Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Прибавления к Церковным ведомостям на 1892 год. Сведения о Рязанской епархии.

Открытие попечительства при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №4 1892 г.

15-го декабря 1891 года открыто попечительство при Покровской церкви Рязанского епархиального женского училища, с целью содействовать подобающему благолепию училищного храма и доставлять нуждающимся воспитанницам материальную помощь и средства к образованию. В частности – попечительство имеет в виду оказывать посильное вспомоществование в уплате денег за обучение и содержание наиболее нуждающихся воспитанниц, снабжает беднейших воспитанниц приходящих учебниками и необходимыми учебными пособиями, доставляет беднейшим приходящим воспитанницам завтрак в училище в учебное время года, оказывать посильную помощь воспитанницам при первом вступлении их в самостоятельную жизнь приисканием им места или доставлением подходящих занятий, а по мере развития материальных средств попечительства – и выдачей денежного пособия. Членами попечительства могут быть лица обоего пола, всякого звания, за исключением учащихся. Внесение в попечительство единовременно не менее 100 руб. получают право на звание пожизненных членов; действительные члены вносят ежегодно не менее 3 руб., а те, которые внесли меньше, считаются членами-сотрудниками. Жертвующим 100 руб. и более предоставляется заявлять, на каких именно воспитанниц предназначается вносимая сумма, на духовных или светских. Все остальные пожертвования распределяются исключительно по усмотрению попечительского правления.
Рязанское епархиальное женское училище – одно из самых многолюдных по числу учащихся. Средним числом ежегодно обучается в нем 440-450 девиц. К характерным особенностям этого училища относится между прочим то, что 1/3 часть (а в текущем году даже несколько более) всех учащихся падает на дочерей лиц светских сословий. Со светских пансионерок взимается вдвое большая плата, и приток иносословных воспитанниц служит одним из важнейших источников денежных средств для восполнения расходов по содержанию духовных воспитанниц. Но поступая в училище при благоприятных условиях, светские воспитанницы, вследствие изменившихся обстоятельств семейных и материальных, нередко поставляются в необходимость оставлять училище до окончания курса. Благовременная помощь в таких случаях является существенно важною и необходимою для них. При различных неблагоприятных обстоятельствах (недород хлеба, пожар, болезнь главных членов семьи) и духовные пенсионерки нередко становятся в положение, поистине требующее глубокого внимания и сострадания. Сироту примут на церковно-коштное содержание, а пенсионерка духовная на это рассчитывать не может, как бы ни было затруднительно материальное положение родителей её. Ей остаётся только прервать своё образование. Изложенные выше обстоятельства были усмотрены между прочим бывшим в Рязани в 1887-1888 гг. на ревизии членом Учебного Комитета при Святейшем Синоде д.с.с. И. К. Зинченко, и им было указано на возможность открытия попечительства при Рязанском епархиальном женском училище.
Всех лиц, записавшихся в члены попечительства, пока – 60. Денежных пожертвований при самом открытии попечительства поступило 362 руб. К 21 декабря общая сумма пожертвований уже простирается до 440 руб.

М. Краснов

Новое здание Рязанской духовной консистории.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №52 1892 г.

