Иппология
На экзамене:Если бы студент не прогуливал лекции, то знал бы, что эталонные лошади обитают вовсе не в Париже, а в поселке Дивово Рязанской области. Живут они в особых конюшнях при Институте коневодства и являются хранителями российского племенного генофонда. Люди, которые за ними ухаживают, не любят запаха бензина. Они убеждены, что лучшим достижением в области наземного транспорта является орловский рысак, а настоящая лошадиная сила — это не «эквивалентные» 75 кгс·м/с, предложенные Джеймсом Уаттом, а советский тяжеловоз, способный тянуть на санях до 24 тонн. Чтобы увидеть старинные имения коннозаводчиков и посмотреть, как разводят самый экологичный вид транспорта, мы отправились в Рязанскую область.
Поселок Дивово — это и есть настоящая российская глубинка. Атмосфера местной железнодорожной станции пропитана есенинским духом (родина поэта, село Константиново, здесь неподалеку), вокруг типичные деревенские постройки, но стоит повернуть голову, как в глаз вопьется высокий мусульманский минарет — древний, но хорошо сохранившийся. Откуда он на Рязанщине? Если верить легенде, экзотическое сооружение возвел бывший владелец имения, коннозаводчик Николай Андрианович Дивов — в дар молодой турчанке, которую привез с русско-турецкой войны и в которую был влюблен. Но гордая девушка отвергла чувства русского помещика и, погоревав в одиночестве, бросилась с минарета. Пытаясь спасти возлюбленную, Дивов вскочил на своего лучшего жеребца по кличке Ворон, помчался за лекарем, но опоздал и вдобавок «запалил» коня — загнанный Ворон пал замертво. По приказу хозяина жеребца подковали золотыми подковами, взнуздали золотой уздой и похоронили на территории имения под камнем с надписью: «Ворон. С 1853 по 1861 г.». Причем мемориальный камень на территории старинного конезавода в Дивове стоит по сей день. И имя на нем настоящее, Ворон. Но высеченные даты означают не годы жизни коня, а период его работы в качестве производителя. Кстати, потомки дивовского Ворона записаны в первый том Государственной племенной книги орловских рысаков.
В 1917 году конезавод в Дивове был национализирован и впоследствии стал производственной базой Всесоюзного института коневодства. Его сотрудники по-прежнему занимаются научной работой и разматывают хитросплетения родословных экзотических лошадей. Если приедете в Дивово, попросите работников конюшни показать жеребца Лахика Аль Раби и кобылу Абир — представителей чистокровной арабской породы, подаренных Владимиру Путину. Красивые, своенравные, избалованные и, как оказалось, слегка «троянские», с подвохом. Дело в том, что дары президенту — дальние родственники, так что скрещивать их для дальнейшего разведения породы нельзя. Ох, и хитрецы эти восточные дарители… Но и в Российском институте коневодства не дураки сидят. Именно здесь, кстати, была разработана уникальная методика определения племенной чистоты лошади по анализу крови (ее автора, Римму Дубровскую, Биографический центр Кембриджского университета включил в список выдающихся ученых XX века). Так что не исключено, что на Рязанщине появится «нелицензионная» копия арабских скакунов.
Ну а тем, кому по душе не «спорт-кары», а «коммерческий транспорт», надо заехать в усадьбу Ерлино, которой владел рязанский коннозаводчик Сергей Николаевич Худеков. Причем его таланты проявлялись и в совершенно несмежных областях. Например, Худеков написал четырехтомную историю мирового балета, прославился как автор либретто к балету «Баядерка» и был издателем «Петербургской газеты», впервые опубликовавшей рассказы Чехова! Сочинский дендрарий тоже появился благодаря Худекову, причем методику высадки и разведения экзотических растений он отрабатывал в своем приусадебном парке: в Ерлине до сих пор живы растения, названия которых невозможно выговорить с третьей попытки даже будучи трезвым. Стратегическое значение худековских тяжеловозов (завод специализировался на шайрской породе) в царской России понимали на самом что ни на есть государственном уровне и, дабы сохранить племенной генофонд, владельца конезавода освободили от обязательных поставок лошадей в армию… Сегодня в усадьбе Ерлино работает музей Худекова — пожалуй, один из самых ухоженных в Рязанской области.
Усадьба С. Н. Худекова — один из самых презентабельных музеев Рязанской области. Дом полностью отреставрирован, а на территории имения сохранен парк-дендрарий.
А вот другое старинное коннозаводческое имение, усадьба Красное, встретило нас холодно. Сначала мы стали жертвами географической накладки — усадьба, как оказалось, не имеет прямого отношения к одноименному населенному пункту. Потом стала дурить навигация — спутниковый приемник Garmin Street Pilot C510 De Luxe вел себя так, словно хотел нас запутать. Ошибки маршрутизации, постоянные уводы на грунтовки… Потом обрушилась стихия: подъездные дороги к Красному оказались обледеневшими, а повороты были накрыты снежными переметами. Система динамической стабилизации и контроля тяги DSTC (это штатное оснащение Volvo XC70 и Volvo XC90 [10]) в таких условиях показала себя двояко. С одной стороны, электроника ненавязчива: одергивает в поворотах без грубости, не паникует при торможениях на «миксте». Она даже дает возможность почувствовать скольжение и немножко испугаться. Но как только автомобиль встает боком, «автопилот» тут же берет управление на себя. Закладывая такой алгоритм работы, инженеры Volvo явно рассчитывали на психологический эффект, ведь почувствовав боковые скольжения, водитель рефлекторно одернет себя сам и перед следующим поворотом сбросит скорость.
Имение Красное, построенное архитектором Баженовым в начале XIX века, принадлежало фавориту Екатерины II Александру Петровичу Ермолову, а скотный двор был создан как копия царицынского дворца. Сам Баженов слыл известным масоном и эзотериком и, как утверждают современники, в каждую свою постройку вкладывал мистический смысл. По одной из версий имение Красное предназначалось для проведения масонских обрядов и магических ритуалов, однако подтвердить или опровергнуть это мы не смогли — на территорию, огороженную высоким металлическим забором, нас не пустили. Может, вам повезет больше?
Выбираться из Красного пришлось в объезд, по снежной целине — спасибо шинам Nokian Hakkapeliitta 5 и отключаемой системе DSTC, без которой Volvo XC70 куда увереннее штурмует сугробы. А вот передняя подвеска при такой езде недовольно забубнила — стойкам, похоже, не хватает хода отбоя.
Как утверждают краеведы, в Рязанской области было более сотни конезаводов. Одни исчезли без следа, другие остались лишь на выцветших фотографиях. Но главная «лошадиная» достопримечательность края, усадьба Старожилово, сохранилась. Здесь и сейчас работает конезавод, которым в XIX веке владел Павел Павлович (Пауль) фон Дервиз — сын железнодорожного магната и владельца знаменитого дома на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Разведение лошадей для Дервиза было чем-то вроде хобби. В отличие от своих коллег, Павел Павлович не ставил перед собой амбициозных селекционных задач и не тянулся к экзотике. Но построенный им конезавод был оснащен по последнему слову техники: все конюшни отапливались и вентилировались, а выездной манеж имел зеркальные стены — работая с лошадью, всадник видел себя со стороны и контролировал правильность движений. Сохранившиеся творения архитекторов Шехтеля, Гримма и Красовского поражают до сих пор, а самый эффектный вид открывается при подъезде к конезаводу Дервиза со стороны железнодорожной станции Старожилово. Поле, пролесок, пологий поворот и… Не трите глаза и не отмахивайтесь от видения щетками стеклоочистителя: готический замок — это не мираж. Каждая из семнадцати построек имения — это маленький дворец, здесь даже коровник построен в готическом стиле! Еще в Старожилове были молочная ферма и летний театр, а чуть поодаль, в деревне Соха, Дервиз создал еще один конезавод (он специализировался на тяжеловозах) и фабрику по производству спирта, которая несколько раз перестраивалась и проработала вплоть до семидесятых годов прошлого века. Если не страдаете клаустрофобией, то возьмите фонарь и загляните в старое спиртохранилище. Холодное подземелье с длинной галереей и высоченным кирпичным сводом — как симбиоз египетской пирамиды и кладбищенского склепа, а специфический микроклимат (даже летом в подземелье держится околонулевая температура) вызывает нервную дрожь, унять которую нам удалось только на электроподогреваемых сиденьях Volvo. До чего же мрачное сооружение!
В 1914 году в знак протеста против развязывания Германией мировой войны Павел Павлович Дервиз обратился к Николаю II за разрешением сменить немецкую фамилию на русскую — Луговой (нем. «die Wiese» — луг). Император разрешил, и, возможно, в двадцатые годы это помогло Павлу Павловичу Луговому избежать расстрела за непролетарское происхождение. Он преподавал математику на кавалерийских курсах в родном Старожилове (на них, кстати, учился Георгий Жуков), однако вскоре лишился работы. Долго скитался по России, а затем обосновался в Тверской области, получив место учителя в деревенской школе.
Бывший владелец трех конезаводов и нескольких имений, вице-президент Общества поощрения коннозаводства, предводитель дворянства Рязанской губернии и один из богатейших предпринимателей царской России Павел фон Дервиз умер бедным сельским учителем и был похоронен вместе с супругой на деревенском кладбище в Максатихе. Надпись на могиле гласит: «Луговые Павел Павлович и Ольга Николаевна. От их бывших учеников».
Старожилово, Кирицы, Большая Алешня, Соха, Красное, Дивово, Баграмово, Ерлино — эти названия еще есть на карте Рязанской области. Но есть и грустное ощущение, что эпоха коннозаводства уходит. Хотите ее запомнить? Тогда прокатитесь на выходных в одно из мест, где еще знают и ценят настоящие лошадиные силы.
Орловский рысак
Свое название эта порода лошадей получила по имени ее создателя — графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, который последовательно скрещивал лошадей, пытаясь вывести особую транспортную породу. Чтобы обеспечить седокам максимальный комфорт, такая лошадь должна все время бежать рысью и ни в коем случае не переходить на галоп. Свойство рысаков выдерживать такой темп проверяется во время специальных отборочных испытаний на ипподромах: за «проскачку» (переход на галоп) кандидата на звание племенного безжалостно дисквалифицируют. А еще орловские рысаки очень выносливы, хорошо приспособлены к климатическим условиям России и удивительно красивы.
Главная заслуга Орлова как коннозаводчика в том, что он не только вывел родоначальника такой породы, но и прочно закрепил его качества в потомстве.
Одним из важнейших конезаводов Рязанской губернии, специализировавшихся на рысистых породах, было предприятие Николая Игнатьевича Родзевича в усадьбе Баграмово. Завод не уцелел, но память о земляке хранит музей в местной школе.
Сын Родзевича впоследствии стал одним из самых известных наездников на Московском ипподроме.
В переводе с лошадиного…
* Иппология — наука о лошадяхСам себе экскурсовод
Попасть в поселок Дивово, где расположен Институт коневодства, из Москвы проще всего с трассы М5 (на ней стоит указатель). Экскурсия по местному музею стоит 50 рублей, а с катанием на лошадях — 100 рублей с человека. Телефон: +7 (49137) 32-2-16.
К имению фон Дервиза в Старожилове удобнее добираться по трассе М6, съехать с которой следует по направлению на Пронск. Телефон: +7 (49151) 2-17-95.
Телефон музея С. Н. Худекова в Ерлине: +7 (905) 692-34-04.
Экспериментировать с мотелями на дорогах Рязанской области мы бы не советовали, так что, если путешествие растянется на пару дней, найдите заранее ночлег в самой Рязани (весьма толковым помощником тут будет интернет).
Топливом лучше заправляться на трассах: АЗС в провинциальных городках доверия не внушают, хотя цены на них заметно ниже московских.
Придорожный общепит в Рязанской области очень разный, так что присматривайтесь, принюхивайтесь и оценивайте уровень санитарии по месту. Поинтересуйтесь у хозяев заведения наличием проточной воды. Если ее нет, лучше пообедать в более цивилизованном месте. И поглядывайте на дальнобойщиков — эти обычно питаются в проверенных местах.
Константин СОРОКИН, Марина КРУГЛЯКОВА | Фото авторов
Авторевю [32]
Ссылки:
[1] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav1_0.jpg
[2] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav2_0.jpg
[3] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav3_0.jpg
[4] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav4_0.jpg
[5] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav5_0.jpg
[6] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav6_0.jpg
[7] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav7_0.jpg
[8] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav12_0.jpg
[9] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav13_0.jpg
[10] http://msk.obuhov.ru/yourvolvo/model/models/volvo-xc90/
[11] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav8_0.jpg
[12] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav9_0.jpg
[13] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav10_0.jpg
[14] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav11_0.jpg
[15] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav14_0.jpg
[16] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav15_0.jpg
[17] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav16_0.jpg
[18] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav17_0.jpg
[19] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav18_0.jpg
[20] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav19_0.jpg
[21] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav20_0.jpg
[22] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav21_0.jpg
[23] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav22_0.jpg
[24] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav23_0.jpg
[25] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav24_0.jpg
[26] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav25_0.jpg
[27] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav26_0.jpg
[28] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav27_0.jpg
[29] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav28_0.jpg
[30] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav29_0.jpg
[31] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/autoreview_konezav30_0.jpg
[32] http://www.autoreview.ru/archive/2008/03/vyezd/