Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Пятый канал реформируют. За что?



Новые программы российского Пятого канала — сплошное разочарование

Перемены на Пятом (петербургском) телеканале обещали давно и громогласно. Александр Роднянский раздавал интервью. В метро и на улицах Москвы уже долго красуются лица ведущих крупным планом. Журналистам дали славно поработать в режиме анонсов, ведь обещанных перемен предполагалось действительно немало. Новый федеральный канал - это вам не хухры-мухры.

Признаюсь, не люблю жанр анонса. Критиковать рано, надеяться на лучшее глупо. Строить прогнозы о том, как оно будет... магическим даром предвидения официально не владею. Поэтому только сейчас пишу о том, о чём уже писали давно и многие. Зато пишу по свежим впечатлениям не от обещанного, а от увиденного собственными глазами. Многое из этого можно было предполагать. Но чтобы сомнения и надежды до такой степени оправдывались...

Можно было заранее сказать, что Ксения Собчак спущена на Пятый канал в качестве десанта развлекательного телевидения. С целью придания Пятому каналу более современного имиджа и уничтожения подлинной содержательности вещания. Так оно и происходит. Собчак скоро вообще будут держать в студии так же, как трясущимися руками держат в кадре сегодняшний номер газеты, который должен подтвердить, что запись сделана не год и не месяц назад. Впрочем, Собчак больше похожа на тоненький цветной журнал с телепрограммой и интервью звёзд.

Без Собчак петербургскому каналу не хватало однодневочности модных писков, не хватало ощущения смыслового вакуума и абсолютной несерьёзности всего, чем не является транслируемая на всю страну телетусовка.

Пятый канал получил сии щедроты федеральности, и не только их.

Журнал с программой передач актуален если не день, то неделю. Когда же кончится эта неделя и наступит завтра без Собчак, жду и, надеюсь, дождусь. А пока Ксения Собчак в паре с Александром Вайнштейном полностью нейтрализует ток-шоу «Свобода мысли». Первый эфир этой программы был посвящён реформе Российской академии наук. Надо ни в грош не ставить любую науку, чтобы дарить такую тему шоуменше Собчак. Она, конечно, может и в очках вопросы задавать. Но мне почему-то наивно кажется, что это не даёт автоматического права беседовать в эфире даже с самым младшим лаборантом научной лаборатории. Далее, о чем бы ни шла речь, какие вопросы ни обсуждались бы в «Свободе мысли», доверия к этой передаче нет никакого. Ясно, что это передача не для того, чтобы в чём-то разобраться или о чём-то высказаться, а для того, чтобы динамично и легко пролетал прайм-тайм. И ведь пролетает.

«Программа передач Светланы Сорокиной» идёт в 18:00 и производит ещё более тягостное впечатление. Старт был тоже крайне неудачный. Для первых воспоминаний выбрали эпизод деятельности Михаила Горбачёва, когда тот в Петербурге пошёл беседовать с живым народом. А потом ещё когда-то снялся в рекламе одного зарубежного кафе. Сорокина и гости студии пытались выдать эти мизерные крохи нашей истории за великие драматические события. О, как и когда это пришло в голову Михаилу Сергеевичу?.. Как можно было решиться на такое?.. Я была в шоке... Я тоже была прямо вся в шоке...

Придыхание, восторг, почти закатывание глаз у Светланы Сорокиной и Ирины Зайцевой. За всем этим брезжит ностальгия по тому времени, когда обе были главными звёздами ТВ. Чудное было время.

Да, чудное. Но оно уже давно позади. Мечтательно размякать, вспоминая социальный катаклизм, не пытаться его понять с высоты сегодняшнего опыта, сегодняшних результатов перестройки - это совсем не то, что сегодня нужно.

Есть в «Ну, погоди!» серия, в которой Зайцу снится страшный сон: они с Волком выступают на своём юбилее. Оба уже старые, но по-прежнему профессионально отбивают такт лапами и движутся синхронно. Прям Бродвей. А выйдя на улицу, вдруг начинают превращаться в двух монстров. Заяц просыпается в холодном поту.

Не сказать, что сбор перестроечных деятелей и звёзд в студии Пятого канала напоминал слёт монстров. Но возникало ощущение нелепого анахронизма, старомодности, полной неадекватности восприятия времени всеми участниками программы. Разве общением с народом прославился Горбачёв? Разве в этом суть его правления и его деятельности? Разве кто сегодня помнит какую-то там рекламу с Горбачёвым? Вернее, это ли надо вспоминать и помнить, этим ли воспоминаниям радоваться? Смотришь и думаешь: как же они все сегодня далеки от реальной жизни.

Светлана Сорокина всегда умела с любым человеком поговорить один на один, она вела новости и большие ток-шоу, она работала в разных форматах. Никогда ей не был присущ аналитический подход к событиям. Но ощущение нерва эпохи в Сорокиной всегда жило.

Сейчас оно либо ушло само, либо его ушёл формат. Без этого напряжённого нерва, без неудовлетворённости переменами, без критики прошлого и настоящего Светлана Сорокина превращается в сахарную даму, говорящую от имени тех, кому при любой власти хорошо. Получается программа для привилегированных пенсионеров - успешных и успевших за время перестройки сколотить состояние, обзавестись какой-никакой недвижимостью и теперь независимых от пенсии. Может, им самый раз порадоваться Горбачёву в рекламе пиццы или вспомнить первый конкурс красоты и прийти в восторг даже от того действа, которое без содроганий смотреть было невозможно, - это я как раз очень хорошо помню.

К сожалению, не вывозят «Программу передач...» и гости студии. Они делятся воспоминаниями о незначительном (о чём спрашивают, о том они и отвечают).

Является сама наша первая королева красоты Маша Калинина, очень сильно изменившаяся в лучшую сторону. Кроме того, что она теперь занимается йогой и востребована в этой сфере, Сорокиной не удаётся выяснить ничего. Кто теперь тогдашняя победительница полусамодеятельного конкурса?

Является в студию нынешняя мисс мира Ксения Сухинова. Что это за человек? И каковы её отношения с телешоу, раз уж программа посвящена телевидению и только через телевидение - нашей недавней истории? Нет, не удаётся ничего интересного спросить и разговорить её о чём-то существенном. Возможно, не удаётся именно потому, что задачи такой не ставится перед ведущей. Складывается впечатление, что Сорокину вернули в телеящик с условием источать сладчайшие мемуары и нежную любовь к телевидению. И чтобы никаких суждений, никакого мыслительного процесса. Сусальный образ перестройки от Сорокиной - в страшном сне такое не приснится.

«Реальный мир» с Андреем Норкиным - милая программа для тех, кто устал от оголтелой развлекухи на Первом, «России-1» и НТВ, но не знает, чего бы ему хотелось взамен. У Норкина скучновато, излишне чопорно, зато спокойно. Как устроен мир в малом и локальном. Например, как надо по всем правилам разливать и дегустировать вино. Такую программу можно смотреть за завтраком в субботу, когда ещё не проснулся. Но чтобы в 19:30... Нет, если выбирать из «Пусть говорят!», «Жди меня» или «Программы Максимум», то уж лучше «Реальный мир». Он хотя бы не коробит.

Ток-шоу на темы личной жизни «Будь по-твоему» на фоне «Свободной студии» и «Программы передач...» смотрится неплохо. На данный момент это, несомненно, лучшая из всех программ, где обсуждается личная жизнь конкретных людей. Не последнее место в «Будь по-твоему» занимает психолог Виктор Пономаренко, который общается с пришедшими в эфир проблемными персонами и делает это умнее и артистичнее, чем иные психологи на нашем ТВ. Только странно, что «Будь по-твоему» идёт в такое замечательное время - 20:00. Это идеальное шоу для канала «Домашний», не дальше. Не для большого федерального канала сама тема и формат шоу.

Или как раз для большого, для нового, для федерального?

Может, в этом-то и состоял замысел? Привести Пятый канал к общему знаменателю первых кнопок, но поддерживать иллюзию некоторой его оригинальности, сохранять повышенную дозу интеллигентности. Чтобы была помесь «России-1» с «Культурой», но для социально привередливых и не маньяков искусства. А недостаток ресурсов для вещания продолжать камуфлировать под умиляющую простоту и скромность. Давать посредственный советский фильм «Досье человека в «Мерседесе» в 21:00 - это, согласитесь, чересчур.

На самом деле душой Пятого канала были и остаются «Открытая студия» и «Встречи на Моховой». В первой программе дотошно обсуждается наболевшее и не врачуемое в нашем обществе. Во второй программе приятные известные люди говорят о жизни и культуре. Ника Стрижак ведёт обе программы, и ведёт, как кажется отсюда, из Москвы, искренне и всерьёз. Второй ведущий «Открытой студии» Роман Герасимов, быть может, и не столь обаятелен. Но когда Михаил Веллер произносит гневную речь о мнимости демократии в нынешней России, есть ощущение, что его слышат в «Открытой студии», а не только используют как экспрессивного оратора. Готовность оставаться гражданами, а не только профессиональными телеведущими, образующими социальную группу успешных, - это пока главное на Пятом канале.

Может, за это его и решили реформировать?

Именно искренность и серьёзность без боязни показаться слишком немодными и некрутыми характеризует Пятый канал до его реформ. На Пятом канале не стыдились показать, что они очень стараются делать новостные программы хорошо и ещё лучше, с равнением на НТВ и РЕН ТВ. «Живая история» и «Культурный слой» бывали насыщены подлинным интересом к прошлому.

На Пятом мы не рисковали наткнуться на дорогостоящие пустые забавы и мнимый экстремум, как в прошлом «Последнем герое» или нынешних «Жестоких играх» на Первом.

До Пятого канала не простиралась безразмерность юмора на ТВ и ледово-танцевальных шоу. Даже было удивительно, что в Петербурге ведущие стольких телепрограмм всё-таки похожи на думающих людей, а не функции эфира и рейтинга. Теперь, видимо, придётся ожидать эволюции Пятого канала, предчувствовать новые тенденции на канале РЕН и писать о вреде реформ вообще.

Екатерина Сальникова

Центр экстремальной журналистики

4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Другое мнение.

Есть предположение, что телевизор выкидывать рано

Старт обновлённого Пятого поднял волну споров, что вполне понятно. Не каждый день и не каждый год появляется у нас новый федеральный канал. Добавим к этому масштабную рекламную кампанию, традиционный интерес прессы к идеологу канала Александру Роднянскому ? человеку, создавшему СТС и «Домашний», и, наконец, обещанную необычную концепцию Пятёрки, сориентированную на «умного зрителя», — все слагаемые громкого события налицо.

Зрители к обещанным переменам отнеслись скорее с предубеждением. Вообще-то мы в большинстве своём люди консервативные и изменений не любим. Особенно когда речь идёт о канале, который славен в первую очередь своей особой интонацией, а не суперпопулярными сериалами. Интонацию новое руководство обещало сохранить. Но обещать — легко, а вот реализовать, когда среди новых лиц канала скандальная Ксения Собчак, — это уже совсем другое дело. Нам много чего в разное время обещали.

То ли жизнь снова ускоряет темпы и подгоняет наше телевидение, то ли, наоборот, ТВ задает интенсивность смены впечатлений. А только краткость телевизионной реплики становится важнее всех прочих искусств. Компакт-режим входит в моду. Расцвет юмористических программ — «6 кадров», «Слава богу, ты пришел!», «Дальние родственники», «Уппс!», «Убойной ночи», «Убойная лига», «Смех без правил» — легче всего объяснить здоровым желанием нашего общества адаптироваться к себе самому и смириться с собою как с неизбежностью. Если наш вид не весьма хорош, пусть он будет хотя бы смешным.

Компакт-ТВЗа полторы недели эфира категоричные прогнозы делать рано, но первые впечатления подытожить уже вполне резонно. И, похоже, зря зрители волновались. Перемены коснулись в первую очередь праймового вещания. Это целый букет ток-шоу, которые идут с 18:00 до 22:30. Время, когда раньше на канал приходили любители документального кино.

Для начала новое руководство убрало из прайм-тайма программу о чрезвычайных происшествиях и прочем криминале «Экстренный вызов 112». Вообще-то эта очень удачная в своём жанре программа на Пятом всегда смотрелась как-то странно. Скорее как наследие тех времён, когда канал был городским, а не федеральным. Всё-таки для интеллектуального телевидения репортажи о криминальных ужасах — это не совсем естественный формат. «Экстренный вызов» теперь выходит на РЕН и смотрится там куда органичнее, а на Пятом в это время теперь стоит новая передача Сергея Майорова «Дневник наблюдений».

Майоров для российского телевидения фигура значительная. Собрав вокруг себя молодых и талантливых журналистов, он не один год рассказывал зрителям о самых интересных историях из мира знаменитостей. Конечно, о знаменитостях кто только у нас не рассказывает. Но Майоров делал это виртуозно, как он один умеет. «Дневник наблюдений» похож и не похож на «Истории в деталях». Похож именно фирменной манерой рассказа, которая у Майорова и его авторов, с одной стороны, беспристрастно репортёрская, а с другой — очень личная, иногда ироничная, иногда трогательная. Но на Пятом он получил свободу в выборе героев. Как оказалось, ему интересны именно те люди и те истории, о которых Пятый старался рассказывать и раньше. В новой программе больше нет попсы и звёзд, есть просто люди — независимо от их статуса. И из самого невыигрышного с точки зрения гламурной журналистики материала Сергей и его команда сумели сделать маленькие шедевры, каким был, например, сюжет про театр простодушных, попросту говоря, про актёров-даунов.

Из прайм-тайма исчезли и документальные проекты канала, которые теперь выходят в дневном эфире, и, надо сказать, эфир это очень оживило. Прайм начинается с «Программы передач Светланы Сорокиной». Наверное, самой ожидаемой премьеры Пятого — из-за ведущей, по которой мы успели соскучиться за время её продолжительного отсутствия в эфире. Сорокина по-прежнему показывает высший класс телевизионного интервьюера. Мы уже забыли, что в эфире можно так беседовать с людьми — с такой мерой внимания, доверительности и искренности. Пожалуй, в первые минуты раздражает холодное и какое-то необжитое пространство студии, где и героям программы, кажется, не вполне комфортно. Оно слишком велико для камерного шоу, слишком далеко друг от друга сидят гости и хозяйка студии. Тут не просто визуальная — психологическая дистанция, преодолеть которую очень сложно. Сорокиной как будто нарочно усложнили задачу, но она берёт высоту, мгновенно вовлекая каждого нового гостя в водоворот живого, темпераментного разговора.

Можно было опасаться, что передача о прошлом нашего телевидения станет сугубо ностальгической, из серии «бойцы вспоминают минувшие дни». Так бы и случилось, если бы «бойцы» не были такими яркими личностями: Владимир Познер, Анатолий Малкин, Эдуард Сагалаев, Елена Ханга, Николай Дроздов, Павел Корчагин, Михаил Горбачёв — какой уж тут нафталин? Любопытна и сама телевизионная кухня, и размышления о нашей новейшей мифологии, и параллели между перестроечным и сегодняшним телевидением (не всегда в пользу последнего). Только очень уж скуп визуальный ряд, мало кадров из старых передач, в целом ещё памятных, а в деталях уже подзабытых. Что уж говорить о молодой аудитории 20—25-летних, которые без «картинки» стопроцентно не будут смотреть передачу о программах, им вовсе неведомых.

Зато молодых зрителей, видимо, решили привлечь к самой праймовой программе Пятого, актуальному ток-шоу «Свобода мысли», для чего привлекли в качестве ведущей Ксению Собчак. Шаг рискованный, что называется, вызываем огонь на себя. Не принадлежу к поклонникам г-жи Собчак, однако и простодушие, с каким многие коллеги и зрители повелись на эту творческую провокацию, по меньшей мере удивляет. Кричат «ату!», но ведь смотрят (чтобы не быть голословной: доля в 21 час выросла по сравнению с предыдущими неделями, когда в это время шли документальные фильмы). Может, стоит уже успокоиться и прислушаться, о чём и как идёт речь в программе? Там наконец появились интересные темы, незатасканные и действительно актуальные. И столько новых лиц среди участников, которым действительно есть что сказать по существу. После первого выпуска, где обсуждали, надо ли разгонять Академию наук, уже вторую неделю в интернете продолжаются дискуссии и о передаче, и о проблеме, и, что любопытно, о поведении приглашённых гостей. Это всё-таки поважнее, чем дискуссии о бэкграунде Ксюши Собчак.

Можно было заранее сказать, что Ксения Собчак спущена на Пятый канал в качестве десанта развлекательного телевидения. С целью придания Пятому каналу более современного имиджа и уничтожения подлинной содержательности вещания. Так оно и происходит. Собчак скоро вообще будут держать в студии так же, как трясущимися руками держат в кадре сегодняшний номер газеты, который должен подтвердить, что запись сделана не год и не месяц назад. Впрочем, Собчак больше похожа на тоненький цветной журнал с телепрограммой и интервью звёзд.

Пятый канал реформируют. За что?Кстати, если уж говорить о ней объективно, то ничего гламурно-попсового Собчак в программу не принесла, разве что обнажённое плечо. Вполне серьёзная девушка, в первых выпусках робела и терялась, но явно быстро учится, растёт, это даже по первым выпускам заметно. И замысел авторов сыграть на контрасте между ней и солидным Вайнштейном вполне оригинален — такой необычной пары ведущих у нас в эфире ещё не было. Вот бы ещё крика в студии было поменьше и рекламные ролики не обрывали говорящих на полуслове. И не стоит, наверное, собирать в студии так много участников — остаётся ощущение, что некоторым интересным людям не удаётся толком высказаться.

Разных претензий к новому каналу наберётся, конечно, немало. Тем, кто работает, обидно, что передача Сорокиной выходит так рано, то есть активной части аудитории на неё сложно успеть. Видно, что передачи в эфир идут прямо «с колёс», отсюда мелкие, но досадные технические ляпы. Не всегда точно угадано место программ в эфирной сетке. Но при всём том Пятёрка не потеряла своего фирменного питерского звучания. Всё то, что раньше просматривалось как тенденция, — интеллигентность, содержательность разговора — с новым праймом, пожалуй, стало только ярче. Привычные бренды — «Открытая студия» Ники Стрижак, «Ночь на Пятом» — в новой сетке смотрятся даже органичней. Пятый стал более цельным и более понятным. А главное — более живым и современным. Есть что смотреть, а главное — слушать. Пока всё по-честному.

Центр экстремальной журналистики

Согласен!
Без Ксении Анатольевны
российское TV уже трудно

представить.

О проекте