Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вхождение Рязанского княжества и его столицы в состав единого Российского государства

Вначале XVI века завершилось объединение русских земель в единое Российское государство вокруг Москвы. Ко времени правления Великого князя Василия III (1505-1533) только Псковская республика и Рязанское княжество еще сохраняли формальную самостоятельность.

В начале XVI века город Переяславль-Рязанский оставался столицей последнего независимого от московских правителей княжества.

Переяславль имел значительные по тем временам оборонительные сооружения. Главной частью города являлся Кремль, расположенный у слияния рек Трубеж и Лыбедь. Он представлял собой деревянную крепость. На земляном валу, часть которого сохранилась и поныне, возвышались дубовые стены пятиметровой высоты с 12-ю башнями. Одна из башен — Глебовская (на месте нынешней кремлевской колокольни) — была каменной.
Поблизости от Кремля, вероятно, на месте современного памятника С. А. Есенину и вокруг него, находилась резиденция рязанских епископов— деревянный Острог.
В XVI веке уже существовали городские районы за пределами Кремля и Острога—Верхний и Нижний Посады, где шли оживленная ремесленная деятельность и торговля.

Еще при сыне Великого князя Олега Ивановича Федоре в Переяслав-ле-Рязанском началось строительство каменных зданий. Первым был возведен Успенский собор, который стал княжеской усыпальницей. В нем похоронены пять рязанских князей, начиная с Федора Олеговича, и три княгини.

Собор представлял собой квадратное здание 12-ти метров в длину и в ширину. По названию и композиции он напоминал храм, построенный в Москве в 1326 году. Мастера воспроизвели также ряд мотивов, которые существовали в Спасском соборе Старой Рязани. В храме находились древние чудотворные иконы «Божьей Матери Муромской» и «Божьей Матери Федотьевской». Рязанские князья делали в Успенский собор ценные вклады. Например, в нем бережно хранилась вышитая золотыми, серебряными и шелковыми нитями пелена «Таинство святого Причастия», сделанная в 1487 году княгиней Анной, сестрой Ивана III.

Каменных дел мастера. С картины В. Алтухова.
Каменных дел мастера. С картины В. Алтухова.

На протяжении последующих столетий храм неоднократно перестраивался. В XVIII веке, в связи с постройкой нового Успенского собора, он был переименован в Христорождественский собор, как называется и в наши дни. Внешний вид современного здания значительно отличается от сооружения XV века. Однако его ширина по-прежнему равна 12-ти метрам, а в боковых стенах и апсидах сохранилась древняя кладка.

В конце XV века по решению епископа Феодосия в Переяслав-ле-Рязанском возвели еще один каменный храм—Архангельский собор. Здание напоминало построенные в том же столетии храмы Московского Кремля.

Архангельский собор являлся домовой церковью рязанских князей и усыпальницей архиереев Рязанской епархии. На протяжении веков он не раз страдал от пожаров и дошел до нас в сильно перестроенном виде.

В мае 1500 года умер рязанский князь Иван Васильевич. Наследником стал его четырехлетний сын Иван. Малолетнего князя опекали бабушка

Христорождественский собор. Современное состояние.
Христорождественский собор. Современное состояние.

Анна и мать Агриппина. Анна Васильевна, сестра Великого князя Московского и Всея Руси Ивана III, выступала гарантом независимости и целостности Рязанского княжества.

В 1501 году княгиня Анна умерла. Если к сестре Иван III испытывал уважение, то к вдовствующей княгине Агриппине он относился иначе. После смерти сестры Иван III начал проводить более активную политику по отношению к Рязани.

Архангельский собор (на переднем плане). Современное состояние.
Архангельский собор (на переднем плане). Современное состояние.

В одном из посланий крязанской княгине Агриппине Великий князь Всея Руси Иван III писал: «Твоим людям служилым, боярам и детям боярским и сельским быти всем на моей службе, а торговым людям лучшим и середним и черным быти у тебя в городе на Рязани. А ослушается кто и пойдет самодурью на Дон в молодечество (то есть в казаки—примеч. авторов), их бы ты... велела карати, вдовьим да женским делом не отпираясь. А по уму бабью не учнешь казнити, ино мне велети их казнити и продавати...»

Вскоре под властью Москвы оказалась значительная часть рязанских земель с такими городами, как Перевитск, Старая Рязань, Пронск и треть Переяславля-Рязанского.
Впрочем, Иван III не собирался ускорять хода присоединения Рязанского княжества к Москве. Насколько можно судить, он был осторожен, предпочитал иметь подручных правителей, зависимых от Москвы, но сохранявших формальный суверенитет. Подобная линия прослеживалась в отношениях Ивана III с Псковской республикой и Касимовским ханством. Такими же мыслил Иван III взаимоотношения между Москвой и Рязанью.

В 1505 году Иван III скончался. Московский престол занял Василий III, человек и правитель еще более жесткий и властный, нежели его отец. Василий III покончил с последними самостоятельными феодальными владениями. События, связанные с потерей Рязанским княжеством остатков независимости, произошли в промежутке между 1516 и 1521 годами.

Подросший князь Иван Иванович от матери Агриппины перенял мечту о возрождении былой самостоятельности своих земель. Он надеялся опереться на ту часть рязанского боярства, среди которой преобладали антимосковские настроения. К таковой относились семейства Кобяковых, Сумбуловых, Коробьиных. Предполагается, что Иван Иванович пытался вести тайные переговоры с Крымским ханством и Литвой о получении военной помощи.

Однако планы рязанского князя оказались несбыточными. Узнав об устремлениях Ивана Ивановича, Великий князь Василий III в 1516 году распорядился доставить его в Москву и заключить под стражу.

Княгиню Агриппину удалили из Переяславля-Рязанского и насильно постригли в монахини. Был смещен с кафедры рязанский епископ Прота-сий, сочувственно относившийся к идее восстановления самостоятельного Рязанского княжества. Значительную часть рязанских бояр выселили за пределы Переяславля-Рязанского. В город направили московского наместника—окольничего Ивана Васильевича Хабар-Симского. С ним в Переяславль-Рязанский прибыло артиллерийское орудие, которое сопровождал пушкарь, немец Иордан.

Вырваться из заключения и последний раз побывать в своих владениях рязанскому князю довелось лишь в 1521 году. Летом того года крымский хан Мухаммед-Гирей совершил поход на Русь. Он перешел Оку и встал лагерем под Москвой. Хан опустошил окрестности, захватил огромный полон и, по мнению историка Н. М. Карамзина, вынудил растерявшегося Василия III выдать ему грамоту о том, что выплата дани возобновляется «по старине», как во времена монголо-татарского ига.

Переяславль-Рязанский в XVI веке. С картины В. Кузьмина.
Переяславль-Рязанский в XVI веке. С картины В. Кузьмина.

В суматохе рязанский князь бежал из-под стражи. Он направился к Переяславлю-Рязанскому, намереваясь вернуть престол предков. Наместник Хабар-Симский не впустил Иван Ивановича в город, и тому пришлось пережидать ход событий в селе Шумашь.

Вскоре хан подошел к Переяславлю и, ссылаясь на грамоту Великого князя, потребовал выплаты дани. Хабар-Симский не возражал, однако попросил, чтобы хан предъявил ему эту грамоту. Не почуяв подвоха, Мухаммед-Гирей передал грамоту наместнику, которую назад уже не получил. Поняв, что его провели, хан приказал начать штурм крепости. Однако с каменной Глебовской башни грянули орудийные выстрелы.

Враги в панике бежали, побросав обозы. Многие утонули в Трубеже, который в те времена был гораздо глубже и полноводнее, чем теперь.

Рязанский князь Иван Иванович скрылся в Литве, где иумер в 1534 году. А Иван Васильевич Хабар-Симский был пожалован саном боярина (высшая степень выслуги в Российском государстве того времени). Спустя 300 лет в ознаменование его подвига на колокольне Рязанского кремля установили памятную чугунную доску.

Были ли у Рязани реальные шансы сохранить самостоятельность? Объективные условия неизбежно вели к тому, что присоединение княжества к Москве являлось лишь вопросом времени.

Великий князь Василий III на охоте. С литографии Б. Чорикова.
Великий князь Василий III на охоте. С литографии Б. Чорикова.

Общие язык, культура и историческое прошлое, единая религия—православное христианство и единый религиозный глава—митрополит Московский и Всея Руси, однотипность социально-экономического строя, основанного на дальнейшем развитии феодальных отношений, наличие давних экономических связей, общая внешнеполитическая задача—необходимость совместной борьбы против не прекращавшихся, несмотря на свержение в 1480 году ига Золотой Орды, татарских набегов—все это неизбежно привело к зависимости от Московского государства.

Так закончилась история Рязанского княжества. После этого наш край начали называть Рязанским уездом.

По материалам книги "Мой родной город Рязань"

0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте