Целый месяц на Сретенской площади Ялуторовска десять российских художников ваяли в дереве фигуры-образы, которые украсили территорию нового туристического объекта "Ялуторовский острог". Накануне, 25 июня, Всероссийский симпозиум "Скульптура в дереве", объявил о своем закрытии. Прошло закрытие симпозиума по-ялуторовски душевно - медом-пивом. И по усам текло, и в рот попало.
Не исключено, что для многих симпозиум как форма творческой работы был открытием. Доселе было принято считать, что "симпозиум" - сугубо научное собрание, предполагающее изучение и обсуждение какой-либо научной проблематики. Однако творческий народ вдохнет жизнь даже в такое сухое определение. Десять художников доказали это на деле.
Из-за частокола острога издалека теперь видать "Масленичное Ярило" Виктора Грибова. Виктор родился в Ялуторовске, а после окончания питерской художественной академии им. барона Штиглица остался жить в северной столице. Лик солнца, похожего на подсолнух, расположен на вершине высокого столба и как бы смотрит на людей с небес. Автор украсил столб орнаментом "от сибирских прялок". В Масленицу вокруг Ярилы можно будет водить хороводы и петь песни.
Первыми встречают каждого входящего в острог два стражника работы Ивана Черапкина (Москва) и Михаила Салычева (Тамбов). Как отметила искусствовед из Тюмени Татьяна Сергейчук, в их образах сочетаются любовь, благородство и внутренняя энергия.
Энергия, о которой то и дело говорили скульпторы и искусствовед, наполняет, вероятно, все фигуры. Получается, что энергия такого теплого материала, как дерево, умножается на энергию каждого автора. И что-то получается интересное. "Всякий объем, в конечном счете, есть проявление энергии. И скульптор участвует в ее трансформации", - уверен Николай Карлыханов (Санкт-Петербург). Его "Легенда" (второе название - "Иван на волке") не имеет конкретного образа. И Иван вовсе не царевич, а просто Иван, зато юный и окрыленный. Ведь только в таком состоянии и возможно проходить сквозь миры, тем более что проводник соответствующий - волк, животное, связывающее персонажей с иными царствами и пространствами.
Крылья, окрыленность - эта тема не раз повторяется в скульптурах Ялуторовского острога. Достаточно необычно выглядит работа ялуторовского художника Владимира Шарапова "Сон пашенного крестьянина". Кажется, что она автобиографична - и герой, и скульптор улетают в пространство грез и фантазий, и в том, и в другом сочетаются две половины единого целого: человека труда и мечтателя. Как отметила искусствовед Сергейчук, интересная пластика - диагональ - дает движение всему замкнутому пространству острога.
В работе уфимца Владимира Лобанова "Танец птиц плодородия" соединилось множество знаков и символов: зеркально переплетенные (поющие?) птицы (снова крылья!) напоминают о любви и желании радости, основа-узел, как символ воды и жизни, арка - вечное небо. Такая вот работа-оберег.
Еще одна "крылатая" работа - "Архангел Михаил" художницы из Рязани Ларисы Лысениной, единственной женщины-скульптора в этой творческой группе. Ее "Архангел Михаил" воплощает вечную тему добра со злом. Копье - символ всепобеждающего слова Божия. В подножии фигуры, заключенный в сферу, демон. Кое-где фигура архангела покрыта псевдо-сусальным золотом, чешуйки которого трепещут от малейшего ветерка.
"Город встретил нас яблочной пеной. Мы совершенно не ожидали увидеть здесь такую красоту, это сразило нас наповал. Люди - радостные. Улицы - чистые. Для нас неожиданно было встретить такую высокую культуру в таком маленьком городе. Равно как не ожидали такой дисциплины и ответственности от организаторов симпозиума. Одному из нас требовался какой-то специальный клей, другому - канат или металл - все находилось, отказа не было ни в чем. Такое отношение, одновременно ответственное и душевное, дорогого стоит. И мы не могли подвести и людей и город - выложились на всю катушку. Знаете, это удивительно, как пустое пространство острога начинало оживать: скульптуры "садились" очень органично", - сказала профессор Лысенина.
"Большую стоянку" Руслана Нигматуллина (Уфа) интересно обходить с разных сторон. Только так можно разглядеть затейливый орнамент из набитых гвоздей, сани, как образ бескрайних просторов Сибири, стрелы - готовность отразить нападения ворога. Волей и романтикой наполнена "Ладья" тюменского автора Геннадия Вострецова. Мужички в лодке с решительно задранными бородами, если честно, похожи на самого художника - дерзкого в творчестве, острого на язык.
Название работы "Русалка и пастух" Тагира Субханкулова столь же загадочно, сколь непонятна и притягательна сама скульптура. Выразительная пластика доказывает, что порой для того, чтобы рассказать сказку, нужны не слова, а музыка. Например, дерева.
После общения и пресс-конференции все участники закрытия симпозиума уселись за длинный стол. Медом-пивом, под растегайчики и картошечку еще раз поблагодарили устроителей мероприятия и поздравили горожан с наступающим днем рождения. Напомним, 4 июля Ялуторовск отмечает 350 лет. Острог, как новая достопримечательность, готов принять и горожан, и туристов. Каждый желающий может сам увидеть в действующих мастерских как ткали в старину ковер, шили лоскутное одеяло или плели из бересты. Рекомендуем зайти в гончарную мастерскую к Лене Казаковой - скульптору-керамисту, подивиться, как под ее ловкими пальцами из комка глины рождается существо-оберег или тарелочка.
А еще на территории острога можно осмотреть деревенское подворье с настоящими грядками лука и сердитым рыжим котом, послушать песни, поклониться Яриле… Или покачаться на качелях старинного вида, карусели или летящей на цепях доске-лодке - для самых отважных. А то подняться наверх сторожевой башни и посмотреть с высоты на окрестности. А потом спуститься в подвалы. Да мало ли что еще можно поделать. Просто сесть на травке и загадывать желания, глядя на золотокрылого "Архангела Михаила", который поразил свои копьем нечистую силу.
Ссылки:
[1] http://www.vsluh.ru/news/society/174031.html