Немного статистики
В послевоенный период в нашей стране шел процесс роста городов, который заметно проявился и в Рязанской области. Сокращалась доля численности сельского населения. К1970 годам большинство жителей Рязанской области стало горожанами. В 1979 году их численность составляла 793,9 тысячи или 58,3% населения области. Население Рязани росло очень быстро. В1959 году оно превысило 214 тысяч человек, в 1970 году в городе проживало 348 тысяч, а в 1979 году — уже 450 тысяч человек. Практически каждый третий житель области жил в Рязани.
Такой стремительный рост происходил за счет переезда в город сельского населения, прежде всего, молодежи. В свою очередь, многие молодые горожане уезжали из Рязани, по большей части—в столицу и Подмосковье.
Промышленность города
В 1970-е годы, в период руководства страной Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым, Рязань превратилась в индустриальный центр всесоюзного значения. В городе насчитывалось около 100 крупных промышленных предприятий. К началу 1970-х годов три четверти работавших в промышленности были занято в трех отраслях: машиностроении, химическом производстве и в производстве строительных материалов. Машиностроение теперь представляла группа предприятий. Расположенное в городе Производственное объединение «Рязсельмаш» вело свою историю от первого в городе машиностроительного предприятия, появившегося еще в 1904 году. Также Объединение включало в свой состав Комбайновый завод, единственный в СССР производитель комбайнов для уборки картофеля. К предприятиям тяжелого машиностроения добавился Завод автомобильных агрегатов, который входил в Объединение Московского автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ). Строительство
Изменение численности населения Рязани в XX веке (в тысячах человек).
Завода автоагрегатов началось в 1967 году, а первая продукция, детали и узлы для большегрузных автомобилей, была выпущена в 1975-ом.
В 1970-1980-е годы выросло значение предприятии точного приборостроения и особенно—оборонного значения, входившими в Военно-промы'шленный комплекс страны (ВПК). Ведущую роль среди предприятий ВПК Рязанской области играли перестроенный и реконструированный Приборный завод и Производственные объединения «Красное знамя» и «Радиоприбор». В 1978 году построен завод по производству малогабаритных телевизоров («Телезавод»). В1966 году был основан Конденсаторный завод.
Нефтехимический комплекс города образовывали Нефтеперерабатывающий завод, Завод химического волокна и Картонно-рубероидный завод. В 1980-е годы в поселке Недостоево началось строительство крупнейшего в стране Кожевенного завода.В 1975 году приступила к работе Рязанская кинокопировальная фабрика—одно из крупнейших в то время предприятий Европы по тиражированию кинофильмов.
Интенсивное возведение промышленных объектов и жилых зданий стимулировало появление предприятий строительных материалов (заводы железобетонных изделий, кирпичные заводы и другие специализированные предприятия).
Существовали крупные предприятия легкой и пищевой промышленности (Чаеразвесочная фабрика, Кондитерская фабрика, обувная фабрика «Победа Октября», Мебельная фабрика, Мясокомбинат, Горпищекомбинат, Швейная фабрика, хлебокомбинаты).
Первомайская демонстрация 1961 года.
Развитие городской среды
Строительство и развитие новых крупных предприятий привело к появлению новых жилых районов. Работники Завода автомобильных агрегатов ЗИЛ преимущественно проживали в Дашково-Песочне, которая стала застраиваться с 1970 года. Освоение жилого района Канищево началось в 1972 году и было непосредственно связано с развитием Станкозавода, Завода ТКПО и Объединения «Красное знамя». Быстро застраивалась и территория вдоль Московского шоссе.
В1968 году утвердили Генеральный план развития города, рассчитанный на 25-30 лет. Предполагалось, что к концу этого периода население города должно вырасти до 550-600 тысяч человек.
В итоге застройки 1950-1980-х годов сформировалась современная панорама города. Она хорошо просматривается с противоположного берега Оки. В центре возвышаются архитектурные памятники прошлого—ансамбль Рязанского кремля, в котором доминируют Успенский собор и колокольня. Слева от Кремля видны многоэтажные дома Дашково-Песочни, справа—Канищево. Продуманное размещение жилых многоэтажных домов новых районов придало городскому силуэту выразительное сочетание древности и современности.
Первомайская демонстрация 1961 года.
Строительство велось комплексно. Одновременно с жилыми домами в новых кварталах возводились магазины, школы и детские учреждения, прокладывались телефонные линии и уличное освещение, асфальтировались подъездные пути, подводился общественный транспорт, разбивались скверы и детские площадки; затем сооружались больницы и кинотеатры.
Менялся тип жилых домов. В начале 1950-х годов сооружались четырех-и пятиэтажные дома с просторными квартирами и высокими потолками, получившие затем название «сталинки». Строительство таких домов в стиле неоклассицизма требовало значительного времени и затрат. С §956 года был взят курс на ускорение темпов жилищного строительства. Это достигалось путем сооружения пятиэтажных панельных домов с маленькими комнатами и кухнями, в которых в целях экономии площади, туалет и ванная совмещались в одном помещении. Жильцы квартир прозвали их «хрущевками».
Рязанский областной драматический театр. Наши дни.
В центральной части города в эти годы возвели ряд крупных общественных зданий. На улице Ленина в 1962 году—здание Центрального почтамта, в 1964 году—Областной библиотеки им. Горького. Рядом, на Лыбедском бульваре, в 1971 году—здание Рязанского цирка. В1974 году на улице Ленина построили Дом быта (сейчас—Торговый центр «Атрон»). Чуть дальше, на улице Есенина еще в 1967 году появился кинотеатр «Ока». На Первомайском проспекте было возведено здание Дворца культуры профсоюзов (в наши дни—Муниципальный культурный центр). В конце 1970-х-начале 1980-х годов построили больничные комплексы в Дашково-Песочне и Канищево.
Рязанский цирк.
На улицах Рязани оставалось много одноэтажных деревянных домов, построенных в ХIХ-начале XX веков. В отличие от 1950-х годов на них теперь смотрели не как на тяжкое наследие дореволюционной эпохи, а как на памятники архитектуры и истории, нуждающиеся в сохранении.
Рязань как транспортный узел
В качестве железнодорожного узла наш город всегда играл важную роль. Московско-Рязанская железная дорога была полностью электрифицирована. С 1974 года Рязань и Москву связали три пары электропоездов, которые позволяли за 4 с лишним часа попасть в столицу. Каждое утро в Москву уходил из Рязани фирменный поезд прямого сообщения «Березка».
Важным средством транспорта стал междугородний автобус. 180 маршрутов связывали наш город с районами области и с соседними регионами. Огромные изменения в жизнь Рязани внесло сооружение в 1972 году каменного моста через Оку, который заменил действовавший ранее паром. После этого Солотча и прилегающая территория быстро превратились в традиционное место отдыха горожан.
Важной транспортной артерией являлась и Ока. По ней перевозились грузы, а также осуществлялись пассажирские перевозки на катерах, пароходах, новейших скоростных речных судах «Заря» и «Ракета». Для жителей многих приокских сел это стало самым быстрым и надежным способом попасть в Рязань.
В 1970-1980-е годы активно функционировал Рязанский аэропорт, расположенный в Турлатове. Самолеты не только обслуживали сельское хозяйство, связь, медицину, но и пассажирские маршруты. Всего за несколько часов можно было перелететь из Рязани в Ленинград.
О нашем городе из справочника «Советский Союз». Географическое описание в 22-х томах. Центральная Россия. М., 1970: «У Рязани проявились преимущества позднего промышленного развития. Ее промышленность росла в основном не путем реконструкции и расширения старых предприятий, а путем строительства новых, создаваемых по последнему слову техники.Причины очень быстрого взлета Рязани как промышленного центра заключены в благоприятных условиях развития. Здесь есть мощный источник водоснабжения, строительная база, достаточные трудовые ресурсы. Рязань и область лежат на путях, связывающих Центральный район и его московское ядро с важнейшими сырьевыми и топливно-энергитическими базами страны. Через Рязанскую область идут нефть и газ, электроэнергия волжских ГЭС, хлопок и газ Средней Азии, металл и уголь Юга. Рязань—город сложных и разнообразных функций, город вузов и научно-исследовательских институтов, крупный транспортный узел на подходах к Москве с юго-востока».
По материалам книги "Мой родной город Рязань"