дурака мало интересует конечная цель – его привлекает сама борьба за неё. При этом, даже находясь в невыгодном для себя положении, он не устаёт усложнять себе жизнь, продолжая забрасывать судьбу дополнительными перчатками. Заранее зная о печальных результатах своих действий, он абсолютно игнорирует инструкции, полученные им от Сивки-бурки, Серого волка или Бабы-Яги. Так, в сказке «Молодильные яблоки» несмотря на настойчивые увещевания Серого волка, дурак всё-равно целует (в неадаптированном варианте насилует) спящую богатырку Синеглазку, та поднимает тревогу и за похитителями молодильных яблок бросается погоня.

Иван-царевич на Сером волке.
Иван-царевич на Сером волке.

Парадоксально, но это безразличие к конечной цели имеет и положительную сторону – Иван-дурак абсолютно бескорыстен и неамбициозен. Его интерес к процессу, а не к результату и обусловливает его равнодушие, как к победе, так и к поражению. Будучи зарезанным/сброшенным в пропасть из зависти братьями, после оживления его верным Серым волком, дурак не мстит и даже не объявляет себя, а инкогнито селится в своём городе и подвизается в учениках у башмачника. Хэппи-энду в этой сказке помогает лишь случайность – Синеглазка является за алиментами и находит отца двоих своих сыновей среди кабацкой голи. Но даже когда подлость братьев предана огласке, Иван их прощает и уезжает с Синеглазкой в «её Девичье царство».

Это тоже важный момент: Иван не наследует своему отцу, а получает титул в качестве приданого. Примечательно, что в большинстве сказок он вступает в брак не с дочкой здравствующего монарха с потенциальной возможностью самому занять трон после смерти тестя – как правило, его женит на себе состоявшаяся и самодостаточная суверенная правительница. Та же, Синеглазка, например, царица Девичьего царства. Или Марья Моревна – грозная королевна.

Иван-дурак становится Иваном-царевичем в результате морганатического брака и по этой причине он обречён до конца дней своих оставаться царевичем или, по-западному, принцем, то есть членом царской семьи без перспектив занять трон. Брак Ивана неравный и неравноправный. Он является лишь супругом царицы, но не царём и даже не соправителем. Особенно ярко показано это в сказке «Марья Моревна». Отправляясь на очередную войну, грозная королевна Марья мало того, что оставляет Ивана дома, так ещё и даёт ему кучу приказаний, как вести себя в её отсутствие.

Проделки Марьи Моревны.
Проделки Марьи Моревны.

В такой схеме некоторые исследователи фольклора видят докатившееся до нас эхо матриархата, когда власть передавалась по женской линии от правительницы к правительнице, а их мужья (которых могло быть много) никакой существенной роли в исполнении властных полномочий не играли.

Признаюсь, мне бы очень хотелось поверить в эту версию, поскольку она помогла бы с датировкой сказок. Матриархат сошёл на нет где-то в III тысячелетии до нашей эры, соответственно, если он нашёл отражение в сказках, то значит, что они созданы были не позднее этого времени и сейчас им, как минимум, 5000 лет.

Увы, но надо признать, что более вероятной представляется другая версия, что многочисленные упоминания о женщинах-воительницах и правительницах попали в наш фольклор гораздо позже, когда наши предки во II веке до нашей эры столкнулись с сарматами.

Сарматские всадники.
Сарматские всадники.

Современные им греки считали сарматов потомками скифов и амазонок. Со скифами сарматы, действительно, были в родстве, а вот амазонок греки приплели в их праматери в виду того, что у сарматов женщины имели равное положение с мужчинами.

Сарматских женщин Геродот описывал так: «…ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага» . Сообщению Геродота вторит Помпоний Мела: «[сарматы] племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» . Эти свидетельства подтвердили археологические исследования: в могилах сарматских женщин, даже, маленьких девочек, при раскопках нашли, не только украшения и игрушки, но и оружие.

Жреческие же должности у сарматов занимались исключительно женщинами. Исповедавшийся ими культ, с обильными человеческими жертвоприношениями, отличался изуверством даже по меркам своего времени. Капища сарматских колдуний, обнесённые частоколами, с насаженной на каждую тычину отрубленной головой, настолько плотно врезались в коллективное бессознательное русского народа, что до сих пор присутствуют в наших сказках под видом описаний жилища Бабы-Яги.

Сарматы (реконструкция внешнего вида и костюмов).
Сарматы (реконструкция внешнего вида и костюмов).

Так, что, скорее всего, по национальности все эти сказочные богатырки Синеглазки, богатырши Поляницы, грозные Марьи-королевны и даже старухи с разбитыми корытами – скорее всего, сарматки.

Хотя, нельзя исключать и того, что основной стержень тянется из глубин тысячелетий, из матриархата, а на него по мере времени лишь нанизывались какие-то новые штрихи и детали. Так, всё в той же Бабе-Яге легко читаются черты не только Макоши, но и куда более архаичного божества – Великой Богини-матери, чьи корни уходят в палеолит.

«Палеолитическая Венера», она же Богиня-мать.
«Палеолитическая Венера», она же Богиня-мать.

Иначе чем объяснить столь выраженное в наших сказках женское начало? При глубоком анализе выясняется, что в наибольшем выигрыше по окончании сказочных перипетий оказываются женщины. Проиллюстрируем, чтобы не отвлекаться на пересказы, хорошо всем известным примером – сказкой «Царевна-лягушка» .

Попробуем расставить всё по своим местам…
Попробуем расставить всё по своим местам…

Фабула сказки в нынешней примитивной трактовке, действительно, выглядит патетически: злой чародей похищает возлюбленную главного героя, кою оный герой, ценой неимоверных усилий убив злодея, возвращает себе. Однако, как известно «дьявол кроется в деталях» . А как раз эти-то детали, скромно умалчиваемые в нынешних редакциях сказки, и не дают сформировать верную картину описанных событий.

Начнём с вопроса – а как прекрасная царевна стала лягушкой? Сама она в сказке говорит Ивану, что её превратил в лягушку на три года злой колдун, но за что и почему не уточняет. Многое, если не всё, становится понятным, когда выясняется, что своей метаморфозе она обязана не гипотетическому злопыхателю, а… собственному отцу. Причём, и причина для подобной экзекуции у отца имелась более, чем весомая. Дело в том, что отцом-то царевны-лягушки является не кто иной, как сам Кощей. А дочь в лягушку он превратил за ослушание его запрета выходить замуж. И с этого момента дочурка стала искать способ от отцовской опеки избавиться любой ценой!

В таком ракурсе моральный облик персонажей окрашивается в иные цвета. Выходит, что царевна-лягушка – непослушная дочь, страдающая буйством матки; Баба-Яга – коварная братоубийца; Иван – полный лох, которого разводят родственницы со стороны жены… и единственным внушающим симпатию персонажем оказывается Кощей – заботливый отец и вегетарианец.

Теперь взглянем-ка на сказочку по-новому! Итак, любящий, но суровый папа – царь Кощей – запрещает дочке-царевне выходить замуж. Мы будем дочку называть «дочкой», поскольку настоящего её имени не знаем – в сказке она названа Василисой, но это явно позднее включение, представляющее собой слово «царевна» невесть зачем переведённое на греческий basilissa. К тому же, у Кощея 30 дочерей и какая из них нарушила папино вето остаётся только гадать.

Настырная девка отца не слушает, за что Кощей превращает дочь на три года в лягушку (в лягушку могла превращаться и тётка Василисы Баба-Яга – так, что это у них семейное). Даже в образе земноводного Кощеева дочь умудряется выскочить за неудачливого стрелка, коим оказывается Иван-царевич. Далее свадьба, пир, сожжённая лягушачья кожа…

Роковой выстрел.
Роковой выстрел.

Взбешённый Кощей, узнав, что дочь всё же нарушила его запрет, забирает её от молодого мужа. Не крадёт, как в сказке, а именно забирает в отчий дом! Иван, разумеется, кидается на поиски. Дорога приводит его к Бабе-Яге, которая, как мы помним, доводится Кощею сестрой и состоит с ним в застарелом конфликте.

Истоков этого противостояния никто не помнил, видимо, уже в дохристианские времена. По крайней мере, в сказках о том, что не поделили Баба-Яга и Кощей не упоминается. Не находится ответа на этот вопрос и в религии славян – Макошь (Баба-Яга) и Чернобог (Кощей) в мифах напрямую не сталкиваются. Правда, другая дочь Чернобога богиня смерти Морена систематически уничтожает работу Макоши, перерезая своим серпом нити жизни, которые прядёт Макошь, но не более того.

Видимо, Макошь и Кощей-Чернобог имели какую-то противоположно направленную функцию, из-за которой, несмотря на родство, им приходилось пребывать в антагонизме (этакий древне-славянский вариант закона о единстве и борьбе противоположностей). Основной ролью Макоши, как богини, было дарование судьбы. Б.А. Рыбаков расшифровывает её имя как «ма» - мать и «кош» - удел, судьба, то есть «Мать-судьба» или «Мать, дающая судьбу». Корень «кош» легко читается и в имени Кощея. И если Макошь судьбу давала, то, по логике, Кощей каким-то образом – может быть и посредством Морены – её забирал.

Так или иначе, интересы Бабы-Яги, Ивана и Кощеевой дочери совпадают – совместными усилиями Кощея убивают.

В итоге, Кощей в этой сказке самый несчастный персонаж – его предаёт сестра, дочь желает и пособничает его смерти и выходит замуж за его убийцу. В выигрыше же Баба-Яга, устранившая нелюбимого брата, и дочь Кощея, которая помимо возможности реализовывать свои нимфоманские фантазии получает на бонус и папино царство, поскольку Кощей не только заботливый отец, но и правитель северного островного государства, известного нам, как остров Буян. Ну, а Ивану достаётся лишь состоять на побегушках при влиятельной супруге.

Тут надо оговориться, что я довольно вольготно тасую сказки про Ивана-дурака и Ивана-царевича, так, словно бы, это одно и то же лицо. Возникает вопрос, резонно ли совмещать эти два образа?

Ну, во-первых, одно другому не помеха: можно быть царевичем, императором, генеральным секретарём, президентом и при этом оставаться дураком – история тому знает такую массу примеров, что и не перечесть! Во-вторых, как мы выше разобрали, в большинстве случаев благодаря удачному браку дурак в финале всё-равно превращается в царевича. Ну, и, в-третьих, концептуально это один и тот же персонаж – разве, что Иван-царевич имеет царское происхождение (которое ему по ходу дела не даёт ровным счётом никаких преференций), а сословная принадлежность Ивана-дурака не указывается.

В принципе, это вся фактология, которую мы об Иване можем выжать из сказок. Последней же нам подсказкой может явиться само имя главного героя, которое оказалось так затаскано, что и не вызывает никаких подозрений в том, что в нём может храниться тайный смысл.

Начнём с того, что имя Иван к иудейскому Иоанн - «Яхве смилостивился» никакого отношения, вопреки распространённому заблуждению, не имеет. Да, Иваном наш герой стал после христианизации и под её влиянием, но не более. А до того, он тоже был «Иваном», правда, это было не имя, а прозвище. Звучало оно как yauvana, что на санскрите означает «юный, молодой» – вспомним-ка, сказки особо подчёркивают, что Иван был младшим из трёх сыновей и самым молодым в семье. После Крещения из фонетически близких санскритского «ювана» и иудейского «Иоанна» и синтезировалось имя «Иван», ставшее самым распространённым на Руси. А значить оно продолжало то, что и прежде – молодой, младший, юный – и использовалось в качестве прилагательного, а не существительного. Сравните с англоязыким junior – одного поля ягоды!

Вторая компонента прозвища – дурак или царевич – тоже имеет происхождение, если так можно выразиться «фонетическое». И тоже, как не сложно догадаться, уходящее корнями в глубокое язычество. Этой связи с язычеством не отрицает даже «официальная» версия:

До принятия христианства на Руси, и долгое время после, существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

«Другак» в «дурак», конечно, у людей с нарушениями дикции, особенно в состоянии сильного алкогольного опьянения, теоретически, трансформироваться может, но эту гипотезу я бы назвал надуманной и поверхностной, как и все остальные гипотезы с «трансформациями» и «выпадениями гласных и согласных». Более глубокую попытку объяснить происхождение прозвища «дурак» и даже увязать его с прозвищем «царевич» предпринял исследователь фольклора Белов:

…«Дурак» происходит от древнеарийского титула «Сардури» - «Царь царей», что хорошо сочетает два термина «Иван-дурак» и «Иван-царевич» а также можно вспомнить среднеазиатский титул «Сердар». Явно прослеживаются два корня Сар, Сер – царь и дур, дар – твердый и сильный…

Возвышенная версия – ничего не скажешь! Если, правда, не учитывать, что в слове «сердар» прослеживается совсем не то, на чём настаивает господин Белов. На самом деле, оно происходит от персидских слов: сер – голова и дар – держатель, что обозначает главенствующий. К тому же, эти слова взяты из пехлевийского языка, куда как более позднего, чем санскрит.

А поскольку «Иван» берёт своё начало от санскритского yauvana, то и «дурак» надо искать там же. И прародитель этого слова в санскрите находится – это duraatman. Термин этот сложен и нуждается в толковании.

Поверхностный его перевод означает злой; подлый; наглый, дерзкий. Однако, есть у этого словосочетания и более глубокий смысл, так как дословно «дуратма» означает «узкая душа» . А это, по значению, является антонимом более известного нам словосочетания «махатма» - «широкая (или великая) душа» . Вот из этого-то термина и надо раскручивать интригу!

Махатмы – это великие посвящённые; те, кто поднялся над материальностью нашего мира, осознал вездесущность божественного и полностью предался богу. «Это человек, ставший совершенным, достигший единения с божественным, медленно и постепенно развивший возможности человеческой природы и стоящий триумфатором там, где мы боремся сегодня» (А. Безант «Учителя как факты и идеалы»).

Дуратмы – противоположность махатм. Они демонстрируют «узость» души и ума тем, что не понимают божественной сущности и идут наперекор божественной воле. Дуратмы – это те, кто бросает вызов богам. Именно этим и занимается во всех сказках, как мы разобрали выше, наш yauvana duraatman – Ювана Дуратма – Иван-дурак.

Про Ивана все факты, которые можно найти в сказках, мы исчерпали! Наверно, стоит в следующий раз рассмотреть и его противников, ведь, иногда в наших врагах, как в зеркале, отражаемся мы сами.

4.666665
Рейтинг: 4.7 (9 голосов)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

К Огненной сути Ивана-дурака:

Что общего между Овном и Ягнёнком, кроме того, что и то и другое - баран.

Овен, кроме всего прочего, астрологический знак первого месяца после равноденствия, огненный знак. Почему же овен связан с огнём?

ОВЕН - ИВАН - ИОАНН - ИОГАН - ОГОНЬ - АГНИ - ЯГНЯ - ЯГНЁНОК

Изображение пользователя Хайрат.

И поведение они демонстрируют схожее:-)

А вот ещё, что интересно:

Оба равноденствия (21-22 марта и 21-22 сентября), и оба солнцестояния (21-22 июня и 21-22 декабря), приходятся точно на 21-22 число. Это совпадение, учитывая неравное количество дней в месяцах нельзя назвать случайным, более того - это очень важное свидетельство того, что изначально эти даты были первыми числами тех или иных месяцев.

Это значит, что день весеннего равноденствия, изначально выпадал на 1 марта, следовательно и астрологический период ОВНА - ИВАНА начинался 1 марта.

Старший брат - январь
Средний брат - февраль

Младший брат - март

Март (от латинского Mars), третий месяц календарного года (31 сутки). Назван по имени древнеримского бога Марса.

Энциклопедия Мифы Народов Мира:

Марс (Mars), Máворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, М. и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого М.») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе М.: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых М., указывая им места для поселений. М. сопровождал идущих на войну воинов.

Марс, также, красная планета.

Старший (Юпитер) - умный был детина,
Средний (Фаэтон, Квирин) - был не так не сяк (поэтому и развалился?),

Младший (Марс) - вовсе был дурак...

В Вашей статье Молчание звёзд куча важной информации, как например:

"в зодиакальном знаке Овна точка весеннего равноденствия находилась ориентировочно с 2330 года до нашей эры"

P.S.

«…Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше тропического на 11 мин 14 сек, то за 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки…»;

«...По правилам, положенным в основание вычисления дня Пасхи, принималось, что начало весны (день весеннего равноденствия) будет всегда падать на 21 марта, как это было около 300 г. по Р.Х...».

Так как невозможно случайное выпадение всех равноденствий и солнцестояний на 21-22 число, это говорит о накопившейся ошибке в 21 сутки, а из того, что уже в 300 г.н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, можно рассчитать время, за которое эта ошибка возникла:

21 сутки * 128 лет = 2688 лет, что соответствует 2388 году д.н.э. (300 год н.э. – 2688 лет).

Из этого следует, что:

Самой поздней датой, когда был создан солнечный календарь, давший начало современному календарю, был 2388 год д.н.э.

Здесь можно опять вспомнить про астрономов Аркаима...

Изображение пользователя Хайрат.
приходятся точно на 21-22 число

Не совсем так - есть ещё предварение равноденствий, когда ежегодно равноденствие случается чуть раньше, чем в предыдущем году (обусловлено прецессией).

Самой поздней датой, когда был создан солнечный календарь, давший начало современному календарю
Солнечный календарь был создан тогда, когда появилось Солнце;-) Правильнее, наверно, сказать, что к объективному астрономическому процессу люди сделали календарную привязку. Т.е. фактически так была обозначена новая эпоха, какой-то сверхважный момент их жизни (вспоминаем революционную Францию и её новый календарь с термидорами-брюмерами).

Ну, а применительно к Аркаиму около 2388 года такой новой эпохой мог стать только исход аркаимцев и сожжение города (в датировках я, разумеется, придерживаюсь мнения Локьера, а не Википедии) - почему бы и нет?!

Очень инт ересно! Знаете, а я ведь чувствовал, что с Иваном дураком что-то не так! И вот оказалось правда:-) А продолжение будет?

Изображение пользователя Хайрат.
Рад, что Ваши предчувствия оправдались!

Что касается продолжений, то обещать ничего не могу. Если Вы помните, осенью прошлого года на сайте развернулась целая дискуссия о передаче его третьим лицам. Она ничем не кончилась, но лично мне от лица владельца было объявлено, что авторские программы, с его точки зрения, себя не оправдали, а потому он с Нового года от них отказывается в пользу, так называемой «рязанской тематики» (под этим красивым термином, видимо, понимаются перепечатки из «ТВ-панорам» и прочих бульварных рекламно-программных носителей). Моё недоумение по поводу такой оценки (я-то, наивный, думал, что сайт, как раз и выезжает на авторских материалах – и мнение моё базировалось на показаниях рейтингов и количестве просмотров) никак прокомментировано не было. Не встретил я энтузиазма и в вопросе перспектив сотрудничества: хочешь – пиши, хочешь – не пиши. Понятно, что такое отношение сильно ударило по рукам. Показательно хлопать дверью я, конечно, не буду, поскольку писал я в основном для себя (что называется для души) и для моих читателей, а не на заказ редакции, но и радужных перспектив пока не вижу. В настоящий момент довожу до ума старые наработки, которые будут опубликованы, но за новые исследования пока не берусь. А там видно будет…

Очень интересно!

Что касается Ивана, то с Иоанном, он всё таки связан. Вот, по моему субъективному мнению, родственные формы имени Иван:

Иван, Ян [jan], он же Янек - аналог Ивана в польских сказках, Джон (John) - вполне понятно из фонетики, следовательно и Йохан, и Иоганн, и Иоанн. Из Иогана логично предположить связь с Иеогошуа, а следовательно и с Джошуа, Джизас и Иисус.

"Бог Трита отпускает грехи бессмертным и смертным, принимая на себя всякую вину и всякое зло" - очень веский аргумент в пользу версии Иван (третий сын) = Иисус. Правда не знаю как объяснить исчезновение двух братьев в христианской версии сказки об Иване.

Название американского гимна "Янки-дудль", если переводить не предвзято - "Иван-дурак"...

русс. юный, англ. junior, и young с заднеязычным звуком н (нг, гн, как в слове магнит, который по-русски будет манит, что великолепно объясняет происхождение этого слова), тоже родственное слово.

разгадка этой запутанной истории, как ни странно, ни в имени Иван, ни тем более в имени Иисус, а в имени Иоганн, т.к. Иоганн - это огонь, который, по всей видимости изначально был йогань или джогань, что выявляется через слова ожог, жги, поджог, в которых корень жог - глагол, добавление же суффикса -нь (-н) к корню-глаголу, типичная конструкция во многих языках для получения существительного (плет-ень, кол-ун, сбит-ень, перр-он, ваг-он и т.п.).

жог "гореть или жечь" + -нь = жог-нь > джогнь, йогнь, john' > огнь, йан (ян), иохан, иан > огонь, иван

Это всё очень логично увязывается с мифологическими аспектами пары Иван-да-Марья (Огонь-да-Вода), с юностью (сравните john [йохн], как "огонь" с англ. young "юный", если читать без правил [йоунг], а также с "жарким" югом, месяцем июнем, китайским янем, юным агнцем, да и Иисус наш Христос, как ни странно тоже агнец, правда под несколько иным "соусом". Синонимом слова юный, является слово ярый (Ярило - молодое, весенние, жаркое Солнце), с той лишь разницей, что юный от огня, а ярый от жара.

Версия дурака и другака мне тоже не нравится. Второй вариант (дур, дар – твердый и сильный…) - это как раз то, что надо, т.к. анализ слов с корнями дур (тур, тыр, тр) выявляет совершенно явный и логический смысл. Дурак - это "настырный, упрямый, своенравный, сильный". Поясню на примерах:

ТЮРьма, ТУРа, ТЕРем, обобщённо - "неприступная башня"
ТОРмоз, насТЫРность, шТЫРь, пласТЫРь - связано со смыслом "упираться"
ТЕРра, ТРопа, ДОРога, ТРакт, ТРасса, ТЕРраса, обобщённо "опора", здесь же такие слова, как ТОРить, ТОРмашки, ТЫРить, ТРакТОР
ТУР, богаТЫРь - связаны с неудержимой силой
ТРуд - с напряжением

ДЫРа, ТЮРя - с давлением, продавливанием

по-моему, образ некой силы, которая с лёгкостью сопротивляется внешним факторам, легко читается за всеми этими примерами.

Дети интуитивно слово дурак используют именно в смысле "своенравный, упрямый", причём я неоднократно слышал в детстве слово "дурак", в качестве позитивной реплики по поводу рассказанной истории. Можно вспомнить также ласковое "дурачок" или "дурашка", и ведь мы (мужчины) не слышим в свой адрес "идиотик", или "дебильчик".

Дурак - это не идиот, дурак - это тот, кому говорят "не разбирай магнитофон - он сломается", а он его всё равно разбирает из любознательности. Дурак ничего не боится, т.к. его суть плюёт на внешние факторы, для него важна цель (прёт, как ТРакТОР), он упрямый как бык (ТУР), и делает насТЫРно всё по-своему.

Как у нас всё перевернулось, я больше чем уверен, что совсем недавно слово дурак имело позитивный смысл, который явно читается в родственных словах. И хотя, конечно, дурак буйный (ср. дурачиться), но это вовсе не от слабоумия, а от дури (силы).

Иван-дурак - это Огонь-тур, Огонь-дурило, что можно понимать, как неудержимый огонь, а скорей, как Солнце-Ярило (яркое, яростное, богатырское, удалое-молодецкое), по двум причинам:

во-первых: солнце часто называлось небесным огнём, или просто Огнём, а солнце и влага (Иван-да-Марья) - два основных условия плодородия, что нашло отражение в мифологии.

во-вторых: богатырские эпосы и мифы в большинстве своём рассказывают именно о подвигах ГОРячего Богатыря-Солнца (осет. ХУР, слав. ХОРс, ХРес, егип. ГОР, коми КЁР), таких как, например, хУРал-баТЫР, ГЕРакл, ГЕРкулес, ГЕРой, ХРистос, КРишна и т.п.

Принято считать людей в древности чем-то вроде гибрида людоеда с идиотом, с любопытством взбирающегося на эволюционную лестницу, а если всё совсем не так? Ведь ещё Платон, начитавшийся книжек в египетских библиотеках спокойно рассуждал не просто о шарообразности формы Земли, а о её близости к додекаэдру, что сейчас вполне серьёзно обсуждается в научных кругах, не созданы и скорей всего не будут созданы в ближайшее время механизмы, пригодные для постройки пирамид аналогичных пирамидам в Гизе, пригодных для транспортировки цельнокаменных блоков весом в миллион с лишним кг (Баальбек). Что если наши предки не просто умели делать некоторые вещи лучше нас, но и знали больше, понимали больше?

Какой смысл в таком случае заложен в образе Царя у которого три сына, и младший из них Солнце? И если сам Царь может быть отождествлён с верховным небесным Богом, творцом Вселенной, то кто, в таком случае два старших сына? Ведь не для красного словца они в сказку попали. Сириус и Полярная звезда? Или это образ трёхчастного мира (явь, правь, навь)?

Меня не покидает чувство, что к нам из прошлого, в виде сказок и мифов, дошли компьютеры, а мы смотрим на них, и думаем "а какой стороной они ими по гвоздю били?"

Спасибо за подробный расклад.

У корня ТъРъ общее значение вихревого движения с последовательным вспллеском и поглощением. Так выглядит наше магнитное поле Земли, а ещё точнее -так работает ТОР. Сам ТОР содержит в себе и рождение и смерть, перерождение,он всегда в движении. Поэтому все ваши значения частные случаи единого явления, значения движения ТОРа. РОТ тоже символически выполняет ту же роль -поглощает и распространяет (вдох, выдох).

Это уже третье место, где мы с Вами общаемся - в ЖЖ и совсем немного в некотором устье - :)

Поэтому не буду в очередной раз утомлять информацией о звукоподражательных словах, скажу просто, что ТОР я представляю, как подшипник на палке, если его резко крутить рукой, то будет звук ТЫРРРР, ТЫРРРРР. В этом - основное отличие ТОРа от круга - ТОР - явно более активный и динамичный. По-крайней мере ТЫРРРР в моём восприятии крутится гораздо дольше, чем КРРРЫК.

Т - толчок, Р - движение

колесо сначала толкают, затем оно двигается - ТЫРРРРР (ТОР)

еду сначала перемещают, а затем заталкивают - РРРРРЫТь (РОТ)

Изображение пользователя Хайрат.

Это уже третье место, где мы с Вами общаемся - в ЖЖ

"А я... А как же я..." - как говорил Густав-Фредерик Карлсон.

Уважаемый Хайрат, вот повод не уединяться на одном сайте, а выйти на просто+тор интернет простанства.

Аауе, а мне казалось, что тор самовыворачивающийся бублик. Видимо у нас разные гастрономические пристрастия.

Если бы вы знали, как мне нравится общаться с вами, даже если я не права.

Спасибо Вам, это взаимно, мне тоже очень нравится общение с Вами! [смайлик в виде сердечка].

с точки зрения гастрономии ТОР мне больше нравится в виде ТОРта со съеденной серединкой, там как правило, самое вкусное размещают. Берёшь ТОРт и в РОТ!

А если серьёзно, то ТОР (форма) в русском языке - это ДЫРа, т.е. возможно, что ТОРом назвали фигуру не сколько за бубликообразность формы, а за отверстие, которое ТОР имеет в серединке.

Имя же ТОР (бог) ни с какой дырой, естественно не связан:

окончание в словах бухгалТЕР, лифТЁР, коррекТОР, леТОР, мушкеТЁР, и т.п., соответствует окончанию в русских словах строиТЕЛь, водиТЕЛь, учиТЕЛь, родиТЕЛь, и т.п., и великий и могучий, в который раз помогает понять смысл этого окончания:

ТЕЛь - это ДЕЛо, а ДЕЛать - это менять ТЕЛо (форму)

Отсюда можно понять, что ТОР (бог) - это создаТЕЛь или ТВОРец (ТУОР)

Энциклопедия Мифы Народов Мира:

Тор (др.-исл. Боrr), До́нар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punra, буквально «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром»), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (I в. н. э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (то есть четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром — Т. был Тиу — Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином). Донара — Т. справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом (Перун), а с другой — с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Т. первоначально мыслился и как бог неба.

Ч.Т.Д.

Это всё позволяет разглядеть дополнительные детали в образе сказочного Ивана-Дурака

- Абрам Адольфович Чингачгук, - представился Василий Иванович, т.к. не хотел никого обидеть.

Изображение пользователя Хайрат.
Что касается Ивана, то с Иоанном, он всё таки связан.

Я это не отрицаю. Вопрос в первичности – а тут мой вывод однозначен: наш Иван из санскрита, а не из Торы.

"Бог Трита отпускает грехи бессмертным и смертным, принимая на себя всякую вину и всякое зло" - очень веский аргумент в пользу версии Иван (третий сын) = Иисус. Правда не знаю как объяснить исчезновение двух братьев в христианской версии сказки об Иване.

А может это не братья, а три эманации одного и того же божества – Троица?! Вот и сказка наша в еврейском пересказе: двое старших – Отец и Дух святой – посылают младшего на крест; он умирает; путешествует по загробному царству и возвращается оттуда воскресшим победителем, несущим человечеству прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Здорово, да?!

Как у нас всё перевернулось, я больше чем уверен, что совсем недавно слово дурак имело позитивный смысл, который явно читается в родственных словах. И хотя, конечно, дурак буйный (ср. дурачиться), но это вовсе не от слабоумия, а от дури (силы).

В Ваш замечательный обзор я бы добавил ещё один немаловажный аспект – сексуальный;-) Дурак – одно из вербальных обозначений эрегированного члена… кстати, он же Ванька-встанька!

Принято считать людей в древности чем-то вроде гибрида людоеда с идиотом, с любопытством взбирающегося на эволюционную лестницу, а если всё совсем не так?

Опять поэзия! И опять браво!

Ведь ещё Платон, начитавшийся книжек в египетских библиотеках спокойно рассуждал не просто о шарообразности формы Земли, а о её близости к додекаэдру, что сейчас вполне серьёзно обсуждается в научных кругах, не созданы и скорей всего не будут созданы в ближайшее время механизмы, пригодные для постройки пирамид аналогичных пирамидам в Гизе, пригодных для транспортировки цельнокаменных блоков весом в миллион с лишним кг (Баальбек). Что если наши предки не просто умели делать некоторые вещи лучше нас, но и знали больше, понимали больше?

Вы мысли, что ли, читать умеете? Про пирамиды будет здесь http://www.history-ryazan.ru/node/7888 В пятницу ловите;-)

Какой смысл в таком случае заложен в образе Царя у которого три сына, и младший из них Солнце? И если сам Царь может быть отождествлён с верховным небесным Богом, творцом Вселенной, то кто, в таком случае два старших сына? Ведь не для красного словца они в сказку попали. Сириус и Полярная звезда? Или это образ трёхчастного мира (явь, правь, навь)?

Ближе всего из славянского язычества к этому Троян. Не тот, которого нынешние умники идентифицируют с Марком Ульпием, а тот, который запечатлён на Збручском идоле. И опять концепция трёх эманаций одного божества, т.е. Троян, как бы, один бог, но одновременно в трёх ипостасях, как владыка Верхнего, Среднего и Нижнего мира (сравним с греческой триадой – Зевс, Аид, Посейдон). Может, поэтому и концепция Св. Троицы, как триединого бога, так легко прижилась у нас – просто она уже была славянам знакома.

Меня не покидает чувство, что к нам из прошлого, в виде сказок и мифов, дошли компьютеры, а мы смотрим на них, и думаем "а какой стороной они ими по гвоздю били?"

Есть такая конспирологическая теория, что все новомодные технические «примочки», выражаясь языком подрастающего поколения, уже давно изобретены, просто широкой публике они вбрасываются постепенно и дозировано. Вспомните, как на заре реформ нас сначала «подсадили» на поляроиды, потом на кодаковские «мыльницы», сейчас на «цыфру» и уже идёт вброс информации о голографических фотоаппаратах. Не на пустом месте, видать, разговорчики…

Я это не отрицаю. Вопрос в первичности – а тут мой вывод однозначен: наш Иван из санскрита, а не из Торы.

Я тоже считаю, что Иван заимствование (очень уж он далёк от слова огонь), хотя до Вашей статьи не знал откуда. Очень похоже, что из санскрита, судя по Вашему примеру. Исконно славянским вариантом имени Иван по всей видимости является имя Игорь, т.к. здесь разница с огнём только в сонорных р и н (Игорь = Игонь), и опять таки Игорий, Георгий - победоносец, убивающие змея, а ГЕОРгий, иГОРий, это всё те же ГОР, ХОРс и т.д.
ГОРеть оГОНь оЖОГ - все эти слова родственны по происхождению.

Всё сходится.

Самое распространённое имя в мире - Мухамед или по-другому Магомет, в этом имени тоже, как ни странно содержится АГОМ, и таким образом религиозное подобие ислама и христианства, продолжается и в именах иОГАНн (Иоанн) = мАГОМед, причём оба персонажа - пророки.

А может это не братья, а три эманации одного и того же божества – Троица?! Вот и сказка наша в еврейском пересказе: двое старших – Отец и Дух святой – посылают младшего на крест; он умирает; путешествует по загробному царству и возвращается оттуда воскресшим победителем, несущим человечеству прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Здорово, да?!

Да!!! Причём они же его (Христа) и убивают, как минимум своим бездействием, а как максимум, если учесть, что вся жизнь людская в руках Бога (Отца), то совершенно конкретно убивают, дабы искупить грехи смертных. В сказках об Иване-дураке, они (два старших брата) присваивают себе, то что младшим добыто. Интересно и эту мысль проследить в христианстве.

В Ваш замечательный обзор я бы добавил ещё один немаловажный аспект – сексуальный;-) Дурак – одно из вербальных обозначений эрегированного члена… кстати, он же Ванька-встанька!

Точно!

Статью про пирамиды буду с нетерпением ждать, эта тема мне тоже покоя не даёт.

Может, поэтому и концепция Св. Троицы, как триединого бога, так легко прижилась у нас – просто она уже была славянам знакома.

Не сомневаюсь в том, что христианство в 9 веке, очень мало отличалось от дохристианского язычества. Много фактов - основные праздники, святые, звание главного героя (Христос и Хрес, Хорс) - всё настолько близко, и это настолько ключевые для христианства вещи, что перед глазами встаёт очень ясная картина того, как христианство придя на Русь, приносит не новую веру, а новых менеджеров веры - византийских попов, явное дистанцирование с язычеством наверняка случилось на Никейском соборе, или может чуть раньше. В общем сплошная политика.

В Велескниге есть момент описывающий битву иронцев и русичей против хазар и готов, и вот так автор описывает победное настроение наших предков:

Тоi крате Годь смэстi се а отыде до полуноцэ, а тамо iзгмiзэ, iдяi далэ. Русь бо устрiся до се земэ, взятыя до Русе кроука Ренцi. Сва пдуть рще, а рэкша: «Прiде убо мiлостынi щас Божеська. Хвалiмо Дажьба нашiго а Перуна златуса, Iже бя со ны».

перевод:

В тот раз Годь сметена была, и отошла на полночь, и там згинула, уйдя далеко. Русь же устремилась на земли, взятые до Руси каркающими Рейнцами. Своей повеяло речью, и говорят «Пришёл стало быть час милости Божеской. Хвалим Дажьбога нешего и Перуна златоуса, который был с нами».

"Пришёл стало быть час милости Божеской" - насколько это по христиански звучит, не правда ли?

Есть такая конспирологическая теория, что все новомодные технические «примочки», выражаясь языком подрастающего поколения, уже давно изобретены, просто широкой публике они вбрасываются постепенно и дозировано. Вспомните, как на заре реформ нас сначала «подсадили» на поляроиды, потом на кодаковские «мыльницы», сейчас на «цыфру» и уже идёт вброс информации о голографических фотоаппаратах. Не на пустом месте, видать, разговорчики…

1. ...были сожжены все сочинения обвиненного в атеизме греческого философа - софиста Протагора (V в. до н.э.), утверждавшего, что "человек есть мера всех вещей существующих...".
2. В III веке до н.. э., в Китае сжигались книги великого мыслителя Конфуция, основателя философского течения конфуцианства.
3. Сирийский царь Антиох III Епифан (III - II век до н.э.), отвоевав у Египта Палестину, приказал уничтожить все книги евреев, содержащие богатый исторический материал.
4. Во II веке до н. э. римскими завоевателями была уничтожена Карфагенская библиотека, которая насчитывала более 500 тысяч томов. Уцелело лишь одно единственное произведение.
5. В 47 г. до н. э., при завоевании Египта Цезарем, в пожаре погибла знаменитая малая библиотека. Продолжил это дело в III веке уже н. э. другой римский император Диоклетиан, приказавший сжечь все рукописи о магии хранившиеся в большой Александрийской библиотеке. Довершили уничтожение Александрийского книгохранилища арабские завоеватели в VII веке.
6. В начале XVI века испанские конкистадоры полностью уничтожили в Мексике все письменные источники древних цивилизаций ацтеков и майя.
7. Из разграбленного известного собрания рукописей правителя Афин Писистрата (VI век до н.э.) уцелели лишь две поэмы Гомера.
8. В Мемфисе папирусы из библиотеки храма Пта были полностью уничтожены.
9. В городе Пергаме (Пергамское царство в Малой Азии, II век до н.э.) было уничтожено 200.000 древних томов и свитков.
10. В 213 году до нашей эры, император Китая Цинь Шиуханди приказал сжечь книги по всему Китаю.
11. Книги продолжали уничтожаться в средние века святой инквизицией.
12. Аналогичным образом поступили и орды турецких завоевателей на армянских землях. Так исчезло из разоренных армянских монастырей тысячи бесценных манускриптов и рукописных книг из разных областей знаний, касающихся не только культуры и истории своей страны. Подборка взята отсюда
13. В древней Руси «ведовские процессы» возникли уже в XI в., вскоре после утверждения христианства, и существовали до 19 века. Расследованием этих дел занимались церковные власти. В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь.Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России. Издательство «Наука». М.: 1964 г.
14. Удалось раскрыть тайну замысловатого античного "калькулятора" II столетия до н.э. - так называемого Антикитерского механизма (Antikytherea mechanism), который был найден ныряльщиками за губками в 1902 году (на глубине 42 метров)... ученых особенно потрясло то, что "калькулятор" способен учитывать эллиптичность лунной орбиты. Майк Эдмундс всерьез полагает, что если бы древним грекам не ставили палки в колеса "другие цивилизации", то они бы уже в 300 г. от Рождества Христова побывали бы на Луне. источник "грани.ру"
15. Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Пытки и смертные казни, появившиеся около 300 г.н.э., и осуществляемые инквизицией в борьбе с ересью, просуществовали вплоть до 19 века, когда в 1816 г папский приказ запрещает пытки во всех трибуналах инквизиции. Википедия

16. Любой профессор в Кембриджском университете, вплоть до 20 века, в обязательном порядке имел духовный сан!!!

Библиотеки-то горели, а вот книжки могли и спрятать где-нибудь, например, в Ватикане.

Изображение пользователя Хайрат.

В сказках об Иване-дураке, они (два старших брата) присваивают себе, то что младшим добыто. Интересно и эту мысль проследить в христианстве.

Проследил;-)

Христос многократно сам свидетельствует, что Он-то, собственно, и ни причём: "...Я иду исполнить волю Пославшего Меня"! Отсутствие у Него выбора подтверждает и молитва в Гефсиманском саду накануне ареста: "...не так, как Я хочу, но как Ты" (под "Ты" подразумевается Отец). Далее, арест, пытки, крест... т.е. всю "работу" делает Христос. А самым славимым оказывается Отец! Какие две главнейшие молитвы христианства? "Символ веры" и "Отче наш". "Символ веры" - это не из нашей темы, её сочинили люди, а вот "Отче..." завещана нам самим Христом. Собственно, "Отче наш" она же "Молитва Христова" - это единственная молитва, которую нам оставил сам Христос. Всё остальное - это наши импровизации. Т.е. даже зная, что Ему предстоит быть Спасителем, Христос велит славить не себя, а Отца своего. И Отец (прости, Господи!) против такого варианта не возражает. Узурпация налицо!

Можно вспомнить ещё распространённый мифологический мотив самоподвешивания (распятии) бога на Древе мировом (например, Одина), или то, что крест православный (с тремя перекладинами) - по-сути - шаманское трёхчленное Древо мировое...

и вот ещё из энц-ии Мифы Народов Мира, тоже интересный момент:

Как покровитель воинских инициации и жертвоприношений (особенно в форме пронзания копьём и повешения), Один, по-видимому, — скрытый виновник «ритуальной» смерти своего юного сына Бальдра (убийцу Бальдра — Хёда, возможно, следует толковать как ипостась самого Одина).

Тогда вообще получается не то убийство, не то самоубийство.

Изображение пользователя Хайрат.

...крест православный (с тремя перекладинами) - по-сути - шаманское трёхчленное Древо мировое...

И не только шаманский - см., например, апокрифическую "Беседу трёх святителей".

Один, по-видимому, — скрытый виновник «ритуальной» смерти своего юного сына Бальдра

Один прекрасно был информирован вёльвой не только о гибели Бальдра, но и о "Судьбе богов" (Рагнарёке) в целом. И тем не менее, пальца о палец не ударил, чтобы всё это предотвратить. Даже по нормам нашего несовершенного законодательства это можно трактовать как "преступное бездействие".

И не только шаманский - см., например, апокрифическую "Беседу трёх святителей".

да, слово "шаманский" здесь ни к чему - просто трёхчленное Мировое Древо. Это у меня произошло зацикливание на изображении, которое я на шаманском бубне видел - вертикальная палочка, и три перекладины, а к изображению текст примерно такой "шаманский бубен с изображением трёх миров: верхнего - мира богов, среднего - мира людей, и нижнего - мира духов"

Изображение пользователя Хайрат.
Библиотеки-то горели, а вот книжки могли и спрятать где-нибудь, например, в Ватикане.
И в Ватикане тоже;-)
Только это были не книжки;-)

Пошёл дописывать, чтобы в пятницу вывесить первую часть...

О проекте