I. Краткий исторический очерк Рязанской епархии
В лето 6496 от Сотворения мира (988-й год от Рождества Христова) Великий Киевский князь Владимир I Святославич принял святое Крещение в церкви святого Василия, что в городе Корсуни. После этого он взял в жены православную царевну Анну – родную сестру византийских царей Василия и Константина.
Вернувшись в свой стольный град Киев с молодой женой и византийскими священниками, Владимир Красное Солнышко решил Русь окрестить и вместо язычества утвердить на своей земле веру православную.
Вот как об этом великом историческом событии рассказывается в летописях: «…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ ... Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю!.. Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны ...». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли языческие кумиры».Муромо-Рязанские земли, входившие в состав Черниговского княжества, были в составе епархии.
В 1198 году потомок Владимира-Крестителя Руси Киевский князь Рюрик Ростиславович отдал в жены дочь свою Всеславу рязанскому князю Ярославу Глебовичу, который упросил своего тестя учредить отдельную от Чернигова епархию. В «Истории Российской» В.Н.Татищева повествуется, что «Ярослав, князь Резанский, по согласованию с братьями, просил великого князя Рюрика и Митрополита, дабы область Резанскую от епархии Черниговские отделить и поставить в Резань особого епископа.
И как князь великий соизволил, избрали игумена Арсения, и послали к Митрополиту Иоанну, его же Митрополит поставил сентября 26 дня».Арсений I правил новой епархией до своей кончины (1213 год). С его именем связано вторичное заложение в 1208 году Переяславля Рязанского, о чем упоминалось подробно во второй главе.
Особо почитается на Рязанской земле святитель Василий I Святой, епископ (1286-1295), которого по праву называют «Рязанским чудотворцем». Монашество он принял в одном из муромских монастырей. В 1284 он был рукоположен во епископа – митрополитом Максимом. Епископская кафедра тогда находилась в городе Муроме. Он был мудрым пастырем, столпом веры, чистоты и целомудрия. Однако злые люди оклеветали праведника. Жители Мурома хотели его убить. Всю ночь епископ Василий молился в Борисо-Глебском храме, а затем в Благовещенской церкви совершил молебен перед чтимой им иконой Муромской Богоматери. Он взял икону на руки и вышел с ней на берег Оки, расстелил на поверхности воды мантию и чудесным образом поплыл на ней против течения. Доплыл он до стольного града Рязани, жители которого радостно встретили епископа. Это событие относится примерно к 1285 году.Через три года татаро-монголы в очередной раз разрушают Старую Рязань и храмы. По преданию, Василий I опять на мантии и с иконой Муромской Богоматери уплывает по Оке в город Переяславль Рязанский. Здесь он основал новую епископию с кафедрой в соборном храме Святых Бориса и Глеба.
С тех пор (1288 год) епархия стала называться Рязанской и Муромской. Некоторые авторы (Д.И. Иловайский) считают, что это событие произошло позднее в 1355 году при епископе Василии II(1354-1360).
Свыше 390 лет, от основания и до установления на Руси Патриаршества, Рязанская епархия управлялась епископами, которые занимали почётные места в иерархии Русской митрополии. Например, в царствование Ивана Грозного рязанский епископ занимал четвёртое место среди епископов Московской митрополии и девятое место среди всех русских святителей.
В 1589 году при царе Фёдоре Иоанновиче (сыне Ивана IV) на Руси учреждается Патриаршество и Рязанская епархия становится архиепископией (то есть управляется архиепископами).
В 1667 году при царе Алексее Михайловиче Рязанская епархия становится митрополией. Фактически Рязанская митрополия занимала третье место после Патриаршей и Новгродской епархий (количество церквей – 1221)Стефан (в миру Симеон) родился в 1658 году в местечке Яворово на Волыни, где его наставником был иеромонах Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский. Обучался он в духовных галицких и польских высших иезуитских училищах и получил по окончании звание «учителя словесных наук, философии и богословия», преподавал в родном училище. В 1690 году принимает монашеский постриг с именем Стефан в Киево-Печерской лавре, впоследствии становится игуменом Киево-Николаевского монастыря. В 1700 году Стефан Яворский с рекомендацией В. Ясинского едет в Москву к патриарху Андриану в качестве кандидата на епископскую кафедру во вновь учрежденную Южно-Переяславскую епархию. В Москве на похоронах боярина, фельдмаршала А.С. Шеина игумен Стефан произнёс яркую надгробную речь, которая поразила Петра Первого. Царь предложил ему Рязанскую епархию, где освободилось место после ухода на покой митрополита Авраамия.
Несмотря на отказ, Пётр повелел патриарху Андриану посвятить игумена Стефания (Яворского) в сан митрополита Рязанского и Муромского. Это совершилось 7 апреля 1700 года.
Вскоре после смерти патриарха Московского и всея Руси Андриана митрополит Рязанский Стефан по воле Петра I выполняет еще должность Местоблюстителя Патриаршего престола (то ость исполнял обязанности Патриарха).Стефан (Яворский) был одним из самых выдающихся церковных служителей, ревнителей чистоты веры православной: он боролся с расколом, сектантством, протестантизмом и суевериями. Для заблудших и нестойких в вере митрополит написал сочинение «Знамения пришествия антихристова» и «Камень Веры». Он не боялся говорить правду в глаза царю, окруженному иностранными протестантами. Но Пётр I очень уважал святителя.
В 1720 году по воле Петра I созывается Собор иерархов, который предложил вместо Патриарха передать управление Русской Православной Церкви постоянному Собору иерархов – Святейшему Синоду. В 1721 году Петр I рассылает послания об учреждении в России Соборного управления церковью Константинопольскому патриарху и первосвятителям других стран.
Президентом Святейшего Синода царь назначил Рязанского митрополита Стефана (Яворского).Только через 197 лет в России было восстановлено Патриаршество (1918 год).
Особое внимание уделял Стефан подготовке священнослужителей, кадров для государственной работы. С 1701 года он возглавляет, а затем реорганизует Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
Как митрополит Рязанский Стефан озабочен был устройством нового Успенского собора, строительство которого закончилось в 1699 году еще при его предшественнике митрополите Авраамии по проекту зодчего Я.Г. Бухвостова. К 1700 году мастера-резчики во главе с Сергеем Христофоровым изготовили иконостас. Стефан заключил подряд с московскими мастерами на заложение гигантского восьмиярусного иконостаса собора, а артель московских художников во главе с Николаем Соломоновым написала иконы для иконостаса. За всё это было заплачено 3.250 рублей.15 августа 1702 года митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) освятил собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
По указанию Петра I на епархиальных иерархов возлагалась организация так называемых «цифирных» (арифметических) школ. В 1722 году такая школа была открыта Стефаном в городе Переяславле Рязанском при Симеоновском монастыре. Впоследствии на основе цифирной школы возникли Рязанские духовное училище и духовная семинария.
27 ноября 1722 года Стефан (Яворский) скончался в Москве на рязанском архиерейском подворье. Сам Пётр I приехал из Санкт-Петербурга проститься со святителем. По духовному завещанию Стефана, его похоронили в Рязани в усыпальнице рязанских святителей соборе Архангела Михаила. С его кончиной Рязанская епархия перестала быть митрополией. Она стала вновь управляться епископами и архиепископами.С мая 1764 года епархия стала называться Рязанской и Шацкой, с октября 1799 года по 1928 год именовалась Рязанской и Зарайской, а с 1929 года и до 1944 года снова называлась Рязанской и Шацкой. С 1944 при архиепископе Дмитрии (Градусове) и по настоящее время епархия называется Рязанской и Касимовской.
На рубеже ХIХ-ХХ веков Рязанская епархия была одной из крупнейших в России. В начале ХХ нашего века (1910-1912) в епархии было: 23 действующих монастыря (10 мужских, 13 женских), 931 православный храм, 56 часовен, протоиереев – 32, священников – 1134, диаконов – 559, псаломщиков – 1093, духовная семинария и духовное училище, 428 церковно-приходских попечительства, богаделен при монастырях – 4, а при церквах – 62, 6 больниц при монастырях, 516 библиотек при церквах.
После революции 1917 года для Русской Православной Церкви наступило трагическое время. Были закрыты монастыри, церковно-приходские школы, – многие храмы были порушены или закрыты властями. В храмах Божиих находились склады, мастерские, учреждения или они разрушались от времени и непогоды. Лишь в немногих храмах совершалось богослужение.В 1988 году широко и торжественно была отмечена знаменательная дата в истории Отечества – 1000-летие Святого Крещения Руси. После этого изменилась политика властей и государства к церкви. Началось возрождение Русской Православной церкви. Это в полной мере отразилось и в жизни нашей Рязанской епархии.
Вот некоторые факты из жизни Рязанской епархии по состоянию на 1997 год (Журнал «Вышенский паломник», 1997, № 4). Были освящены и начали вторую жизнь 9 монастырей. В числе возрождённых монастырей такие древние как Иоанно-Богословский в селе Пощупове (Рыбновский район), Свято-Троицкий (город Рязань), Рождества Пресвятой Богородицы (посёлок Солотча), а также Вышенская Успенская пустынь и Старочернеевский монастырь (в Шацком районе), число действующих церквей составляет около 280.
Открыты были духовное училище, преобразованное в семинарию, православная гимназия во имя Святителя Василия в городе Рязани, десятки воскресных школ.В дни празднования 900-летия Рязани (1995) были освящены восстановленные Святые ворота Троицкого монастыря, иконостас Успенского собора, Николо-Ямская церковь, которая теперь является рязанским подворьем Иоанно-Богословского монастыря.
Издаются газеты «Рязанский церковный вестник» и «Благовест», журнал «Вышенский паломник».Рязанская земля также богата и святынями, в разное время явленными по милости Божией. Это снятые иконы Божией Матери: Одигитрия Рязанская, Муромская, принесённая святим Василием, Боголюбская-Зимаровская; Федотьевская, Казанская, Вышенская, Федоровская, находившаяся в Троицком монастыре, Знамения-Корчемная, Споручница грешных в селе Срезнево. Чтимые образы святого апостола Иоанна Богослова, святителя Николая Зарайского и другой образ святителя в селе Ижеславль.
К рязанским почитаемым святым местам относятся благодатные источники близ Иоанно-Богословского монастыря, в селе Собчаково и других местах, где православные христиане с молитвой и верой берут воду и получают пользу для души и тела.
В книге «Рязань православная» перечислен 91 иерарх за восемь веков существования самостоятельной Рязанской епархии от первого её святителя епископа Арсения I до митрополита Симона (Новикова).
Из преемственного ряда рязанских архиереев были уже упомянуты Арсений I, Василий I, Стефан (Яворский). Назовём имена других рязанских подвижников веры и благочестия.15 декабря 1448 года Иона I становится митрополитом Московским и всея Руси. С него начался новый порядок избрания Московских митрополитов Собором русских епископов с согласия великого князя Московского. Исчезает зависимость главы Русской Православной церкви от Константинопольских патриархов.
Скончался Иона в 1461 году, при его гробе происходили исцеления. 27 мая 1472 года мощи митрополита Ионы I были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Московского кремля. Причислен к лику святых.В период «Смутного времени» начала XVII века на Руси стало известным имя архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита (1606- 1617).
Архиепископ Феодорит присутствует при избрании и венчании на царство В.И. Шуйского. Участвует в перенесении мощей сына Ивана Грозного царевича Дмитрия из Углича в Москву.В Рязани Феодорит освящает перестроенный Успенский (ныне Христорождественский) собор. В этот храм 10 июня 1609 года были перенесены мощи святого епископа Василия I от храма Бориса и Глеба.
По его указанию, с чудотворной иконы Феодотьевской Божией Матери в 1611 году были сделаны две копии, одну из которых поместили в церковь села Федотьево, а вторую в кафедральный Борисо-Глебский собор.
В феврале 1613 года архиепископу Феодориту выпала высокая честь – ему поручается с Лобного места на Красной площади в Москве вопросить собравшихся: «Желает ли народ Государя Михаила Феодоровича Романова?» Ответ был утвердительный.В это время юный царь Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой находился в Костромском Ипатьевском монастыре. В марте 1613 года архиепископ Феодорит в составе послов Земского собора едет в Кострому. В Ипатьевском монастыре послы объявляют Михаилу Федоровичу волеизъявление народа об избрании его царём на Русский престол. Михаил Романов отказался от такой высокой чести. Тогда архиепископ Феодорит с чудотворной иконой Федоровской Божией Матери в руках подошел к царю и возгласил: «Не противься воле Божией, не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея», – и благословил Михаила Федоровича Романова на царство. По указанию Феодорита с этой иконы была сделана копия для Рязанского Троицкого монастыря.
Скончался архиепископ Феодорит 10 сентября 1617 года, был похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. Почитается как местночтимый святой. Ныне мощи святого Феодорита хранятся в храме Сергия Радонежского Рязанского Троицкого монастыря.
Мелетий (Якимов) местночтимый святой (1896-1900).В миру – Михаил Косьмич Якимов. Родился в 1835 году в селе Немском Вятской губернии, в семье священника. Закончил Вятскую духовную семинарию. В марте 1857 года поступил рясофорном послушником в Успенский Трифонов монастырь, где исполнял обязанности библиотекаря. Некоторое время преподавал в Вятском духовном училище. В 1858 году поступил в Казанскую духовную академию, а через год был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен в иеродиакона.
По указу Святого Синода в декабре 1881 года Мелетий назначен на миссионерское служение в Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. В 1865 году он представил в духовную академию курсовую работу, за которую получил степень кандидата богословия. Вскоре был рукоположен в иеромонаха с назначением миссионером в Селенгинское бурятском ведомство. За копоткое время в Кударинском стане им было обращено в православие 500 язычников и устроена Петропавловская церковь. Кроме того, в населённых пунктах по реке Мелентий устроил несколько церквей. В 1873 году возведен и в сан архимандрита с назначением начальником Иркутской духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. За пять лет им было обращено в Православие 11695 язычников. На этом нелегком и ответственном посту проявил себя не только как проповедник, но и как писатель. В его многочисленных отчетах содержится богатый исторический и этнографический материал.
В августе 1878 года Мелетий рукоположен во епископа Селенгинского, викария Иркутского с исполнением должности начальника Забайкальской духовной миссии. Здесь им было обращено в православие 3956 язычников.
5 июля 1888 года назначен епископом Якутским. На новом месте служения Мелетий ревностно берется за просвещение края, открывая церковно-приходские школы. Для дальнейшего развития этого важного дела владыка организовал епархиальный училищный совет и учредил церковное братство во имя Христа Спасителя. Число школ ежегодно увеличивалось. В Иркутском крае им было построено 14 храмов.
В 1892 года в Вилюйском и Колымском округах для больных проказой (лепрой) Мелетий устроил колонии и лазарет.Святитель Мелетий был причислен к Собору Сибирских Святых в 1984 году.
18 июня 1998 года накануне Соборов Рязанских и Сибирских святых были обретены мощи святителя Мелетия – епископа Рязанского и 3арайского. 31 мая 1999 года состоялось прославление мощей святого Мелетия. Мощи его хранятся в Троицком Рязанском монастыре в соборе святого Сергия Радонежского (там же находится мощи Рязанских святых Феодорита и Гавриила).
31 год возглавлял Рязанскую епархию святитель Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков). Он родился в Ярославской области 5 февраля 1928 года.
В 1955 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1959 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В декабре 1958 года поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры, 28 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом пострижен в монашество с именем Симон. 18 января 1959 года епископом Дмитровским Пименом (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в иеродиакона, а в апреле в иеромонаха.
После окончания академии преподавал в Московской семинарии, а затем и в духовной академии. С 1964 года – доцент кафедры византологии. Был инспектором Московской семинарии и Московской академии.
14 октября 1972 года в Покровском храме академии рукоположен во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию возглавил митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В 1978 году владыка Симон возведён в сан архиепископа.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 2000 года преосвященный архиепископ Рязанский и Касимовский возведён в сан митрополита: «Во внимание к усердному служению Церкви Божией Ваше Преосвященство удостаиваетесь возведения в сан Митрополита».
Через 278 лет на Рязанский земле после Стефана (Яворского) появился шестой митрополит Симон (Новиков) и Рязанская епархия вновь стала митрополией.С любовью о Господе Иосиф, епископ Шацкий, викарий Рязанской епархии».
5 февраля 2003 года было торжественно отмечено 75-летие со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовоского Симона, а в июне того же года митрополит Симон передал Рязанскую кафедру и управление епархией новому владыке – архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу.1 сентября 2006 года на 79-м году жизни митрополит Симон (С.М. Новиков) тихо и мирно почил. Добрая, светлая и долгая память о владыке Симоне сохранится не только в сердцах православных Рязанцев, но и всех, кто знал этого подвижника веры и благочестия.
II. Похвальное слово летописцам, историкам и краезнатцам
На Руси первыми историками, писателями и краезнатцами были монахи и священники. Имена некоторых из них дошли до нас, а многие трудолюбивые дееписатели-летописцы так и остались безымянными. Их неустанным старанием и терпением были зафиксированы в сводах летописей все события в хронологическом порядке, которые происходили в то или иное лето – то есть из года в год. Благодаря их беззаветному труду, который они почитали как служение Богу и людям, до нас дошли сведения об историческом прошлом как всей Руси, так и её великих и удельных княжеств, соседних племён, народов и государств.
Здесь невольно вспоминается дивный образ летописца Чудова монастыря отца Пимена, созданный гением А.С. Пушкина в «Борисе Годунове»:Были подобные летописцы-историки и в великом княжестве Рязанском. Только рязанское летописание не сохранилось для потомков, время не пощадило его.
На Рязанской земле были свои Несторы и Пимены, которые по крохам из других летописных источников сопредельных княжеств, из грамот и актов собирали историю Рязанского края – её трагическую и героическую судьбу.
Первым краеведом и историком Рязанского княжества по праву считался священник Евстафий («Евстафий вторый» – сын), живший в XIII – в трагическое для Древней Руси время нашествия татаро-монголов на Рязанскоеи другие русские княжества. Родился он около 1210 года в древнем городе Корсуни (Херсонесе) в семье священника Никольской церкви Евстафия I. В 1224-1225 годах он вместе с отцом совершил долгое и трудное путешествие с берегов Чёрного моря (Понта) до рязанского города Красного (Зарайска) с иконой святого Божьего угодника Николая Чудотворца – архиепископа Мир Ликийских. Это путешествие Евстафий II отразил впоследствии в «Повести о принесении иконы Св. Николая Зарайского из Корсуни». Кроме этой повести он написал целый цикл рязанских повестей о Николе Заразском – «Повесть об убиении Батыя», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Похвала роду рязанских князей», «Род служителей Чудотворца Николы Зарайского», «Коломенское чудо».
Но самым известным и значительным произведением Евстафия II является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая относится к числу подлинных жемчужин древнерусской словесности.
К моменту нашествия орд хана Батыя на Рязанское княжество ему было около 27 лет, он был живым свидетелем тех трагических событий, которые отразил в своей повести. По словам покойного зарайского краеведа В.И. Полянчева, это великая повесть писалась Евстафием-сыном «на пепелище» - то есть по следам недавних событий. До наших дней «Повесть о разорении Рязани Батыем» дошла в более поздних списках (редакциях) XVI века, которые создавались потомками Евстафия.
Евстафий-отец и Евстафий-сын были служителями церкви Николая Чудотворца в Зарайске. Благодаря им и их потомкам на Руси началось почитание этого святого, которого в народе ласково называли Никола Угодник.Одним из выдающихся историков-краеведов был архимандрит Иероним (в миру Иоанн Стефанович Алякринский, 1738-1828). Он окончил Рязанскую духовную семинарию, а потом духовную академию в Москве, по окончании которой был определён протоиереем кафедрального собора в Рязанской духовной семинарии и впоследствии много лет был её ректором. Был архимандритом Солотчинского монастыря и Казанского монастыря в Рязани. Отец Иероним почитался одним из первых историков и краеведов Рязанского наместничества и губернии. Именно он возглавил рязанскую комиссию по сбору документов для Синода. Он составил сборник, который носил такое длинное и витиеватое название «Достопамятности в Российской истории, большею частью к Рязанской области надлежащие, выбранные из отысканных в Рязанской духовной консистории разных тетрадей и бумаг и собранные в виде летописи в 1793 и 1794 гг. по случаю присланного из Св. правит. Синода 1791 года Августа 31 дня к его преосв. Симону архиепископу Рязанскому указа о присылке летописей в оный синод; а 1816 года вновь пересмотренная, исправленная и дополненная»
На основании каких источников архимандрит Иероним создаёт свою летопись – «достопамятности»?Труд Иеронима – несомненно ценный источник по истории родного края. Он вначале существовал в виде нескольких рукописных списков, один из которых был в коллекции рукописей архиепископа Рязанского Гавриила.
Многие поздние авторы использовалирукописные «достопамятности» архимандрита Иеронима. К ним обращался Тихон Яковлевич Воздвиженский (1764-1827) в своих сочинениях «Историческое обозрение Рязанской иерархии» (Москва, 1820) и «Историческое обозрение Рязанской губернии» (Москва, 1822).
Ими пользовался и наш земляк – знаменитый историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) при создании магистерской диссертации, а потом и книги «История Рязанского княжества» (Рязань, 1858). Их использовали Иван Васильевич и его брат Николай Васильевич Любомудровы в своих историко-краеведческих трудах (1850-1870-е годы).
В конце XIX века труд архимандрита Иеронима был отредактирован, снабжён ссылками на источники и дополнениями И.В. Добролюбовым. Эта работа была опубликована в Рязани (РУАК) в 1889 году под названием «Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом».
Члены губернской Рязанской учёной архивной комиссии (РУАК) А.В. Селиванов и С.Д. Яхонтов внимательно изучали работу архимандрита Иеронима и других авторов (1890-е годы) для обоснования празднования 800-летия Рязани в 1895 году.Незаурядной личностью был 67-й по счету Рязанский святитель – архиепископ Рязанский и Зарайский, местночтимый святой, преосвященный Гавриил (в миру Георгий Иванович Городков).
Это был не только духовный пастырь, подвижник веры и благочестия, но и муж учёный, краевед, собиратель документов по истории Рязанского края, продолжатель дела своего наставника и учителя архимандрита Иеронима.Родился он 17 (28) апреля 1785 года в семье пономаря села Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии. Окончил Рязанскую духовную семинарию и получил место священника в одном из соборов Касимова. В 1809 году комиссия духовных училищ наплавляет талантливого и благочестивого юношу в Петербургскую духовную академию, по окончании которой он получает степень магистра богословия и в 1814 г. направляется профессором богословских наук в родную Рязанскую семинарию.
В 1815 году в Спасском монастыре рязанского кремля был пострижен в монахи с именем Гавриил. Постриг совершил архиепископ Рязанский Феофилакт (Русанов), а восприемником был ректор Рязанской духовной семинарии архимандрит Иероним. Там же он проходил послушание в сане иеродиакона и иеромонаха, после чего получил в управление Троицкий монастырь в Рязани. Три месяца спустя в феврале 1816 года Гавриил получил сан архимандрита и стал настоятелем этого монастыря.
В последующие годы Гавриил был инспектором Рязанской духовной семинарии; ректором Орловской и Нижегородской семинарий, настоятелем Нижегородского Печерского монастыря.В мае 1828 года в Казанском соборе Петербурга рукоположен во епископа Калужского и Боровского. С 1831 года он был епископом Могилевским и Полоцким. В 1834 году возведён в сан архиепископа. С июля 1837 г. по май 1858 г. преосвященный Гавриил был архиепископом Рязанским. Он отличался праведностью жизни, милосердием, благочестием, был «олицетворённой кротостью». Жил архипастырь согласно наставлению святого апостола Павла как «подобает быти епископу непорочну; трезвену, целомудру, благоговейну, чисту, страннолюбиву, учительну, кротку».
При архиепископе Гаврииле было завершено строительство соборной колокольни, длившееся 40 лет. В 1839-40 годах он на свои средства организовал выпечку хлеба в архиерейской пекарне для голодающих. В 1850 году преосвященный обращается к прихожанам с просьбой «собрать по копеечке» средства для устройства «сиротского» училища для бедных девиц из духовного сословия».
Архиепископ Гавриил собирал рукописи, летописи, старинные книги, грамоты по истории Рязанского края. В 1837 году он нашел в архиве Рязанской духовной консистории запись (скоропись XVII века) о заложении града Переяславля Рязанского (так называемая «Консисторская записка»). По списку Гавриила – как ранее упоминалось – были опубликованы «Рязанские достопамятности» архимандрита Иеронима (в миру И.С. Алякринский), который был не только духовным наставником Гавриила, но и увлёк его изучением истории Рязанской земли и епархии. Впоследствии часть своей библиотеки и коллекций святитель Гавриил передал в библиотеку Рязанской духовной семинарии, в том числе «Следованную псалтырь» XVI века с записями о заложении града Переяславля Рязанского возле церкви святого Николы Старого в лето 6603 (1095 года), о чём ранее упоминалось.
В 1855 году архиепископ Гавриил присутствовал в Москве на церемонии помазания на царство Александра II самодержца Российского. За заслуги перед Отечеством преосвященный Гавриил был награжден орденом святого Александра Невского.Архиепископ Гавриил пользовался большим уважением, авторитетом и любовью у своих коллег священнослужителей и прихожан.
В июне 1858 года по разрешению Святейшего Синода он уходит на покой в Успенский Ольгов монастырь под Рязанью. Там тихо и мирно прошли последние годы жизни преосвященного.7 апреля (по новому стилю 19) в великую субботу 1862 года архиепископ Гавриил спокойно, с просветленном ликом испустил дух и ушел в мир иной.
Похоронили святителя на кладбище Ольгова монастыря, хотя ранее считалось, что его прах покоится в Архангельском соборе кремля в Рязани. Там до сих пор висит живописный портрет архиепископа Гавриила.
По благословению Святейшего патриарха Московского и веся Руси Пимена, 12 января 1987 года архиепископ Гавриил причислен к лику местночтимых Рязанских святых. 13/26 октября 1999 года были обретены мощи святого Гавриила, а 31 декабря они были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в собор преподобного Сергия Радонежского. Ныне мощи святителя Гавриила покоятся в кафедральном Христорождественском храме Рязанского кремля.3 января 2000 года состоялось прославление мощей святителя Гавриила.
Потомки чтят память святого архиепископа Гавриила не только как святителя, духовного архипастыря, но и как историка Рязанской земли.
К числу выдающихся провинциальных историков принадлежал Иван Васильевич Добролюбов (1838-1905) – уроженец Скопина, священнослужитель, педагог, незаурядный и кропотливый исследователь истории Рязанского края.В 1877 году вышла работа Добролюбова «Зарайский Николаевский собор», опубликованная в «Рязанских епархиальных ведомостях». Но подлинное признание принесло Добролюбову уникальное исследование в четырёх томах «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Зарайск-Рязань, 1884-1891). В эти же годы он подготовил к изданию и прокомментировал «Рязанские достопамятности» архимандрита Иеронима.
Иван Васильевич был в числе основателей Рязанской учёной архивной комиссии и его работы публиковались в «Трудах РУАК». По призыву историка-земляка Д.И. Иловайского, с 1895 года и до последнего дня своей земной жизни учёный священник Добролюбов работал над составлением «Библиографического словаря писателей, учёных и художников – уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии». Этот труд был опубликован уже после кончины историка – в 1910 году с дополнениями С.Д. Яхонтова.
III. Рязанской епархии – восемь веков
Празднование знаменательной исторической даты Русской Православной Церкви – 800-летия основания Рязанской епархии состоялось 23 июня 1988 года и было приурочено к Собору святых в Рязанской земле просиявших.
Началом празднования 800-летия Рязанской епархии стал благотворительный концерт «Благословенная Россия», перед участниками и зрителями которого с торжественным словом выступил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон, он сказал слово о земле Рязанской: «…Через века пронесла Рязань свой говор, свой нрав, свой лик. Сохранила в сердце своих святых, пророков, праведников и мучеников, героев, которые, противостоя злу, ни жалели подчас и жизни «тишины в отчем доме ради». Среди них и первый Муромо-рязанский князь Глеб и его брат Борис, сыновья крестителя Руси Киевского князя Владимира, ставшие первыми русскими особо почитаемыми святыми, и героические защитники Старой Рязани, испившие «единую чашу смертную», но не склонившие головы перед несметной Батыевой ордой; и Роман Ольгович Рязанский – он принял мученическую смерть в Орде в 1270 году, но не изменил вере отцов; и первосвятитель Василий Рязанский, «скорый помощниче», «око слепым, ноги хромым», чудесно приплывший на мантии по Оке из Мурома в Рязань.Национальном сокровищем и достоянием не только нашего края, но и всей России являются имена М.Д. Скобелева, К.Э. Циолковского, П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.М. Головнина, Я.П. Полонского и других, в чьих достопамятных деяниях мы, потомки, можем найти опору и утешение, добрый пример для подражания, откровение своего собственного духовно-нравственного пути.
Это всё родословное наше древо. Оно уходит корнями в глубь столетий; помогая узнать, кто мы, коснуться благодати отцов наших, почувствовать в себе присутствие как пращуров своих, так и потомков, и увидеть и услышать сердцем, что Русь, Россия – вот она, перед тобой. И она есть ты, а ты есть она.
Надо отметить, что народ Руси, России, несмотря на испытания и лишения, выпадающие на его долю, всегда был и останется с верой православной. В годы тяжелейшего всенародного испытания – Великой Отечественной войны церковь отдавала все свои духовные и материальные силы в помощь земному Отечеству своей паствы. Под покровом Божией Матери «не истощился огонь», не прервалась молитва, не замерла жизнь церкви.
Тысячелетняя русская церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят её своею милостью, своею благодатью. Она верит и надеется, что «…явлено будет великое чудо Божие… И все щепки и обломки, волею Божией и силой его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путем, Богом предназначенным…». Она помнит пророчество своего Небесного Основателя и Спасителя Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её» (Мф.16., 18). Церковь наша, и это явственно видим, вступает на путь широкого общественного служения. На неё, как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия, с надеждой взирает всё наше общество. Достойно ответить на это внимание – наша историческая задача. Во время трудных судьбоносных решений в нашей стране церковь не остается безучастной свидетельницей событий. Она поддерживает благие гуманные устремления нашего общества в решении нелегких задач построения жизни на началах законности и справедливости.
Церковь наша и весь народ вступили в эпоху больших перемен, отмеченную новыми возможностями и новой ответственностью. И ныне, как, может быть, никогда ранее, нам необходимо критически осмыслить своё прошлое и свое нынешнее состояние, осудить в себе не только те внутренние болезни, которые порождались стесненными условиями церковного бытия, но и то, что происходило от нашей слабости и несовершенства; чтобы всем нам «ходить в обновленной жизни». Мы обязаны сделать всё, что в наших силах. Привить детям, юношеству и взрослым, лишённым религиозного воспитания, добрые начала, укоренить их в верности нашей христианской традиции.
Да будет этот праздник для всех нас радостным и мирным, укрепляющим и наших душах веру, любовь и надежду.С праздником! Да хранит вас Господь!»
На празднование 800-летия Рязанской епархии прибыла делегация Московского патриархата во главе с архиепископом Солнечногорским Сергием, который является постоянным членом Священного Синода и управляющим делами Московской епархии.В праздничных торжествах принимали участие не только священнослужители Рязанских церквей и монастырей, но православный люд рязанский.
IV. Великий князь Рязанский – благоверный Олег Иванович
Великий княже, князь Олег,Владимир Орлов
I. Русь второй половины XIV в. Среди видных исторических деятелей той эпохи – князь Олег Иванович, один из самых могущественных государей Великого княжества Рязанского. Он был современником великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского, князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, митрополита Московского и всея Руси Алексия II, великого живописца-изографа Андрея Рублёва, «российского чудотворца» преподобного игумена Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Ивановича на битву с ордами Мамая.
Целых 52 года он мудро правил Рязанской землей, которая была «щитом и мечом» Древней Руси со стороны Дикого поля. Незаурядная личность, Олег Рязанский был человеком сложного, противоречивого характера, личностью трагической, неоднозначной и многогранной. Это был опытный государь, радетель своего княжества и народа, смелый военачальник, дальновидный политик, расчетливый и изворотливый дипломат, образованный для своего времени человек, полный гордыни. Многие черты характера сформировались под влиянием обстоятельств: князь и княжество находились между Москвой, Ордой и Литвой.Добрая память об Олеге Рязанском сохранилась во многих поколениях рязанцев. И, с другой стороны – дурная молва, как волна, возникшая со времени московских летописцев конца XIV – начала XV вв., докатилась до нашего времени: изменник (не принимал участия в Куликовской битве), слабодушный, коварный, велеречивый, жестокосердный, чванливостью обуянный и т.п. Такую оценку московских и промосковских источников поддержал писатель и историк Н.М. Карамзин: «… Олег Рязанский, воспитанный в ненависти к московским князьям, жестокосердный в юности и зрелым умом мужеских лет наученный лукавству. Испытав в поле превосходную силу Дмитрия, он начал искать его благоволения; будучи хитер, умен, велеречив, сделался ему другом, советником в общих делах государственных и посредником – как мы видели – в гражданских делах великого княжения с тверским. Думая, что грозное ополчение Мамаево, усиленное Ягайловым, должно необходимо сокрушить Россию – страшась быть первою жертвою оного и надеясь хитрым предательством не только спасти свое княжество, но и распространить его владения падением московского, Олег вошел в переговоры с моголами и с Литвою чрез боярина рязанского, Епифана Кореева; заключил с ними союз и тайно условился ждать их в начале сентября месяца на берегах Оки. Мамай обещал ему и Ягайлу все будущие завоевания в великом княжении, с тем, чтобы они, получив сию награду, были верными данниками ханскими» [1].
Против такой несправедливой оценки личности и деяний Олега Рязанского выступил, известный историк Д.И. Иловайский, который в «Истории Рязанского княжества» (1858) отмечал: «… чтобы беспристрастно судить историческое лицо, прежде всего, надобно представить себе эпоху, точнее говоря, те обстоятельства, посреди которых оно действовало». А обстоятельства были таковы, что рязанскому князю предстояла сложная задача сохранения Рязанской земли от полного разорения ордами Мамая [2].
Писатель и историк Ф.Ф. Шахмагонов, спустя более сотни лет, вторил Иловайскому: «Поздние летописные записи обвиняют Олега Рязанского в измене. Само по себе это обвинение неправильно, ибо Олег был суверенным государем своей земли и соблюдал, прежде всего, ее интересы. Все же дальнейшие его действия показывают, что он «тянул к Москве», а не к Мамаю» [3].
На справедливость такого подхода к Олегу Рязанскому указывали авторитетные советские ученые академики М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков и особенно Л.В. Черепнин. Наиболее полно эту точку зрения выразил профессор А.Г. Кузьмин в своей монографии «Рязанское летописание»: «Если рязанский князь не принимал участия в битве на стороне Мамая, когда это могло решающим образом изменить ход событий, то совершенно невероятно, чтобы он решил выступить против войска, только что одержавшего величайшую победу. М.Н. Тихомиров обратил внимание на забытое сообщение немецкого средневекового автора Кранца, отметившего нападения на возвращавшиеся московские войска со стороны татар и литовцев. Намек на «грабежи», правда, имеется в грамоте 1381 г. Но не лишено оснований замечание А.Е. Преснякова, что «тут в рязанцах надо видеть…не виновников, а жертву «грабежа»».
В нашем распоряжении имеется еще несколько источников, подтверждающих позднейшее происхождение нападок на Олега Рязанского. Один из них – Новгородская I летопись. В летописи содержится, несомненно, одно из ранних сообщений о битве. Рассказ ее отличается от изложения летописей, близких Троицкой. В ней, в частности, наряду с Дмитрием Ивановичем назван Владимир Андреевич Серпуховской. В летописях, родственных Троицкой, этот князь оказался скрытым фразой «прочие князи». Но об Олеге Новгородская I летопись не упоминает. Не назван в ней и литовский князь. Рязанского князя не знают также Суздальская летопись по Академическому списку и Владимирский летописец, сокращающие в этом случае текст, близкий Троицкой летописи.<…> Обратившись к Задонщине, можно убедиться, что и этот источник ничего не говорит о рязанском князе, а также, между прочим, и о литовском князе. В то же время в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских – больше, чем от любого другого города.
<…> Таким образом, и древнейшие летописи, и близкий к событиям литературный памятник ничего не говорят об участии в событиях рязанского князя, несмотря на то, что все действия развертывались в Рязанской земле. Очевидно, в 1380 г. у московского князя не было оснований для беспокойства в связи с позицией Рязани. И союз Мамая с Ягайло едва ли был, хотя не приходится сомневаться в том, что Литва пыталась воспользоваться обстановкой, как это отмечает Кранц.Имеется еще один документ, косвенно подтверждающий непричастность Олега Рязанского к тем действиям, в которых его обвиняют позднейшие летописи, а также вставка в летописях, близких Троицкой. Таким документом является договорная грамота 1381 г., устанавливающая отношения Рязани с Москвой» [4].
Как бы подводя итоги работы ученых разных поколений о пересмотре исторической роли Олега Ивановича Рязанского, научный сотрудник АН СССР А. Надиров заключал: «Сама попытка заново переосмыслить личность великого князя Рязанского Олега Ивановича представляется крайне гуманной и благотворной, ибо речь идет о восстановлении доброго имени человека, сыгравшего немалую роль в судьбе нашей Родины… Если бы к историческим лицам применялась «презумпция невиновности», Олег давно бы был уже посмертно реабилитирован» [5].
II. В летописных источниках, в исторической и краеведческой литературе нет сведений о матери князя; нет точной даты его рождения; мало что известно о детстве и юности будущего великого князя; спорным является вопрос о его монашеском и схимническом именах; в разных источниках указываются разные даты смерти Олега Ивановича.1. Даты рождения Олега Ивановича нет в таком авторитетном энциклопедическом дореволюционном издании, как словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона (1890), ни в БСЭ и Советской исторической энциклопедии, ни в современных энциклопедиях [6].
Д.И. Иловайский в упомянутой «Истории Рязанского княжества» Олегу Ивановичу посвятил целую V главу, в которой, на основании летописных источников, дал подробное жизнеописание великого князя (годы княжения – 1350-1402): «Не старше 12 или 15 лет остался Олег – в крещении Иаков – после смерти своего отца Ивана Александровича. Мы не можем указать на обстоятельства, которые сопровождали юные годы Олега, и потому не знаем, под влиянием каких впечатлений сложился этот замечательный характер. Все княжение его отца летописи проходят совершенным молчанием, которое заставляет предполагать отсутствие важных событий внешних; видим только, что Иван Александрович упрочил великокняжеский Рязанский стол за своим сыном, а Пронский удел предоставил племяннику Владимиру Дмитриевичу» [7].Е.Г. Тарабрин в статье об Олеге Рязанском в «Рязанской энциклопедии», опираясь на свидетельство Иловайского, указывает даты (1350-5.6.1402), но это не годы его жизни, а княжения [8].
Игумен Серафим (Питерский) и Т.М. Панкова в недавно вышедшей брошюре о жизни и деяниях Олега Ивановича утверждают: «Великий князь Олег Иванович Рязанский родился в 1338 году. В святом крещении младенца нарекли Иаковом. Его отцом был великий рязанский князь Иван (Василий) Александрович.
В некоторых поздних редакциях русских летописей мы встречаем запись о князе Олеге Ивановиче как о «худородном». Однако по родословной он был прямым потомком Рюрика в восемнадцатом колене. Его прапрадедом был Ярослав – старший сын святого благоверного князя Романа Рязанского, страстотерпца» [9]. Впервые был указан определенный год рождения князя. Но, к сожалению, авторы не делают никаких ссылок на источник информации, что вызывает сомнение в точности этой даты.Подсказку к определению более точной даты рождения находим у архимандрита Иеронима в «Рязанских достопамятностях». Он писал, что память благоверного князя Олега отмечалась 9 октября, 15 июня и 2 января [12].
Согласно церковному календарю Русской Православной Церкви, 9(22) октября отмечается память девятого апостола Иисуса Христа – Иакова Алфеева [13]. Иаков (Яков) – крещеное имя князя Олега. Новорожденным младенцам при крещении давали имя по святцам: он получал имя святого, память которого совпадает или близка (плюс или минус несколько дней) к дате рождения ребенка. Отсюда следует, что Олег родился в начале октября 1336 года, и при крещении ему дали имя апостола Иакова.
2. Рязанские авторы (Д.И. Иловайский, архимандриты Иероним и Македоний, митрополит Рязанский и Касимовский Симон) единодушно отмечают дату смерти князя Олега 5 июня 1402 г. [14]. Русские летописи, начиная с Симеоновской и более поздние, дату его кончины указывают на месяц позднее - 5 июля 1402 г.
Наиболее пространное сообщение об этом событии дается в Патриаршей, или Никоновской летописи: «В лето 6910 (1402)…того же июля в 5 день, преставися князь велики Олег Ивановичь Рязанский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен, бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою в монастыри его глаголемом Солотчша» [15]. А.Г. Кузьмин, следуя летописям, также указывает эту дату смерти Олега в своих работах.
В настоящее время в Рязанской епархии и в Солотчинском монастыре день памяти местночтимого святого благоверного князя Олега (Иакова) Ивановича Рязанского отмечается по рязанским источникам – 5 (18) июня.
3. На склоне жизни Олег в 1390 г. основал Солотчинский мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, принял монашеский постриг под именем Иона, а перед смертью принял святую схиму с именем Иоаким. После смерти, по завещанию, похоронен в каменной гробнице в соборном Покровском храме монастыря [16].
В 1768 г. этот храм вследствие оползня обрушился под речной обрыв. По указу Святейшего Синода от 6 октября 1769 г. храм был разобран. Останки князя и княгини в 1770 г. перенесены Рязанским епископом Палладием в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ставшей соборной, в новой гробнице с левой стороны. Надпись на гробнице гласит: «Зде положены мощи благоверного великого князя Ольга Иоанновича Рязанского во святом крещении нареченного Иаковом, а во иноцех Ионою, и великия его супруги княгини Евфросинии , в монахинях же нареченная Евпраксии; они старанием и иждивением состроили Солотчинский монастырь в лето от создания Мира 6898, от Рождества же по плоти Бога Слова 1390, при бытности на сем месте двух игуменов Василия и Евфимия».
Над гробницей висела икона князя и княгини в монашеских одеяниях, хранилась также на стене кольчуга Олега [17].Во-вторых. Архимандрит Македоний сообщает, что по синодику Солотчинского монастыря 1670 г. князь Олег назван схимником Ионою [18].
В-третьих. В описи Солотчинского монастыря 1860 г. отмечено, что в Рождественском соборе находится деревянная раскрашенная гробница Рязанского благоверного князя Олега «въ схимонасехъ Iоnы» [19].В-пятых. В.С. Буймистров в докладе об Олеге Рязанском на торжественном заседании РУАК в честь 800-летия Рязани (1095-1895) сказал: «На высоком берегу реки Оки, где впадает в нее речка Солотча, в 15 верстах от Рязани, стояла и стоит в серьезной и красивой местности Солотчинская обитель, основанная Олегом за 12 лет до его кончины. Туда, в каменном гробу, унесен прах 65-летнего схимника Ионы, бывшего в житейском мире Великого князя Рязанского, знаменитого Олега. В храме Покровском он был погребен. Прошло три года, и около него упокоен прах монахини Евпраксии, его жены, Великой княгини Евфросинии» [20].
Македоний, Иероним, Буймистров пользовались архивом Солотчинского монастыря, который хранился в ризнице Иоанно-Предтеченского придела Рождественского соборного храма. Поэтому считаю их сведения более достоверными, чем летописные известия не рязанских летописцев.После Октября 1917 г. монастырь, просуществовав 527 лет, был закрыт. Часть его архива, остатки мощей князя Олега (череп), его кольчуга и парсуна были взяты в коллекцию Рязанской Ученой Архивной Комиссии (РУАК). Впоследствии документы перешли в фонды Госархива Рязанской области (ГАРО) , а экспонаты – в областной краеведческий музей (ныне Рязанский областной историко-архитектурный музей-заповедник).
После празднования 1000-летия Крещения Руси (1988) началось возрождение Русской Православной Церкви. По решению Рязанской областной администрации, мощи благоверного князя Олега были переданы из фондов музея Рязанской епархии и 13 июля 1990 г. помещены в Свято-Иоанно-Богословском монастыре (с. Пощупово Рыбновского района Рязанской области) [21].
14 апреля 1994 г. архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил Солотчинскую обитель (позже как женский монастырь). В 2000 г., после реставрации, был вторично освящен соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. 22 июня 2001 г., накануне Собора Рязанских святых, рака с мощами Олега вернулась на прежнее место в этот собор. 18 июня 2002 г, в день 600-летия успения благоверного князя Олега Ивановича Рязанского, в соборном храме монастыря состоялось торжественное богослужение и крестный ход с мощами князя Олега вокруг храма.Все возвращается «на круги своя».
V. Обитель в лесах Мещёрских
На север от вольного града Переяславля-Рязанского, за Окою-рекой, широко раскинулись просторы поймы, покрытые островками дубрав. А дальше вглубь потянулись заповедные Мещерские леса.
В тех лесах дремучих и заповедных любил охотиться великий князь рязанский Олег Иванович. Однажды – это было десять лет спустя после знаменитой Куликовской битвы – князь Олег был на охоте в тех местах со своей малой дружиной. В лесу, недалеко от речного крутояра, – там, где лесная речушка Солотча впадала в Оку-реку, – повстречал Олег Иванович двух иноков по имени Василий да Ефимий. Были они то ли монахами-отшельниками, то ли насельниками ближнего монастыря – сказать трудно.
По дошедшему из глубины веков преданию, Олег Иванович, «усладившись духовною беседою со старцами и пленившись красотою местоположения», решил основать здесь мужской монастырь. Может быть хотел князь рязанский иметь свою обитель, подобную той, что была у его соперника и родственника, недавно «почившего в бозе», московского князя Дмитрия Донского – знаменитая Троицкая обитель, основанная преподобным игуменом Сергием Радонежским.Сохранился текст записи об основании монастыря: «Зачат (т.е. начат – В.К.) строить оной Солотченской монастырь в прошлом 6898 (1390) году при Благоверном Князе Олеге Ивановиче Рязанском замышлением игуменов Василия да Яфимия, нашедше место за рекою Окою на усть речки Солотчи». Щедро одарил князь и его потомки монастырскую братию и обитель: деревни и села с крестьянами, пашни, луга и леса, деньги на строительство монастыря. По указанию Олега были возведены монастырские стены с башнями и храмы Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы (деревянные). Надвратная церковь была посвящена преподобному Сергию Радонежскому, которому ещё в 1386 году удалось склонить князя Олега к заключеню «вечного мира» между Москвой и Рязанью.
Князь Олег принял монашеский постриг под именем Иоаким. Жена его княгиня Ефросиния основала недалеко от мужского монастыря женскую Зачатьевскую обитель и также приняла постриг с именем Евпраксия. Перед смертью Олег-Иоаким принял святую схиму с именем Ионы и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. Скончался он, по одним источникам, 5 июня 1402 года в возрасте 65 лет. В Никоновской (Патриаршей) летописи дата смерти указана на месяц позже.
Точной даты постройки каменных храмов в монастыре не сохранилось. Строились они в XV-XVI веках. На плане и в описи 1598 года в монастыре указаны три каменных храма. В центре – храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Перестраивался в середине XVII века, а в 1691 году к нему сделана западная двухэтажная пристройка. На нижнем этаже была трапезная, а на втором – располагались ризница и библиотека монастыря. Позади него у западной стены была шатровая церковь в честь митрополита Московского и всея Руси Алексия. В 1841 году из-за ветхости церковь разобрали, а кирпич был использован для строительства Солотчинской приходской церкви Казанской Божией Матери (построен в 1843-58 годах). В северо-западной части монастыря, вблизи речного обрыва стояла соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы – каменная столпообразная «восьмериком» и «под колоколы» – то есть со звонницей. Эта церковь была княжеской усыпальницей. В 1768 году вследствие оползня церковь обрушилась. Княжескую гробницу с мощами перенесли в Рождественский храм, который с тех пор стал соборным. Гробница князей находилась слева от алтаря у стены. Здесь же висели иконы-парсуны с изображением княжеских ликов в монашеском одеянии да кольчуга Олега, которую он носил под монашеской рясой.Из трех каменных храмов, существовавших в XVI веке, до нашего времени сохранился только соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы, искажённый поздними пристройками. В начале 1990-х годов при реставрации ему вернули былой облик. К середине XVII века Солотчинский Рождественский второклассный мужской монастырь был довольно богат и занимал видное место среди 700 мужских монастырей России (по «лествице власти» стояла на 34-м месте, а в Соборном уложении1649 года Солотчинский архимандрит по иерархическому положению стоял на 36-м месте). Монастырю принадлежали село Солотча, деревни Заборье, Рыково, Самсоново, Давыдово и Полково. Он имел 12369 десятин земли, 35000 десятин леса, свыше пяти тысяч ульев, пять озёр с рыбными и бобровыми ловлями, дворы в пяти монастырских сёлах, два дворовых места и воскобойню в Рязани и подворье в Москве.
Число монахов колебалось от 40 до65, да около 40 монастырских слуг («бельцов»). Богаты были ризница и библиотека монастыря. Славился монастырь своей иконописной мастерской. Новое строительство в монастыре развернулось при архимандрите Игнатии (1688-1697 годы). Это был энергичный, властолюбивый и строгий человек. Были построены восточная и южная каменные монастырские стены с башнями, со Святыми воротами и надвратной церковью Иоанна Предтечи, церковь Святого Духа с трапезной палатой, приделами и открытым гульбищем. Эти постройки из красного кирпича искусно украшались белокаменной резьбой и глазурованными керамическими вставками с изображением фигур евангелистов и серафимов. Предполагается, что эти постройки сделаны по проекту известного зодчего Якова Бухвостова (автора рязанского Успенского собора). В то же время были возведены каменные иноческие кельи, дом настоятеля и западная пристройка к Рождественскому собору. Уже после Игнатия, в первой половине ХVШ века (в 30-40-е годы), сделано западное гульбище трапезной палаты и достроена колокольня церкви Святого Духа, возведены северная и западная монастырские стены.
Добрым словом следует помянуть настоятеля Илария (1827—1834), при котором в монастыре были проведены большие ремонтно-реставрационные работы.Монастырь просуществовал 527 лет, а после революции 1917 года закрыт. Его постигла печальная участь многих монастырей и храмов России. В первые годы советской власти, по сведениям старожилов, в монастыре была колония для беспризорных детей и подростков. В 1930-50-е годы в монастыре располагались районные советские и партийные учреждения. В 1958-1968 годах проведена реставрация монастырских стен, Святых ворот с надвратной церковью и церковью Святого Духа с трапезной и колокольней. Строениям был возвращен первоначальный облик конца XVII века, были восстановлены часть северного гульбища и шатёр колокольни. В 1968 году монастырь был передан в качестве филиала Рязанскому областному историко-краеведческому музею-заповеднику. В середине 1980-х годов, после реставрации корпуса настоятеля, в нём развернулась музейная экспозиция, рассказывающая об истории посёлка Солотча и монастыря. В монастыре действовал Дом пионеров и детский сад, в Духовском храме и трапезной палате располагались поселковый Дом культуры и библиотека.
Летом 1992 года на реставрированном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы засияли золотом новые кресты.В будущем году Солотчинский монастырь отметит 15-летие своего возрождения.
Касаткин Владимир Михайлович – кандидат медицинских наук, член Союза журналистов России, член Союза российских писателей, член Рязанского исторического общества, краевед.
Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/ae1a0dd1ec8dc7ef.jpg
[2] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/c3d90f28aa17b426.jpg
[3] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/246391ec08613211.jpg
[4] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/7f20c54bd7857bd1.jpg
[5] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/bf210caad30a5f4b.jpg
[6] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/6332f72f0c0692d9.jpg
[7] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/f1489c9a138d9e58.jpg
[8] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/ab968e9edbb8cc46_6.jpg
[9] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/816ec818cc934064_6.jpg
[10] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/9996af939640d044.jpg
[11] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/572c3ee2c72892dc.jpg
[12] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/c7bbb2a3053c6f69.jpg
[13] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/4f11f2074ec273d2.jpg
[14] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/58b02076828c78f4.jpg
[15] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/70bafcfddff44f4c.jpg
[16] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/28a6c97a1117d853.jpg
[17] https://62info.ru/history/system/files/node_images/admin/a76b1baf7b615724.jpg