Если вы считаете себя туристом, то можете отправиться в путешествие в лес. Три раза вы встретитесь с Лесовичком и по экологической тропе дойдете до Поляны чая, загадок и цветов, попадете в "Зеленую аптеку" и узнаете, о чем говорят цветы в русской поэзии. Лето – самое подходящее время для прогулок, только не забудьте повторить правила поведения в природе. В этом вам помогут материалы, предложенные Валерием КУПРОВЫМ, г. Рязань.
Дети по тропинке входят в лес.
Сопровождающий. Ребята, тропинка привела нас в лес. Давайте поздороваемся с лесом.
Дети. Здравствуй, лес, полный сказок и чудес!
Один из участников встречи читает стихотворение С.Погореловского.
Здравствуй, лес,Ты же видишь, мы свои!
Сопровождающий. Ребята, а ну-ка посмотрите вон туда. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже?
Дети. Это Лесовичок!
Лесовичок. Неужели мальчики и девочки пожаловали ко мне в гости? Как я вам рад, как я рад! Давно ко мне никто не приходил, все один да один. Скучно мне стало. Ребята, а что вам больше всего нравится в моем лесу?
Лесовичок слушает ответы детей.
Лесовичок. Вы, я вижу, любите природу. Добро пожаловать в лес. Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. У меня для вас три задания припасены. Ответите на них – смело заходите в глубь моего леса! Знаете ли вы, как вести себя в лесу?
Дети называют правила поведения в лесу.
Лесовичок. А ну-ка назовите деревья, которые растут в лесу.
Дети называют.
Лесовичок. А знаете ли вы, какое дерево называют сладким?
Дети. Это липа.
Лесовичок. Ай да молодцы, ребята! А теперь пойдем по тропинке на поляну. Эта полянка не простая, называют ее "Зеленой аптекой". А почему она так называется, вы потом мне скажете.
Учитель. Растения не только украшают русский лес, но и приносят немалую пользу людям: лечат их. Леса называют зеленой аптекой и легкими нашей планеты. И не зря. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.
Лесовичок. А ответьте-ка, ребята, на такой вопрос: почему люди называют лес защитником водоемов?
Дети. Реки, по берегам которых вырублен лес, быстро мелеют. А дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в речку, как бы питает ее. Если же лес будет вырублен, вода быстро стечет в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго не будет притока воды, река обмелеет.
Учитель. Ребята, ответьте Лесовичку, почему эту поляну называют "Зеленой аптекой".
Дети. Подорожник: если поранишь руку, надо вымыть лист подорожника и приложить его к ране. Рана скоро заживет.– Мать-и-мачеха: это растение лечит кашель. Его сушат, а потом заваривают как чай и пьют.
Лесовичок. Молодцы! Пойдемте дальше по нашей тропинке.
Учитель. Ребята, посмотрите: кто это наш встречает на экологической тропе?
Дети. Викторина!
Входит Викторина.
Викторина. Да. Это я – Викторина. Ожидала вас, припасла вам вопросы о лесе. Ответите – молодцы, а если нет, не печальтесь, помогу уж вам. Вот мои вопросы. Какие цветы первыми расцветают у нас весной?
Дети. Мать-и-мачеха, пролеска и другие подснежники.
Викторина. Какие съедобные грибы появляются первыми?
Дети. Сморчки и строчки.
Викторина. Листья каких деревьев осенью краснеют?
Дети. Рябины, осины, клена.
Викторина. Какую ягоду можно собирать осенью, зимой и даже весной?
Дети. Клюкву.
Викторина. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах?
Дети. Яйца легко помять, особенно насиженные.
Викторина. Я довольна вами, ребята. Идите на встречу с Осенью. Она вас давно ждет.
Осень. Здравствуйте, дорогие и желанные гости! А вы знаете, почему я вас так называю? Пока вы шли по экологической тропе, мне сообщили, что идут ребята, которые знают правила поведения в лесу, лекарственные растения. Идут друзья леса! Это же прекрасно, значит, вы и мои друзья! Я вам приготовила загадки на листочках. Вот они, отгадывайте их.
Всех наградила, всех погубила.
Дети. Осень.
Осень. Дождь поливает, когда это бывает?
Дети. Осенью.
Осень. В тучах прячется во мгле, только ноги на земле.
Дети. Дождь.
Осень. Сидит – зеленеет, летит – желтеет, падает – чернеет.
Дети. Лист дерева.
Осень. У меня свои повадки: я всегда играют в прятки.
Дети. Гриб.
Осень. Все мои загадки вы отгадали. Лесовичок, веди ребят дальше в лес. Им можно доверять тайны нашего леса.
Лесовичок. Вы не устали? Шагаем вперед, но, чур, тихо! А это кто нам идет навстречу?
Дети. Лесник.
Лесник. Пожалуйте в мой лес. Сороки донесли мне, что идут ребята, которые все про лес знают и любят лес. Это отрадно. Присядем на полянке и послушаем мой рассказ.
Шли по дороге вы, к лесу пришли,Много чудес вам тропинка открыла!
Лесник рассказывает о жизни и красоте леса, говорит об опасности костров в лесу. Закончив рассказ, он вручает ребятам памятки "Как разводить костер".
Учитель. Ребята, вот и кончается первая встреча на экологической тропе с Лесовичком. Расскажем ему еще раз правила поведения в лесу?
Дети показывают нарисованные заранее плакаты и называют правила. Учитель записывает их на доске.
На доске.
Лесовичок. Иногда в лес приходят такие ребята, которые ломают деревья, разоряют муравейники. Можно этих ребят ко мне на тропинку отправить, чтобы выучили правила поведения в лесу. А теперь давайте прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня великие лесные дела. А вы приходите ко мне, не забывайте меня! До встречи на экологической тропе!
Почтальон. Ребята, это вы собираетесь на Поляну цветов? У меня для вас письмо. Вот, получите его. Оно пахнет цветами! Счастливого похода на цветочную поляну!
Учитель. Какое необычное письмо, с запахами цветов! Но от кого же оно? Давайте прочитаем.
Учитель читает письмо.
Дорогие друзья! Вы меня еще не забыли, а я вас помню. Помню и приглашаю в гости. Теперь экологическая тропа приведет вас на удивительную Поляну цветов! И ждет вас сюрприз на экологической тропе. Но найдете вы его, если выполните все задания на каждой стоянке тропы. Удачи вам, мои юные друзья-цветоводы!
Ваш Лесовичок
Учитель. Загадочное письмо пришло от старого друга Лесовичка. Ну что, ребята, найдем сюрприз нашего старого друга? Тогда в поход, в дорогу! Так, а что еще вложил в письмо Лесовичок? Это первое его задание.
Ребята рассматривают картосхему.
Дети. Это лесной дом. Он у нас на первой станции.
Учитель. Нам надо пойти на первую станцию, которая называется "Войди в природу другом".
Учитель и ребята рассматривают экологическую карту тропы, вложенную в письмо.
Учитель. Идем вперед. Вот и первое дерево на нашем пути. На нем конверт. Посмотрим, что же в нем. Здесь какая-то схема. Оказывается, нелегко пройти и встретиться с сюрпризом Лесовичка.
Ребята выполняют задание: пробегают в наклон змейкой между деревьями, перелезают через пни разной высоты, на руках переправляются к указанному учителем дереву, играют в подвижную игру по выбору.Все задания можно выполнять на спортивной площадке.
Учитель. Поспешим на следующую станцию. Идем по тропе осторожно, тихо, чтобы не спугнуть лесных жителей. Где же Лесовичок приготовил нам свой цветочный сюрприз?
Ученик 1. Смотрите! Вот какая-то коробка на дереве. Это, возможно, и есть его сюрприз!
Учитель. Достану я коробку эту и ее открою.
Открывает, видит там записку, читает.
Друзья мои! Цветочная чудо-поляна ждет вас! На этой станции вам необходимо назвать все лекарственные цветы. Можете стихи об этих цветах прочитать. Буду рад! Удачи вам! До встречи!
Лесовичок
Ребята рассматривают на поляне цветы, называют их, рассказывают о них. Учитель обобщает ответы ребят. Учитель заранее побывал на этой поляне и приготовил детям рассказы и стихи о лекарственных цветах.
Ученик 1.
Если случится тебе простудиться,Слегка горьковатый, душистый отвар.
Дети. Ромашка.
Ученик 2.
Путника друг,Нежной заплаткою лег.
Дети. Подорожник.
Ученик 3.
Распустился ландыш в маеРаспускается...
Дети. Сирень.
Ученик 4.
И вся благоухая,В овраге у реки.
Дети. Черемуха.
Учитель. Знаете ли вы, какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств?
Дети. Ландыш, календула, шиповник, ромашка, василек синий, клевер луговой, мальва лесная, мать-и-мачеха, маргаритка, одуванчик, первоцвет, фиалка трехцветная, или анютины глазки, медуница.
Ученик 5.
Медуница лекарственная.Вам поможет медуница.
Ребята с учителем идут на последнюю станцию. Когда они доходят до этой станции, то вдруг слышат музыку, удивляются, что это может быть. Дойдя до дерева, на котором висят разноцветные флажки со словом "Сюрприз", ребята видят, что им навстречу идет веселый и довольный Лесовичок.
Лесовичок. Вот, ребята, и выполнили вы все мои задания. Да так умно и старательно! А сюрприз-то не нашли! Ну ничего, это еще впереди. А сначала я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы ловкие, сильные и смелые. Сейчас вот я вас поймаю!
Лесовичок с ребятами играет в догонялки. Затем участники тропы ловят его.
Лесовичок. Ой, мои гости-ребятки! Как я устал. Вот посох мой волшебный. Кто через него перепрыгнет?
Ребята прыгают. Лесовичок очень незаметно уводит ребят к тому месту, где находится сюрприз.
Лесовичок. Ох, как я, старенький, устал, как я утомился. Вот сейчас чай из разных трав мне бы пригодился. А вам, ребята?
Дети. Да!
Лесовичок. Теперь пойдем на Поляну чая. Там и ждет вас сюрприз.
Дети идут в "Уголок леса". Там ребята находят термосы с чаем, приготовленные родителями. Лесовичок угощает всех чаем. Все вместе – дети и взрослые – поют песни, отдыхают.
Цветут и распускаютсяЛюбимая страна!
Учитель. А вот и следующее задание. Кто прочитает из вас?
Участник похода читает.
Молодцы, ребята! Знаете вы лекарственные цветы! Это хорошо. А сейчас вам надо дойти до станции "Цветочная поляна загадок", где вы отдохнете и отгадаете мои загадки. До скорой встречи!
Лесовичок
Учитель и ребята идут по тропинке, находят яркий конверт с загадками. Учитель читает разноцветные листочки с загадками, дети отгадывают.
Учитель.
Белые горошкиНа зеленой ножке.
Дети. Ландыш.
Учитель.
Меня называют царицей цветовНо кто не простит мне колючих шипов?
Дети. Роза.
Учитель.
Стоит кудряшка – белая рубашка,Сердечко золотое. Что это такое?
Дети. Ромашка.
Учитель.
Тот, кто на поле бывал,Он называется...
Дети. Вьюнок.
Учитель.
На солнечной опушке я расцвела.И бережно возьмет.
Дети. Фиалка лесная.
Учитель.
Волшебница-полночь по лесу бродилаТе белые звезды цветами взошли.
Дети. Звездочка лесная.
Учитель. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?
Дети. Незабудка.
Учитель. Название какого цветка – кондитерское изделие?
Дети. Ирис.
Учитель.
В моей белой чашке для всех ароматыИ листик мой длинен, я – не спесива.
Дети. Лилия.
Учитель.
В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,Но кто его не знает? Это...
Дети. Василек.
Звучит песня Юрия Антонова "Не рвите цветы".
Учитель. Ребята, а вы бы как поступили, повстречав красивые цветы?
Ученик.
Если я сорву цветок,И не будет красоты!
Учитель. Вот какие удивительные цветы растут в лесах, на лугах и полях. Мы увидели, узнали много цветов России. А теперь назовите родственные слова к слову "цветок". Полагаю, тем самым мы ближе окажемся к сюрпризу Лесовичка.
Дети. Цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный...
Учитель. Ребята, посмотрите, к нам кто-то идет. Кто же это? Ребята, а вы не узнаете, кто это?
Дети. Это помощник Лесовичка – Словаренок.
Словаренок.
Нет ничего прекраснее цветов,Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Юные друзья цветов! А знаете ли вы, что означает тот или иной цветок? (Молчание.) Ну не горюйте, я вам уж так и быть помогу. Мои помощники сейчас вам поведают значение цветов.
Выходят дети и говорят о лексическом значении цветов.
Словарик цветов
Астра – звезда, вечность красоты.
Бархатец – бессмертие.
Бутон розы – влюбленная, любовь, влюбленность.
Василек – веселость, верность и доверие.
Вьюнок – упрямство.
Гвоздика – честь и свобода, верность.
Георгины – новость.
Гиацинт – склонность к продолжительной привязанности.
Гладиолус – дружба, верность и благородство.
Иван-да-Марья – сердечный обман.
Колокольчик – болтливость.
Ландыш – тайная любовь, излияние сердца, ласка.
Лилия белая – честность, невинность, чистота.
Лилия водяная – успокоение.
Лютик – печаль, разлука.
Мать-и-мачеха – доказанная справедливость.
Мак – душа нараспашку.
Маргаритка – цветок рыцарей, любви и гаданий.
Нарцисс белый – кротость, смирение.
Нарцисс желтый – самовлюбленность.
Настурция – страстная любовь.
Незабудки – память, постоянство, верность.
Ноготки – ревность и тревога.
Одуванчик – пытливость.
Пион – пламенная любовь.
Тысячелистник – недоверие и болтуны.
Ромашка – милая простота.
Тюльпан – большое счастье, гордость.
Учитель. К путешествию на цветочную поляну мы готовились серьезно и немало. В течение нескольких специальных занятий на уроках литературного чтения, природоведения, рисования и музыки читали поэтические тексты, взятые из русской литературы прошлого и настоящего. Словаренок от нас, возможно, пойдет к Лесовичку. Он-то ведь знает, где живет его старый друг? Порадуйте их поэтическими строками о цветах.
Дети читают стихотворения.
ЦВЕТЫ
По утрам умываясь росой,Назывались – "анютины глазки".
(Н.Рубцов)
ФИАЛКА
На солнечной опушкеИ бережно возьмет.
(Е.Серова)
МИЛЫЙ САД
Посадили мы в садуДалеко их слышно.
(Е.Благинина)
ЛАНДЫШИ
Проснулся лес, весной разбуженный,Прикрыл дрожащий огонек.
(С.Красиков)
ЛЮТИК
Звать его нам нечего,Лютик золотой.
(Е.Серова)
КОЛОКОЛЬЧИК
Рассветное пламяЛилового звона.
(С.Красиков)
ГВОЗДИКА
Погляди-ка, погляди-ка,И погаснет огонек.
(Е.Серова)
ПИОН
Взгляните на раскрывшийся пионЧто можно в аромате искупаться.
(С.Красиков)
ОДУВАНЧИК
Разливает белый сад,Белый пух июня.
(С.Красиков)
ЧЕРЕМУХА
И вся благоухая,Тяжелые шмели.
(В.Жуковский)
Заключительная встреча рассчитана на два дня:
Последовательность частей встречи можно изменить в зависимости от местных и природных условий и от возможностей.
Ведущий. Ребята, сегодня чудесная погода, лагерная смена близится к концу, позади две встречи с Лесовичком. Пойдем гулять в лес, на нашу старую, так полюбившуюся всем нам, поляну. Рассмотрим деревья, траву, цветы, послушаем пение птиц, погреемся на солнышке, проведем игру "Путь лесного следопыта". И непременно встретимся в третий раз с Лесовичком. Только давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? Можно ли ломать ветки? Рвать много цветов? Пугать птиц? Громко разговаривать в лесу? Сшибать несъедобные и старые грибы?
Дети отвечают.
Участники последней встречи идут в лес, останавливаются на поляне и видят ужасную картину.Здесь Баба-Яга и Леший хулиганят (ребята, исполняющие этих героев, заранее готовились в лагере, приходили на эту поляну).
Баба-Яга. Чой-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю, когда в лесу красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и покой. Давай мы с тобой, дружочек, все здесь по-своему переделаем! А?
Леший. Это ты хорошо придумала, Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше. Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!
Баба-Яга. Молодец, Леший!
Баба-Яга и Леший начинают безобразничать, громко кричать. Потом Леший лезет в гнездо.
Ведущий. Ребята, что мы видим! Ужас какой! Хорошо или плохо делают Баба-Яга и Леший?
Дети. Плохо! Так делать нельзя. Их надо остановить.
Ведущий. Крикнем все громко: "Нельзя!"
Дети (хором). Нельзя! Нельзя!
Баба-Яга. Ой, что это? Гром, что ли? Али сила нечистая? Мы, кажется, ее и не звали, сами все управимся.
Леший от крика ребят падает с дерева и за ним "гнездо с птенцами".
Леший. Ой, боюсь! Сгинь нечистая сила! Сгинь! Ой-ой-ой!
Ведущий. Это вы тут хулиганите, все ломаете, рвете, гнезда разоряете?
Леший. Бабусенька-Ягусенька, к нам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы побольше нарвали цветов, наломали веток, вместе бы в баньку сходили. Хи-хи-хи! Вы, наверное, тоже вредные, не любите природу, все живое и красивое, все поющее и все цветущее? Бабуся, давай их пригласим вместе с нами похулиганить.
Баба-Яга. Проходите, гости дорогие. Будем вместе вредничать и безобразничать.
Ведущий. Друзья, надо что-то делать, как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего.
Кто-то из детей предлагает позвать старого друга Лесовичка. Все дружно зовут Лесовичка.Лесовичок здоровается с ребятами.
Лесовичок. Ах вы, нехорошие! Это что же вы творите? (Обращается к Бабе-Яге и Лешему.) Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Птичьи гнезда разорять? Грибы и ягоды топтать? (Обращается к детям.) А вы как считаете, мои юные друзья?
Дети (хором). Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава и птицы – все они живые.
Дерево, трава, цветок и птицаИ синяя в речке вода.
Леший. Ребятушки, мы все поняли и теперь не будем вредничать и хулиганить в лесу. Бабуся-Ягуся, это ты первая начала вредничать. Уйду я далеко в лес, не хочу больше с тобой дружить. (Уходит с поляны.)
Баба-Яга просит прощения у детей, обещает бережней относиться к природе.
Лесовичок. А теперь приберемся на поляне, соберем весь мусор. Баба-Яга, помогай и ты нам.
Участники встречи наводят порядок на поляне и вокруг.
Лесовичок. Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво. Теперь можно начать игру "Путь следопыта".
В игре проверяются знания ребят о природе. Игра проводится с помощью вожатых. В ней участвуют дети от 7 до 12 лет. Отряд разбивается на три звена.
Задания звеньям.
1. Описать 3–5 растений (текст-описание).5. На маршруте № 3 выразительно прочитать (наизусть) заранее приготовленные стихи о природе, об охране природы.
Подготовка игры
Для проведения игры "Путь следопыта" выбирается участок леса (не более 3 км), желательно с просеками и дорогами. На краю леса выбирается поляна для общего сбора. От поляны надо наметить исходные места для трех маршрутов. У начала каждого маршрута перед игрой прячется вторая половина письма (можно в спичечном коробке). Подготовку маршрутов, раскладку заданий и вывод на начало маршрутов должны делать проводники из числа старших ребят.
Примерный текст письма
Первая половина выдается на руки старшему звена по жребию.
Пройдите 10 шагов от сосны по прямой линии и ищите свое задание. Пройдите 10 шагов вправо от сосны (для 2-го звена) и также ищите свое задание. Для 3-го звена предлагается пройти 10 шагов влево.
Вторая половина прячется у начала маршрутов – после 10 шагов.
На маршрутах игроки должны на деревьях увидеть для каждого звена определенного цвета флаг: красный, зеленый, синий, снять его и продолжать путь дальше, выполняя задания, которые будут предлагать вожатые на маршрутах.
Чем полнее и лучше будут выполнены задания на всех пунктах маршрута, тем больше будет набрано очков. У старшего звена на руках карточка учета заданий.
После обеда – эстафета и подведение итогов первого дня.
Содержание эстафеты
В эстафете участвуют те же дети, что и в игре. На каждый этап выставляется по одному человеку. В качестве эстафетной палочки служит рюкзачек.
1. Бег 80–100 м.9. Метание мяча в цель (каждый член звена по одному разу).
У каждого этапа выставляется посредник, отмечающий правильность прохождения этапа и все отклонения или недовыполнения. Эстафета оценивается по количеству полученных очков и по этапам с учетом времени. За неправильность или недовыполнение задания очки снижаются. Оценка эстафеты входит в общее первенство, с учетом итогов игры "Путь следопыта".На территории лагеря звучат из репродуктора песни "Живи, родник, живи!", "Не рубите, мужики!" и "Скворцы" (Н.Расторгуев).
Во второй день можно провести конкурсы, викторины, игры. Конкурсы (их условия сообщаются заранее): на лучший букет, на лучшее блюдо из растений леса, чай из листьев брусники, вереска или шиповника, на лучший рисунок (дети готовят зарисовки леса, его обитателей, лесных походов, экскурсий и т.п.), аукцион цветов и птиц. Ведущий называет какую-нибудь букву алфавита, а дети говорят названия цветов или птиц, начинающиеся с нее. Выигрывает тот, кто назвал последний цветок или птицу на эту букву. Ему вручается приз – лучшая самоделка из материалов леса (из коры, шишек, желудей, цветов, семян, трав, веточек, сучьев и т.п.). Жюри организует выставку этих поделок и оценивает их качество.
Викторина "Пусть бьется зеленое сердце природы!"
Все вопросы викторины вывешиваются на большом листе, и дети готовятся к ней.
1. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки.)45. Какая птица самая глупая? (Глупыш.)
Все для учителя начальной школы:
http://nsc.1september.ru/2002/26/8.htm [1]Ссылки:
[1] http://nsc.1september.ru/2002/26/8.htm
[2] http://nsc.1september.ru/2002/29/5.htm