Наступит ли новый день у журналистики, ответственной перед обществом?
Правительства, бизнес и граждане научились распространять информацию о себе без участия профессиональных журналистов. Планета тонет в океанах слов и картинок.
Новые технологии изгоняют китов, на которых держалась финансовая модель журналистики.
Тиражи и реклама, как воздушные шарики, уплывают в неведомое пространство.
Редактор одной из старейших российских национальных газет в приватной беседе признался - сегодня ее реальный тираж 12 тыс. экз. В качестве финансовых инструментов используется завышение тиража в 10 раз и продажа полос под заказные статьи. Такое издание не испытывает потребности ни в аудитории, ни в журналистах.
Прореживание перьев лишает общество информации о себе. Все тише трезвые голоса, все громче всепланетные песни и пляски. В первом глобальном телешоу Beatles спели All you need is love. Спустя 42 года самыми популярными запросами РУНЕТА стали фото, игры, mp3, одноклассники, в контакте, Ранетки, Дима Билан, Путин.
О чем сама с собой беседует российская нация?
Может ли сегодня серьезный контент удержать людские массы, или его надо непременно облачать в глазировку, словно горькую пилюлю в сахарную оболочку? Как совместить коммерцию и просвещение под одной крышей?
Для кого-то слова об ответственности прессы перед обществом пустой звук.
Похоже, погоня за золотым тельцом подходит к концу. То, что сегодня приносит серьезные деньги медиа, либо аморально, либо ведет в сторону, обратную журналистике. Может новый мир и журналистика несовместимы?
«В будущем сюжеты, изложенные в хорошем стиле и с верностью свободе прессы, станут еще важнее для людей, потому что помогут лучше понимать наш сложный мир», - сказал Генеральный секретарь Международной Федерации Журналистов Айден Уайтт.
Его рассказ об Инициативе Этической Журналистики, предпринятой журналистскими союзами и ассоциациями разных стран для возрождения изначального значения журналистской миссии, открыл и задал основной тон XIV Международного фестиваля СМИ «Вся Россия».
Шестой Дагомыс был плотнее, жестче, деловитее прежних форумов. Разумеется, как и раньше, присутствовали журналисты-курортники, проводящие фестивальные дни и ночи на пляжах и в ресторанах. Их присутствие в аудиториях угадывалось по вопросам, выражавших главное желание — финансирование из бюджетов. В обмен на гарантированную пайку можно сколь угодно лепить симулякры, причисляя себя к профессии журналиста.
«Марионетки по-прежнему за укрепление ниток», - едко заметил в адрес людей, мечтающих встроиться в вертикаль подчинения мастер афоризмов Михаил Мамчич.
Другие, которых было значительно больше, теплому морю и солнцу предпочли конвейер обучения и обсуждения в подземельях пансионата.
Главная трибуна фестиваля «Формула доверия». Конгресс, посвященный коллегам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей «Долг памяти и гнева». Конгресс «Что происходит с прессой? Что ожидает прессу» с участием ведущих российских экспертов. Дискуссия журналистов и судей «Журналист в суде, под судом». Семинары "Медиа-модели и медиа-менеджмент России и США в период кризиса". Заседание «Лучшие антикризисные решения российских издателей». Антикризисная лаборатория моделей местных СМИ с презентацией лучших региональных проектов. Это лишь малая часть программы Дагомыс 2009.
За шесть лет фестиваль совершил разворот от развлечений и выступлений звезд корпорации – к обучению и коллективному обсуждению проблем цеха.
"Нашей национальной идеей должна стать учеба", - сказал Григорий Ройзман, гендиректор радиохолдинга "Континенталь" из Челябинска, с которым мы познакомились чуть раньше на фестивале челябинских СМИ в Аркаиме.
Спасением журналистской корпорации может стать непрерывное поглощение новых знаний и осмысление своего места в обществе и мире.
Шестой Дагомыс обнажил набирающий силу процесс кристаллизации. Из прежде однородной массы, примерно равных по профессиональному мастерству и пониманию происходящих в стране процессов, редакторов и журналистов стали выявляться кристаллики — кандидаты в мастера.
Формируется, пусть медленно, корпорация социально ответственных профессионалов, для которых медиа — это бизнес, построенный для того, чтобы успешно выполнялась МИССИЯ.
Качественные СМИ, честная журналистика нужны для того, чтобы общество не одичало. Наступает эпоха взросления и мужания профессии.
В ноябрьском номере журнала "ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИАРЫНОК" мы опубликуем наиболее важные и полезные выступления коллег. Тех, кто подобно белоснежным острым кристаллам соли внезапно проявляется на, казалось бы, навсегда пустой и темной водной глади.Владимир Касютин
Ссылки:
[1] http://www.ruj.ru/authors/kasyutin/091006-7.htm