В религиозной жизни России XVII века произошли два важнейших события: церковный раскол, связанный с реформами патриарха Никона (проводились в 1653-1656 годах), и конфликт между царем и патриархом.
Переяславль-Рязанский XVII столетия являлся важным центром религиозной и церковной жизни страны. Церковной власти архиепископа Рязанского и Муромского подчинялась значительная территория. В ее состав входили не только Рязанский край, но и земли юга России, заселенные русскими людьми в XVI-XVII веках. Только в 1682 году были созданы отдельные Тамбовская и Воронежская епархии.
Знаменательной вехой для рязанской епархии стал 1669 год. С этого времени ее глава стал именоваться митрополитом Рязанским и Муромским. Митрополитами в православной церкви называют высших представителей духовенства. С X века по 1589 год так именовался глава православной церкви на Руси. После учреждения патриаршества в 1589 году в России было создано 4 митрополии, в XVII веке к ним добавилось еще пять. Одной из них и стала Рязанская.
Первым митрополитом Рязанским и Муромским являлся Илларион. Он начинал свою церковную деятельность сельским священником под Нижним Новгородом и с того времени был знаком как с будущим патриархом Никоном, так и с его главным противником протопопом Аввакумом.
Как известно, в связи с реформой, начатой патриархом Никоном, православные верующие разделились на два лагеря. Приверженцы «старины»—раскольники—не столько выступали против нововведений Никона в богослужении и исправлении церковных книг, сколько рассматривали старообрядчество как форму борьбы с существовавшими в стране порядками, прежде всего, с закрепощением крестьян. Позднее, в Х\ТИ-начале XIX веков старообрядцы боролись с возрастающим влиянием западной культуры.
Митрополит Илларион стал одним из ревностных сторонников церковной реформы. Когда споры переросли в открытую борьбу, в тюрьмы при рязанских монастырях начали заключать наиболее упорных раскольников.
Евангелие Рязанского митрополита, XVII век.
Однако среди верующих Переяславля-Рязанского нашлось немало сторонников и сочувствующих старообрядчеству. Простой народ видел в раскольниках праведных мучеников.
В Переяславле-Рязанском и вокруг него размещались крупнейшие и наиболее почитаемые монастыри Рязанской епархии. В самом городе — Спасский, Святодуховский, Симеоно-Столпниковский мужские и Казанский женский монастыри. Рядом с Переяславлем находился Троицкий мужской монастырь, вокруг которого существовало поселение—Троицкая слобода.Неподалеку от города стояли еще три крупных и почитаемых монастыря. На правом берегу Оки—один из древнейших в Рязанской земле—Иоанно-Богословский монастырь (у села Пощупово Рыбновского района). Ниже по течению реки—Ольгов-Успенский монастырь (около села Льгово Рязанского района).
Головной убор рязанского митрополита, XVII век
Портал второго этажа Архиерейского дома («Дворца Олега»), около 1692 года.
В XVII веке пережил расцвет Солотчинский Покровский монастырь. Он входил в число 35 самых крупных из 700 действовавших в России мужских монастырей. Покровский монастырь вел обширную хозяйственную деятельность и являлся крупнейшим землевладельцем Рязанского уезда. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8 200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий; озера с рыбными и бобровыми ловами; многочисленные мельницы и пасеки. Монастырь имел дворы и воскобойню в самом Переяславле-Рязанском и собственное подворье в Москве.
Церковные владения были освобождены от налогов и повинностей, которые нес простой народ. В XVII веке государство рассматривало средства монастырей и церквей как важные ресурсы на случай чрезвычайных событий: войны, голода, эпидемий. При царе Алексее Михайловиче митрополит Рязанский и Муромский Илларион передал в опустевшую царскую казну на выдачу жалования ратным людям более 4 тысяч рублей. Монастыри брали на себя денежное и продовольственное содержание воинских отрядов.
В самом Переяславле-Рязанском помимо кафедрального Успенского (сейчас—Христорождественского) и Архангельского соборов Кремля имелся целый ряд приходских церквей. Для горожан они являлись важными центрами повседневной и праздничной жизни. При старинной церкви Святого Симеона Столпника работал «больничный» дом.
Церкви были главными ориентирами в городе и его самыми крупными архитектурными сооружениями. Древнейшим в Переяславле являлся Борисо-Глебский храм. В Остроге, на крутом обрыве («яру») размещалась Спасо-Преображенская церковь (или церковь Спаса-на-Яру). На берегу Трубежа стояла Свято-Духовская церковь. Еще в XVI веке упоминались Богоотцовская, Вознесенская, Воскресенская, Входоиерусалимская, Иоаннозачатьевская, Никольская, Сретенская, Симеоновская, Успенская церкви. В XVII столетии впервые названы Благовещенская, Ильинская, Екатерининская церкви. В Ямской слободе отправлял службы Никольский храм.
Поначалу каждая из упомянутых церквей была деревянной. По мере возможностей, церковные власти и прихожане сооружали каменные храмы. Вторая половина XVII века стала временем невиданного расцвета каменного зодчества в Переяславле-Рязанском. К немногим существовавшим в XVI веке добавилось около десятка новых каменных храмов.Начало большого строительства было положено в 1642 году возведением каменного здания Свято-Духовской церкви. В 1673 году соорудили Благовещенскую, в 1680 году—Входоиерусалимскую, в 1683 году— Воскресенскую, в 1686 году—Борисо-Глебскую, в 1695—Спаса-на-Яру, в 1698—Симеоновскую, Екатерининскую и Ильинскую церкви.
В конце XVII века появилось самое выдающееся архитектурное сооружение Переяславля-Рязанского—новый Успенский собор. Старый Успенский собор (впоследствии—Христорождественский) стал слишком мал для роли кафедрального собора рязанской митрополии. Разрешение на постройку нового храма было получено от царя Федора Алексеевича в 1679 году. Строительство началось рядом со старым Успенским собором, на месте, где прежде стояла «зелейная» (пороховая) палата. Построенное в 1684-1692 годах мастером Шарыпиным здание из-за неправильных расчетов и слабости грунта рухнуло.
В 1693 году новый мастер Яков Бухвостов начал сооружать здание заново, закончено оно было в 1699 году. Затем резчики во главе с мастером Сергеем Христофоровым и иконописцы во главе с Николаем Соломоновым трудились над иконостасом и внутренними помещениями. В 1702 году новый Успенский храм был освящен и очень скоро превратился в главное церковное сооружение города и епархии.
Церковь Святого Духа. Современное состояние.
По своим размерам Успенский собор Переяславля-Рязанского превосходил почти все постройки Древней Руси. Его высота—72 метра, площадь 1600 кв. м. Формахрама—куб, увенчанный пятью главами,—традиционна для древнерусских церквей. В то же время, сочетание красного кирпича и белокаменной резьбы на порталах и наличниках окон, вместе с делением фасада на этажи, являлось новым шагом в развитии отечественной архитектуры. Это делало Успенский храм самым значительным сооружением нового архитектурного стиля—«нарышкинского барокко».
Успенский собор. Современное состояние.
В XVII столетии в Переяславле-Рязанском появились не только церковные, но и светские каменные здания. В середине века на том месте, где когда-то стоял княжеский двор, построили двухэтажные каменные покои лля главы рязанской епархии (Архиерейский дом или, как называют здание з народе, «Дворец Олега»). Рядом соорудили двухэтажный каменный дом лля размещения эконома и казначея епархии. Напротив резиденции митрополита появилось еще одно двухэтажное каменное здание. Здесь нахо дились епархиальные учреждения, архив и осуществлялся церковный суд. В одном из помещений второго этажа сохранились фрагменты росписи с изображением сцен суда. Автором ансамбля светских зданий Кремля был архитектор Юрий Ершов.
Изразцы работы рязанских мастеров. Вторая половина XVII века.
В конце века над резиденцией митрополита надстроили третий этаж. На территории Кремля также возвели двухэтажное каменное здание для хранения зерна и других припасов и одноэтажное здание хозяйственного назначения. В нем помещались конюшня, каретный сарай, кузница и мастерская по изготовлению бочек. К ним добавились каменные здания «солодовенных» палат (для производства дрожжей и кваса) и келий Спасского монастыря.
Все эти церковные и светские сооружения сделали Кремль Переяс-лавля-Рязанского уникальным памятником архитектуры XVII века. На протяжении последующих столетий часть этих сооружений, как и многие храмы в других частях города, были уничтожены или перестроены. Те из них, которые сохранились до наших дней, являются ценными архитектурными памятниками современного города.
В 1680-х годах в Рязани работал один из самых знаменитых российских зодчих второй половины XVII века Осип Старцев.
Некоторые историки полагают, что именно он построил в Солотчин-ском монастыре церковь Святого Духа с огромной трапезной палатой (1689 год) и надвратную церковь Иоанна Предтечи (1688-1698 годы). Другие исследователи в этих памятниках архитектуры видят «почерк» Якова Бухвостова. Для трапезной и церкви Святого Духа изготовили красивые цветные изразцы, а для надвратной церкви—четыре великолепных майоликовых панно. Оба здания—одни из лучших в русском зодчестве того времени.
По материалам книги "Мой родной город Рязань"