Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дети пишут о войне



Завершился I (отборочный) этап XIV городского открытого конкурса-фестиваля детского литературно-художественного творчества «Начало». В этом году фестиваль, учитывая знаменательную дату Победы в Великой Отечественной войне, проходит под девизом «Через века, через года – помните…» Тема для современных ребят очень непростая.

Прямых свидетелей военных действий, то есть для нынешних подростков – прабабушек и прадедушек, осталось очень немного, а дети победителей (бабушки и дедушки) либо плохо помнят войну, потому что родились накануне ее, либо она вовсе напрямую их не коснулась, потому что они родились по ее завершении. Но ребята справились. Поворошили домашние архивы, перелистали старые фотоальбомы, вместе с родителями, по книгам и фильмам, изучили места боев своих героев. И написали очень хорошие работы. «Начало», как и прежде, включает в себя множество секций. Чтецы, поэты, прозаики, книголюбы, краеведы, литературоведы, иллюстраторы, исполнители авторской песни, журналисты – все они в меру своих возможностей следовали девизу и представили работы, так или иначе связанные с той войной. Но отличительной особенностью фестиваля является то, что организаторы никогда не приневоливают ребят, и если кому-то было совсем трудно справиться с темой или, напротив, у них было что сказать, но по другой тематике – пожалуйста. Жюри рассматривало абсолютно все работы. Мне довелось работать в жюри секции журналистики, о работах своих потенциальных коллег и расскажу.

Не беспамятны

Задача журналистики, как известно, заключается в нахождении и передаче информации, журналист к тому же наделен правом комментировать и интерпретировать ее. Несмотря на юный возраст участников секции, поблажек не было, требования были строгими, и работы должны были отвечать четырем обязательным требованиям: соответствие жанру, актуальность, грамотность, оригинальность. Информацию нашли все, многие ее прокомментировали, сложности возникали с выбором жанра и оригинальностью. Малыши с 3 по 5 класс ограничились линейным пересказом узнанного от родственников, старшеклассники пытались проявить фантазию в подаче материала.

Основная масса участников подошла к делу ответственно. По их работам было явственно видно, что они прониклись темой не на шутку. Пережили ее, возможно, даже прочувствовали боль за муки и горе, испытанные своими близкими. Во всяком случае, в их эссе, интервью, очерках явственно билась жилка тревоги. И уже даже не столько о минувшей войне, сколько о будущем. Они сумели соотнести те потери и разрушения с хрупкостью мира вообще.

Ценность таких мероприятий в том, что они дают понять: далеко не все беспамятны, как принято думать. "Я узнал, что Сталинградская битва стала одной из решающих в ходе Великой Отечественной войны. Несчетное количество подвигов совершили наши солдаты и офицеры, многие и многие из них не дожили до Дня Победы, погибнув в боях. В память об этом горит на Мамаевом кургане Вечный огонь… Скорбная музыка, почетный караул, монумент в виде огромной руки с горящим факелом… Обстановка настолько торжественна, что невольно стоишь, затаив дыхание, а по коже бегут мурашки. Вот и у младшего брата Жени вид немного растерянный, а глаза увлажнились. "Тебе хотелось плакать?" – спросит он меня позже".

Это отрывок из работы Никиты Дембовского, ученика 5 класса лицея № 52. Если вы думаете, что он с братом оказался там в ходе познавательной экскурсии, то ошибаетесь. Они возвращались с отдыха, и родители специально привезли Никиту и Женю на Мамаев курган. А ведь вполне могли свернуть в какой-нибудь местный развлекательный центр. Радует, что есть еще родители, которым важно, чтобы их дети знали о подвиге их предков. Пусть приблизительно, как и они сами, в основном по учебникам и таким вот поездкам, но знали.

А вот очерк восьмиклассницы Гали Мартыновой из школы № 53. "Есть на свете места, которые завораживают душу, и сердце замирает в ожидании новой встречи. Светом, добром веет от тех мест. Ясная Поляна, есенинское Константиново, Михайловское… А есть места, одно название которых приводит в ужас. Концлагерь, "фабрика смерти", жуткое изобретение фашистской Германии. Может быть, я никогда не задумалась бы над этим, если бы не мой прадед, Николай Павлович Ушаков. С Великой Победой в наш дом вошло страшное слово Маутхаузен". Ее прадед попал в плен в 42-м, трижды пытался бежать, был свидетелем гибели генерала Карбышева, перенес немыслимые издевательства. "Пленников освободили войска союзников. Им предлагали остаться, но мой прадед отправился домой. Его ждали мать, отец, сестры и братья, родной дом. Он не любил вспоминать войну, не любил, потому что было слишком больно. Все, что я узнала, рассказала мне моя бабушка. Официальной же информации о прадеде почти не сохранилось".

Да, во время защиты Галя призналась, что при написании работы использовала также материалы из Интернета, чтобы наполнить изложенное деталями, но если кто-то посмеет утверждать, что ее очерк в таком случае является мертворожденной компиляцией, я буду отчаянно спорить. Это надо прочесть полностью, чтобы понять – девочка виртуально была там, видела все своими глазами. Она совершенно мастерски выстроила композицию, и ее работа, пожалуй, самая художественная из всех, представленных на секцию журналистики.

Наша смена?

Как я уже сказала, некоторые, не мудрствуя лукаво, писали свои работы обыкновенно, излагая события по порядку. Но зато какие встречались вступления! Олеся Байкова, ученица 8 класса школы № 66, открыла старый альбом. "А вот и моя любимая фотография. Она очень старенькая, совершенно желтая. На меня смотрят веселые глаза стройной молодой женщины в военной гимнастерке, затянутой ремнем. Это моя прабабушка Екатерина Васильевна Матвеева. Я смотрю на свою бабушку и протягиваю ей любимую фотографию. Мы удобно устраиваемся на диване. У бабушки спокойное и какое-то одухотворенное лицо. Я обожаю эти минуты и готова уже в десятый раз слушать рассказы о героическом прошлом ее мамы, моей прабабушки..." Ну не чудо ли? Олеся назвала свою работу очерком, но по тону повествования это литературное произведение – рассказ. О любимом человеке, с которым ей так и не довелось поговорить по душам.

Журналисты, какого бы они возраста ни были, – народ изобретательный. И если мало фактов или, что еще печальнее, их нет совсем, демонстрируют нестандартный подход к делу. Так поступила Полина Панкратова. Возможно, с нее начинается поколение, которое, если захочет, сможет найти информацию о своих родственниках исключительно своими силами. Полине уже некому рассказать о прадеде. Она написала работу "Медали – жизнь героя". Достала награды, узнала из книг и учебников, за какие подвиги или события они вручались, проанализировала полученную информацию и сделала собственный вывод о своем прадеде.

Учащиеся 6 класса школы № 53 Николай Кузнецов и Павел Власов провели опрос среди одноклассников об их воевавших родственниках. Одиннадцатиклассница школы № 38 Саломе Туркия написала проникновенный очерк о прабабушке своей подруги Кристины, дополнив его информационными "врезками" о жизни рязанцев во время войны, их помощи фронту. У этих ребят уже вполне профессиональное видение подачи материала, и если кто-то из них решит реально связать свою жизнь с нашим суматошным занятием, рязанская журналистика от этого только выиграет.

Совершенно серьезно

Как уже было сказано, кто желал, мог написать работу на любую другую тему. Таких тоже оказалось достаточно. Из-за дефицита места не могу привести даже выдержки. Но знайте, вовсе "недетские" темы волнуют наших детей (простите за намеренный каламбур). Илья Хрусталев, учащийся 11 класса гимназии № 5, написал открытое письмо Президенту под названием "Вый-

ти из тупика". "Мы живем в очень быстро меняющемся мире, полном ежедневных встреч, впечатлений, хлопот. Каждый день приносит новые события, очередные новости будоражат умы. Я вдруг понял, что мое сознание в этом потоке стало выделять две важные темы: дети и жестокость", – написал он. Десятиклассница Кристина Пашкина представила на суд жюри эссе-исследование "Патриотизм – не привычка" и вызвала бурю эмоций, переросших в длительную дискуссию. Эти темы тоже косвенно созвучны с девизом фестиваля.

"Мы так устроены, что многое забываем. Поэтому я считаю, что для сохранения памяти об особо важных событиях в истории нашего государства нужны определенные меры, заставляющие человека оглянуться и задуматься", – прокомментировала задачу нынешнего фестиваля "Начало" его бессменный куратор, заведующая Центром литературно-художественного творчества городского Дворца детского творчества Светлана Зиновьевна Саратова. Ребята оглянулись и задумались. Их очень серьезные, обстоятельные журналистские работы тому свидетельство. Остается надеяться, что память у ребят не окажется краткосрочной, что они будут внимательны к ветеранам всегда, а не только по юбилейным датам.

Были ошибки и недочеты, как их избежать, ребятам подсказали члены жюри: журналист, руководитель клуба начинающих журналистов "Первая строка" Татьяна Фролова, корреспондент телерадиокомпании "Ока" Вячеслав Астафьев, член редколлегии молодежной газеты "Ступени", ассистент кафедры журналистики РГУ Наталья Гордиенко. Работа над ошибками и "повышение квалификации" ребятам еще предстоит. Победители I этапа примут участие во II заключительном этапе, который состоится в августе на базе детского оздоровительного лагеря "Смена".

Ольга Челышева

Рязанские ведомости

4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте