Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанские Епархиальные Ведомости, №22, 1894 год.



Содержание

Официальный отдел.

Распоряжения и известия Рязанского Епархиального Начальства.

По указу Святейшего Правительствующего Синода от 15 октября 1894 года за № 4656 назначена пенсия вдове священника Христорождественской церкви села Нового Коренного, Ряжского уезда, Александра Дроздова, Анне Дроздовой в размере 65 руб. с 15 июня 1894 года, времени смерти мужа, из Ряжского уездного казначейства и вдове диакона Троицкой церкви, села Истобников Рязанского уезда, Иоанна Сербаринова, Марии Сербариновой с несовершеннолетними детьми - дочерью Мариею, рожденною 20 января 1876 года и сыном Иоанном, рожденным 26 мая 1880 года в размере 40 руб. матери и 10 руб. на ее несовершеннолетних детей, доколе закон представляет им право на пенсию, а всем вместе 50 руб. в год с 7 июня 1894 года, времени смерти мужа, из Рязанского губернского казначейства.

По представлению г. попечителя Московского округа изъявляется одобрение Рязанского епархиального начальства за труды по народному образованию: священнику села Ратчины Раненбургского уезда, Иоанну Троицкому, священнику села Карповки того же уезда, Петру Юрьеву, священнику села Лакаши, Спасского уезда, Григорию Успенскому, священнику села Казлова, Зарайского уезда, Николаю Чельцову и заштатному священнику села Богородицкого, Салтыки тож, Раненбургского уезда, Иоанну Озерскому.

Рукоположение в сан. Рукоположены: в сан священника к церкви села Введенского, Ряжского уезда, диакон Покровской города Ряжска церкви Виктор Бобров, и в сан диакона к церкви села Чернобаева, Пронского уезда, окончивший курс семинарских наук Николай Орнатов.

Определение на места. Определены: на священническое место к церкви села Пущина, Рязанского уезда, окончивший курс семинарских наук Николай Добромыслов; на диаконское место к Покровской города Ряжска церкви окончивший курс семинарских наук Иван Светлов, на диаконское место к церкви села Киселева, Пронского уезда, окончивший курс Семинарских наук Алексей Соколов, на псаломщическое место к кладбищенской церкви села Дединова, Зарайского уезда, бывший воспитанник Рязанской духовной Семинарии Феоктист Катинский и на псаломщическое место к церкви села Троицы, что на Раке, Пронского уезда, личный почетный гражданин Петр Соколов.

Утверждение в должностях. Утверждены: в должностях законоучителей: священник Захупотской города Ряжска слободы Сергий Полотебнов в Захупотском училище; священник села Нармы, Касимовского уезда, Павел Смирнов в Выротовском училище, священник Гусевского погоста того же уезда Иосиф Вихерев в Погостинском училище; в должности духовника по 3 благочинническому округу Раненбургского уезда священник села Самарина Сергий Троицкий; в должностях депутатов: по 2 Касимовскому округу: на Епархиальные и училищные съезды духовенства священник села Шеянок Василий Ансеров, а священник села Макковеева Андрей Дмитрев кандидатом к нему; на училищные съезды священник села Перьев Димитрий Архангельский, а священник села Бабенок Василий Лебедев кандидатом к нему; по 3 Раненбургскому округу: на епархиальные и училищные съезды священник села Шереметьева Александр Рождественский, на училищные съезды священник села Самарина Сергий Троицкий, а священники: села Лихаревщины Тихон Лавров и села Урусова Иоанн Трейеров кандидатами к ним; в должностях церковных старост: при Введенской города Рязани церкви статский советник Николай Васильевич Родимов; при церкви села Смыкова, Сапожковского уезда, крестьянин Илья Родионов Калинкин, при церкви села Лихаревщины, Раненбургского уезда, крестьянин Семен Фокин Шишков и при церкви села Алексеевского, Скопинского уезда, крестьянин Григорий Егоров Филипов.

Назначение на должности. Назначены: на должность помощника благочинного по 3 округу Рязанского уезда священник села Березников Александр Любимов и на должность члена благочиннического совета по тому же округу священник села Польных Иоанн Любомиров.

Увольнение за штат и от должностей. Уволены за штат: сверхштатный псаломщик села Макс, Сапожковского уезда, Иван Маков, псаломщик села Троицы, что на Раке, Пронского уезда, Василий Соколов и от должности диакона при Покровской города Ряжска церкви студент Рязанской духовной Семинарии Александр Сербаринов.

Принят на службу в Тамбовскую епархию и определен на священническое место к церкви села Сабурова, Елатомского уезда, диакон села Данева, Касимовского уезда, Иоанн Харьков.

Исключение умерших из списков. За смертью исключаются из списков: иеромонах Николорадовицкого монастыря Никон; пенсионер, заштатный священник Захупотской города Ряжска слободы Иоанн Полотебнов, заштатный псаломщик села Мордова, Сапожковского увзда, Григорий Примогенов и пенсионерка, вдова священника села Астрамьева, Зарайского уезда, Параскева Фортинская.

Состоят праздными места: священническое при церкви села Соболевого, Пронского уезда; диаконские: при церкви села Сушкова, Зарайского уезда; при церкви села Витуши, Сапожковского уезда; при церкви села Данева, Касимовского уезда, и при церкви села Ягодного, Данковского уезда.

Приобретение колоколов. Причту и церковному старосте села Гуся-Парахина, Касимовского уезда, разрешено употребить капитал, в количестве 3000 руб., пожертвованный в их церковь прихожанином - крестьянином Косьмою Феодуловым, на приобретение колокола.

На средства прихожан села Невзорова, Скопинского уезда, причту и церковному старосте означенного села разрешено обменить старый разбитый колокол весом в 30 пудов на новый в 50 п.

Пожертвование. Причетником Входоиерусалимской г. Зарайска церкви Иваном Иерусалимским ныне умершим, пожертвован в пользу означенной церкви непрерывно-доходный билет в 100 руб.

Андреевского г. Кронштадта собора протоиерей Иоанн Ильич Сергиев пожертвовал на построение церкви в селе Колычеве, Егорьевского уезда, 200 руб.

Мещанская девица Гликерия Тренина в своем духовном завещании распорядилась так: в Троицкий, Солотчинский и Льговский монастыри Рязанской губернии по 50 руб., в церковь села Пущина, Рязанского уезда, 50 руб., в Лазаревскую г. Рязани церковь 100 руб., в Скорбященскую и Введенскую г. Рязани церкви по 40 р.

Изъявляется благодарность Епархиального начальства потомственному почетному гражданину Максиму Петровичу Щербакову, пожертвовавшему в Михайловский Покровский женский монастырь сребро-украшенную ризу на Боголюбскую икону Божией Матери, весом в 21 фунт 27 золотников.

Благочинному 1 Раненбургского округа Протоиерею Александру Доброхотову разрешено освятить вновь устроенный придел в Вознесенской города Раненбурга церкви в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Разрешено освятить возобновлевный храм в селе Романовых Горках, Сапожковского уезда, малым освящением.

Разрешено выдать новый освященный антиминс в церковь села Гулынок, Пронского уезда.

Журналы XVIII-гo очередного Епархиального Съезда уполномоченных по делам Епархиального женского училища.

№ 1.

Заслушаны были журналы ревизионной комиссии по епархиальному женскому училищу, акт проверки денежных сумм и экономический отчет оного училища за 1893-й год.
Из сих бумаг усмотрено:
1) Шнуровые книги прихода и pacхода денежных сумм училища за 1893-й год ведены исправно и совершенно правильно; все статьи прихода и расхода записывались своевременно, во всем согласно с документами и опущений и не правильностей не оказалось.
2) Отчет составлен согласно документам и во всех своих частях совершенно точен и правилен.
По отчету движение сумм было следующее:
а) к январю 1893 года оставалось билетами 72185 рублей и наличными 2789 руб. 23 к.;
б) в 1893 году поступило наличными 64513 руб. 88 к., что с остатком от 1892 года составит 67303 руб. 11 к. более сметного назначения поступило на 4406 руб. 93 к.;
в) в 1893 г. наличными израсходовано 64138 руб. 27 к. и г) за исключением означенного расхода к январю 1894 года осталось билетами 72185 руб. и наличными 3164 руб. 83 коп., каковый остаток, при свидетельствовании членами ревизионной комиссии, оказался состоящим на лицо полностью.

Из статей расхода, означенных в отчете, обращает на себя особенное внимание расход на возведение вчерне нового каменного больничного здания, в количестве 8688 руб. 70 к.

Совет училища входит с предложением относительно сей постройки в прошлогодний Съезд о.о. уполномоченных, но так как в то время не представлено было на сию постройку ни плана, ни сметы то Съезд до времени отклонил её. В настоящее время, вместо ожидаемых плана и сметы на постройку, Съезд встречает уже постройку совершившимся фактом и на довольно почтенную сумму. Съезд, всегда сочувственно относящийся к нуждам женского училища и заботящийся о благоустроении его, сознает важность и значение этой постройки; но к общему сожалению Съезда эта постройка, начавшись без согласия его, далеко не доведена до окончания на тот остаток сумм, в распоряжение которым Совет училища просил и получил решение Его Высокопреосвященства, и для окончаиия своего, как показывает смета училища, теперь требует от Съезда духовенства ассигновки новой, довольно значительной суммы; такое явление для Съезда крайне прискорбно, так как оно свидетельствует о совершенно ненормальном отношении Совета училища к епархиальному духовенству, тем более, что а) оно имеет место не в первый раз и б) таковой способ действования Совета училища может поставить в будущем Епархиальное духовенство в нежелательное положение отказывать в удовлетворении требования таких новых ассигновок.

Постановлено:
1) журнал, акт pевизионной комиссии и экономический отчет за 1898 год по епархиальному женскому училищу принять к сведению;

2) просить Совет училища впредь не употреблять остатков от прежних доходов сумм, хотя бы и свободных, на расходы сверхсмет6ные, особенно на те или другие, непредусмотренные или не согласованные Съездом, постройки, которые на эти остатки не могут быть доведены до конца и могут потребовать от Съезда новых aссигновок сумм.

№ 2.

Заслушан был журнал Совета епархиального женского училища от 1-го июня сего года за № 21-м со сметою прихода и расхода денежных сумм по содержанию оного училища на 1895 год. В приход ожидается, процентов с капитала 2878 руб. 80 к., от свечного завода 4500 руб. полукопеечного взноса, или вернее, процентного сбора с добровольными пожертвованиями по пригласительным листам 4300 руб. валовых поступлений за кресты, и просфоры 14700, от хождения с чудотворными иконами 5оо р., от взносов за содержание воспитанниц 33875 руб., от училищной экономии до 400, — а всего предполагается к поступлению в 1895-м году 61148 руб. 80 к. Из экономического отчета за 1893 год видно, что к январю 1894 года осталось наличными 3164 руб.; эта сумма как не получившая от Съезда никакого специального назначения, должна считаться статьею прихода, но она почему-то не значится в смете прихода на 1895-й год.

Расход на 1895-й год исчислен в 61148 руб. 80 к., а именно: на жалованье должностным лицам 14005 руб., служащим по найму 2177 руб., на канцелярию, на книги и учебные пособия 1365 руб. 13 к., на содержание одного лица, 19604 руб., на одежду, белье, обувь и на разные принадлежности для столовой и кухни, 6305 руб. 10 к. на содержание и ремонт дома 7976 руб. 7 к. на больницу 390 руб., на содержание лошадей и экипажей 452 руб. 50 коп., на покупку крестов, колец, перстеней и на содержание просфоропекарни 4952 руб. и на отделку нового больничного корпуса возведенного в 1893 году 3921 руб. 70 к. Расценки стоимости содержания воспитанниц в смете не сделано, хотя прошлогодний Съезд в ст. 3-й постановил: «доставлять Съезду расценку пищевого содержания воспитанниц и в отчете, и в смете». Расход сокращается только в статье VШ на покупку дров, полагая за кубическую сажень 24 руб. вместо 26 рублей, так как в действительности дрова покупались по 22 р. 57 к. От этого сокращения получится сбережения 280 руб. Таким образом остаток можно предположить в 280 руб., а если причислить к сему 3164 руб. 83 к. оставшиеся от 1893 года в смету не внесенные, то всего остатка предполагается 3444 р. Сообразуясь с действительным расходом на содержание училища и с существующими ценами, Съезд находил бы возможным сократить и другие статьи расхода, как наприм. на содержание пищею каждого лица можно было бы положить 51 руб. вместо 52 руб. и т. подобное, но он оставляет без изменения сметное назначение в тех видах, что бы не поставить Совет училища в затруднение при удовлетворении надлежащим образом указанных в смете потребностей училища и чтобы, при эковомическом ведении хозяйства училища накоплялись остатки сумм, которыми Съезд мог бы распорядиться при каких либо экстраординарных расходах, не прибегая к новым ассигновкам.

Постановлено: Съезду принять к исполнению с указанным сокращением расхода просить Совет училища на будущее время, в смету заносить на приход остаток сумм от предшествовавшего законченного года и доставлять Съезду расценку пищевого содержания воспитанниц в смете.

На сих статьях резолюция Его Высокопреосвященства последовала таковая: «Ст. 1 и 2 Утверждаются к исполнению».

№ 3

Заслушан был доклад Совета епархиального женского училища от 10-го июня сего года за № 481 о побуждении причтов и ктиторов Церквей города Рязани Соборной и Благовещенской и села Рыбного, Истобников и Городища к забору просфор из училищной просфоропекарни.

В докладе сем выражено, что в Благовещенскую церковь г. Рязани всегда забор просфор был самый незначительный, в церкви же Соборную и сел Рыбного, Истобников и Городища прекращен забор просфор из училищной просфоропекарни, только причины уклонения ктиторов церквей Соборной и Благовещенской не известно, но от причтов Церквей сел: Рыбного, Истобников и Городища приложены при докладе объяснения, представленные Совету благочинным 3-го Рязанского округа, св. Александром Богородицким при отношении от 8 Сентября 1890 г. за № 155. Из сих объяснений видно, что в церкви оных сел, как отстоящих от г. Рязани на далеком расстоянии (Городище в 15-ти верстах, Рыбное в 25-ти верстах, Истобники в 27-ми верстах), брать просфоры из училищной просфоропекарни крайне неудобно за невозможностью сохранять их в целости – летом засыхают, или покрываются плесенью, зимою замерзают до невозможности распарить, и составляет явный ущерб интересам Церкви, потому что приходится затрачивать на поездки за просфорами до 35 руб. в год, приноравливать же поездки за просфорами за один раз поездкам за покупкою церковных свечей, красного вина, ладона и проч. неудобно и невозможно: свечи и прочее обыкновенно в виду экономии Церкви забираются значительными партиями, чего oтносительно просфор - товара скоро портящегося - делать нельзя, притом просфоры вместе с другим товаром легко преломляются; и обращаются в крошки. Вследствие сего просфоры для Церквеи сел Рыбного, Истобников и Городища положительно всегда забирались и забираются у местных просфорниц, получивших на то разрешение Епархиального начальства. Из училищной просфоропекарни забирались просфоры для сих Церквей только временно, — два-три года, в силу безвыходного положения, когда вышел такой промежуток времени, что ближе училищной просфоропекарни не было другой. Благочинный, священник Александр Богородицкий - причины уклонения старост церковных вышеозначенных сел от забора просфор из училищной просфоропекарни в своем отношении признал самыми основательными, законными и вполне согласованными с учительным известием. Сьезд, строго обсудивши все выше изложенное, с своей стороны находит, что ктиторы Церквей города Рязани: Соборной и Благовещенской не законно уклоняются от забора просфор из училищной просфоропекарни. Что же касается до ктиторов Церквей сел: Рыбного, Истобников и Городища, то для них, при столь далеком расстоянии от города Рязани, действительно весьма затруднительно и даже невозможно покупать просфоры из училищной просфоропекарни и не справедливо подозревать их, по примеру Совета Училища, якобы в намеренном и систематическом уклонении от сего. Сверх того Съезд вполне уверен, что если бы этим ктиторам было возможно брать просфоры из училищной просфоропекарни, то благочинный Богородицкий не признал бы их объяснения основательными, потому что он заслуживает полного доверия, как по своей должности, так и потому, что он зарекомендовал себя вполне сочувствующим обще-епархиальным интересам аккуратною покупкою крестов, колец, восковых свечей и другими своими действиями.

Постановлено:
1) ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством, чтобы он соблаговолил своею Архипастырскою властью воздействовать на ктиторов Церквей города Рязани Соборной и Благовещенской, побудивши их брать просфоры из училищной просфоропекарни;
2) объяснение причтов и ктиторов Церквей сел: Рыбного, Истобников и Городища о причинах уклонения их от забора просфор из училищной просфоропекарни признать основательными и вполне уважительными, а потому более и не стеснять их в этом.
На сей статье резолюция Его Высокопреосвященства последовала таковая:

«Ст. 3 Кафедральным Собором просфор покупается в женском училище для литургий, а для частной раздачи богомольцам будуть покупаться, когда будут лушими просфор изготовляемых в женском монастыре. Прочее утверждается к исполнению».

От Училищного Совета.

Во исполнении резолюции Его Высокопреосвященства от 13 октября, епархиальный училищный Совет имеет честь просить редакцию напечатать в ближайшем № Епархиальных Ведомостей:
1) о выражении Архипастырской признательности о.о. законоучителям церковно-приходских школ Данковского уезда: священнику седа Остапова, Михаилу Богословскому и священнику с. Кочуровского Городища, Георгию Стрекалову, учителю Кочуровско-Городищенской школы Димитрию Денисову и учительнице Воскресенской школы Анне Миротворцевой - за их выдающиеся по усердию и успехам труды по обучению детей в школах.
2) О выражении Архипастырской признательности по ходатайству Раненбургского училищного Совета законоучителям земских училищ: Ломовского - священнику Гусеву, Солнцевского – священнику Доброхотову и Урусовского - священнику Трейерову - за успехи по закону Божию в школах, в которых они состоят законоучителями.
3) О назначении на должность наблюдателя церковно-приходских школ 3 Данковского округа, священника с. Кочуровского Городища Георгия Стрекалова.

4) Об утверждении в должности председателя Спасского отделения епархиального училищного Совета свящееника с. Климентовского Погоста Василия Климентовского, исполнявшего обязанности председателя отделения и в должности наблюдателя церковно-приходских школ 1 Спасского округа, священника с. Сабчакова Георгия Слободского, исполнявшего обязанности наблюдателя школ 1-го Спасского округа.

Неофициальный отдел.

Епархиальная хроника.

Архиерейские служения.

Октября 28 Пяток. На кануне сего числа в Рязанском Кафедральном Соборе была совершена заупокойная всенощная, а 28 числа в 9-й день кончины Государя Императора Александра III по заупокойной литургии была совершена Преосвященнейшим Иоанникием, епископом Михайловским панихида со всем градским духовенством, в присутствии начальника губернии Н. С. Брянчанинова.

Октября 30 Воскресенье. Преосвященный Иоанникий, епископ Михайловский Божественную литургию совершал в Спасском монастыре с своею братией. Во время литургии был рукоположен во диакона учитель Лубосской церковно-приходской школы Иван Ансеров, определенный в село Чарус Касимовского уезда. Также посвящены в стихарь воспитанники VI клас. Ряз. дух. Семинарии: Сергий Чистосердов, Сергий Знаменский, Константин Хитров и Димитрий Сперанский.

Ноября 4 Пяток. Преосвященный Иоанникий, епископ Михайловский, в день своего Ангела препод. Иоанникия Вел., Божественную литургию совершал в Ряз. Спасском монастыре с братией.

Вo время литургии рукоположен во диакона к Покровской г. Ряжска церкви учитель Богородицкой церковно-приходской школы Скопинского уезда Иван Светлов.

Ноября 6 Воскресенье. Преосвященный Иоанникий совершал Божественную литургию в Ряз. Спасском монастыре с братией. Во время литургии рукоположен был во диакона окончивший курс Ряз. дух. Семинарии Николай Добромыслов, назначенный во священника в село Пущино Рязанского уезда. Посвящены в стихарь: псаломщик села Никулич Рязанского уезда Михаил Ильинский и воспитанники VI кл. Рязанской духовной Семинарии: Михаил Сушков, Василий Маковский, Николай Григорьев и Александр Толеров.

Ноября 7 Понедельник. По случаю погребения тела в Бозе почившего Государя Императора Александра III, Божественную литургию в Рязанском Кафедральном Соборе совершал Преосвященный Иоанникий, епископ Михайловский, сослужащими были: каф. протоиерей Феодор Толеров, крестовский иеромонах Палладий и соборные священники: Феоктист Успенский и Михаил Лебедев. Во время литургии рукоположены были: во священника новорукоположенный диакон Николай Добромыслов и во диакона к Николаевской церкви села Бестужева Пронского уезда псаломщик Благовещенской г. Касимова церкви Александр Урбанский. - По литургии была совершена панихида Высокопреосвященнейшим Феоктистом, Архиепископом Рязанским и Зарайским в сослужении с Преосвященным Иоанникием и всем градским духовенством, в присутствии начальника губернии Н. С. Брянчанинова, чинов военных и гражданских, также воспитанников и воспитанниц гимназий и приходских школ и множества народа.

Ноября 8 Вторник. Сего числа в 20-й день кончины Государя Императора Александра III, Божественную литургию в Рязанском Кафедральном Соборе совершал Преосвященный Иоанникий, епископ Михайловский. Сослужащими были ректор Семинарии протоиерей Иоанн Смирнов и Соборный причт. По литургии была совершена панихида Его Преосвященством в сослужении со всем градским духовенством, в присутствии начальника губернии Н. С. Брянчанинова и чинов военных и гражданских и множества народа.

Исторический очерк Рязанской Духовной Семинарии с преобразования ее при графе Н. А. Протасове до реформы при графе Д А. Толстом. (1840-1867 г.).

Продолжение 1).

По отделению III. Об умственном образовании

По примечанию к § 200 «Звание профессора в семинариях отменяется. Учители по степени различаются классным окладом». Желательно, чтобы наставники не лишались этого звания, которым они пользуются около 50 лет, программа же нового устава требует от них сведений против прежнего больше. С наставниками гимназии сравнивать наставников семинарии нет основания, как и было прежде: там курс 8-летний, а в семинарии 12-летний; там воспитанники оканчивают курс 18-ти лет, а в семинарии от 20-24 лет. «Посему в высших семинарских классах требуется действительно преподавание профессорское; иначе воспитанники, из коих лучшие оканчивают курс с званием студента (чего нет в гимназии), оставались бы неудовлетворенными. Оклады же не составляют отличия, а имеют значение возмездия за нелегкий труд академического учения,» — труд нелегкий по своему содержанию, а также и потому, что он совершается в самые цветущие лета, располагающие к большей самостоятельности вне состояния воспитания.»
___________________________________________

1) См. № 21 Ряв. Епарх. Вед. 1894 г.

По новому уставу, при соединении семинарии с училищами, наставниками могут быть и воспитанники семинарии. Но не видно, в низшем ли, или и в других отделениях семинарий? Так как по силе 201 § наставники из воспитанников семинарии могут быть старшими учителями, то следовало бы прояснить такую новость с точностью, чтобы при замещении вакансии в среднем и высшем отделениях не вышло неприятного столкновения с наставниками, имеющими ученые степени.

§ 201 «Право на звание старшего учителя наставники из академистов приобретают отличною опытностью в преподавании через 6 лет, а из студентов семинарии через 10 лет службы.» Последних, кажется, справедливее было бы удостоивать звания старшего учителя по крайней мере через 12 лет.

§ 202. «Звание старшего учителя присуждается Педагогическим Советом, по предложению Ректора, или трех членов совета». Слова: «или трех членов совета» лучше, кажется, оставить, как потому, что Советом присуждается звание, так и во избежание столкновений.

§ 203. «Старшие учители пользуются высшим пред младшими окладом жалованья, которое через 25 лет службы обращается в пенсию.» Здесь а) не видно, имеют ли право на пенсию младшие учители; б) старшие учители из воспитанников семинарии могут приобресть право на пенсию четырьмя годами раньше товарищей своих - учителей из воспитанников академии. Но это едва ли было бы справедливо и для последних не обидно ли?

§ 207. Здесь положено на изучение Еврейского языка 4 года, а в особом приложении - 5 лет. Достаточно ограничить изучение Еврейского языка последними четырьмя годами.

§§ 207 и 208-му положен 12-летний курс обучения, который разделяется на низшее, среднее и высшее отделение, по 4 года для каждого. Не излишне здесь заметить, что для низшего отделения будет достаточно двух лет, когда улучшится материальный быт духовенства, ибо родители будут иметь способ заняться первоначальным воспитанием детей и приготовлением их к слушанию предметов, назначенных для третьего года низшего отделения. «Для родителей это будет удобно, нестеснительно и приятно, для детей полезно и для экономии семинарской выгодно.»

§ 212. «Не может быть допущено чтение из печатных книг» вместо надлежащего разъяснения уроков». Если здесь безусловно отрицается чтение из книг, то с этим согласиться неудобно. Такое чтение иногда полезно и даже необходимо для изъяснения урока, наприм. отчего не прочитать о Куликовской битве по Карамзину, о Бородинской по Данилевскому? Картинное изображение общих битв займет внимание и более расположит учеников к дальнейшему слушанию устного преподавания наставника. А читая напр. историю княжения Мономаха, как наставник может иначе передать его духовное завещание, как не по книге? Сверх того этот пункт не согласен с § 240, по которому дозволяется чтение в классе из книг.

В том же § 212 сказано: «не может быть допущено чтение уроков по печатному руководству, или по запискам без изъяснеия читаемого, или же с замечаниями, предложенными без связи и порядка.» Как разуметь это? Если так, что такое чтение с связными замечаниями может быть допущено, то это кажется не согласно с изложенным в § 214 под литерою б., требованием, «чтобы преподавание было живою, искреннею и наставительною беседою, поелику таковою беседою может быть только беседа устная.»

§ 282. «Для учеников библиотека должна быть открыта три раза в неделю, часа по два или по три, по распоряжению Правления.» «Желательно, чтоб и для наставников библиотека открыта была каждый учебный день с 9 до 12 часов. Наставники между классами могли бы здесь читать по своему выбору книги как фундаментальной библиотеки, большая часть коих теперь остается нетронутою, так и вновь выходящие духовные журналы и газеты. Польза от сего была бы очевидная. Для учеников полезно, кроме семинарской библиотеки, открывать в свободное для них время собственную их библиотеку.»

§ 295. «Приемный экзамен поступающим в первый класс производится одним из членов Педагогического Совета.» «Для избежания злоупотреблений, — какие иногда встречаются при приеме в училище детей смотрителями, хорошо бы участвовать в приемном экзамене и наставникам первого класса.»

В росписании сказано: «наставник преподает Географию и Арифметику» «соответственнее было бы географию преподавать наставнику истории, а арифметику наставнику алгебры.»

Педагогику положено преподавать только в последний год в высшем отделении. Но в кратком объеме не излишне преподавать ее в последний год и в среднем отделении, так как окончившие в среднем отделении курс, равняющийся гимназическому, и не желающие поступить в высшее отделение могут быть учителями в народных училищах.

Внутренния известия.

Приветствие Государю Императору от Святейшего
Правительствующего Синода и Всемилостивейший отзыв на него.

21 октября, по принесении верноподданнической присяги в Синодальной седми вселенских соборов церкви, Св. Синод в экстренном заседании постановил: послать Его Императорскому Величеству Государю Императору телеграмму с выражением верноподданнических чувств. На телеграмму эту последовал от Его Императорского Величества следующий Всемилостивейший отзыв:

Палладию, Митрополиту С.-Петербургскому.
Душевно благодарю членов Св. Синода за выражение Мне чувства и участия в минуту глубокой скорби. Проникнутый горячею любовию к Усопшему Родителю, Я, следуя Его примеру, посвящу все Мои силы служению дорогой родине и православной Церкви.

«НИКОЛАЙ».

Телеграмма Святейшего Синода изложена в следующих выражениях:

«Святейший Синод, вознеся Господу Богу теплые молитвы о здравии и благополучном Царствовании Вашего Императорского Величества и приняв верноподданническую присягу, повергает к стопам Вашего Величества выражения безпредельной преданности, молитвенно призывая Божие всеспоспешествующее благословение на Царственные труды и подвиги Ваши во благо святой Церкви и дорогого отечества. Исполненный глубокою скорбию о великой утрате, понесенной Вашим Величеством, Августейшею Семьею и всею Россиею, Синод со всею Русскою Церковию не престанет возносить усердные молитвы ко Всевышнему об упокоении чистой души Царя-Миротворца в Царствии Небесном.
Вашего Императорского Величества верноподданные:
Палладий, Митрополит с.-петербургский и ладожский.
Антоний, архиепископ финляндский и выборгский.
Виссарион, епископ костромской и галичский.
Епископ Герман.

Епископ Маркелл.

Петербург, 21 октября. Ответная телеграмма Государя Императора на всеподданнейший доклад Министра Юстиции о выраженных Сенатом верноподданнических чувствах: «Уверенный в чувствах преданности, выраженных Мне вами от имени Правительствующего Сената, Я не сомневаюсь найти в нем содействия к служению дорогой родине по пути, указанному Незабвенным родителем.»

24 октября г. Рязанский губернский предводитель дворянства, Гофмейстер Двора Его Величества, Л. М. Муромцов, послал Его Императорскому Величеству Государю Императору телеграмму, на которую удостоился счастия получить из Ливадии того же числа от Государя Императора следующий ответ:

В дни всенародной глубокой скорби вся Русская земля соединяется с Нами в обшем горе, в общей молитве. В этом единении Дорогая Родительница и Я почерпаем силы перенести тяжкое испытание, сниспосланное свыше. Мы просим передать Рязанскому дворянству, что Мы тронуты выраженными им Нам чувствами.

«НИКОЛАЙ».

Телеграмма, посланная Его Превосходительством, Гофмейстером Двора Его Величества Л. М. Муромцовым, составлена в следующих выражениях:

ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО!
Не гневайтесь, что в часы всенародной, всемирной печали осмеливаюсь непосредственно, прямо обратиться к Вашему Императорскому Величеству. Пораженные страшным ударом, все помыслы обращены на Венценосного Сына Великого Отца, столь обильно излившего благодеяния на наше сословие. Оно со слезами молится, со слезами произносит Его благословенное Имя. Оно призывает в горячей молитве Божие благословение на Вас, Государь, и твердо надеется, что грядущее наше будет и славно и велико. Осмеливаемся повергнуть к стопам многолюбимой Государыни Императрицы нашу безпредельную скорбь, с горячей мольбой беречь слабые силы, столь драгоценные всему русскому народу.

Вашего Императорского Величества верноподданный Рязанский Губернский Предводитель, Гофмейстер Л. Муромцов.

Диагноз болезни Императора Александра, поведшей к кончине - хронический интерстициальный нефрит с последовательным поражением сердца и сосудов. Геморрагический инфаркт в левом легком с последовательным воспалением. Подписали 21 октября 1894 года: Лейден, Захарьин, Гирш, Попов, Вельяминов. Скрепил министр Двора.

Акт, составленный по вскрытии тела почившего Императора октября 22-го, в семь с половиной часов вечера: «Мы, нижеподписавшиеся, нашли при бальзамировании тела почившего Императора значительный отек подкожной клетчатки нижних конечностей и пятнистую красноту на левой голени. В левой полости плевры 200 кубических центиметров сывороточной жидкости, окрашенной в красный цвет. В правой полости плевры 50 кубических центиметров таковой же жидкости. Старый фиброзный рубец в верхушке правого легкого. Отечное состояние правого легкого. В левом легком отек верхней доли и кровяной инфаркт в нижней доле того же легкого, причем эта нижняя доля очень полнокровна и содержит в себе очень мало воздуха. Кровяной инфаркт находится у верхнего края нижней доли левого легкого и в разрезе имеет трехугольную форму, полтора центиметра в продольном разрезе и один центиметр в поперечном. В околосердечной сумке 30 кубических центиметров красноватой сывороточной жидкости. Сердце значительно увеличено в объеме: продольный размер -17 центиметров, поперечный размер -18 центиметров. В подсерозной клетчатке сердца большое количество жировой ткани. Сердце плохо сократилось. Левая полость сердца увеличена и стенка левого желудочка утолщена (=двум с половиной центиметрам). Мышца левого желудочка бледна, вяла и желтоватого цвета. В правом желудочке мышечная стенка истончена (6 миллиметров) и такого же желтоватого цвета. Заслоночный аппарат совершенно нормален. В полости живота около 200 кубических центиметров сывороточной жидкости. В желудке и кишечнике большое количество газов. Печень немного увеличена и очень полнокровна. Почки имеют следующие размеры: левая -16 центиметров в длину, 7 цент. в ширину и 4 цент. в толщину; правая -15 цент. в длину, 6,5 цент. в ширину и 4 цент.в толщину. Капсула почки обыкновенной толщины и отделяется легко, мелкозерниста, темнокрасного цвета. Плотность почек, наружная поверхность почек незначительная. Корковое вещество почек уменьшено (от 6 до 7 меллиметров) и желтовато; медулярное же вещество темно-красного цвета. Сверх того, в левой почке серозный пузырек трех миллиметров в поперечнике. На основании вышеизложенного, мы полагаем, что Император Александр скончался от паралича сердца при перерождении мышц гипертрофированного сердца и интерстициальном нефрите (зернистой атрофии почек)».

Подписали: профессоры Московского университета: Клейн, Зернов; профессор Харьковского университета Попов. Прозекторы Московского университета Алтухов, Харьковского - Белоусов. Скрепил министр Двора.

Гроб для останков почившего Императора Александра III сделан в Петербурге из сухого дуба, двойной, обит внутри медью, снаружи гроб обит золотым кованым глазетом, позументами и государственными гербами. Внешняя отделка крышки гроба вся кованого золотого глазета; украшена гирляндой из золотой бахрамы, в фестонах государственные гербы. Катафалк обит золотою парчею. Покров для гроба золотой, парчевой с Императорскою мантиею, с золотыми массивными кистями, по углам с Императорскими гербами. Подушки для орденов и табуреты к ним обиты золотой парчею и бахрамой. 21 октября вечером со скорым поездом Николаевской железной дороги гроб, катафалк, подушки, покров и табуреты отправлены в Ливадию.

Всенародная подписка на памятник Императору Александру III. Петербург 27 октября. «Министр Двора уведомил из Ливадии Министра Внутренних Дел о Высочайшем соизволении на всенародную подписку для устройства в Москве памятника в Бозе почившему Императору Александру III, Великому Миротворцу.» По случаю открытия всенародной подписки для сооружения в Москве памятника в Бозе почившему Императору Александру III Московские Ведомости между прочим пишут:

Для увековечения памяти о Себе усопший Император Александр III, несомненно, вовсе не нуждался в сооружении Ему какого-либо памятника. Он Сам уже воздвиг себе памятник всем Своим царствованием, всею Своею жизнью. Этою жизнию, этим царствованием Он навеки оставил, в память и назидание живущим и грядущим поколениям, Свой христиански-простой и царственно-величавый образ в столь совершенном и законченном выражении в каком не мог бы представить Его ни в меди, ни в мраморе никакой резец никакого ваятеля, — и этот Его образ уже запечатлен в сердцах сотен миллионов свидетелей Его царствования.

Царствования, подобного тому каким было Его царствование, еще не представляла вся наша тысячелетняя история. Оно явилось решительным поворотом в ходе всей этой истории, — поворотом без ломки, переворотом столь мягким, столь кротким, что при нем, говоря библейским образным языком, трость надломленная не переломлялась, и лен курящийся не погашался, — и, тем не менее, поворотом восстановляющим порванную было связь между исконною и современною Россией, поворотом возвращающим России едва было неутраченное ею наследие былых веков ее жизни и указавшим ей путь к совершению предлежащей ей великой мировой задачи.

Историческая заслуга усопшего Царя безмерна. Его жизнь для России была особым благодеянием Промысла Божия.

В эпоху, когда Россия уже колебалась, охваченная общею расшатанностью умов, когда даже лучшие наши люди готовы были отчаиваться в будущем, — явился Он. Это было истинно явление Божьего Избранника.

Он дал измученной стране 12 лет счастья, какого не запомнят ни деды, ни прадеды. Процвела святая Русь перед всеми народами земными. Умиротворилась она внутри. Воскресло ее благочестие. Вновь водворилось в ней единение. Поднялось благосостояние, — и благословенный мир разлился по лицу всея земли благодаря Великому Русскому Царю-Миротворцу.

Общий голос нашей печати. Вся печать единодушно исполнена скорби о невозвратной потере и горячо приветствует Государя Императора. Все газеты переполнены очерками прошлого царствования и выражениями преданности новому Государю. Ограничиваемся лишь выпискою из Journal de St.-Peterbourg:

«Император Александр III отозван из этого мира!... С одного конца нашего обширного отечества до другого ужасная весть повергла все сердца в жесточайшую скорбь и тягчайшее удручение».

«Русский народ лишился лучшего из государей, доброго, справедливого и милостивого Монарха, окруженного безграничною любовью, безмерным почтением и благодарностью, которая не пройдет во век, — Монарха, который в четырнадцатилетнее Свое царствование возвысил Россию до столь высокой степени народного развития и преуспевания, почета, власти и могущества. Воля Божия да исполнится! Оплакивая преждевременную кончину своего многолюбимого Государя, русский народ смиренно склоняется перед неисповедимыми судьбами Провидения.»

«Наш народ, удрученный своим горем, в сокровищнице своей глубоко-религиозной души, в любви и верности к своей славной династии, в спокойной энергии, которую он всегда проявлял во дни народных испытаний, сумеет найти необходимую силу чтобы смириться и с покорностью и доблестью исполнить предначертанную ему великую судьбу. Он знает, что Провидение оказывает покровительство и поддержку народам, которые не падают под ударами судьбы, как бы жестоки они ни были.»

«В сердце своем Русский народ сохранит вечную память о почившем Императоре и на своего Нового Государя перенесет всю любовь, всю преданность, и верноподданническую привязанность, которые он питал к Тому, Чья кончина вызывает ныне его слезы. Он возносит к Богу горячие молитвы, дабы, в своей безконечной благости, Господь дал Ее Величеству Императрице силы соразмерные безграничному горю, в которое Она повергнута. С горестным сочувствием присоединяется он к печали которая поразила всю Августейшую Императорскую Семью и дает миру блестящий пример народа всегда непоколебимо верного своей династии, как в горестные, так и в счастливые дни.»

«Преждевременная кончина Императора Александра III, — чье царствование, увы, столь краткое, - будет золотыми литерами запечатлено на скрижалях истории - происходит также громаднейшее и глубочайшее впечатление за границей, где наш многолюбимый Монарх по справедливости пользовался всеобщим уважением как могущественный Покровитель мира на земле, соблюдение которого составляет драгоценнейшее желание нашего народа, всецело преданного мирному труду.»

«Император Александр III почил!... Боже, храни Императора Николая II!... Боже, храни наше дорогое отечество!...»

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте