Село Добрые Пчелы

Помощь в поисках родословных

Село Добрые Пчелы

Сообщение VSK2004 30 ноя 2009, 18:02

Ищу какие-либо данные о своих предках в Рязанской области. Знаю, что они жили в селе Добрые Пчелы Михайловского уезда. Прапрадеда звали Иван Николаевич, прабабушку Анна Дмитриевна. У них было трое детей Анна, Николай и Василий. Я не знаю откуда они переехали в это село, осталась информация что кто-то из предков был лесником в Рязанской губернии. Прабабушка (в девичестве Борисова) была родом и с.Катагоща Михайловского уезда, ее дед был священником в селе Катагоща. В 30-е годы прошлого века они с детьми уехали в Москву. Если есть хоть какая-нибудь информация о них в период жизни в Добрых Пчелах и до него подскажите где ее можно найти.
Заранее благодарна
VSK2004
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 15:24

Re: Село Добрые Пчелы

Сообщение admin 16 фев 2010, 18:58

с. Добрые Пчёлы, Захаровский р-н
В «Списках населенных мест Российской империи» за 1862 год упоминается как деревня Добрыя пчелы при урочище Пирожках. Списки нас. мест Ряз. губ. - СПб.. 1862. - Т. 35. - С. 78 Бараиович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния. - СПб., 1860. - С. 460
В писцовых книгах название упоминается в выписи на владения Богословского монастыря от 1574 года - п. Добрые Пчелы (стр. 469), в XVII веке - п. Добрые Пчелы (стр. 727), в позднейших документах - д. Добрые Пчелы. Название пустоши стало названием пункта. Деревня находится в Захаровском районе.
Н. П. Милонов и местный краевед М. Б. Бабкин связывают происхождение названия деревни с наличием в местности бортей. По народным рассказам, сообщенным нам учителем Плахинской средней школы А. М. Николаевым (Захаровский район), на месте деревни некогда была естественная пасека. Сюда приезжали монахи собирать мед (неподалеку находился Богословский монастырь).
Вокруг деревни сейчас не увидишь даже небольшого лесочка, но в прошлом здесь были леса. Как известно, в лесах нашего края имелось много естественных пасек, рязанские бортники славились в округе. В д. Матюшине (Мервинский район) целый лес до сих пор называется Пасека.
Вполне возможно, что название Добрые Пчелы связано с бортями, с наличием пчел в этих местах. Может быть, название Добрые Пчелы место получило по большому количеству собираемого здесь меда. Это хорошее, ценное, доброе место.
Никулина 3. П. Историко-этимологический анализ топонимов Рязанского Окояогородного стана ХУ1-ХУП веков. 0 Уч. зап. РГПИ. - Рязань, 1958. -Т. 21.- С. 41
Писцовые книги Рязанского края. ХУ1-ХУП вв. - Рязань, 1890. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 469, 727
На территории бывших владений Богословского монастыря в Захаровском районе есть село с поэтическим названием Добрые Пчелы. О его происхождении рассказывают: «Здесь был мужской манастырь, и тут була елань. И манахи пчел вывазили на весну. И тут была бутка, старошка. С Высока на Катагошу мужыки ездили на базар. Гаварили: «И где будим астанавливацца? У манахаф пчелы злая». А манахи атве-чали: «У нас пчелы добрыми, не бантесь». И астанавливались тут фсегда мужыки» (записано в 1981 г. в с. Добрые Пчелы от Абашиной Агафьи Алексеевны, 1903 г. р.). Эта топонимическая легенда воплощена в лирическом стихотворении местного поэта А. Чижова:»... Встречал хлебосольно усталых людей Дед-пасечник, добрый, простой и веселый: - Отпейте медку, заходите смелей, Мои не кусаются добрые пчелы. И с этого времени так повелось Село называть, по седому преданью. Что в мудром простом языке нареклось, Точнее тому не придумать названья...». Однако можно предположить, что такое лирическое восприятие внутренней формы этого топонима обусловлено историческими изменениями в семантике прилагательного «добрый». Первое упоминание о «пустоши Добрые Пчелы» в богословских вотчинах относится к 1574-75 гг. Название возникло еще раньше. В то время основным значением слова «добрый» было «хороший, доброкачественный, самый лучший».
Современное значение, бывшее частным, периферийным, закрепилось позже. Сочетание «добрые пчелы» первоначально должно было означать «хорошие, дающие много меда пчелы» (ср. «добрый урожай»), а топоним Добрые Пчелы соотносится с медоносным местом, удобным для бортничества. В этой связи привлекает внимание факт существования в соседнем Спасском районе, в 20 км от Старой Рязани, селения с названием Добрый Сот, известного с начала XIII в.
Чумакова Ю. П. К происхождению некоторых топонимических легенд Рязанского края. //Этнографический вестник. - Рязань, 1996. - С. 87-91


с. Катагоща, Захаровский р-н
Первоначальная форма названия - Котогощ. На картах Генерального межевания второй половины XVIII в. представлено с. Котогощ, расположенное на одноименной речке. В выписи на земельные владения Богословского монастыря 1574 г. и в писцовых книгах XVII в. упоминается пустошь Котогощ. Можно предположить следующий путь переноса названия: населенный пункт был назван по пустоши, на которой возник; пустошь же получила наименование по протекающей возле речки.
Бабурин А. В., Никольский А. А Катагоща. //Топонимии, словарь Ряз. обл. -Рязань, 2001. - Вып. 1. - С. 101, 102
Бабурин А. В., Никольский А. А Катагоща. // Топонимия, словарь Ряз. обл. -2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
Бабурин А. В., Никольский А. А. Катагоща. //РЭ. - Рязань, 2002. -Т. З.-С. 259
Писцовые книги Рязанского края. XVI - XVII вв. - Рязань, 1890. -Т. 1. - Вып. 2. - С. 469, 727
Смолицкая Г. Гидронимия басе. Оки. - М., 1976. - С. 172
Смолицкан Г. П. Обратный словарь гидронимов бассейна Оки. - М., 1988. -2.-С. 75 Катагоща-древнее село, упоминается в писцовых книгах в 1573 г., а в 1595 г. в качестве пустоши, то есть селения, дотла разоренного крымскими татарами.
О происхождении Катагощи говорит грамота 1715 г., написанная крестьянами этого села с жителями соседних деревень рязанскому митрополиту, в которой говорится, что Богословский монастырь выселил своих крестьян из с. Плахино на земельные угодья Катагоща, а рядом с ними поселил крестьян изд. Пупкино.
Относительно названия существует несколько предположений. Краевед Доброхотов И. Д. записал легенду, что здесь около пятисот лет назад была битва с крымскими татарами. После сражения татары похоронили своих убитых и назвали это место «котогощ», что на татарском языке - «кладбище». В книге Барановича М. «Материалы для географии и статистики России» упоминается р. Катагоща (приток р. Жраки), очевидно, село получило свое название по имени этой реки. В наши дни название реки Катагоща не сохранилось.
Катагощин Б.. Морозов И. Катагоща. //Путь Ленина. (Захарова). - 1970. - 4 июля
Несколько иной вариант легенды, увязывающий происхождение названия с кладбищем, рассказывают местные жители. Якобы неоднократные походы на Рязань для татар заканчивались именно в этом месте. Здесь они постоянно были биты. В переводе с татарского «катагоща» - «татарское кладбище» или «гиблое место».
Бабурин А. Запись со слов Бакониной Е. С., жителя с. Катагоща Захаровского р-на. Запись сделана 20 апреля 2000 г.
Известная в Захаровском районе легенда о происхождении названия с. Катагоща интересна тем, что в основе ее лежит восприятие ставшего непрозрачным, деэтимологизированного славянского топонима как нерусского, оставленного татарами слова: «Пачяму деревня Катагошша называйицца? Гаварять, што ета па-татарски кладбишша. Ту та йих пабили многа и харанили патом» (записано в с. Катагоше в 1980 г.). «А мая бапка гаварила, што тут лес был дубовай, а в лесу каты (?) жыли, разбойники.

Гастевили ани тут. Атсуда и Катагоща» (Записано в 1981 г. от местной жительницы Тарасовой Вал. Вас, 1930 г. р.)-
Котогощ впервые упоминается в документах XVI в. как пустошь во владениях Богословского монастыря и как одноименный приток р. Жра-ки. Но возникновение этого названия относится, несомненно, к значительно более раннему времени; не случайно оно прикреплено к местное-ти, где сохранились славянские памятники XII в.: курганы блин Катагоща, Жокинское городище. Топоним Котогощь, затем Катогонв Катагоща принадлежит к продуктивному в древности типу славянски географических названий с исходом на -гощь/-гоща, генетически пред-ставлявших притяжательные прилагательные с суффиксом -]- от двучленных личных имен со вторым элементом -гость(ъ): Радогость (ъ) - Радо-гощь, Радогощад. У истоков рассматриваемого топонима можно предположить цепочку Хотогость (ъ) - Хотогощь со вторичной заменой «х» на «к», встречающейся в славянской лексике.
Чумакова Ю. П. К происхождению некоторых топонимических легЫ\ Рязанского края. II Этнографический вестник. - Рязань, 1996. -С. 87 -91
В древности, несомненно, названий имеющих вторую часть в форме притяжательного прилагательного «ГОЩЬ», было очень много, возможно, что они были повсеместно. Они почти не отмечены в летописях, зато их часто можно найти на старых картах, в ряде различны! письменных источников. Эти названия большей частью относятся! селам, деревням, речкам, а иногда и урочищам. Отмеченные названш носят народный характер, они даны были народом, вероятнее всего, сельскими жителями. Эти названия присвоены были селам, речкам, имеющим отношение в каждом отдельном районе к речным судоходным путям и местам «волоков» и сообщений жителей одного райош (микрорайона) с населением соседнего, а иногда и относительно отдаленного района. Все эти названия хорошо были известны населению! имели практическое значение. Вот почему многие из таких названш долго сохранились и дошли до наших дней.
Милонов Н. П. Топонимика и некоторые вопросы из истории Древней Руси.1 / Учен. зап. Ряз. гос. пед. ин-та. - Рязань, 1957.- Т. 16: Исторический сборник. - С 149
Селение расположено при р. Катагоще.
Журкин И., Катагощин Б. ГА РОФ.Р- 5039, Оп. 1, Д. 455, Л. 5.

Источник: Бабурин А.В. "Рязанский топонимический словарь"/Рязань, 2004г.
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 07 мар 2008, 20:14

Re: Село Добрые Пчелы

Сообщение Сергей Гаврилов 02 апр 2016, 00:02

VSK2004 писал(а):Ищу какие-либо данные о своих предках в Рязанской области. Знаю, что они жили в селе Добрые Пчелы Михайловского уезда. Прапрадеда звали Иван Николаевич, прабабушку Анна Дмитриевна. У них было трое детей Анна, Николай и Василий. Я не знаю откуда они переехали в это село, осталась информация что кто-то из предков был лесником в Рязанской губернии. Прабабушка (в девичестве Борисова) была родом и с.Катагоща Михайловского уезда, ее дед был священником в селе Катагоща. В 30-е годы прошлого века они с детьми уехали в Москву. Если есть хоть какая-нибудь информация о них в период жизни в Добрых Пчелах и до него подскажите где ее можно найти.
Заранее благодарна
Сергей Гаврилов
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2016, 23:37

Re: Село Добрые Пчелы

Сообщение Сергей Гаврилов 02 апр 2016, 00:04

VSK2004 писал(а):Ищу какие-либо данные о своих предках в Рязанской области. Знаю, что они жили в селе Добрые Пчелы Михайловского уезда. Прапрадеда звали Иван Николаевич, прабабушку Анна Дмитриевна. У них было трое детей Анна, Николай и Василий. Я не знаю откуда они переехали в это село, осталась информация что кто-то из предков был лесником в Рязанской губернии. Прабабушка (в девичестве Борисова) была родом и с.Катагоща Михайловского уезда, ее дед был священником в селе Катагоща. В 30-е годы прошлого века они с детьми уехали в Москву. Если есть хоть какая-нибудь информация о них в период жизни в Добрых Пчелах и до него подскажите где ее можно найти.
Заранее благодарна
VSK2004 писал(а):Ищу какие-либо данные о своих предках в Рязанской области. Знаю, что они жили в селе Добрые Пчелы Михайловского уезда. Прапрадеда звали Иван Николаевич, прабабушку Анна Дмитриевна. У них было трое детей Анна, Николай и Василий. Я не знаю откуда они переехали в это село, осталась информация что кто-то из предков был лесником в Рязанской губернии. Прабабушка (в девичестве Борисова) была родом и с.Катагоща Михайловского уезда, ее дед был священником в селе Катагоща. В 30-е годы прошлого века они с детьми уехали в Москву. Если есть хоть какая-нибудь информация о них в период жизни в Добрых Пчелах и до него подскажите где ее можно найти.
Заранее благодарна
Сергей Гаврилов
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2016, 23:37


Вернуться в Генеалогия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron