Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Незаслуженно забытые герои минувших дней (из цикла «Семейные истории»). Часть 1. Саватюгины из села Васютино Егорьевского уезда

Незаслуженно забытые герои минувших дней
(из цикла «Семейные истории»)

Часть 1. Саватюгины из села Васютино Егорьевского уезда

М.Б. Оленев

2010 г.

Необходимое предисловие

К столичным городам (да областным!) внимание подчас особенное, пристальное. Здесь и к историческим памятникам отношение получше, да и ученая братия старается не забывать: как же, местные знаменитости руку приложили!
А ведь были в истории и другие имена, до сих пор неизвестные широкому кругу. Имена людей не менее достойных. Людей по-настоящему православных, твердых в вере. Но дела их распространялись не на столицы и не на губернские да уездные города, а в места, откуда они были родом – провинциальные села и деревни, подчас глухие…
Кто их помнит сейчас? Даже на местах-то память исчезла… Нет мемориальных досок с цветастыми надписями, даже храмы и те оказались разрушенными.
Революция, гражданская война и последующие советские годы подрубили все под корень. Следы героев минувших дней теряются, и где сейчас живут их потомки, неизвестно.
Но пора воздать им должное! Хотя бы кратким словом упомянуть те семьи, которые в свое время были известны не только в своих селах и деревнях. Многие из благотворителей и сельских храмоздателей занимали видные места в столичной и губернской общественной и политической жизни. Преемственность поколений в таких семьях налицо!

Судите сами – о них пойдет рассказ!

По указу Рязанской Духовной Консистории от 29 августа 1869 года за №6833, в деревне Васютино Егорьевского уезда, вследствие прошения местных крестьян, была построена деревянная на каменном фундаменте церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Первоверховных Апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца. Освящена настоятелем Солотчинского монастыря архимандритом Герасимом 22 октября 1870 года [1]. Церковь была привезена из села Пашнева на средства московского 2-й гильдии купца Филиппа Антоновича Саватюгина и его братьев [2].

Спустя некоторое время после строительства храма, в январе 1872 года, Филипп Антонович скончался и был похоронен за алтарем васютинского храма. Сохранился памятник со следующей надписью:

«Под сим камнем погребено тело/
раба Божия/
Филиппа Антоновича/
Саватюгина/
строителя и попечителя храма сего/
Родился 1818 года ноября 14 дня/
скончался 1872 года января 13 дня/
в 6 часов вечера жития его было/

54 года 1 месяц и 30 дней».

На другой стороне памятника надпись:
«Памятник сей поставлен/
от детей и братьев его/
незабвенному отцу семейства/

и ревнителю храма сего»./

Рядом памятник с надписью:
«Под сим камнем/
погребено тело/
рабы Божией/
Анны Кондратьевны/
Саватюгиной/
сконч. 11 декабря 1889 г./
в 6 час 50 мин вечера/
жития ея было 62 года/
10 мес и 8 дней/
в супружестве жила 40 л/
5 мес и 9 дней/
день Ангела ея 3 февраля/

Мир праху твоему».

Саватюгины занимались торговлей крымскими яблоками. Братья Федор и Максим Кирилловичи Саватюгины, в поисках за хорошими фруктами, стали ездить в Крым раньше других фирм из Москвы [3] и занимали видное место в этом «бизнесе» до конца 70-х годов XIX века.
Егор Федорович и Филипп Антонович Саватюгины зарегистрировали в Москве торговый дом под фирмой «Е. и Ф. Саватюгины».
Младшие братья Филиппа Антоновича, Егор и Савва, также были известны благотворительностью и милосердием. Егор Антонович занимал должность церковного старосты Покровской церкви села Новопокровское, а в 1870 году был перемещен к новоустроенной церкви в деревне Васютино.
В 1874 году Егор Саватюгин пожертвовал 3327 рублей 4 коп. на постройку каменной ограды вокруг храма и кладбища [4], а в 1878 году - 300 рублей на устройство каменной сторожки при церкви. Жена его, Анна Саватюгина, пожертвовала билет в 200 рублей с обращением % в пользу причта и церкви пополам [5].
Деятельность братьев Саватюгиных была отмечена руководством Русской Православной Церкви.
Так, в 1874 году Егору и Савве Саватюгиным преподано благословение св. Синода с выдачей грамоты за пожертвования в пользу церкви и другие заслуги по духовному ведомству [6].
Спустя четыре года, в 1878 году, объявлена благодарность Епархиального Начальства с преподанием Божьего благословения Егору Саватюгину за устройство каменной сторожки близ приходского храма, и его жене Анне Саватюгиной за денежные пожертвования в пользу церкви и причта на вечное время [7].
А по определению св. Синода от 1 (21) декабря 1878 года за №2059 церковному старосте крестьянину Егору Саватюгину преподано благословение св. Синода за заслуги и пожертвования по духовному ведомству [8].
Саватюгины были также известны своими подвижническими делами.
В 1837 году в селе Старый Ям (Пахра) Подольского уезда Московской губернии при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. В 1848 году при богадельне был построен Крестовоздвиженский храм. С 1856 года община официально именовалась молитвенным богадельным домом, его настоятельницей стала Параскева Родионовна Саватюгина [9], вдова благотворителя Флоро-Лаврского храма – купца Максима Кирилловича Саватюгина [10], умершего в 1854 году. Вдова пожертвовала в общину 30 рублей.
В 1865 году молитвенный богадельный дом обращен в женскую общину с наименованием Флоро-Лаврской. В августе 1869 года община переведена в имение Александры Петровны Головиной - сельцо Лукино Островсой волости (в 8 верстах от станции Царицыно Московско-Курской ж.д.).
Параскева Родионовна Саватюгина просила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина [11]. Он и его жена, Анна Федоровна, принимали самое активное участие в жизни общины. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.
В 1873 году епископ Леонид постриг Саватюгину в иночество с именем Павла. Через 13 лет монахиня Павла (Саватюгина) ушла на покой.
За время настоятельства монахини Павлы (в период с 1871 по 1886 годы) были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.
В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня 1887 года [12].

Спустя 4 месяца, 31 октября 1887 года, монахиня Павла скончалась и была похоронена у южной стены Иерусалимского храма.

Ссылки:

[1] Добролюбов И.В. Историко–статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями. Т. 4, Рязань, 1891. с. 416 и Рязанские епархиальные ведомости (далее - Р.е.в.), 1870/71, №6
[2] Прот. Олег Пэнэжко. Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района. с. 74.
[3] Симиренко Л. П. Крымское промышленное плодоводство. М., 1912. т. I. с. 36.
[4] Р.е.в., 1873/74, №24
[5] Р.е.в., 1878, №6
[6] Р.е.в., 1874/75, №11
[7] Р.е.в., 1878, №6
[8] Р.е.в., 1879, №6
[9] Упоминается в ревизской сказке московского купечества IX ревизии (1858 год) по Мясницкой слободе. Показана как вдова, 50 лет // Найденов Н.А. Материалы для истории московского купечества. М., 1889. т. IX. С. 65.
[10] Фрязинов В. Краткий очерк Флоро-Лаврской женской общины при Крестовоздвиженской церкви, что в селе Лукин, Московской епархии Подольского уезда. М., 1888. с. 4.
[11] Воспоминания архимандрита Николо-Угрешского монастыря Пимена // Чтения в обществе истории и древностей Российских. Повременное издание под зав. О.М. Бодянского. 1877 (генварь – март). Книга 1 (100). М., 1877. с. 306

[12] Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. с. 522.

В статье использовались материалы авторского сайта П.А. Захарова - http://srodniki-po-ploti.narod.ru/

0
 
Разместил: MaxOl    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

...использовались материалы авторского сайта П.А. Захарова - http://srodniki-po-ploti.narod.ru/... по-моему сделан просто большой копипаст+прическа статьи "К истории рода САВАТЮГИНЫХ" [© Захаров П. А., 2008], опубликована в "Очерки по истории веры и быта Орехово-Зуевского края". Краевед. сб. № 1, Владимир, 2009.
Жаль, что такой ценный ресурс ("История, традиции и культура Рязанского края") пропускает то, что не пропустили бы в Wikipedia.
Васютино в статье - тогда Егорьевского уезда, ныне деревня Орехово-Зуевского района.

Петр Захаров.

...использовались материалы авторского сайта П.А. Захарова - http://srodniki-po-ploti.narod.ru/... по-моему сделан просто большой копипаст+прическа статьи "К истории рода САВАТЮГИНЫХ" [© Захаров П. А., 2008], опубликована в "Очерки по истории веры и быта Орехово-Зуевского края". Краевед. сб. № 1, Владимир, 2009.
Жаль, что такой ценный ресурс ("История, традиции и культура Рязанского края") пропускает то, что не пропустили бы в Wikipedia.

Васютино в статье - тогда Егорьевского уезда, ныне деревня Орехово-Зуевского района.

Изображение пользователя admin.

д. Васютино, Ефремовского сельского округа (Спирово, Васютино тож; Васильево; Васильевка).

Деревня Васютино расположена в 4 км к югу от Егорьевска, на левом берегу речушки Медведки и на правом р. Аносовки.

Упомянуто селение в Коломенских писцовых книгах писцов Данилы Житова и Федора Камынина при описании ими Холмской волости Коломенского уезда в 1577—1578 гг. «В Холмской волости села и деревни и починки и пустоши и селища за детьми боярскими в вотчинах: за Никитой за Дмитриевым сыном Фомина деревня Спирова на реке Медведке».

За тем же Никитой числились д. Григорово и Выстрокино, стоящие рядом со Спировом, впоследствии ставшие пустошами. Всего за Никитой Фоминым было «пашни середней земли 37 четвертей, да худой земли пашни 100 четвертей, да перелогу середней земли 3 четверти, да перелогу ж лесом поросло 6 четвертей. Сена 160 копен. Лесу непашенного 6 десятин».

Двойное название деревни Спирово, Васютино тож, мы находим в писцовых Коломенских книгах от 1627 г. Селение находилось тогда во владении Степана Никитича Фомина.

По сведениям «Экономических примечаний» к планам Генерального межевания земель, в Егорьевском уезде в 1771 —1791 гг. отмечена пустошь Спирова, Васютина тож, которая числится за Акулиной Ивановной, женой Андрея Сергеевича Норова. В ней «пашни 87 десятин, сена 26 десятин, леса три десятины. Всего 116 десятин».

В начале XIX в., по сведениям шестой ревизии 1811 г., вместо пустоши вновь значится д. Васютино. Принадлежала она помещикам Замятиным: у девицы Дарьи был один крепостной, у ее брата Бориса, титулярного советника, — 16 душ мужского пола, у штабс-капитана Владимира — 19 душ.

Во время Отечественной войны 1812 г. в селении был расположен отряд Костромского ополчения.

В 1858 г. владельцы д. Васютино — канцелярский служитель Алексей и его родной брат прапорщик Михаил Владимирович Замятины — продали свои владения «мерою 56 десятин и 229 сажень с крестьянами вместе» коломенскому мещанину Егору Прокофьеву и егорьевским мещанам Алексею Прокофьеву, Ефиму Александрову, Тимофею Иванову, Тимофею и Емельяну Петровым.

Согласно «Спискам населенных мест Российской империи» (СПб., 1862), в Васютине числилось пять хозяйств, а в них 21 мужчина и 22 женщины.

При обследовании крестьянских хозяйств в 1869 г. в общине на 24 работоспособных мужчины и 29 женщин приходилось 57 десятин земли, 13 лошадей. Но в 1872 г., после случившегося пожара, когда вся деревня сгорела, крестьяне перешли на новые усадьбы, ближе к первоначальному месту жительства.

С 1882 г. в деревне появилось пуговичное заведение крестьянина Светлова, он же впоследствии открыл и спичечную фабрику, а егорьевский купец А. В. Клопов построил бумагокрасильную фабрику. На них было занято 17 мужчин и 9 женщин. По сведениям 1885 г., один житель собирал белые грибы и продавал их на рынке, остальные уходили на работу в Егорьевск. В деревне было всего 7 изб, 20 мужчин и 20 женщин, из них грамотных 8 мужчин. У крестьян имелось 6 лошадей и 8 коров. При более обстоятельном обследовании состояния крестьянских хозяйств в 1885 г. было записано: «Деревня Васильева лет 40 назад была куплена помещиком Васильевым и перемещена на новое место за 1/4 версты от прежнего места», тогда же она стала именоваться д. Васильевo.

По сведениям сборника «Населенные места Рязанской губернии» (1906), в д. Васильевке (Васютино), стоявшей на тракте Егорьевск — Коломна, числилось 17 дворов и 76 жителей, существовала пуговичная фабрика. В 1912 г. Светлов открыл ватную фабрику. Некоторые жители деревни увлеклись торговлей. В 1912—1916 гг. получили право на торговлю Ирина Устиньевна Наумова и Марья Андреевна Игнатова, а Илья Наумович Наумов получил патент на право открытия трактира.

Лес, выросший на пустошах, бывших деревнями, стал предметом постоянной торговли. Его скупали одни и продавали на корню другим. Егорьевский купец Хрисанф Никитич Кулаков имел в пустоши Огаревой, близ д. Васютино, 130 десятин леса, оцененных в 1916 г. в 6500 руб.

В 1919 г. в д. Васютино был образован сельский совет. Первым председателем его был избран Иван Петрович Светлов, членом совета — Прокофий Федорович Дудочкин. Первые годы новой власти были в деревне трудными. 54 человека голодали. Две семьи — Ольги Светловой и Марьи Светловой — бросили свои дома и уехали в хлебные губернии. Крестьяне деревни засевали всего лишь 4,12 десятины ржи, 0,5 десятины овса, 0,5 десятины пшеницы, 3,8 десятины гречи, 0,25 десятины картофеля и 0,12 десятины конопли.

По сведениям Всесоюзной переписи населения 1926 г., в Васютине стояло 25 дворов, числилось 137 жителей (70 мужского и 67 женского пола).

В начале 1930-х гг. был образован колхоз им. Второй пятилетки. Впоследствии он объединился сначала с Кукшевским, затем с Голубевским, а с 1954 г. с Ефремовским колхозом «Путь Ленина», преобразованным в 1959 г. в совхоз «Егорьевский».

В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибли семь жителей деревни, в том числе Сергей Прокофьевич Дудочкин и два брата Жуковых — Алексей и Данила Лаврентьевичи.

За последние два-три десятилетия население деревни стало стремительно убывать: в 1970 г. было 32 хозяйства и 110 жителей, в 1983 г. — 24 хозяйства и 63 жителя, в 1990 г. — соответственно 17 и 34, в 1996 г. — 17 и 29.

-----------------------------------------

Оттиск из издания: В.И. Смирнов. Мы - Егорьевцы/М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999г.

О проекте