Во второй половине месяца октября Рязанская духовная консистория совершила свое переселение из старого корпуса, в котором помещалась, в новый; 25-го числа этого месяца освящено новоприобретенное здание, а 26-го начались в нем рядовые служебные занятия.
Старый дом консистории находится в восточной части города Рязани, близ архиерейского дома, Спасского монастыря и кафедрального Успенского собора. Он имеет в длину 15,3 сажени, в ширину 4,6 саж., в вышину до карниза под кровлей 4 саж. Здание двухэтажное, мрачное, с старинными узкими и малыми окнами. В верхнем этаже помещалось присутствие консистории и канцелярия, а в нижнем подвальном, сыром и темноватом, — архив. Свободного усадебного места при нем совершено не было. Первоначальная постройка его относится в половине XVII века. В свое время в нем помещались разные епархиальные учреждения: архиепископские разряды, заведовавшие распорядительною, судебною и исполнительною частью по церковным делам в епархии, казенные приказы, управлявшие финансовыми делами — по сооружению церквей и монастырей, сбору венечных пошлин и церковных даней, дворцовые приказы, властвовавшие над архиерейскими вотчинами; при митрополите Стефане Яворском здесь была архиерейская канцелярия, в тридцатых годах прошедшего века — епархиальная дикастерия и с 1744 года — консистория. Насколько невзрачен, неудобен и неприличен старый консисторский дом для среднего присутственного начальственного учреждения, — можно судить потому, что один многосведущий столичный сановник, осмотрев его подробно во всех частях, при выходе с скорбию сказал: «изведи из темницы душу мою».
Новое консисторское здание находится в лучшей части города, близ торговых каменных рядов, Николаевского сада и гимназического пансиона, на углу Владимирской и Дворянской улиц. Усадьба его занимает 900 квадр. сажень, тридцать сажень в длину и столько же в ширину. Здесь стоит главный двухэтажный каменный дом, построенный в первой четверти нынешнего столетия откупщиком Рюминым, имеющий в длину 15 саж., в ширину десять саж. и в вышину пять саж.; в верхнем этаже его теперь помещается консистория и епархиальное попечительство, а в нижнем архив. При главном корпусе есть второстепенные здания. По границе северной и западной стороны усадьбы идет противопожарная стена на протяжении 60-ти саж. Это дом аристократический: при посещении Рязани в нем имели помещения Августейшие Особы — Государи Императоры — Александр I и Николай I, императрица Александра Федоровна, Наследник Цесаревич Александр Николаевич. И такое роскошное здание куплено за 26,000 руб., — в действительности стоящее 75,000 руб. В последнее время оно было запущено, почему потребовало существенной ремонтировки, на сумму до 8,000 руб., — так что все консисторское помещение с усадьбой стоит 33,000 р., тогда как одно реставрирование старого консисторского дома, по соображению архитектора должно было обойтись в 50,000 рублей.
Высокопреосвященный Феоктист, архипастырь Рязанский, начал дело о приобретении для консистории нового, приличного и удобного помещения в 1884 г Много было всяких препятствий и затруднений при стремлении к цели, — но, его опытность, мудрость, энергия и ревность о благе епархии все преодолели Святейший Синод отпустил потребную сумму из синодальных средств на покупку нового дома для Рязанской духовной консистории.
В течении года купленный дом приспособлен к новому своему назначению. Под руководством в надзором особой строительной комиссии, в нем произведены работы каменные, железные, штукатурные, малярные, печные в плотничные. К половине октября все было окончено, и в 22-е воскресенье по Пятидесятнице водворилось Рязанское епархиальное управление в новом здании, в день святых мучеников нотарей Маркиана и Мартирия, дабы, по примеру древних греческих нотарей, современные наши церковные нотари добросовестно и с самоотвержением трудились над письмоводством в делопроизводством, одушевляясь распространением и утверждением Христовой веры и благом святой православной Церкви.
Благодарная консистория поднесла владыке своему на память о новом помещении для неё святую икону Господа Вседержителя в серебряной вызолоченной ризе, с вырезанною на серебряно-золоченой дощечке надписью о поводе к поднесению иконы святителю.
Высокопреосвященный владыка благословил консисторию святой иконой Спасителя по случаю помещения ее в новом здании. При сем архипастырь сказал членам и чиновникам консистории: "По случаю перехода вашего из старого здания в новое я благословил вас святым образом вечного Архиерея нашего, прошедшего небеса в основавшего единую истинную Церковь на земле. Эта икона поднесена мне съездом Рязанского духовенства в 1887 г. за мои благоплодные труды для епархии, в знак расположения и преданности мне духовенства. Помните духовное значение этой иконы. Любите и вы духовенство, добросовестно трудитесь для его блага, поступайте всегда в суждении о нем разумно и честно, защищайте его от нареканий и обид, — водворяйте в нем мир, возбуждайте ревность к пастырскому служению, — давайте такое направление делам, чтобы каждый священник постоянно помнил и исполнял слова Апостола: «образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1 Тимоф. 4, 12). Для этого сами прежде всего будьте образцами мудрости, правды я чистоты в ваших служебных занятиях. Под моим руководством пасите стадо Божие, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия (1 Петр. 5, 2). Призываю на вас Божие благословение и желаю, чтобы Господь всегда помогал вам и при вашем управлении, и при вашем суде, в при вашем попечении о духовенстве и мирянах". Все собрание стоя с глубоким в благоговейным вниманием выслушало назидательную речь своего архипастыря и трижды пропело ему "Многая лета".

Сообщение Епархиальных Ведомостей о новом здании для консистории заключается словами: «В новые мехи да вольется новое вино мудрости, правдивости, бескорыстия, миролюбия, благородства, честности! Domino domus honestanda est!» («Ряз. Еп. Вед.» № 22).

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №1 1892 г.

Священником Покровской церкви села Одоевщины, Данковского уезда, Рязанской епархии В. Зиминым на частные пожертвования открыта даровая столовая для голодающих прихожан села Одоевщины, - на первое время на 60 человек; а жителям дальних деревень прихода производилась по мере средств раздачи муки. С 1-го декабря минувшего года предположено было открыть отделение этой столовой на 30 человек при селе Ярославах, заведовать которой поручено местному священнику К. Бургову («Ряз. Епарх. Вед.» №24).

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №4 1892 г.

Священник Покровской церкви села Одоевщины, Рязанской губернии, донес епархиальному начальству, что им на частные пожертвования благотворителей, в здании земского училища открыта бесплатная столовая для голодающих прихожан, на первое время на 60 человек; что кроме того жителям дальних деревень прихода, по мере возможности, роздана мука и что предположено открыть отделение упомянутой столовой на 30 человек в селе Ярославах, где отделением булет заведовать местный священник.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №3 1892 г.

Рязанский епархиальный комитет по сбору и распределению пожертвований в пользу неурожайных местностей Рязанской губернии, заботясь об увеличении своих средств, обратился с просьбой к управляющему Московской Синодальной конторой А. Н. Шишкову отпустить в Рязань хор синодальных певчих с тем, чтобы они дали там концерт для усиления средств епархиального Рязанского комитета. Андрей Николаевич с полным сочувствием отнесся к просьбе Рязанского епархиального комитета и, испросив согласие Г. Обер-прокурора Святейшего Синода, отпустил в Рязань хор певчих, которым и дан был концерт 12-го декабря. Хор синодальных певчих, в составе 65 человек, был перевезен в Рязань и обратно в Москву бесплатно в вагонах II класса. Посетителей на концерте было очень много, так что в пользу комитета поступило от концерта 160 руб. чистой прибыли, каковую сумму и предположили употребить в пособие бедным лицам из духовенства Рязанской епархии, пострадавших от неурожая.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №6 1892 г.

16-го января последовало открытие приходского попечительства еще в селе Ижевском, Спасского уезда, Рязанской губернии. Пред открытием собрания священниками о. Евм. Остроумовым, о. Добромысловым и о. Преображенским совершено было молебствие, после коего вниманию членов председателем открываемого попечительства, о. Остроумовым сообщено было о получении им вырученных от бывших в местном народном училище 3 января чтений денег 126 р. 70 к. в пользу учеников народных школ Рязанской губернии в местностях, сильно пострадавших от неурожая, и 62 р. для распределения между беднейшими жителями села Ижевского. Затем, волостным старшиной Горелышевым заявлено было о приобретении сельским обществом 500 пудов ржаной муки в пособие крайне нуждающимся жителям селений Ижевской волости. После сего составлено было два списка – первый о беднейших жителях села Ижевского, в который внесено было двадцать человек, второй о нуждающихся всех селений Ижевской волости, в который записано было 83 человека. Лицам, вошедшим в первый список, постановлено было выдать означенные выше 62 р., а лицам, записанным во втором списке, решено раздать приобретенные сельским обществом 500 пуд. ржаной муки.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №5 1892 г.

Со дня открытия действий Рязанского епархиального комитета, с 22 сентя6ря по 1 декабря поступило: кружечного сбора 2,405 руб. 29 к., частных пожертвований: от гг. В., С. и П. фон-Дервиз 25,000 руб., от других лиц 2,002 руб. 64 коп. Всего вместе с перечисленными из комитетов других епархий поступило деньгами 49,778 рублей 48 коп. Вещевыми пожертвованиями: от Богословского монастыря 60 пудов ржи, от Московского епархиального комитета 257 пудов 29 фунтов ржаных сухарей, 2 пуда пшена, 2 пуда круп, 4 пуда муки; от Киевского епархиального комитета 1,220 пудов ржи, и Рузского уездного комитета 60 пудов овса, 59 пудов жита, 373 пуда ржи, 1 пуд сухарей; от конторы Вологодского архиерейского дома 224 пуда ржи, 55 пудов 36 фунтов овса.
В начале деятельности комитет установил порядок раздачи пособий чрез уездные комитеты, которые по предварительному совещанию, или соображаясь с действиями попечительств Краснаго Креста, земства и частных лиц, направляли пособия на места, где раздачу производили священники. Рожь до раздачи ее перемалывалась в муку средствами уездных комитетов. Таким путем отослано и большею частью уже роздано в Скопинском уезде 2,640 пудов ржи, в Данковском—2,220 пудов ржи, в Ряжском—2,220 пудов ржи и 54 пуда 29 фунтов сухарей, в Раненбургском -2,220 пудов ржи, 50 пудов муки, 58 пудов сухарей, 4 пуда муки, 2 пуда круп, 2 пуда пшена, в Сапожковском—2,220 пудов ржи, в Пронском—597 пудов ржи, 59 пудов жита, 115 пудов 36 фунтов овса. Кроме того отослано для снабжения школ: в Скопинский уезд 800 пудов ржи, в Ряжский—500 пудов, в Сапожковский 1,000 пудов.
Выяснившаяся в настоящее время деятельность земства, общества Краснаго Креста и частных лиц, организованная этими учреждениями и лицами помощь и выясннвшаяся более точно в настоящее вреня нужда указали комитету на необходнмость кому-нибудь взять на себя специальную заботу вообще о детях и о посещающих сельскую школу. Эта часть населения совершенно беспомощна и требует о себе особой заботы. Желая взять и ваполнить эту задачу, комитет собрал первоначально сведения о количестве нуждающихся детей, посещающих сельские школы в бедствующих уездах, и, благодаря содействию директора, инспекторов народных училищ и священников, получил точные собранные по школам сведения. Оказалось, что необходимо кормить в настоящее время в Ряжском, Скопинском Сапожковском, Раненбургском и Данковском уездах около 8,000 детей, посещающих школы, нз общего числа 19,387 учащихся в 369 всех наименований школах упомянутых уездов (министерских, земских, церковно-приходских и школах грамоты). Предстоит в недалеком будущем прийти на помощь школам в уездах: Пронском, Егорьевском, Касимовском и частью Михайловском. Всего учащихся во всех школах последних 4-х уездов около 12,000 детей и предвидится нуждающихся в помощи около 5,000 детей. Следовательно, в настоящее время предстоит помогать 13,000 учащимся, но, конечно, количество это будет постепенно приближаться к 31,387, т.е. цифре, определяющей всех учащихся в школах 9-ти упомянутых уездов. Готовить пищу и печь хлеб для учащихся охотно приняли на себя где священники, где учителя, где попечители и зажиточные крестьяне. Лишь в самом незначительном количестве школ не нашлось желающих принять на себя такой труд. Соображаясь с означенными данными и средствами, комитет решил:
а) Установить пока ежедневную раздачу печеного хлеба по ¾ фунта на нуждающегося ученика в Скопинском, Ряжском, Раненбургском, Пронском, Сапожковском и Данковском уездах и, где возможно, установить варку горячей пищи.
б) Для выполнения такого постановления закупить на имеющиеся средства хлеба и выслать в уезды потребное по расчету количество его.
в) Немедленно установить раздачу в Скопинском, Ряжском и Сапожковском уездах, а в остальных намеченных уездах в порядке постепенности, по получении с мест ожидаемых подробных сведений.
г) Просить уездные комитеты разослать по школам указанное комитетом количество хлеба.
д) Раздачу поручить совместно священникам, учителям и попечителям школ.
е) Командировать одного члена епархиального комитета в уезды для личной передачи комитетам желаемого направления сего дела.
ж) Просить состоящих членами епархиального комитета гг. инспекторов народных училищ и гг. товарищей прокурора ревизовать, по мере возможности, на местах правильность раздачи.
Для выполнения такой задачи потребуется при самых благоприятных условиях (на 13,000 детей по ½ фунта ржи в день на человека) в течении шести месяцев 29,250 пудов ржи, а при самых неблагоприятных условиях (на 31,388 учащихся по ½ фунта в день) 70,560 пудов.
Кроме этой задачи, комитет обязан принять на себя попечение о лицах духовного звания, между которыми также появляется сильная нужда, но от которых по настоящее время поступило лишь незначительное количество просьб. За удовлетворением вышеупомянутых нужд пострадавшего от неурожая населения, комитет предполагал бы поручить священникам помогать и матерям с грудными детьми, предпочтительно пред другими нуждающимися.
С 1-го по 15-е декабря комитет имел два заседания: 2-го и 9-го декабря. В означенных заседаниях комитета было постановлено: 1) утвердить сделанные товарищем председателя г. Мясоедовым заказы по закупке хлеба для епархиального комитета: 20 вагонов ржи и 10 вагонов пшеницы, при содействии Киевского генерал-губернатора графа Игнатьева, и 20 вагонов ржи при содействии Ковенского епархиального комитета; 2) принять предложение члена комитета М. С. Александрова о приобретении для комитета 2 вагонов. ржи и 6 возов суржи, при совместной покупке ржи и суржи Рязанским попечительством Красного Креста, 3) направить в распоряжение Пронского уездного комитета: 191 пудов 34 фунта ржи, и другого хлеба, пожертвованного Витебским епархиальным комитетом, и 83 пуда ржи, пожертвованной Новгородским епархиальным комитетом; направить в уездные комитеты: Раненбургский, Сапожковский и Ряжский по одному вагону ржи и в Скопинский один вагон пшеницы.

