Когда кто-нибудь заводит речь о древних деревянных храмах, некогда украшавших Землю Русскую, многие наши земляки и соотечественники вспоминают, в лучшем случае, сохранившийся до сей поры всемирно известный архитектурный ансамбль «Кижи», расположенный на Онежском озере. Кто-то может отметить, что на Русском Севере есть и другие, ещё встречающиеся в 21 веке, шедевры православного деревянного зодчества, часть из которых, хотя и признана объектами культурного наследия, спокойно доживает свой век на обезлюдевших холодных просторах. Трудно заметить дыхание жизни в этих покосившихся и разрушенных ныне строениях, которыми был усыпан когда-то, в силу своих климатических особенностей, этот регион нашей страны. Но время идёт, и то, что раньше было «маяком» и центром какого-то крупного села, сегодня уходит в небытие вместе с архаичным, как кому-то кажется, образом жизни, придерживающиеся которого люди, ушли ещё раньше.
Это применительно и к нашей Скопинской земле, на которой каких-то глобальных для человечества исторических шедевров нет, но она по-своему красива и уникальна. В районном центре и его окрестностях есть ряд объектов, формирующий неповторимый исторический облик нашего края и заслуживающий как пристального изучения, так и приведения в порядок.
Мы неспроста начали своё повествование с деревянных храмов Русского Севера. Дело в том, что в нашем районе тоже сохранилось нечто подобное, уникальное не только для неё, но и для всего Рязанского края в целом. К сожалению, последние годы этот памятник деревянного зодчества, о котором пойдёт речь, стремительно разрушается, и было бы очень глупо и нелепо в век развития науки и новых технологий окончательно его потерять. Сегодня мы расскажем вам историю Покровского храма села Пупки.
Первое документальное упоминание о церкви в этом селе относится к XVII веку. Окладная книга за 1676 год сообщает, что « при Покровской церкви в Пуповской слободе имеется два двора поповых, церковной пашни в поле по писцовой выписи двадцать пять четвертей, сенных покосов на шестьдесят копен ». В это время приход состоял из села Пупки и деревни Велемья, в которых насчитывалось 122 двора, из них 6 – помещичьих, 43 – драгунских, 64 – крестьянских и 7 – бобыльских. Вообще, населённый пункт, наряду с соседними сёлами, с давних времён находился в числе вотчин Рязанского архиерейского дома. Затем какое-то время Пупками владели беломестные казаки – служилые люди, награждённые за военную службу «белыми землями», то есть не облагаемыми государственным налогом.
Существующее деревянное здание Покровской церкви имеет довольно интересную историю. По данным издания П.И.Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии», которое вышло в Туле в 1895 году, оно было возведено в 1771 году в селе Орловка-Троицкое Епифанского уезда Тульской губернии (ныне с.Троице-Орловка Скопинского района Рязанской области) на средства местного помещика, отставного капитана князя Сергея Никитича Долгорукова и первоначально было освящено в память Святой Варвары. После возведения в Троице-Орловке каменного храма в 1857 году деревянная церковь была продана в село Пупки Скопинского уезда Рязанской губернии, собрана на новом месте и переосвящена. Это было связано с событием, случившимся тремя годами ранее, о котором мы узнаём из рапорта секретаря Рязанской духовной консистории И.Уханова, направленному обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода (от 17 июля 1854 года):
« Благочинный Скопинского уезда села Князева-Займища священник Семён Мизеров при репорте 6 числа минувшего июня его преосвященству Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому и кавалеру представил донесение причта и церковного старосты села Пупок того ж уезда о том, что 29 мая 1854 года, рано утром на рассвете означенного села Пупок деревянная Покровская церковь с таковою же колокольнею сгорела вся со всею церковной утварью, неизвестно от чего ».
Священник Иван Добролюбов в своём издании «Историко-статистическое описание церквей и монастырей
21.08.14
Рязанской епархии» (1885 г.), которое, кстати, заслуживает отдельного разговора по причине своей уникальности, пишет, что в 60-70-е годы XIX столетия при Покровской церкви было усадебной церковной земли – 3 десятины, пахотной – 44 десятины. В целом, за приходом числилось – 169 дворов, в которых проживали 523 мужчин и 529 женщин. В 1861 году, неподалёку от Покровского храма, в доме местного священника Александра Морозова была открыта церковно-приходская школа, содержание которой обеспечивалось сельским обществом. Ныне от неё сохранилась лишь часть фундамента, да и тот уже трудно различить в кустах и зарослях.
К концу XIX века деревянное здание Покровской церкви обветшало, и его было решено частично перестроить и распространить. В 1894 году Строительное Отделение Рязанского Губернского Правления утверждает план, и соответствующие работы начинаются. В этом деле большую роль сыграла сила воли священника Емельяна Надеждина, который стал настоятелем Покровского храма в 1875 году и за годы своей службы не раз представлялся к различным наградам духовного ведомства. Наконец, в октябре 1895 года все работы были окончены, и церковь освящается малым освящением помощником благочинного первого Скопинского округа священником Дмитрием Соловьёвым. Благодаря усердию сподвижников Православия и лично настоятеля Емельяна Надеждина, оставившего после себя добрую память односельчан, в смутный XX век село Пупки вступило с обновлённым храмом.
Интересно ознакомиться с записью о страховой оценке церкви села Пупки от 21 июля 1910 года, сохранившейся в Российском Государственном Историческом Архиве (г.Санкт-Петербург), которую составляли благочинный, протоиерей В.Константинов, священник села Пупки Емельян Надеждин, священник села Новые Кельцы Пётр Орлов, церкви села Лопатино священник Василий Кобозев и псаломщик Николай Лебедев. В ней указаны интересные и уникальные данные:
« Покровская церковь деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и покрашена масляною краскою, внутри не оштукатурена; покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню, 16 саж., наибольшая ширина 6 саж., высота до верха карниза 7,5 арш.; на церкви имеются две главки; больших окон 19 шт., дверей наружных створчатых, не обшитых железом, 3 шт., внутренних 2 шт., иконостас длиною 6 саж., высотою 15 арш.; церковь не отапливается. Колокольня в 3 яруса, общей высотою до верха карниза 13 арш. Строение хорошо сохранилось. Оценка вместе с иконостасом и колокольнею 6000 рублей ».
Покровская церковь села Пупки, как и многие другие религиозные объекты нашей страны, была закрыта в конце 1930-х гг., её помещение было передано местному колхозу для использования в складских целях. А 13 октября 1937 года на Бутовском полигоне Москвы по обвинению в распространении молитв контрреволюционного содержания, открытой ненависти к существующему строю, недовольстве Советской властью, колхозами и новой конституцией, был расстрелян последний настоятель храма Козлов Владимир Яковлевич.
В послевоенные годы местные коммунистические деятели растащили часть Покровской церкви на брёвна, выломали окна, а образа выбросили в близлежащий ров. Однако, стараниями жителей села и недавно умершей схимонахини Феодосии, часть икон была спасена и отреставрирована. Переданы они были другим храмам уже во времена «перестройки».
В начале 70-х гг. XX века предпринимались попытки сохранить Покровский храм. В частности, в 1971 году решением Рязанского Областного Исполнительного Комитета (№250 от 27.08.1971 г.) он был поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. В паспорте, составленном в 1970 году, в частности, говорилось: « Памятник очень интересен. Красива чёткая конструкция. Удачно выбрано место для церкви, стоящей в зелени. Довольно далеко просматривается. Заслуживает интереса ». Однако, несмотря на предпринятые меры и усилия, Покровскую церковь сохранить не удалось, и по состоянию на конец XX – начало XXI века, несмотря на
свою уникальность для Рязанского региона, в котором деревянные храмы дореволюционной постройки можно пересчитать по пальцам, она уже практически разрушена.
Неожиданное продолжение данной истории случилось 21 марта 2011 года, когда в ходе проверки Скопинской межрайонной прокуратурой исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, было установлено, что физическая целостность здания Покровской церкви села Пупки сохранена, его техническое состояние – удовлетворительное, что весьма возмутило местную интеллигенцию, и стало своего рода толчком к тому, чтобы, наконец, силами общественности провести противоаварийные работы, дабы окончательно не утратить уникальный памятник истории и культуры.
В 2013 году местными краеведами и иногородними активистами были направлены письма на имя Губернатора Рязанской области Олега Ковалёва и Галине Соколовой, возглавляющей на тот момент Областное Министерство культуры, с просьбой разобраться с ситуацией. В полученном ответе было сказано, что в областном бюджете средств на восстановительные работы нет, а силами общественности, в соответствии с действующим законодательством, их проводить не допускается. По информации Скопинского отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и вовсе: « здание церкви не имеет пользователя, право собственности на данный объект культурного наследия не зарегистрировано, инвентаризация не проводилась, технический паспорт отсутствует ».
В то же самое время, широко известен недавний прецедент из соседней Нижегородской области. Местной городской прокуратурой были выявлены бесхозные объекты истории и культуры – церкви в сёлах Нелей и Худошино. Впоследствии, ею были направлены два иска в суд о понуждении местной администрации обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлением о постановке на учёт данных объектов бесхозяйного недвижимого имущества. В аналогичном случае по Покровской церкви села Пупки подобных действий предпринято не было.
Скопинская и Шацкая Епархия Русской Православной Церкви, по причине нехватки финансовых средств, также не в состоянии организовать какие-либо работы. Хотя в двух километрах от Покровской церкви, на территории бывшего стадиона микрорайона Октябрьский, под её эгидой идёт строительство храма-новодела. К сему факту часть общественности тоже отнеслась настороженно.
По состоянию на июль 2014 года, от колокольни Покровского храма отлетел верхний ярус, и сооружение продолжает разрушаться. По сути, дальнейший разговор о восстановительных работах теперь связан с возведением копии здания церкви. Местные и иногородние активисты не теряют надежды сохранить данный объект культурного наследия и создали несколько посвящённых ему страничек в сети Интернет, привлекли внимание к проблеме региональные и федеральные средства массовой информации.
Хочется верить, что история Покровской церкви села Пупки на этой печальной ноте не заканчивается, и всё самое интересное – ещё впереди! Кто знает, может, однажды мы увидим, как блестят на солнце купола возрождённого из пепла храма. И эти события обязательно будут отражены в летописи Скопинского края, которую напишут в будущем наши потомки.