Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанские Епархиальные Ведомости, №20, 1894 год.



Содержание

Официальный отдел.

Распоряжения и известия Рязанского Епархиального Начальства.

Журнал Рязанской духовной Консистории слушали: Телеграмму Высокопреосвященнейшего Палладия, Митрополита С.-Петербургского, последовавшую на имя Его Высокопреосвященства, следующего содержания: «Святейший Синод благословляет повсеместное служение молебствия и возвошение на эктеньях прошений о здравии Государя Императора». С резолюциею Его Высокопреосвященства: «предлагаю Консистории немедленно сделать распоряжение по епархии об исполнении изложенного в этой телеграмме Митрополита Палладия». Приказали: Во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства: 1) послать Благочинному Рязанских городских церквей Протоиерею Петру Павлову указ для объявления духовенству г. Рязани о том, что сегодня, 7 октября, в кафедральном соборе имеет быть совершено Его Высокопреосвященством в сослужении городского духовенства в 5 часов вечера молебствие о драгоценном здравии Его Императорского Величества, о каковом распоряжении уведомить господина Рязанского губернатора; 2) духовенству городских уездных церквей дать знать через соборных протоиереев телеграммами о том, чтобы оно, по сношении с гражданским начальством, совершило таковое же молебствие и 3) духовенству же сельских церквей Рязанской епахии дать знать через благочинных циркулярными указами к исполнению вышеуказанного распоряжения Святейшего Синода, таковые же указы послать Настоятелям и Настоятельницам монастырей епархии.

На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства, от 7 октября, последовала: «Исполнить» .

Рукоположение в сан. Рукоположены: в сан иеромонаха иеродиакон Николорадовицкого монастыря Филарет; в сан священника к церкви села Протасова, Зарайского уезда, диакон села Сушек, Спасского уезда, Алексей Вышатин и в сан диакона к церкви села Агломазова, Ряжского уезда, сельский учитель, бывший воспитанник Рязанской духовной семинарии Иларион Кедров.

Определение на места. Определены: на священническое место к Пятницкой церкви Пушкарской г. Данкова слободы диакон села Ягодного, Данковского уезда, Николай Перехвальский; на священническое место к церкви села Стафурлова, Рязанского уезда, окончивший курс семинарских наук Александр Князев; на священническое место к церкви села Введенского, Хупотки тож, Ряжского уезда, диакон Покровской города Ряжска церкви Виктор Бодров, на диаконское место к церкви села Сушек, Спасского уезда окончивший курс семинарских наук Иван Колосов; на диаконское место к церкви села Воронцова, Егорьевского уезда, бывший воспитанник Рязанской духовной семинарии Михаил Добролюбов; на диаконское место к церкви села Братовки, Раненбургского уезда, бывший воспитанник той же семинарии Александр Волынский; на псаломщическое место к церкви села Ухолова, Ряжского уезда отрешенный от места и низведенный в причетники священник Иоанн Мизеров, без участия в причтовых доходах; на псаломщическое место к церкви села Алешни, Егорьевского уезда, бывший воспитанник Зарайского духовного училища Иван Лебедев; на псаломщическое место к церкви села Барахова, Скопинского уезда, бывший воспитанник Данковского духовного училища Павел Преображенский; на псаломщическое место к церкви села Клипки, Михайловского уезда, бывший воспитанник Раненбургского духовного училища Василий Лосев и на псаломщическое место к церкви села Кривополянья, Раненбургского уезда, бывший воспитанник Рязанской духовной семинарии Сергий Петропавлов.

Перемещение. Перемещены: священник села Веденского, Хупотки тож, Ряжского уезда, Николай Смирнов на священническое место к церкви села Кривополянья, Раненбургского уезда; псаломщик села Столпова, Куровщивы тож, Ряжского уезда, Михаил Зачатский на псаломщическое место к церкви села Катагощи, Mихайловского уезда, и псаломщик села Катагощи, Михайловскаго уезда, Иван Алявдин на псаломщическое место к церкви села Столпова, Куровщины тож, Ряжского уезда.

Награждение набедренником. За усердную и полезную службу по епархиальному ведомству награжден набедренником священник Преображенской города Михайлова церкви Николай Насилов.

Утверждение в должностях. Утверждены: в должностях преподавателей Закона Божия в народных школах: в Двоенском, Егорьевского уезда, окончивший курс семинарских наук Николай Цветаев; в Нечкановском, Ряжского уезда, окончивший курс семинарских наук Николай Твердов; в Петровском, Егорьевского уезда, окончивший курс семинарских наук Николай Твердов; в Петровском, Егорьевского уезда, окончивший курс семинарских наук Николай Дубровин, в Колычевском того же уезда, окончивший курс семинарских наук Алексей Катагощин, в Якушевическом того же уезда, диакон села Шеина Григорий Добролюбов - временно; в должности второго законоучителя Спасского женского училища диакон соборной города Спасска церкви Василий Минеин; в должности члена благочиннического совета по округу Данковского уезда, священник села Новопаник Иоанн Ансеров; в должностях церковных старост: при кладбищенской церкви села Дединова, Зарайского уезда, крестьянин Василий Боровков; при церкви села Ермолова, Скопинского уезда, крестьянин Ефим Григорьев Генералов; при церкви села Лупина, Спасского уезда, крестьянин Иван Тарасов Баранов, при церкви села Константинова, того же уезда, крестьянин Андрей Николаев Попов, при церкви села Великого Двора, Касимовского уезда, крестьянин Гавриил Иванов Боков и при церкви села Бильева, Зарайского уезда, крестьянин Симеон Зиновьев Аристархов.

Увольнение за штат и от должностей. Уволены: священник села Стафурлова, Рязанского уезда, Алексей Беляев и псаломщик села Алешни, Егорьевского уезда, Иван Лампадин.

Принят на службу во Владикавказскую епархию учитель церковно-приходской школы села Петрова, Ряжского уезда, окончивший курс семинарских ваук Димитрий Базилев, с предоставлением ему священнического места в ст. Курской.

Исключение умерших из списков. За смертью исключаются из списков: священник села Воронцова, Егорьевскаго уезда, Прокопий ??син, священник села Ивановского, Раненбургского уезда, Михаил Вишневский; псаломщик села Клипека, Михайловского уезда Алексей Лосев; сверхштатный псаломщик села Ловец, Зарайского уезда, Афиноген Ловцев и пенсионерка, вдова диакона Покровской города Пронска церкви Анна Колосова.

Состоят праздными места: священнические: при церкви села Ивановского, Раненбургского уезда, и при церкви села Соболевого Пронского уезда; диаконские: при Покровской города Ряжска церкви; Зарайском уезде при церкви села Сушкова; в Ряжском уезде при церкви села Серезева; в Сапожковском уезде при церкви села Витуши; в Раненбургском уезде при церкви села Троицкого, в Данковском уезде при церкви села Ягодного, в Пронском уезде: при церкви села Киселева и при церкви села Безстужева.

Список лицам духовного и светского звания, коим, за заслуги и пожертвования по духовному ведомству, преподано благословение Святейшего Синода с грамотами.

1) Член Касимовского отделения Рязанского Епархиального Учищного Совета Алексей Афиногенов. 2) Бывший дворовый села Кувшинова, Зарайского уезда, Пармен Лавров. 3) Заштатный священник села Борца, Сапожковского уезда, Димитрий Топильский. 4) Купеческая жена Матрона Карпова. 5) Ряжский 2-й гильдии купец Николай Морозов. 6) Ряжский 2-й гильдии купец Петр Морозов. 7) Потомственная почетная гражданка Елизавета Занегина. 8) Вдова крестьянина села Дединова, Зарайского уезда, Пелагея ??мина. 9) Князь Алексей Кропоткин. 10) Купеческая сестра Татьяна Гуреева. 11) Дворянин Евграф Голофеев. 12) Дворянин Владимир Алеев. 13) Крестьянин с. Курмона Касимовского уезда Михаил Никитов. 14) Крестьянин с. Дубровок, Касимовского уезда, Иван Губин.

Постройки и возобновления. Причту и церковному старосте села Орлова, Таптыкова тож, Ряжского уезда, на средства благотворителей разрешено возобновить в их храме иконостас.

Разрешена окраска наружных стен и кровли храма села Кружева, Егорьевского уезда, на средства прихожан.

Причту и церковному старосте села Половского, Спасского уезда разрешено на средства прихожан переменить на их церкви деревянный крест на железный такого же размера.

Причту и церковному старосте села Требунок, Данковского уезда, разрешено, на средства прихожан заменить разбитый колокол весом в 62 пуда на таковой же новый.

Разрешена постройка новой каменной часовни в селе Шилове Спасского уезда, вместо старой существующей, пришедшей в ветхость, построенной на месте сгоревшего храма «Николы Лапотника».

По плану, утвержденному Строительным Отделением Рязанского Губернского Правления, разрешена постройка часовни в деревне Нижней Пурловке, Михайловского уезда.

Причту и церковному старосте седа Давыдова, Касимовского уезда, под наблюдением архитектора разрешено сделать надстройку 2 и 3 этажа колокольни.

На средства жертвователей разрешено исправить полы, окна и двери, а также устроить под наблюдением техника печи в церкви села Асташева, Пронского уезда.

Разрешено перестроить ветхую западную паперть при церкви села Карповского, Пронского уезда.

Причту и церковному старосте села Заниных Починок, Касимовского уезда, разрешено устроить иконостас в левом приделе трапезной церкви, с употреблением 1800 руб., пожертвованных на сей предмет прихожанином - отставным унтер-офицером Ананием Дроздовым.

В церкви села Мурзинки, Скопинского уезда, под наблюдением техника разрешено устроить три печи, а также переменить рамы и двери.

Пожертвовано. Дворянка Мария Васильевна Головнина пожертвовала в соборную г. Спасска церковь золотой крест со священными внутри предметами и св. мощами.

Отставной рядовой Николай Ильичев пожертвовал в пользу причта села Вещура, Касимовского уезда, 4-х процентный непрерывно-доходный билет в 200 руб.

В ту же церковь дворянка Екатерина Самароки пожертвовала на священнические и одно диаконское облачения.

По духовному завещанию бывшей дворовой Акилины Еремеевой в Пятницкую церковь г. Касимова поступило 150 руб.

Мещанин Петр Рождественский завещал в пользу Екатерининской г. Рязани церкви 200 руб.

Поручик Иван Иванович Максутов в своем духовном завещании распорядился так: состоящий за землевладельцем статским советником Александром Ростиславовичем Алеевым долг по векселю от 22 февраля 1887 года сроком чрез 12 месяцев, в сумме 9000 руб., в пользу Благовещенской церкви г. Касимова 5000 руб., а остальную по сему векселю сумму с % в пользу церквей села Карамышева, Касимовского уезда, и одну третью часть процентов с сего капитала в пользу причта села Карамышева, с тем, чтобы в означенных церквах производился вечный помин.

В церковь села Шатура, Егорьевского уезда, поступили следующие пожертвования: от С.-Петербургского купца Василия Соловьева бархатныя хоругви в 60 руб., от Московской купчихи Александры Морозовой бронзовый вызолоченный ковчег в 40 руб, — и приобретена Боголюбская икона Божией Матери на собранные священником того села Павлом Цветаевым от своих прихожан деньги, в количестве 150 руб.

На приобретение нового колокола в церковь села Великого Двора, Касимовского уезда, лицом, пожелавшим скрыть свое имя, пожертвовано 500 руб.

Священником Захупотской г. Ряжска слободы Сергием Полотеновым присоединена к православию католичка Текла Томашевна ?жешкевич, с наречением имени «Фекла».

Разрешено освятить малым освящением возобновленный храм в селе Мелеховом, Раненбургского уезда.

Журналы Рязанского Епархиального Съезда 1894 года по общеепархиальным делам

Избирательный журнал cъезда о.о. уполномоченных духовенства Рязанской епархии.

1894-го года, июня 14-го дня, Утреннего заседания не состоялось за неприбытием законного числа о.о. уполномоченных. К вечернему заседанию явилось в актовый зал Духовной Семинарии 39 о.о. уполномоченных. В председателя Съезда по делам общеепархиальным и эмеритальной кассы баллотировался указанный 37-ю записками священник Стефан Остроумов. При закрытой баллотировке он получил 37 избирательных шаров и 1 свой и 1 шар неизбирательный. В делопроизводители баллотировались по указанию записок: священник В. Сапфиров, получивший все избирательные шары, священник Феодор Димитревский, получивший с своим 35 шаров избирательных и 4 неизбирательных, священник Петр Газов, получивший с своим 33 избирательных и 6 не избирательных; Александр Богородицкий, получивший с своим 35 избирательных и 4 неизбирательных, свящ. Стахий Полянский, получивший с своим 24 избирательных и 15 неизбирательных, и свящ. Константин Добромыслов, получивший избирательвых с своим Зб и неизбирательвых 3. Постановлено: считать избранным в председателя священника Стефана Остроумова по делам общеепархиальным и эмеритальной кассы, а делопроизводителями священников В. Сапфирова, Ф. Димитревского, П. Газова, Александра Богородицкого, Ст. Полянского и К. Добромыслова и представить избирательный журнал на утверждение Его Высокопреосвященства.

На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства такова: «1894 г. Июня 14 еыбор утверждается».

Журналы XXVIII очередного Съезда о.о. уполномоченных духовенства Рязанской епархии по общеепархиальным вопросам.

№1.

15 июня. Утреннее заседание.

IIo утверждении избирательного журнала Его Высокопреосвященством, Съезд объявлен был открытым. При проверке полномочий о.о. депутатов оказалось, что за болезнью депутата от 3-го Данковского округа на Съезд явился кандидат к депутату от того же округа свяш. Димитрий Неуронов, представивший надлежащую удостоверительную бумагу от местного благочинного, и, взамен депутата от 1-го Егорьевского округа, явился свящ. В. Петровский, представивший только словесное удостоверение о причине неприбытия депутата от 1-го Егорьевского округа. Постановлено: признать съезд в законном составе с напоминанием на будущее время, что все неприбывшие о.о. депутаты, в силу определения св. Синода от 13-20 дек. 1876 года, обязаны представлять удостоверения о причинах своего неприбытия.

№2.

Председателем Съезда доложено было, что, несмотря на неоднократные напоминания, более одной трети о.о. депутатов не является к первому утреннему заседанию Съезда, а некоторые являются только на следующий день. От этого происходит замедление в делах Съезда и, в случае непринятия мер против запаздывания о.о. депутатов, их неакуратность может принять большие размеры. 14 июня сего года к первому заседанию прибыло только 27 депутатов, указанных в явочном листе. При обсуждении этого доклада мнения разделились. Одни о.о. депутаты настаивали на денежном штрафовании запаздывающих о о. депутатов, ссылаясь на определение св. Синода от 13-20 января 1876 года, гласящее: «члены съездов, уклоняющиеся от участия в них без уважительных причин, подвергаются за то денежным или другим взысканиям, по усмотрению Епархиального Начальства, а отсутствующие члены обязуются своевременво представлять сведения о причинах своего неприбытия»; другие же отвергали эту меру. При баллотировке значительное большинство оказалось на стороне второго мнения. Постановлено: опоздавших к первому заседанию Съезда в нынешнем году взысканиям не подвергать, а на будущий Съезд вменить о.о. депутатам в обязанность являться на съезд в обычный день (вторник первой недели Петровского поста) к утреннему заседанию, продолжительность которого определяется от 10 часов утра до часа пополудни.

№3.

В силу резолюции Его Высокопреосвященства на журнале 1893 года по общеепархиальным делам за № 1, Правления Семинарии, свечного завода и Совет женского училища заблаговременно должны представлять сведения о предметах, подлежащих обсуждению Съезда, но к настоящему Съезду Советом и Правлениями духовенство не было оповещено о подлежащих решению Съезда вопросах. Вследсвие этого Съезд не мог представить на утверждение Его Высокопреосвященства программы своих рассуждений. Между тем польза заблаговременного ознакомления духовенства с вопросами, подлежащими обсуждению Съезда, несомненна, и таковое ознакомление требуется определением св. Синода от 27-30 августа 1873 года. Постановлено: вновь напомнить представляющим на обсуждение Съезда вопросы учреждениям о их непременной обязанности заблаговременно извещать духовенство чрез епархиальный орган о подлежащих обсуждению Съезда вопросах, а Съезды духовенства имеют прежде рассуждений объединить составленные учреждениями сведения о предметах занятий Съезда и представлять на утверждение Его Высокопреосвященства общую программу занятий Съезда.

№4.

Заслушаны объяснения запоздавших к первому заседанию 14-го июня о.о. депутатов о причинах их запоздания. О.о. Лавров, Полянский, Сионский, Добромыслов и Покровский не явились на yтреннее заседание 14 июня по причине запоздания на час курьерского поезда из Ряжска на Рязань, о. И. Крылов опоздал по болезни жены, о. А. Грацинский по причине пожара 13 июня, а о.о. Ансеров, Динариев и Лебедев запоздали по причине прибытия парохода снизу 14 июня во 2-м часу дня. Священник Ягодин явился в Рязань в свое время, но не мог прибыть на заседание по нездоровью, в доказательство чего предъявил свидетельство от врача. Протоиерей Иоанн Молчанов, депутат от III Спасского округа, прислал медицинское свидетельство о своей болезни, как причине неявки на съезд, но взамен себя кандидата не прислал. Постановлено: признать причины запоздания упомянутых о.о. депутатов удовлетворительными, а о причине неявки о. протоиерея Молчанова принять к сведению.

На журналах за №№ 1 - 4 резолюция Его Высокопреосвященства таковая: «Ст. 1-4 Утверждаются».

№5.

19 июня. Вечернее заседание.

Депутатом Съезда священником П. Лебедевым заявлено, что в силу постановления епархиального попечительства от 9 ноября 1892 года, кружечный сбор на бедных духовного звания обращен в подушный, так как требуется, чтобы он был не менее ½ коп. с приходской души сельской церкви, а с градской - не менее 2 коп. Этот новый налог тем более тягостен, что с текущего года церкви уплачивают по 1 коп. с души в пользу эмеритальной кассы и цена на свечи растет ежегодно, напрягая до крайности платежные средства церквей.

Ходатайствовать об отмене постановления попечительства, утвержденного епархиальной властью, Съезд не нашел удобным, но Съездом обрашено было внимание на сделанное Съездом 1887 года постановление об увеличении сбора на попечительство по пригласительным листам до ½ коп. с души сельских церквей и до 2 копеек с души градских церквей. Это постановление в свое время имело основательность при действии прежней инструкции церковным старостам, когда кружечный сбор на попечительство был не значителен. Но 25-й § инструкции, утвержденной в 1890 году, гласит: «Церковный кошелек и кружка, и равно кружка в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания обносятся по церкви при каждом богослужении; остальные, затем; кружки, установляемые с разрешения Святейшего Синода, обносятся или в те дни, которые для них назначены или в порядке очереди, никак не более одной кружки в каждую очередь».

Постановлено: 1) отменить постановление Съезда 1887 года ст. 38 об обязательной норме пожертвований в попечительство по пригласительным листам, предоставив количество жертвы доброй воле жертвователя; 2) напомнить причтам и старостам о каждо-праздничном обношении по церкви кружки на бедных духовного звания; 3) склонять благотворителей к нескудным жертвам по листам на бедствующих сирот и вдов духовенства.

На журнале за № 5 резолюция Его Высокопреосвящевства таковая: «Ст. 5. Постановление съезда 1887 года от 12 сентября оставляется в силе и обнесение попечительской кружки в храме предлается производить, как указано Свят. Синодом во внимание к докладу Епарх. Попечительства от 24 июня за № 9».

№6.

Заслушано было отношение Рязанского Епархиального Училищного Совета от 19 июня 1894 года за № 615 и при нем отчет о расходовании сумм, отпущенных Епархиальным Съездом на 1893 год. Съездом 1893 года отпущено было на приходские школы Епархии из прибылей свечного завода 1500 руб. и представленных Съезду агентом 2-го Российского страхового общества 110 руб., всего 1610 руб. Эта сумма израсходована следующим образом:
9 учителям школ Пронского уезда - 208 р.
11 учителям школ Михайловского уезда - 203 р.
8 учителям школ Зарайского уезда – 192 р.
9 учителям школ Скопинского уезда – 186 р.
8 учителям школ Рязанского уезда – 178 р.
11 учителям школ Раненбургского уезда – 175 р.
9 учителям школ Ряжского уезда – 174 р.
4 учителям Сапожковского уезда – 147 р.
3 учителям Спасского уезда – 50 р.
2 учителям Касимовского уезда – 45 р.
2 учителям Егорьевского уезда – 45 р.
1 учителю Данковского уезда – 7 р.

Неравномерность распределения по уездам Епархиальный Училищный Совет оправдывает неравномерным количеством школ, разнообразным составом учителей и количеством получаемых средств от земства. Но в текущем году Совет предполагает иметь возможность с большею равномерностью распределить по уездам ассигнуемое Съездом, так как Совет получает усиленное пособие из сумм правительства. Съездом усмотрено: 1) В общей экономии училищного совета ассигнуемая Съездом сумма составляет слишком незначительную часть, чтобы стоило утруждать Совет равномерным распределением ассигновки по уездам. 2) Съезд выражает полную уверенность, что Совету одинаково дороги школы всех уездов, а потому Совет никогда не нарушит справедливости в распределении по уездам тех или других сумм. Постановлено: 1) продолжить на 1894 год ассигновку 1500 рублей из прибылей завода и предоставить распределение этой суммы по уездам на полное усмотрение Совета. 2) Передать в распоряжение Совета на нужды школ 101 р. 50 к., представленных агентом 2-го Российского страхового от огня общества, в распоряжение Съезда, что уже и исполнено.

Сообщения Рязанского Епархиального училищного Совета.

Епархиальный Училищный Совет имеет честь просить редакцию, во исполнение резолюции Его Преосвященства от 12 сентября, напечатать в ближайшем № епархиальных ведомостей о выражении архипастырской признательности о о. законоучителям и учителям церковно-приходских школ и школ грамоты, оказавшим сравнительно с другими - наиболее усердные и многоплодные труды по обучению в школах в 1893-94 учебном году:

1) По Рязанскому уезду: законоучителям - священникам Екатерининской школы - о.о. Александру Виноградову и Василию Скворцову, Шумошской – Николаю Кавалерову, Кораблинской - Михаилу Полянскому, Лесковской - Иакову Голицыну, Городищенской -Василию Витушину, Мощенской - Алексею Сардаловскому, Верейской — Иоанну Побединскому, Гуреевской – Николаю Соколову и окончившему курс Семинарии Николаю Вессильчакову – законоучителю Богословской школы; учителям школ: Входоиерусалимской г. Рязани диакону Гавриилу Васильеву, Спасо-Преображенской - оконч. курс семинарии - Гавриилу Курганову («законоучитель»), Кораблинской — Вениамину Харькову, Лесковской – Николаю Волынскому, Шумошской - Конст. Маслову, Богословской - иеродиакону Мисаилу, Городищенской - Михаилу Радееву, Недостоевской -Николаю Сигитову, Гуреевской - Ивану Дроздову, Муночской - Василию Ушморову (законоучитель) и учительницам: Нагинской школы - Надежде Гривцовой и Мощенской — Вере Сардановской.

2) По Зарайскому уезду - священникам-законоучителям школ: Столповской — Дионисию Лебедеву, Радушкинской - Стефану Филатову, Пыжовской - Михаилу Навикову, Куковской – Петру Перлову, Куровской – Василию Сереброву, Ильицынской - Алексию Купресову, Срезневской - Александру Боголепову, Матырской - Димитрию Радимову, Спас-Дощатской - Сергию Боброву, Ловецко-Борковской - Александру Правдолюбову, Слободской - Феодору Дмитревскому, Трасненской (школа грамоты) — о. Михаилу Терехову, Карташевской (школа грамоты) — о. диакону Успенскому, и Сосновской (ц.-пр.) — о. диакону Димитрию Смирнову; учителям: Зименовской - Семену Славянскому (и законоучитель), Сосновской - Вас. Одоеву. Трасненской - Петру Лебедеву, Столповской — Михаилу Калугину, Ильицынской - Павлу Маслову, Пыжовской - Михаилу Рождествину, Куковской – Феодору Старолетову, Покровской - Петру Соловьеву, Срезневской - Конст. Славянскому, Спас-Дощатской - Владимиру Дроздову, Ловецко-Борковской - Алексею Правдолюбову, Львово-Слободской - Александру Волынскому и учительницам: Струпенской школы — Марии Надеждиной, Радушкинской - Анне Карташевой и Карташевской - Анне Смирновой.

3) По Егорьевскому уезду: священникам-законоучителям школ Борковской двухклассной - Сергию Рождественскому, Дубровско-Волковской - Александру Боголюбову, Новопокровской – Алексию Головину, Шатурской - Михаилу Урусову, Кузнецовской - Василию Добролюбову, Шеинской - Вас. Волкову, Ильмянской - Петру Кореннову; учителям школ: Дубровско-Волковской - Ивану Орлову, Шатурской - Сергию Урусову, Новопокровской -Евгению Куракину, Кузнецовской - Василию Орлову, Белавинской — Николаю Филоксенову, Ильмянской - Егору Бажанову, Саматьевской школы грамоты - Михаилу Столпянскому и Поповской школы грамоты – диакону Николаю Постникову.

4) По Спасскому уезду: священникам-законоучителям школ Климентовской - Василию Климентовскому, Собчаковской - Георгию Слободскому, Добросотской - Тихону Серезевскому, Городневской – Василию Молчанову, Александровско-Зыкеевской - Иоанну Лучинскому, Ленинской - Матфею Остроумову, Березовской - Иоанну Кастрову; учителям школ: Климентовской - Василию Минкевичу, Бордаковской - Ивану Мрежину, Березовской - диакону Сергию Синайскому, Новосельской (школа грамоты) — диакону Илье Сасыкину, Авдотьинской (школа грамоты) — Николаю Бажанову и учительницам школ: Coбчаковской — Анне Орловой и Надеинской - Елизавете Путятиной.

5) По Михайловскому уезду: священникам законоучителям школ: Лобановско-Высельской – Василию Скворцову, Красновской - Алексию Цветкову, Зайчинской - Стефану Димитревскому, Печерниковской - Павлу Тарееву, Слободской — Палладию Орлову, Внуковской - Иоанну Быстрову, Горностаевской - Иоанну Ракитину, Машковской - Иоанну Успенскому и учителям школ: Слободской - Ив. Кроткову, Печерниковской - Алексию Незлобину и помощнику учителя Сергею Круглову, Голдинской - Василию Лебедеву, Новокиркинской - Николаю Цветаеву, Зайчинской — Николаю Маслову, Внуковской - Роману Нифонтову, Горностаевской - Владимиру Быстрову, Ошбаловской - Евгению Краснопевцеву, Глинковской - Владимиру Орлову, Клинской - Кастору Высокову, Больше-Коровинской - Ивану Лебедеву и в особенности Машковской - Василию Кроткову. - Священнику Печерниковских Выселок Павлу Поливанову за примерную заботливость в изыскании средств (до 2000 руб.) и построение за них каменного просторного здания для школы; священнику с. Поливанова о. Иоанну Гилярову за таковую же заботливость в изыскании средств на построение школьного здания в дер. Савинке с употреблением на постройку этого здания из своих средств до 550 руб.

Сообщение Императорской Археологической Коммиссии, от 28 мая 1894 г. При раскопке полей, в случайных земляных обвалах при копаньи земли для проведения дорог и других целей, а также и иных весьма разнообразных обстоятельствах иногда обнаруживаются разные металлические, костяные и стеклянные предметы древности. По закону, все такие находки доставляются местному начальству, а последним в Императорскую Археологическую Комиссию, от которой и назначается находчику денежное вознаграждение; вещи же наиболее замечательные поступают в Императорский Эрмитаж и другия Высочайше назначенные древне-хранилища. Но весьма нередко по неведению находчиков, такие предметы уничтожаются или забрасываются, а ценные сбываются за дешевую цену скупщикам, которые обыкновенно уверяют, что найденные вещи отбираются начальством без всякого вознаграждения за них. Таким образом, для науки и отечественных музеев гибнет бесследно масса драгоценных памятников старины.

Вследствие этого Императорская Археологическая Комиссия считает своею обязанностью объявить:

1) что все случайные находки, представляемые ей непосредственно и чрез местное начальство, всегда оплачиваются и притом значительно дороже стоимости материала, из которого сделаны найденные предметы;

2) что даже малоценные по материалу находки старых предметов должны быть сберегаемы и затем представляемы местному начальву, так как они могут оказаться немаловажными в научном отношении.

Вместе с тем Императорская Археологическая Комиссия считает необходимым напомнить, что раскопка курганов, могильников и городищ на казенных, государственных и общественных землях с целью кладоискательства отнюдь не допускается и преследуется по закону. Раскопки разрешаются по особому разрешению Археологической Комиссии и только тем лицам, которые раскопками этими преследуют научные цели и уже опытны в их производстве.

Императорской Археологической Комиссией приняты все официальные меры к сбережению тех памятников старины, которые могут быть открыты при земляных работах на пути вновь проводимых железных дорог, но она считает также необходимым непосредственно обратиться ко всем лицам, имеющим отношение к таким работам, усиленно просить их обращать серьезное внимание на находки как отдельных древних предметов, так и целых могильников, и извещать о них Императорскую Археологическую Комиссию (С.-Петербург, здание Императорского Зимнего Дворца), для принятия с ее стороны соответственных мер

к исследованию мест находки. (Паст. Собесед.)

Отдел неофициальный.

Епархиальная хроника.

Архиерейские служения.

18 Сентября. Преосвященный Иоанникий, Епископ Михайловский совершал литургию в Спасском монастыре с братией. Посвящен в стихарь окончивший курс семинарии Иван Модестов.

25 Сентября. Высокопреосвященнейший Феоктист, Архиепископ Рязанский и Зарайский, совершал литургию в кафедральном соборе с соборным причтом. - Рукоположен в иеромонаха иеродиакон Рацовицкого монастыря Филарет. Во диакона рукоположен кандидат богословия Павел Фортинский, назначенный во священника в село Ловцы, Зарайского уезда.

Того же числа Преосвященный Иоанникий совершал литургию в Спасском монастыре с братией. Рукоположен во диакона сельский учитель Петр Успенский, определенный во священника к церкви села Макова, Михайловского уезда.

Исторический очерк Рязанской Духовной Семинарии с преобразования ее при графе Н. А. Протасове до реформы при графе Д. А. Толстом. (1840-1867 г.)

(Продолжение, начало в № 19 Ряз. Епарх. Вед. 1894 г.)

8) Составление проектов и мнений касательно разнообразных реформ по духовному ведомству. А) Высшим правительством сознано было, что многие предметы в семинарском курсе излишни и тормозят преподавание богословских предметов и древних языков, и, требуя от воспитанников непомерного напряжения сил, лишают их времени для отдыха и движения. Вследствие сего Св. Синод предложил преосв. Смарагду в 1859 г. представить мнение о том, какие перемены в нравственном, учебном и хозяйственном отношениях он находит необходимыми для приведения семинарии и вообще духовн. училищ в положение, более соответствующее их прямой цели? Преосвященный в свою очередь предложил ректору Макарию составить это мнение, которое в делах не сохранилось.

Б) В марте 1863 г. присланы были: а) проект нового устава;) журнал комитета о преобразовании дух. училищ, в) донесение преосв. Херсонского С. Синоду; г) особое мнение члена-редактора комитета Т. Филиппова; д) мнение действ. ст. советника Гаевского; е) росписание учебных предметов: ж) проэкт инструкции комнатному надзирателю и з) краткий обзор наук в дух. семинариях для просмотра преосвященному и опытным лицам, замечаний которых требовало высшее начальство. Преосвященный поручил «рассмотреть его сем. правлению с приглашением сановников здешней епархии, известных своим просвещением и педагогической опытностью». По представлению семинарского правления, проект устава поручено рассмотреть из сем. наставников профессорам Правдину и Н. Смирнову и учителям Л. Воскресенскому и Хар. Романскому. Постановлением своим от 11 апреля правление предложило и всем наставникам семинарии представить свои мнения, несогласные с большинством. Но из учителей представил свои соображения только секретарь Н. Глебов, а из приглашенных к рассмотрению проекта устава в делах встречаем соображения и замечания только учителя Хар. Романского 1).
__________________
1) Из посторонних предложено было представить свои соображения и замечания; Зиконоучителю гимназии свящ. И. Любимову, соборному прот. И. Покровскому и уездным соборным протоиереям Михаилу Ремезову, Иоанну Антизитрову, Михаилу Левитову и Василию Гаретовскому. Из этих мнений обращают на себя особенное внимание мнение протоиереев: Левитова, Гаретовского, Антизитрова и Ремезова, по их практическим взглядам и по описанию в них бытовой стороны семинарий вообще и в частности Рязанской. Приводим мнение протоиера Левитова. I) Об умственном образовании: Безуспешность учеников он o6ъясняет дурною домашнею подготовкою их. Эту подготовку необходимо улучшить и эту меру нужно распространить так, чтобы ученики при поступлении в Семинарию уже знали то, что уставом назначено преподавать в низшем отделении в первые два года. Подготовка таковая возможна только тогда, когда отцы детей не будут вынуждены заниматься земледелием и когда кончившие сем. курс, поступая в причетники, будут учителями в сельских школах. Надзиратели для учеников низшего и среднего отделения полезны. Они могут и рады будут служить и не за жалованье, если только им представят права на лучшие священнические места и свободу от обязательств при выборе невест. За 30 учеников можно 150 руб. собрать с родителей их в жалованье надзирателю. «Скудость семинарского образования зависит еще и от того, что при множестве наук должным образом изучаются только главные науки, из числа которых, напр. латинский язык, логика с психологией совершенно не нужны для пастыря, да и в общем образовании не необходимы» (Sic!). «С этим главенством наук соединяется непрерывное упражнение в сочинениях. Если ученик успепает по главным и пишет складные диссертации, то он считается уже достойным воспитанником. Таким-то образом и выходят из семинарии умные неучи, которые возбуждают собою справедливое недоумение, чему же так долго учат в Семинарии и почему даровитый юноша в течении многих лет учения ничему почти не научился. Можно надеяться, что семинарское образование будет плодотворнее, если уничтожится главенство предметов и если голому сочинительству перестанут воздавать недолжную честь». К правильному мышлению и порядочному изложению мыслей можно приучить, достаточно упражняя воспитанника в сочинениях при изучении грамматики и словестности, а «при дальнейшем воспитании эти упражнения, и притом беспрерывные, не только излишни, но положительно вредны, поглощая у воспитанника и внимание, и мысль, и время». Посему; не следует ли ученикам высшего и среднего отделения, по примеру университантов, не убивать времени на сочинения и изучать одинаково все науки? А чтобы со всей строгостью определить, какие науки необходимы для духовного воспитанника, не нужно стесняться ни уважением к примеру древности, ни подражанием учебным заведениям других сословий, — а руководительным началом в определении состава наук составить мнение, что лучше изучить немного наук, но изучить основательно, нежели учиться всему и всего знать понемножку. На этом основании из круга сем. наук прежде всего должны быть исключены языки - греческий н еврейский, — да и латинский может быть преподаваем только для желающих поступать в высшие учебные заведения. Из новых языков довольно знать один, но так, чтобы уметь и говорить и писать на нем. «Исключению из круга наук должны подлежать еще: физическая география и алгебра с геометриею, которым едва ли справедливо приписывают огромное влияние на умственное развитие; наконец и пресловутая логика и гомилетика с патрологией - тоже лишние при словесности и церковной истории. При этом ограничении круга наук представится возможность изучить во всей обширности Свящ. Писание, Церковную историю (общую и русскую), Полемическое Богословие, Историю Филосовских систем и Литературы светской и духовной. Вообще историческое знание должно быть лучшим украшением воспитанника Семинарии».

Для возвышения семинарского образования, сверх сказанного, следует освободить Семинарии от недостойных и бесполезных наставников и для сего необходимо духовно учебному управлению истребовать о лицах начальствующих и учащих в Семинарии и училищах отзывы Епарх. Духовенства. Чтобы труды умных и деятельных наставников были плодотворны для учеников и классные объяснения их не изчезали в воздухе, должно вменить ученикам в непременную обязанность вести записи оных, которые с большею пользою могут заменять в высших классах упражнения в сочинениях. Наконец, чтобы ученики не убивали много времени на списывание уроков, следует при Семинарии завести Литографию. II). 0 нравственноv воспитании. Средства для этого воспитания не отличаются от прежних и следовательно будут по прежнему недостаточны для цели, как справедливо замечено г. Филипповым. «Благочестивые упражнения, в особенности молитва домашняя и Церковная, должны быть делом свободного произволения, а не принуждения. Начальнический надзор в делах благочестия может быть полезен для детей, для юношей, умеющих уже сочинять диссертации, причиняет положительный вред. За верность этой мысли ручаются след. факты.-Ученик употребляет гениальные уловки, чтобы уйти из Семинарской Церкви и идет охотно в приходскую Церковь и там выстаивает службу не без сердечного участия в молитве. Тот же ученик в вакациальное время неопустительно ходит в сельскую Церковь, где нет ни внешнего благолепия, ни торжественности в Богослужении, ни певческого хора. От чего ж ученики не любят Семинарской Церкви? От того, что в нее ходить приказывают, от того, что туда ходят по два и по три в ряд, от того, что там есть для них галерка, там присматривает за ними помощник инспектора. Еще: нередко случается, что бывшие в Семинарии самыми веселыми ребятами, позволявшие себе иногда даже похвастаться пренебрежением к благочестивым упражнениям, на службе бывают во всю жизнь самыми строгими исполнителями постановлений Церкви. И наоборот: строгие и даже горячие ревнители благочестия во время воспитания на должности оказываются людьми слабыми и даже безнравственными. Отсюда следует, что христианское благочестие в человеке дело Божие. Чтение книг уставом определено обстоятельно и дельно. Но присовокупляют, что чтением Четиих миней должно, при руководстве надзирателей, занимать детей с самых первых дней их воспитания. Это благотворно воздействует на нравственное воспитание их, а впоследствии послужит богатым материалом для назидательных пастырских бесед с прихожанами. Но и книги с ложными идеями не должны почитаться плодом запрещенным, по крайней мере для учеников высших классов: нужно же знать секреты софизмов, коими прикрываются противохристианские теории. Преподавателям Истории философских систем и полемического Богословия должно вменить в обязанность руководить учеников при чтении таковых книг и помогать им в критическом разборе оных. III). 0 физическом воспитании. В главе 3-й ничего не сказано о вечернем чае. Казенный чай мало доставляет удовольствия. «Полезнее бы деньги, назначаемые на утренний чай, сбитень и бульон (из чего-то приготовленный в Семинар. кухне удивительного должен быть вкуса и питательности!), выдавать воспитанникам и дозволить им 6-й час вечера, вместо прогулки, употреблять на свободное распивание чая, — но не в столовой, недостаточно теплой, сырой, пропитанной запахом неумытой кухни, а в жилых номерах. Ведь молодым людям необходимо утешение, а трудящимся в пении и одобрение. Час, проведенный около шумящего самовара в товарищеской беседе, доставит немалое невинное утешение, освежит утомленного в классе и даст ему бодрость и силу снова предаться учебному труду. А от излишнего риторизма, желающего сделать молодых людей аскетами, завертывается сердце, черствеет и озлобляется душа». На покупку же самоваров и на чай беднейшим ученикам почему не потребовать вспоможение от бездетных священнослужителей? Многие из них не имеют даже и родственников бедных и проживают свои доходы - не без греха.

§ 367. Одежду и обувь ученики под надзором надзирателей, сами купят себе и выгоднее и прочнее, «а казеннные покупки и шитье известны уже дороговизною и гнилостию».

§ 393 Комиссаров совсем не нужно. «Стоя в ближайшем отношении к поставщикам и умея овладеть доверием Правления, комиссары чрезвычайно много съедают хлеба у воспитанников. И почему же эконому самому не делать мелких закупок? Ужели и новым уставом назначается ему прежняя роль - получать жалованье, жить, на счет воспитанников, да росписываться в деловых книгах и бумагах Правления? Довольно для него одного служителя, который однакож должен быть устранен от всякого вмешательства в экономические дела Семинарии».

§ 397 — Служителей нужно нанимать честных и исправных; а принимать пустых людей, приносящих с собою физическую и нравственную грязь, слишком расчетливо. Они делают несносные грубости и оскорбления ученикам. Не излишне принимать в уважение отзывы о них не одного эконома, у которого иногда служители бывают фаворитами, а и учеников.

IV. О штате учащихся. - Определение штата - обидно для духовенства, особенно когда в Семинарию открыт доступ детям из других сословий... Если и нужен штат, то он может быть установлен только относительно Церковного содержания учеников из всех отделений.

Приняв во внимание некоторые соображения и замечания на проект устава, семинарское правление представило высшему начальству от себя следующее мнение, которое выписываем в извлечении.

По отд. 1. Об управлении семинарии.

По § 8. Осведомление епархиального архиерея о состоянии Семинарии чрез доверенные лица может быть оскорбительно для заведения и для служащих в нем, а польза от этого сомнительна.

По § 22. Ректор может делать учителям замечания и выговоры; а в § 24 эти права усвояются архиерею в отношении к ректору, — а в 1 примечании к § 13 сказано: «Архиерей, кроме словесных замечаний, не подвергает ректора другим мерам взыскания» Если выговор есть мера взыскания, и притом высшая, чем замечание, то § 24 не согласен с 1 примечанием к § 13.

В примечании к § 29 не следует ли добавить: согласно §§ 3 и 4 устава журналы исполнительные на утверждение архиерея не представляются.

По § 38 «Правление выдает аттестаты и свидетельства увольняемым и исключаемым из семинарии.» Этот § недостаточно ясен.

По § 51. «Педагогический совет состоит между прочим из 3-4 членов из почетнейших, ревнующих о благе дух. просвещения лиц из духовенства епархиального города, избираемых всеми священнослужителями того города.» Кажется, педагогический совет достаточно ограничить наставниками; из 20 учителей по уставу найдутся вполне способными к совещаниям педагогическим. А из духовенства, по недостатку во многих городах лиц, ревнующих о благе духовного просвещения, могут быть избираемы духовенством мало полезные члены.

В примечании к § 51 сказано: «младшие учители имеют в совете только голос совещательный, а по § 6 и педагогичесиий совет есть учреждение совещательное.» Не нужно ли пояснить это?

По § 56. «Журнал Совета представляется на утверждение епархиальному архиерею». Здесь неизлишне добавить: журналы педагогического совета, равно и семинарского правления, в случае неподтверждения преосвященным, смотря по надобности, представляются на рассмотрение Высшего Начальства как советом, так и правлением.»

Внутренние известия.

Перенесение мощей. 13-го сентября состоялось перенесение частиц мощей св. преподобно-мученика Афанасия из брестского собора в церковь леснянской женской обители, Константиновского у., Седлецкой губ. Св. Афанасий, великий поборник Православия, игумен брестского православного монастыря св. Симеона Столпника, был современником войн запорожцев, неоднократно выступавших c мечом в руках на защиту Православия от гонений поляков и, наконец, сам принял мученическую смерть за св. православную веру в ночь с 4-го на 5-е сентября 1648 года, в лагере польского воеводы, близ села Герщановичей, в 3-х верстах от Бреста. Мощи преподобно-мученика Афанасия, признанного святым, нетленно почивали в брестском монастыре до конца 1815 года, а с 1823 года поставлены во вновь построенном в Бресте соборе, где находятся и поныне. По ходатайству игуменьи леснянского женского монастыря, Св. Синод разрешил перенести из брестского собора в леснянский монастырь частицу мощей св. Афанасия, что и исполнено с подобающей торжественностью 13-го сентября. В этот день в брестском соборе была отслужена Божественная литургия, а затем мощи св. Афанасия положены на престол и, по совершении молебна, частица их отделена и положена в особый, изящной работы, ковчег, к краям которого прикреплена широкая лента. Надев последнюю на шею так, чтобы ковчег покоился на груди, ключарь варшавского собора, в сопровождении брестского духовенства и местных богомольцев, вышел из собора и отправился на брестский вокзал, где, в ожидании отхода поезда, св. мощи были поставлены на аналое пред местными иконами и затем совершено молебствие. На станции Тересполь, границе Седлецкой губернии св. мощи встретил седлецкий вице-губернатор. На ст. Бела, ко времени прихода поезда, для встречи и дальнейшего сопровождения св. мощей прибыли: начальник Седлецкой губернии, многие начальствующие в уезде лица разных ведомств и учреждений и почти все православные жители Белы. Когда поезд подошел к станции, св. мощи, в предшествии двух диаконов с зажженными свечами, были перенесены из вагона в карету, которая и направилась в Лесную. В 4-х верстах от Лесной в селе Ватулине, св. мощи были встречены крестным ходом во главе с высокопреосвященным Флавианом. По прибытии крестного хода в обитель, ковчег с св. мощами поставлен в церкви, на приготовленное место, для поклонения верующих. В тот же день высокопреосвященный Флавиан, в сослужении многочисленного духовенства, совершил в церкви обители торжественную всенощную, а на другой день, 14-го сентября - литургию.

(Правит. Вест.)

Школы грамоты. Указывая на важное значение для народного образования школ грамоты, Моск. Ведомости с удовольствием отмечают немногочисленные пока случаи сочувственного отношения земских собраний к просьбам духовного ведомства о вспомоществовании со стороны земств этим рассадникам народной грамотности. Прежде всего обращает на себя внимание постановление Херсонского губернского собрания, которое, вследствие доклада земской управы: 1) предложило уездным земствам обсудить вопрос об устройстве и содержании шкод грамотности всецело на средства земств; 2) распорядилось довести до сведения епархиального начальства, что оно с готовностью придет на помощь ему при устройстве педагогических курсов для учителей школ грамотности. Саратовское губернское земское собрание постановило выдавать школам грамоты ежегодно пособие из губернского земского сбора в размере 2000 руб., по 200 руб. на каждый уезд. Цивильское, Казанское, Мамадышское и Спасское уездные земские собрания, Казанской губернии, постановили, кроме ежегодно ассигнуемых средств на содержание церковно-приходских школ и школ грамотности, назначить постоянное пособие школам грамоты, всего в размере 1480 руб. Прочие уездные земские собрания не могли оказать содействия школам грамотности единственно вследствие затруднительного экономического положения населения после трех неурожайных лет. Кроме того, Чистопольская, Козьмо-Демьянская и Свияжская городские думы той же губернии постановили ежегодно отпускать небольшие суммы на содержание школ грамоты, которые находятся в этих уездных городах. Чернское уездное земство, Тульской губернии, назначило в пособие 16 новооткрытым школам грамоты 500 рублей, Алексинское земство, той же губернии, увеличило пособие школам грамоты с 2000 р. до 935 р., а Одоевское земство оказало пособие бесплатною раздачей учебных книг. В заключение не излишне отметить, что, по годовым епархиальным отчетам о церковно-приходских школах школах грамоты за 1893 год, общая сумма пособий от земств исчисляется в 214256 руб. М. В.

По вопросу о правильной записи актов в метрических книгах. По указу Его Императорского Величества, Полтавская Духовная Консистория слушали доклад следующего содержания: Один из благочинных при рапорте от 17 января 1894 года за № 64 представил в Консисторию исправленные метрические книги за 1892 год двух церквей его благочиния и рапорты священников тех церквей. В представленных рапортах священники вышепомянутых церквей изложили: один просит разъяснить ему, в чем состоят отмеченные Консисторией при ревизии метрической книги неправильности записей, учиненных им в третьей части метрической книги, в графе «кто исповедывал и приобщал», — «говел», «говела»; при чем заявляет, что отметки эти он делал лишь в том случае, когда его прихожане умирали до истечения 6-ти недель после говения, но без предсмертного напутствования, так как в подобных случаях прихожане не извещают его о тяжких больных; а другой - что в первой части его метрической книги числа крещения, а в третьей числа погребения означены не все для избежания повторения одних и тех же чисел, так как во всех таких случаях крещение младенцев было совершено в день рождения, а погребение умерших в день смерти. При чем он руководствовался формою приходорасходных книг, где в таковых случаях употребляются черточки. Относительно подчисток он полагал, что таковые не оговариваются, а должны быти оговорены только слова, написанные сверху строки. Что же касается того обстоятельства, что в третьей части его метрической книги все умершие, без различия возраста, показаны напутствованными пред смертью, то он не находит в сем неправильности, так как все умершие, даже дети семи и десяти дней приобщены в церкви; не находит он также неправильности и в том, что годичные итоги в его метрической книге, вследствие поспешности, не выведены, так как таковые есть в общей ведомости в конце книги, где они и видны сразу. В виду всего этого, рапортующий заявляет, что отмеченные Консисторией неисправности кажутся такими громкими лишь по заявлению столоначальника, на самом же деле они мелочны, почему просит освободить его от штрафа и разъяснить ему - где должен подписываться причт, под каждым ли актом или в надлежащей графе? Приказали и Его Преосвященство повелел исполнить: Исправленные метрические книги означенных церквей сдать в архив на хранение, уведомив принятым порядком о получении их. Относительно же указанных в рапортах священников недоразумений, первому дать знать, что в метрической книге - 3 части, под рубрикою «кто исповедовал и приобщал» разумеется предсмертное напутствование христианина св. Таинствами, а неговение его за несколько недель тому назад. Для отметки же «говел» или «говел» имеются особые книги, — исповедные ведомости. На обязанности священника лежит выяснить народу, насколько важны для умирающего христианина предсмертные минуты и насколько необходимо исповедание грехов и молитвенное в те минуты обращение к Богу о разрешении от них, и убедить, что в случае оказанного небрежения к умирающему виновные повинны будут суду Божию, как лишившие его возможности примирения с Богом и получения царствия небесного. В том же случае, если умерший не был пред смертью напутствован, то в упомянутой рубрике так и писать с выяснением причины тому. Далее, второму священнику следовало бы и самому знать, 1-е) что ведение метрических документов не может быть сравниваемо с счетоводством по приходорасходным книгам, где важен итог, а не число денежного вступления, тогда как метрические акты, составляемые по Высочайше утвержденной форме, как документы особенной важности в деле опрелеления гражданских прав человека, должны заключать в себе самые точные и полные сведения о лицах, к которым они относятся, не допуская каких либо недоразумений, или же каких предположений. Если же число крещения или погребения в метрических актах не означено, то таковой документ является неполным и несоответствующим требованию узаконенной формы и может вызвать при справках, производимых по просьбам частных лиц, сложную переписку, так как черта, проведенная взамен обозначения числа события, сама по себе ничего не доказывает и не выясняет. 2) В документах вообще должна быть избегаема всякая подчистка, тем более в метрических актах, где подчистка, усмотренная в архивной книге, без оговорки приходского причта, вызывает весьма серьезный вопрос, где подчищен и кем исправлен акт — при записи ли в него или в архиве Консистории? Вследствие чего проверка таких подчисток всегда вызывает усложненную по Консистории переписку, так как написанное на подчищенном подвергает сомнению подлинность самого акта, чего не могут не сознавать и сами причты. 3-е) Поспешность, выставляемая причиной опущения итогов во 2 и 3 частях, не может послужить оправданием. Документальность метрических актов требует непременно точного исполнения установленной формы для записи их. Какая либо из частей метрической книги, без выведенного итога, является незаконченною и несоответствующею узаконенной форме, при чем отсутствие итога свидетельствует о том, что сам священник не следит за тем, чтобы все совершившиеся в его приходе события крещения и погребения были внесены в метрические книги. 4-е) Относительно вопроса о порядке подписи актов членами причта, объяснить, что кроме показания членов причта в особой графе и под месячными итогами, где свидетельствуется только число актов, подлинность совершения таковых должна быть непременно удостоверена подписью всех членов причта, участвовавших в совершении каждого акта. Что же касается ходатайства о снятии определенного Консисториею штрафа, то объяснить, что указом Святейшего Правительствующего Синода от 23 декабря 1889 года за допускаемые в метрических книгах какие либо упущения виновных подвергать штрафу и что Епархиальное Начальство не в праве отменить свое определение. Имея же в виду, что подобные недоразумения при ведении метрических записей могут возникать у других причтов епархии, то об изложенном с прописанием дела причтам епархии послать циркуляр. 1894 года июня 17 дня № 6767. (Пас. Собесед)

По поводу неполных записей в метрических книгах. Симбирская Духовная Консистория слушали представленное в оную, в числе других, объяснение диакона села М., Н. уезда, NN о причинах допущения им неполной записи в метрических книгах, из какового объяснения видно, что в акте записи о умерших за 1893 год, под № 61 мужеска пола, он опустил уезд, село и лета умершего, вероятно, потому, что в селе М. много проживает странних чернорабочих, где и умирают, не имея при себе билета, по которому можно было бы видеть, — кто такой умерший. Хозяева же, заявившие о смерти того лица, тоже ничего об этом не знают, кроме имени и фамилии умершего. Приказали: Объяснение диакона М. о причинах допущения им неполной записи в метрических книгах о умерших признать уважительным и разъяснить духовенству епархии, чрез напечатание в Епархиальных Ведомостях, что в случаях, подобных изъясненному диаконом М. записи нужно оговаривать таким или подобным образом: «Нижегородской губернии, а какого уезда, волости и общества, за неимением при умершем документов, — неизвестно». В случае же получения в течение года сведений, восполняющих неполную сделанную запись, — дополнить оную, зачеркнув слова: «а какого» и «неизвестно» и вставив «Княгининского, Бутурбинской» и т. д. - Определение сие Его Преосвященством утверждено.

(Пас. Собесед.)

О пособии бедным духовного звания в Симбирской enapхиu. На съезе духовенства чаще и чаще возникают вопросы об изыскании средств для пособия бедным духовного звания. Съезд благочинных симбирской епархии, бывший минувшим летом из представленных ему дел епархиального попечительства усмотрел, что деятельность попечительства по выдаче пособий заштатным и сиротствующим лицам епархии крайне стеснена скудостью имеиющихся и поступающих в его распоряжение средств. Число нуждающихся в пособии от попечительства лиц из года в год увеличивается, а поступающие на этот предмет средства не только не прибывают, а все более за последнее время уменьшаются. В виду такого положения попечительского дела, епархиальное попечительство предлагало съезду без промедления изыскать средства и выработать какие-либо правила для более существенной помощи сиротствующему и бедствующему духовенству и с своей стороны предлагало проектируемую в особой записке члена попечительства, священника Арсеньева меру, состоящую в отчислении на увеличение средств попечительства 1/100 с каждого доходного причтового рубля, откуда бы он ни получался – земли, руги, требоисправлений и проч. По рассмотрении и обсуждении этого дела, съезд признал этот проект трудно выполнимым, за невозможностью точно определить причтовую доходность, и постановил: для увеличения средств попечительства обложить все причты епархии трехрублевым взносом, предоставив благочинному взимать падающую на его округ по числу причтов сумму неравными частями с каждого причта, а применительно к получаемой им доходности сбор этот представлять в два срока равными частями - в декабре и июне месяцах. Это решение епархиальною властью было утверждено.

(Церк. Вес.)

О народных библиотеках. - В отряде студентов-медиков старшего курса московского университета, отправляющемся по приглашению подлежащей администрации в тобольскую губернию, с целью организации и заведывания особыми «врачебными-питательными» пунктами по пути следования переселенцев. По словам «Церк. Вест.» , возникала мысль положить в селах и деревнях тобольской губернии начало народным библиотекам. Отряд обратился за помощью в московский комитет грамотности, который постановил удовлетворить просьбу студентов, отпустив в их распоряжение 10 библиотек по 10 руб. каждая. Нельзя не порадоваться, что за удовлетворение народной потребности берутся и люди, повидимому, не имеющие непосредственного отношения к делу. Их пример должен возбуждающим образом действовать на тех лиц и те учреждения, в круг обязанностей которых входит забота о народном просвещении. Вопрос о народных библиотеках в настоящее время может считаться назревшим и попытки к его разрешению уже сказываются. Но вполне удовлетворить народному спросу на книги для чтения едва ли можно без содействия церквей и духовенства. Если при приходских церквах будут основаны библиотеки, по содержаниго книг пригодные не только для потребности причта, но и прихожан, то на обширном пространстве России мы будем иметь не сто, не двести, а около сорока тысяч библиотек. А если в дополнение к библиотекам, хотя бы при более состоятельных церквах, основаны будут книжные склады для продажи книг по дешевой цене, то русский народ совершенно будет обеспечен на счет материала для чтения и гарантирован от эксплуатации лубочников и букинистов, сбывающих теперь ему за непомерную цену никуда негодные книжонки.

(«Моск. Церк. Вед.»)

Приют-ферма. - С прошлого года в Красноуфимском уезде, Пермской губернии, близ села Савиновского, как сообщаюп «Моск. Вед.», существует симпатичное благотворительное учреждение - миссионерский приют-ферма, основанный пермским епархиальным комитетом православного миссионерского общества. Приют этот предназначен для бедных учащихся инородческих детей, для бездомных Черемис и в особенности для тех из ново-крещенных инородцев, которые, по принятии св. крещения, остаются в безвыходном положении, не имея ни права, ни занятий и подвергаются притеснениям со стороны своих сородичей язычников. Поэтому приюту предположено придать характер фермы и завести при нем в небольших размерах сельское хозяйство, которое, доставляя живущим в приюте заработок и средства к жизни, в то же время служило бы источником для содержания и самого приюта-фермы и знакомило окрестное инородческое население со способами более рационального ведения хлебопашества, много страдающего от предрассудков и суеверий Черемис и Татар. Уездное земство, весьма сочувственно относящееся к этому, наполовину пока осуществившемуся предприятью, уступило для приюта-фермы на льготных арендных условиях обширный участок земли и оказало значительное пособие на устройство приюта. Дело устройства фермы подвигается вперед. В настоящее время на хуторе уже возведены необходимые хозяйственные строения и начаты новые. Путем пожертвований составилась порядочная библиотека, в том числе сельско-хозяйственная на сумму 40 р. Красноуфимскою уездною управой пожертвован слесарный инструмент. Но такое симпатичное само по себе миссионерское учреждение, как приют-ферма, едва ли достигало бы своего назначения -служить просветительным центром для окрестных захолустных инородческихи селений, если бы при этом обойден был вопрос о школе, соответствующей миссионерским целям приюта.

К чести Красноуфимского уездного земства и епархиального начальства в настоящее время приступлено к выполнению, притом в широких размерах, к этой второй существенной цели симпатичного миссионерского учреждения. При миссионерском хуторе открывается двухклассная церковно-приходская школа с учительскими и сельско-хозяйственными курсами. Земское собрание постановило: 1) ассигновать 1.000 рублей единовременно на постройку школьного здания, ежегодно 142 рубля на содержание школы и 2) ходатайствовать пред министерством Государственных Имуществ об ассигновании 200 р. ежегодного пособия на содержание сельско-хозяйственных курсов. Цель новооткрываемой школы состоит, главным образом, в приготовлении учителей школ грамоты из среды крестьянских детей русских и инородческих селений и увеличении возможно большего количества таких школ в захолустных инородческих селениях Красноуфимского уезда с учителями инородцами. В настоящее время постройка помещения, предназначенного собственно для школы, уже приходит к концу, после чего приступят к постройке учительских квартир и общежития.

(Вера и Разум.)

Приемные испытания в духовных академиях. На приемные испытания в московскую духовную академию в августе месяце текущего года явилось 118 человек, из них двое студентов семинарии прибыли до окончания экзаменов. 20 студентов семинарии прибыли по назначению семинарских начальств. Определением академического совета, состоявшимся 6-го сентября, в состав нового 1-го курса принято 52 студента. Для поступления в казанскую духовную академию в настоящем учебном году держало экзамен только 71 человек, из которых 18 вызваны на казенный счет и 53 явились по собственному желанию. Приняты все казенные и 48 человек из прибывших по собственному желанию. Приемные испытания в киевской духовной академии начались 17-го августа и кончились к 1-му сентября. Желавших поступить в состав первого курса академии было 64 человека из воспитанников духовных семинарий, в том числе 22 человека присланы на казенный счет. Принято в академию 45 студентов, из них 30 зачислены на казенное содержание, 7 на академические стипендии и 7 приняты на собственный счет.

(Прав. Вест.)

Инспектор московской духовной академии иеромонах Сергий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем посольской церкви в Афинах.

(Моск. Вед.)

По собщению Моск. Вед. в сельских обществах Петербургской губернии состоялись приговоры о закрытии в 1895 г. по воскресным и праздничным дням кабаков и трактиров с крепкими напитками.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Спасибо за материал!

О проекте