См. Таблицу. [6]
Рукоположены: 1) в сан священника - к церкви села Просечья, Раненбургского уезда, ОКОНЧИВШИЙ курс Семинарских наук Николай Хромин; 2) в сан иеродиакона монах Сергиевской Мещеряковской общины Пафнутий, и в сан дианона: к церкви села Покровского, Гагарина тож, Скопинского уезда, псаломщик села Липягов, того же уезда, Александр Сукочев и к церкви села Полян, Рязанского уезда, псаломщик того же села Симеон Полянекий, с оставлением последнего на занимаемой им псаломщической вакансии.
Посвящены в стихарь псаломщики: села Красного, Ряжского уезда, Димитрий Сильвестров; села Ярустова, Cпacского уезда, Василий Архипое; села Канищева, Рязанского уезда, Димитрий Жуков и села Петровского, Егорьевского уезда, Иван Успенский.
Определены: 1) на священнические места: к церкви села Нагина, Рязанского уезда, окончивший курс Семинарских наук., Александр Смирнов; к церкви села Телятников, Пронского уезда, псаломщик соборной города Пронска церкви Сергий Орлов; 2) на псаломщические места к церкви села Рубецкого, Касимовского уезда, низведенный в причетника священник села Малышева, Спасского уезда, Владимир Зорин; к церкви села Жокина, Михайловского уезда, запрещенный диакон соборной города Зарайска церкви Димитрий Светлов; к церкви села Нового, что на Борках, Сапожковского уезда, заштатный и запрещенный в священнослужении диакон, состоявший на псаломщической вакансии при церкви села Петрова, Ряжского уезда, Александр Соловьев; к церкви села Павельца, Скопинского уезда, Калужский мещанин Александр Свитальский и к Богородице-монастырской города Михайлова церкви - временно-послушник Рязанского Троицкого монастыря Михаил Дмитревский.
Перемещены: диакон села Гиблиц, Касимовского уезда, Николай Караулов на диаконское место к церкви села Черкасова, того же уезда; запрещенный священник, состоявший на псаломщической вакансии при церкви села Нового, что на Борках, Сапожковского уезда, Василий Виноградов на псаломщическое место к церкви села Власовского, Егорьевского уезда; псаломщик села Жокина, Михайловского уезда, Иван Лебедев на псаломщическое место к церкви села Таптыкова, Сапожковского уезда, и монах Раненбургской Петропавловской пустыни Иаков в Рязанский Солотчинский монастырь.
Уволен от должности благочинного по третьему Сапожковскому округу протоиерей села Чучкова Иоанн Тихомиров.
Назначен исправляющим должность благочинного по третьему Сапожковскому округу священник села Карабухина Николай Белкин.
Уволены: 1) за штат – псаломщик села Павельца, Скопинского уезда, Виктор Триумфов и 2) в первобытное состояние – послушник Раненбургской Петропавловской пустыни Платон Копытин.
Утверждены: 1) в должностях судебного следователя: по первому Рязанскому благочинническому округу священник Ильинской города Рязани церкви Василий Ансеров; по первому Пронскому благочинническому округу священник Архангельской города Пронска слободы Павел Прилуцкий; 2) в должности товарища судебного следователя по первому Рязанскому благочинническому округу священник Духовской города Рязани церкви Симеон Светлов; 3) в должностях членов благочиннических советов: по четвертому Рязанскому округу священники: села Селец Клавдий Скворцов, села Аграфениной пустыни Алексей Колосов и кандидатом к ним священник села Костина Иоанн Поляков; по первому Ряжскому округу священники: села Малой Алешни Михаил Дроздов и Захупотской города Ряжска слободы Николай Краснов; по второму Раненбургскому округу священники: села Ново-Тишевого Иоанн Пальмин и села Малого Снежетка Петр Покровов; по первому Пронскому округу священники: села Дурного Николай Смирнов и села Чувиков Димитрий Букринский; по благочинию города Скопина священники: Покровской церкви Иоанн Кедров и Пятницкой церкви Иоанн Журавлев; 4) в должностях членов Попечительного Совета по благочинию города Скопина священники: Богоявленской церкви Александр Миротворский и Вознесенской церкви Виктор Россов; 5) в должности законоучителя 9-го начального в городе Рязани училища священник Скорбященской кладбищенской города Рязани церкви Димитрий Прокимнов; 6) в должности преподавателя Закона Божия в Павловской земской школе, Раненбургского уезда, учитель той же школы, окончивший курс Семинарский наук Александр Делицын; 7) в должностях церковных старост: при соборной города Зарайска церкви личный почетный гражданин Николай Ярцев; по Зарайскому уезду: при церкви села Львовой слободы крестьянин Василий Школов; при церкви села Слемских Борок крестьянин Димитрий Сурин; по Данковскому уезду: при церкви села Никольского крестьянин Михаил Хохлов; при церкви села Ивановского, Спешнева тоже, крестьянин Иван Розанов; по Егорьевскому уезду – при церкви села Рыжева Егорьевский купец Семен Собакин; по Касимовскому уезду – при церкви села Свинчуса крестьянин Семен Кондрашов; при Благовещенской города Пронска церкви Пронский мещанин Василий Волков; по Пронскому уезду: при церкви села Кисьвы крестьянин Егор Сидоров; при церкви села Березова крестьянин Григорий Титкин; по Раненбургскому уезду – при церкви села Старо-Тишевого крестьянин Михаил Ушаков; по Сапожковскому уезду – при церкви села Красного Угла крестьянин Василий Ларин; при церкви села Летников крестьянин Николай Оленин; при Воскресенской церкви селя Путятина крестьянин Ефим Чернышев; по Михайловскому уезду; при церкви села Машкова крестьянин Михаил Абрамов; при церкви села Фенаева поручик — князь Михаил Гагарин; при церкви Козловской города Михайлова слободы дворянин Николай Сульменев; по Спасскому уезду — при церкви села Новоселок статский советник Николай Миловзоров; по Рязанскому уезду— при церкви села Стафурлова крестьянин Яков Федулов и 8) в должности просфорницы при соборной города Скопина церкви вдова священника села Вослебы, Скопинского уезда, Анна Крылова, с условием проживать в городе Скопин.
Резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никодима, Епископа Рязанского и Зарайского, от 30 ноября 1910 г., по представлению Правления Семинарии, преподано Божие благословение семинарскому врачу, статскому советнику Ивану Фомичу Любимову за его полезные труды по ведению бесед по гигиене с воспитанниками Семинарии в семинарском зале в минувшем 1909—1910 учебном году.
За смертью исключаются из списков: диакон села Бурминки, Ряжского уезда, Михаил Лебедев; диакон, состоявший на псаломщической вакансии при церкви села Успенского, Спасского уезда, Виктор Успенский и псаломщик кладбищенской города Касимова церкви Алексей Агрономов.
Состоят праздными места: 1) священнические: при церкви женской общины „Гевсимания", вновь учрежденной при деревне Воронине, Зарайского уезда; при церкви села Семкина, Рязанского уезда; при церкви Полунинской женской общины; при церкви села Радушкина, Филиппова тоже, Зарайского уезда; при церкви села Острого Камня, Данковского уезда; при церкви села Матвеевского, Пронского уезда; при церкви Сушкинского Никоновского женского монастыря; при церкви села Бабенок, Касимовского уезда; при церкви села Ильинского, Зарайского уезда; 2) диаконские: при церкви села Веретья, Спасского уезда; при Николаебавыкинского женского монастыря; при церкви села Дегтярки, Скопинского уезда; при церкви села Абакумова, Пронского уезда; при церкви села Туголеса, Егорьевского уезда; при церкви села Троицкого, Михайловского уезда; при церкви Никольской города Пронска слободы; при церкви села Мостья, Ряжского уезда; при церкви женской общины „Гевсимания", вновь учрежденной при деревне Воронине, Зарайского уезда; при церкви села Зезюлина, Скопинского уезда; при церкви села Лучинска, Пронского уезда; при церкви села Вязовенки, Скопинского уезда; при церкви села Новоалександрова, того же уезда; при церкви села Толстых Ольхов, Ряжского уезда; при церкви села Большого, Пронского уезда; при церкви погоста Кобыльского, Зарайского уезда; при церкви села Коровки, Сапожковского уезда; при церкви села Коленец, Пронского уезда; при церкви села Серкина, Михайловского уезда; при церкви села Новопаник, Данковского уезда; при церкви села Нагайского, Ряжского уезда; при церкви села Большого Снежетка, Раненбургского уезда; при церкви села Деревягина, Сапожовского уезда; при церкви села Гиблиц, Касимовского уезда; при церкви села Бурминки, Ряжского уезда; 3) псаломщические: при Покровской города Пронска церкви; при Богоявленской города Скопина церкви; при церкви села Успенского, Спасского уезда; при кладбищенской города Касимова церкви; при соборной города Пронска церкви; 4) просфорнические по Пронскому уезду: при Богословской церкви села Насилова; при церкви села Полянок; по Егорьевскому уезду при церквях сел: Ланина, Острова, Вышелеса, Петровского; по Касимовскому уезду при церквях сел: Копонова, Мышцы; по Сапожковскому уезду при церквях сел: Черной слободы, Чембора, Лукмоса, Березовки; по Спасскому уезду при церквях сел: Ярустова, Красного Холма, Борка; по Скопинскому уезду при цервях сел: Костемерева, Городецкого, Шелемишева, Зезюлина, Знаменского, Дегтярки, Троицкого, Победного, Чулкова, Курбатова, Рудинки; по Ряжскому уезду при церкви села Тресвятского; по Раненбургскому уезду при цервях сел: Малого Снежетка, Змеевки, Большого Снежетка, Соловых, Комаровки; по Данковскому уезду: при Архангельской церкви села Круглого и при церкви села Сергеевского.
Освящения. И.д. благочинного 3-го Касимовского округа, священником Николаем Бажановым освящен, 28 ноября 1910 года новоустроенный деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая в деревне Лихуниной, Касимовского уезда. И.д. благочинного 1-го Данковского округа, священником Петром Игумновым освящен, 29 ноября 1910 года, новоустроенный престол во имя Святителя и Чудотворца Николая и св. Василия Блаженного в Димитриевской церкви города Данкова.
Присоединение к православию. Священником села Коровки, Сапожковского уезда, Александром Троицким присоединены к православию из раскола беспоповщинского толка крестьяне того же села – девица Анна Петрова Першина, 18 лет, и Феодор Андреев Першин, 24 лет.
Духовные завещания. Вдова потомственного почетного гражданина Елена Николаевна Наставина обязала наследника по завещанию ее, потомственного почетного гражданина Сергия Михайловича Наставина уплатить в течение 7-ми лет со дня кончины ее, за вечное поминовение, Касимовскому Вознесенскому собору 500 руб., на нужды его, церкви села Дмитриева, Касимовского уезда, 500 руб., на нужды ее, и причтам церквей города Касимова: Кладбищенской и Казанской, - что при женском монастыре, 400 рублей. Крестьянка Дарья Иванова Алифанова завещала церкви села Нижнего Белоомута, Зарайского уезда, 50 руб. на украшение ее; церкви села Верхнего Белоомута, того же уезда, 100 руб., с тем, чтобы проценты с сих денег употреблялись на украшение ее, и 200 руб. причту сей церкви за поминовение: Дарьи, Анны, Иоанна и воинов Иоанна, Иакова; Рязанским монастырям: Богословскому и Солотчинскому по 50 руб., на нужды их, и 100 руб. на украшение Николае-Радовицкого монастыря за поминовение Дарьи и Анны.
Церковные постройки и возобновления. Разрешено причтам и старостам церквей: села Лескова, Егорьевского уезда, поставить на место устроенные на средства прихожан и благотворителей придельные церковные иконостасы – правый в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и левый – в честь Казанской иконы Божьей Матери и Святителя Николая Чудотворца; села Полянок, Пронского уезда, устроить в настоящем отделе храма стеклянный потолок, двойные оконные рамы и три печи, с употреблением на это 400 руб. из свободных церковных сумм.
Просительные книги. Выданы из Консистории, 1-15 декабря 1910 г., просительные книги на сбор пожертвований в пределах Рязанской епархии на построение новых церквей в селах Рановых Верхах, Данковского уезда, на имя сборщика из прихожан – крестьянина Якова Иванова Аладкова; Сергеевском, того же уезда, на имя сборщика из прихожан – крестьянина Трофима Алексеева Крюкова; Спасских Выселках, Михайловского уезда, на имя сборщика крестьянина того же села Ивана Киндеева Трушина; Александровки, Сапожковского уезда, на имя сборщика из прихожан – крестьянина Никиты Фролова Гуляева; Михей, того же уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Ивана Димитриева Крехова; Больших Можарах, того же уезда, на имя сборщика из прихожан – крестьянина Феоктиста Иванова Бабаева; Новополянье, Раненбургского уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Василия Иванова Бабина; Селезневе, Спасского уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Романа Степанова Дронова; Лукмосе, того же уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Григория Герасимова Макарьева; Рождествине, Скопинского уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Ивана Феодорова Антошина; Ново-Александровке – Потеревке, того же уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Поликарпа Павлова Веденеева; Озерках, того же уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Василия Минина Головина; Дмитриевке, того же уезда, на имя сборщика – крестьянина того же села Петра Иванова Воронина.
Кражи из церквей. В ночь на 29 ноября 1910 года неизвестные злоумышленники покушались на кражу из церкви села Ярустова, Спасского уезда, но задержать их не удалось. В ночь на 8-е декабря 1910 года из церкви села Лихунина, Касимовского уезда, похищено до 15 руб. неизвестными злоумышленниками, к розыску которых приняты надлежащие меры.
В отчетном году из состава платных членов Православного Миссионерского Общества выбыло восемь лиц; вновь поступило девять лиц, и общая сумма членских поступлений – против прошлого 1908 г. – увеличилась на восемь рублей.
5) Миссионерский сбор, доставленный в Комитет:
См. Таблицу. [7]
е) Через Рязанскую Духовную Консисторию доставлено Миссионерских сборов от церквей Епархии: 1) Церковно-кружечных – 377 р. 62 к.к) Поступившие с почты в Кассу Комитета, - по неправильности адреса, - от Благочинных – 92 р. 9 к.
Общий итог всех поступлений в отчетном 1909 году равняется 3286 р. 47 к. И сравнительно с предыдущим годом увеличился на 922 р. 23 к. Увеличение в отчетном 1909 году против прошедшего 1908 года общей цифры денежных в Кассу Комитета поступлений более чем на девятьсот рублей произошло оттого, что в отчетном 1909 году училищные суммы (990 р.), ежегодно отпускаемые из средств Св. Синода на содержание Ц.-прих. школы, состоящей при Касимовской Миссии, пересылались через Рязанский Миссионерский Комитет; предварительно записывались, как переходящие суммы, в Кассовую Комитетскую Книгу на приход и затем, для баланса, сносились в расход, и отсылались почтой по назначению.
6) Краткие сведения о средствах содержания в 1909-м г. Касимовской Противомусульманской в с. Карамышев Миссии и состоящей при ней Ц.-приходской школы.
В отчетном году на содержание Миссии и состоящей при ней Ц.-приходской школы отпущено было всего 2047 р., из которых 1057 р. – из сумм Православного Миссионерского Общества на содержание собственно Миссии и 990 р. из Рязанского Епархиального Училищного Совета на содержание состоящей при Миссии Ц.-приходской школы из средств, ежегодно ассигнуемых на этот предмет Училищным при Св. Синоде Советом.
Кроме поименованных средств в отчетном 1909-м году самой Миссией было изыскано на месте до 1729 р. 57 к., причем сумма эта поступила по нижеследующим отдельным статьям дохода: 1) Из Миссионерской Церкви (кружеч., тарелоч., продажи свечей, просфор и т.п.) – 148 р. 33 к.; 2) От учеников за содержание их в общежитии – 1282 р. 50 к.; 3) От Касимовского Отделения Епарх. Училищного Совета на добавочное вознаграждение учителю Пантюшеву – 30 р.; 4) Из Касимовского Комитета о народной трезвости – 30 р.; 5) От благотворителей в пользу Миссии и школы – 173 р.; 6) Продажи писчебумажных принадлежностей – 25 р. 96 к. и 7) других случайных мелких доходов – 39 р. 78 к.
Что же касается сведений об успехах Миссионерской Ц.-приходской школы и о деятельности Касимовской Миссии, то Комитет, по неимению в отчетном году таких сведений в Канцелярии, при настоящем отчете дать их не может.
Акт Ревизионной Комиссии.
Сего 8-го ноября 1910 года мы, избранные при годичном собрании Члены Комиссии для поверки годового отчета Рязанского Епархиального Миссионерского Комитета в финансовом отношении, произвели ревизию отчета за 1909-й год и нашли:3) Счет сведен правильно, итоги верны.
При освидетельствовании наличной суммы оказалось, что к 1-му января 1910-го года на лицо состояло две тысячи четыреста четырнадцать рублей семьдесят одна копейка (2414 р. 71 к.); вновь поступило в текущем году одна тысяча триста шестьдесят семь рублей двадцать коп. (1367 р. 20 к.); а с остатком от 1909 года на приход к 8-му ноября состояло три тысячи семьсот восемьдесят один рубль девяносто одна коп. (3781 р. 91 к.); израсходовано в текущем году две тысячи пятьдесят восемь рублей сорок пять коп. (2058 р. 45 к.).
Налицо в день годичного Собрания (8-го ноября) состоит одна тысяча семьсот двадцать три рубля сорок шесть коп. (1723 р. 46 к.), каковая сумма числится: в двух сберегательных книжках Рязанского Губернского Казначейства за № 3102-м в количестве 522 р. 54 к. и Рязанского Отделения Государственного Банка за № 64869 в количестве 2 р. 15 к.; в двадцати двух сериях пятидесяти рублевого достоинства на сумму одна тысяча сто рублей и наличными деньгами в количестве 98 р. 77 к.
Смотритель училища Н. Доброхотов.
1) 9 Декабря 1910 г. Его Преосвященство, Преосвященнейший Никодим, Епископ Рязанский и Зарайский, изволил посетить Духовную Семинарию, прибывши в нее около 10 1/2 часов утра. Непосредственно по прибытии в Семинарию Его Преосвященство проследовал в V-й норм. класс, на урок Литургики. Здесь Его Преосвященство выслушивал ответы учеников и объяснения наставника и, наконец, сам делал разъяснения по вопросу о так называемых «символических изображениях». Перед выходом своим из класса Его Преосвященство обратился к ученикам с краткой речью, в которой приглашал питомцев-богословов запасаться возможно большим количеством богословских познаний, чтобы затем, в священном сане, духовно трезвиться и бодро стоять „на страже дому Израилева", в виду крайне тяжелых условий, переживаемых в настоящее смутное время св. православной Церковью.
Во время 3-го урока Его Преосвященство был в 6-м Епарх. классе, на урок дидактики и в 4-м параллельном классе на уроке физики. При конце урока Его Преосвященство, благословляя учеников, выразил желание, чтобы они не стремились к выходу из духовного звания по окончании курса в 4-м классе, но послужили бы своими познаниями и молодой энергией — св. церкви, дающей им нескудные средства к получению общего и специально-богословского образования.
За 4-м учебным часом Его Преосвященство посетил V-й параллельный класс, где слушал урок по Истории Раскола в течение 30 минут. Перед своим выходом из класса Его Преосвященство обратился с краткой речью к питомцам V класса, выразив им свое удовольствие по поводу того, что они, по окончании курса в 4-м классе, не захотели уйти в светские учебные заведения, а предпочли прослушать курс богословских наук, для приготовления себя к непосредственному служению св. церкви. Одобряя за это питомцев и обещая им свое покровительство и содействие в будущем, Архипастырь преподал свое благословение питомцам-богословам и отправился в 1-й параллельный класс, на урок Свящ. Писания, где пробыл до конца учебного часа. В течение 5-го урока Его Преосвященство изволил обозревать ученические спальни и другие помещения Семинарии, зашел затем в столовую, пробовал приготовленные кушанья к предстоящему обеду воспитанников, нашел их вкусными и питательными; оставшись доволен как приготовленным обедом, так и вообще состоянием Семинарии, Владыка отбыл из нее около 2-х часов дня, напутствуемый пением „Исполла".
2) На другой день, 10-го Декабря 1910 г., Владыка обозревал Епархиальное Женское Училище, куда прибыл в 10 1/2 часов утра. Непосредственно по прибытии в училище Владыка проследовал в III норм. класс, на урок Географии, где и пробыл до конца урока.
За третьим учебным часом Его Преосвященство присутствовал в третьем отделении V-го класса, на уроке Закона Божия, где и пробыл около 30 минут. Во время самого урока и перед своим выходом из класса Его Преосвященству угодно было высказать несколько простых, сердечных отеческих советов относительно благоустроения дальнейшей жизни учениц, ожидающей их за стенами воспитывающего их и пекущегося о них учебного заведения.
Вышедши из V-гo класса в половине учебного часа, Владыка посетил 3-е отделение 2-го класса, где пробыл на уроке закона Божия до конца 3-го урока.
За 4-м учебным часом, в течение первой его половины, Его Преосвященство присутствовал в lV-м норм. классе, на уроке Теории Словесности, а затем слушал урок краткой отечественной Истории во 2-м классе, где речь шла о царствовании Иоанна Грозного. Во всех посещенных классах Его Преосвященство, поощрял учениц к трудам указанием на пользу и важность науки, особенно в настоящее время.По окончании классных занятий, Его Преосвященство изволил сойти в столовую, во время обеда воспитанниц, отведал приготовленного кушанья и признал его прекрасно приготовленным. Преподав в столовой комнате общее благословение всем присутствовавшим, Его Преосвященство отбыл из училища, напутствуемый пением „Исполла".
3) 14-го декабря 1910 года Его Преосвященство изволил посетить Рязанское Духовное мужское Училище, куда прибыль в 10 1/2 часов утра и проследовал на урок начальной Церковной Истории в IV норм. класс. Затем Его Преосвященством были посещены нижеследующие уроки: по Природоведению в III норм. кл., по Катихизису в III парал. кл. и по арифметике в III норм. кл. Во всех этих классах Его Преосвященство давал учащимся детям назидательные отеческие наставления, а на урок Катихизиса изволил сам выяснить ученикам в весьма понятной для детского разумения форме православно-христианский догмат о соединении двух естеств в Иисусе Христе. Преосвященнейшему Владыке угодно было посетить и внимательно обозреть все жилые ученические помещения, а равно и кухню и столовую, во время ученического обеда. Владыка отведал приготовленного кушанья, нашел обед хорошим, пригодным и для праздничного стола. Отъезд Его Преосвященства из Духовного Училища состоялся около 2-х часов по полудни.
Ссылки:
[1] https://62info.ru/history/node/7377#1
[2] https://62info.ru/history/node/7377#2
[3] https://62info.ru/history/node/7377#3
[4] https://62info.ru/history/node/7377#4
[5] https://62info.ru/history/node/7377#5
[6] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/epar_ved_1911_1_table1.doc
[7] https://62info.ru/system/files/images/user_images/u1/docs2/epar_ved_1911_1_table2.doc