Денежных пожертвований с 1-го—по 15-е декабря в Рязанский комнтет поступило 7,069 р. 34 к.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №13 1892 г.

В Раненбургском уезде, Рязанской губернии, устроены бесплатные детские столовые епархиальным комитетом, членом комитета Красного Креста О. С. Рюминой и женой присяжного поверенного О. Ф. Богдановой. От епархиального комитета выдается в школы всех ведомств ржаная мука, из которой пекутся хлебы и раздаются ежедневно по полуфунту на каждого ученика, а в некоторых школах варится горячая пища. Г-жею Рюминой открыто в селениях: Братовке, Нарышкине, Лозовке и Новопокровском 12 столовых в которых питаются 553 детей и 64 кормилицы. Г-жею Богдановой на собранные ею средства открыто в разных селениях также 12 столовых, в которых питается 540 детей и 37 кормилиц. Организация столовых везде одинакова. Столовые открываются при непременном условии, чтобы был указан наблюдатель, под ближайшей ответственностью которого и ведется дело. Наблюдатель получает от заведующего столовыми провизию и выдает её ежедневно в указанном количестве. Выдается ежедневно в столовые: пшена для кулиша один фунт на 10 человек, хлеба по полуфунту на каждого из детей. В столовые для кормящих матерей выдача производится в увеличенном размере, именно: по 1 фунту хлеба на каждую кормилицу и по 1 фунт пшена на 6 человек («Рязанск. Епарх. Ведом.» №5)

Миссионерский сборник. 1891 г. ноябрь— декабрь. Рязань, 1891 г.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №5 1892 г.

В последней книжке сборника за прошлый год отметим интересныи очерк — "Значение женщины в истории возникновения раскола", составленный по «Материалам для истории раскола» и другим печатным источникам. Предпослав несколько общих замечаний о важном значении женщин в трехсотлетней истории раскола и в его живучести, автор, г. П. С—в, подробнее выясняет значение женщины в первоначальной истории возникновения раскола. Протест женщин против церковных преобразований патриарха Никона носил характер пассивный—в смысле безусловного отрицания всякого "новшества" и, крепкого, до самопожертвования, стояния за "древнее". Такую роль женщины хорошо понимал протопоп Аввакум, когда говорил: "женской быть одно говоря: так в старопечатных книгах напечатано, так я держу и верую, с тем и умираю". И в качестве его последовательниц и духовных дочерей видим ряд женщин, имевших большое влияние на возникновение и укоренение раскола. В указанной статье представлены краткие живые очерки Настасьи Марковны, жены Аввакума, решительной н самоотверженной женщины боярыни Федосьи Морозовой, сестры ее княгини Евдокии Урусовой, жены стрелецкого полковника Mapии Даниловой, подвергшихся заточению и соблазнивших своим примером крепкого стояния за мнимую правду многих слабых умом и нетвердых в вере. Деяния этих родовитых раскольниц и доныне прославляются всеми стоящими под знаменем раскола. В конце 17-го столетия составлено даже "житие" Морозовой, весьма распространенное у раскольников. По недомыслию некоторые и православные писатели берут сюжеты из истории родовитых раскольниц для своих повестей и романов и так расписывают своих героинь раскольниц, что косвенно служат пропаганде раскола. Так, в романе Чмырева "Раскольнические мученицы" последовательницы Аввакума изображены мученицами за веру и правду, и в описание их страданий внесено все, что могло создать испорченное воображение романиста. В подобном же роде, по замечанию автора статьи, описаны подвиги болярынь — раскольниц в повести Мордовцева "Великий раскол".
Раскольники очень любят читать такие произведения, и даже из романа Чмырева внесли некоторые страницы в «житие» Морозовой при издании его в 1884 году. — Кроме Морозовой, Урусовой и Даниловой в числе учениц Аввакума были и другие женщины—Анна, из фамилии Милославских, инокиня Мелания, начальннца всех учениц Аввакума, имевшая на них сильное влияние, игумения раскольническая Анисья и многие другие. Кроме Москвы и в других местах женщины усердно подвизались в распространении и утверждении раскола, и тем успешнее, что власти полагали более приличным оставить их совсем в покое, потому что, как говорил патриарх Питирим, "женское их дело, что они много смыслят"? — Однако и доселе в расколе многие упорствуют главным образом благодаря женщинам, и ими раскол держится местами столь крепко.
В той же книжке напечатан «Рассказ крестьянина Гурия Свиркина о его жизни в расколе и обращении в православие», занимательный по изображению нравов и обычаев раскольников и особенно интересный в том отношении, что здесь бывшим раскольническим начетчиком раскрываются слабые стороны беспоповщинских лжеучений, отстаивать которые затрудняются сами расколоучители. Этим рассказом православные могут воспользоваться для борьбы с раскольниками.
Приведем из этой же книжки следующее отрадное заявление в письме в редакцию миссионера 1-го Егорьевского округа, Рязанской епархии, Михаила Шебалина о подготовке питомцев семинарии к практической миссионерской деятельности.
«В начале июля истекающего года некто А. М., студент Рязанской семинарии, только что окончнвший курс, обратился ко мне, как окружному миссионеру, с просьбой сделать несколько религиозных собеседований с старообрядцами — с тем, чтобы ему было дано позволение принять участие в этих собеседованиях в качестве защитника православия. Я отнесся очень сочувственно к желанию просителя, и не мог отнестись иначе. Я одинаково интересовался как познаниями молодого человека, так и усердием его к делу. Не дальше, как три-четыре года тому назад учение о русском расколе хотя и преподавалось в некоторых семинариях, но считалось предметом сверхштатным и потому ограничивалось краткой историей раскола, и то лишь части ее. Окончившие курс, если и чувствовали себя способными вести религиозные прения с раскольниками и вообще заблуждающимися, то лишь настолько, насколько так может чувствовать себя человек, получивший богословское образование в среднем духовноучебном заведении: специальной теоретической подготовки к делу, в виде запаса известной суммы сведений по обличению раскольнических заблуждений и знания важнейших приемов при устных собеседованиях не было. Самой охоты служить для вразумления заблудшихся не чувствовалось: сказывалось убеждение о расколе, как непроходимом, сплошном невежестве, защищать пред которым православную истину — значит лишь унижать достоинство церкви и ее служителей. Отсюда те, которых судьба, по выходе их из школы, поставляла лицом к лицу с расколом, чувствовали себя в неловком положении. Вот почему произвела на меня радостное впечатление просьба студента семинарии. Но оно еще более увеличилось, когда состоялись собеседования. Публичных бесед было две,— в местах, где имеется понескольку раскольнических начетчиков. Кроме того, было еще несколько частных бесед, как по деревням, так и у меня на дому — в последнем случае с старообрядцами из известной Гуслицы, откуда в нашу церковь весной и летом приходит и приезжает много раскольников для поклонения иконе Божией Матери «Утоли моя печали». На одних беседах студент М. помогал мне, на других вел дело без всякого с моей стороны участия, — и всякий раз обнаруживал не только отличные познания по обличению раскола, но и присутствие духа и знание приемов,—-вел дело спокойно, с известным тактом и в достоинством, какое приличествует предмету. Даже сами раскольнические начетчнки остались благодарны ему, в знак чего один из них—староста деревни Широков пожал ему руку.
Я довольно распрашивал г. М. и узнал, что он в течение двух последних лет своего пребывания в семинарии специально, под должным руководством, занимался изучением раскола, — помимо того, что требовали классные урови.—А как ваши товарищи, спросил я? — Почти все в состоянии вести беседы с раскольниками, — по крайней мере имеют на то достаточно сведений, — ответил он мне. Если это так, чему легко верится, то как не радоваться такой новинке! И как не пожелать от всего сердца, чтобы оканчивающие теперь курс не поленились заняться в местах предварительного своего служения беседами с раскольниками в качестве сотрудников священников. В иных приходах они, несомненно, могут быть единственными собеседниками с раскольниками. В особенности много можно ожидать помощи для священников от частных бесед таких сотрудннков. В последствии же, заняв места священников в раскольнических приходах, оня явились бы опытными обличителями раскола. Миссионерам же следует всячески заботиться о привлечении окончивших курс семинарии на собеседования с раскольниками для участия в сих последних».

В заключение напомним, что "Миссионерский Сборник" издается в Рязани 2-й год при местных епархиальных ведомостях, выходит раз в два месяца в объеме не менее 24 печатных листов в год и выписывается отдельно от ведомостей по 1 р. 70 к. за годовое издание. — Желательно, чтобы для удобства справок и ссылок книжки журнала имели обычную нумерацию, кроме указания тех месяцев, за которые они выходят.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №8 1892 г.

В ночь на 24 декабря прошлого года скончался после продолжительной болезни преподаватель Рязанской духовной семинарии, по математике и физике, Николай Васильевич Беневоленский. Уроженец Рязанской губернии, покойный окончил курс в С. Петербургском университете в 1882 году. Строго правдивый, преданный своей науке, исполнительный в отправлении преподавательских обязанностей и готовый нередко домашними безмездными уроками помочь ученикам в изучении математики, и отзывчивый к общественным вопросам, Н. В. пользовался общим уважением всех знавших его («Рязан. Епарх. Вед.» №2-3).

Преосвященный Василий, бывший епископ Пензенский и Саранский.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №8 1892 г.

12-го февраля в Раненбургской Петропавловской пустыни скончался, после продолжительной и тяжкой болезни, преосвященный Василий, бывший епископ Пензенский и Саранский. Покойный преосвященный, в мире Михаил Васильевич Левитов, был уроженец Рязанской губернии, сын диакона села Старого Кельца, Скопинского уезда. По окончании курса в Рязанской семинарии и затем в Московской духовной академии в 1848 году со степенью магистра, был определен профессором богословских наук в Костромскую духовную семинарию, а в 1850 году был назначен на протоиерейскую вакансию в соборном храме г. Раненбурга, Рязанской епархии и вместе законоучителем Раненбургского уездного и приходского училищ. В 1869 году, по избранию духовенства Рязанского училищного округа, протоиерей Левитов был определен смотрителем Рязанского духовного училища; в следующем году, как вдовый протоиерей, он был пострижен в монашество с наречением Василием и в том же году возведен в сан архимандрита. В 1873 году архимандрит Василий был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии. В 1880 году преосвященный Василий был перемещен на самостоятельную кафедру в Тобольск. Здесь особенное внимание его было обращено на возвышение подведомого ему духовенства в нравственном отношении и на благоустроение духовной семинарии. Тобольской епархией преосвященный Василий управлял до 1885 года, когда по расстроенному здоровью испросил увольнение на покой и поселился сперва в Московском Донском монастыре, а потом в Петропавловской Раненбургской пустыни. Проживая в Москве, преосвященный пользовался советами и помощью лучших московских врачей, и, с одной стороны, благодаря этому, а с другой – покою и отдыху после долголетней деятельности, он настолько восстановил свои силы и здоровье, что изъявил Святейшему Синоду желание вновь послужить церкви, и в 1889 году он был определен епископом Пензенским. Но недолго ему пришлось управлять Пензенской епархией: вместе с трудами и заботами по должности к нему возвратилась прежняя его болезнь, которая до того усилилась, что в 1890 году он испросил увольнение на покой, избрав опять местом своего пребывания туже Раненбургскую Петропавловскую пустынь, в которой и скончался.

Почивший архипастырь, как человек, всегда и во всем заявлял себя особенным смирением. Бывший ректор Московской духовной академии протоиерей А. В. Горский, знавший преосвященного Василия, как своего ученика по академии, так выразил свое впечатление после свидания с ним, бывшим уже в сане епископа: «Преосвященный Василий нисколько не изменился сравнительно с тем, как я знал его студентом: каким он был смиренным и скромным, таким и остался». В своих отношениях ко всем вообще людям покойный архипастырь был доступен, приветлив и ласков. Да будет вечная память усопшему архипастырю!

Деятельность братства святого Василия, епископа Рязанского в 1891 году.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №36 1892 г.

Деятельность братства в 1891 году обращена была на удовлетворение духовным потребностям местного православного населения и на распространение света православной веры в среде сектантов и раскольников, для каковой цели братство 1) содействовало открытию в местах, зараженных расколом или сектантством, новых церковно-приходских школ и заботилось о поддержании старых. Новых школ, открытых при пособии от братства, было две, на них израсходовано 300 р.; школ уже существующих, которые получили пособия от братства, было 12, на поддержание их израсходовано 2335 р.; 2) содействовало развитию церковной проповеди и внебогослужебных собеседований. С целью облегчения проповеднической деятельности духовенства братством предпринято издание сборников лучших проповедей священников епархии для рассылки их по церквам в руководство. В минувшем году разослан по церквам в епархии второй выпуск сборника. Внебогослужебные собеседования ведутся во всех приходах епархии преимущественно в зимнее время и в особенности в дни великого поста. Местом для них служит или храм, или помещение школы. Ведутся они по особой программе и имеют своим предметом объяснение молитв, заповедей закона Божия, богослужения, евангелия, апостола и чтение житий святых. Пособиями при ведении собеседований служили рассылаемые советом братства «Троицкие листки» и «Беседы пастыря с пасомыми», изд. С.-Петербургского братства. 3) Одним из самых важных предметов, на котором сосредоточена была деятельность братства, служить ослабление раскола и сектантства (последователей их в епархии насчитывается 14231 человек обоего пола) и ограждение православных от увлечения ими. Для этой цели братством учреждена должность епархиального миссионера и окружных миссионеров и их помощников, которых в отчетном году было 30 челов. Кроме того советом братства для нужд епархиальной миссии учреждены миссионерские библиотеки: одна общеепархиальная и несколько окружных, с книгами, необходимыми для борьбы с расколом и сектантством. К числу мер для ослабления раскола и сектантства следует отнести также публичные беседы, устраиваемые окружными миссионерами, проповеди с церковной кафедры и внебогослужебные собеседования и чтения, в которых опровергается учение раскольников и сектантов. Наконец, для преуспевания миссионерского дела в епархии издается при Епархиальных Ведомостях «Миссионерский сборник». По приходорасходной книге братства в течении года израсходовано всего 4367 р. 65 к., к 1 января 1892 года состояло: наличными 278 р. 41 к. и билетами 10250 р. («Рязан. Епарх. Вед.»).

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №48 1892 г.

Дочь ротмистра Надежда Николаевна Екимова завещала 5% билет государственного банка в 5000 руб., с тем, чтобы 5/6 сего капитала поступили в пользу богадельного дома села Яблонева, Скопинского уезда, 1/6 – в пользу причта того же села («Ряз. Еп. Вед.»).

0
 
Разместил: Игорь    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте