Овес нынче дорог
Демократия не может нормально функционировать в условиях, когда пресса постоянно балансирует на краю экономической пропасти.
Главным событием последнего времени стал, конечно, экономический кризис. В применении к СМИ можно было бы разбить проблему грубо на три части: освещение кризиса, его влияние на экономическое состояние СМИ и социальная сторона проблемы – положение самих журналистов.
То, что кризис можно называть кризисом, – об этом, наконец-то, поступило высочайшее соизволение. Но со своей, конечно, спецификой. Как в старом анекдоте про прапорщика, дескать: «Раз товарищ полковник сказал, что крокодил летает, значит, летает. Только низенько-низенько».
Вброшен для употребления ключевой термин «управляемый кризис». Центральные каналы дают выверенную правительственную информацию, за которой виден прищур Владимира Владимировича. Пока же, чтобы не совали нос куда не надо, правительство внесло в Госдуму законопроект «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Для непосвященных: СМИ будут отвечать за процитированные слова чиновников, политиков и бизнесменов, если эти слова как-то повлияют на финансовые или товарные рынки. Но почему же тогда в Законе не упоминаются телефонные компании, ведь инсайд распространяется по телефону? Или почта, если передали информацию в запечатанном конверте? Кто-то скажет: все шутите! А вот президиум правительства шутить не любит и в феврале рассмотрел вопрос о введении уже уголовной ответственности за манипулирование рынком.
От зрелищ перейдем к хлебу. Уже четвертый месяц в издательствах и редакциях обсуждается один и тот же вопрос: как жить? Пока ответ один, причем неоригинальный: не умеешь жить – не живи. Слова и термины: антикризисные программы, совет по противодействию кризису и пр. – появились. Действия пока нет. Власть спасает банки, помогает госкорпорациям, крупным монополистам, строительным компаниям. Видимо, очередь СМИ не подошла. Ладно, тогда процитируем чужого президента, Николя Саркози: «Демократия не может нормально функционировать в условиях, когда пресса постоянно балансирует на краю экономической пропасти». Исходя из данного тезиса, власти Франции разработали программу по выводу печатных СМИ из кризиса. Среди мер – бесплатная подписка для молодежи до 18 лет, закупка у печатных СМИ рекламных площадей на сумму в два раза больше прошлогодней, годовой мораторий на увеличение тарифов на рассылку печатной прессы, возмещение почтовикам потерь из бюджета, поддержка разносчиков ежедневных газет, создание новых рабочих мест для этой категории, сокращение на 30 процентов отчислений в социальные фонды киосками и другими торговыми точками, система привлечения меценатов и спонсоров, списание с налогов средств, потраченных на газеты или адресную подписку; распространение тех же льгот, что и на СМИ, на веб-сайты. При этом, замечу, государственных СМИ во Франции вообще нет.
А что у нас? Конечно, предложения тоже есть. В частности, есть проект Закона «Об обеспечении экономической независимости СМИ». Есть предложения, разработанные Общественной палатой, Союзом журналистов Москвы и озвученные Павлом Гусевым. Есть программа Гильдии издателей периодической печати. Готовится межотраслевое совещание Агентством по печати и массовым коммуникациям. Действует антикризисный форум на сайте Альянса руководителей региональных СМИ. Из номера в номер ведет эту тему «Журналист». Но до Саркози – как до Луны.
По имеющимся сведениям, Минфин стоит насмерть против налоговых льгот. Приход нового шефа «Почты России» А. Киселева ознаменовался повышением на 70 % цен на отправку заказных бандеролей, а это, как известно, вся адресная подписка. Вновь дорожает мелованная бумага. Не решается вопрос с таможенными тарифами. 16 000 рублей за один квадратный метр хочет Управление делами уже нашего президента за аренду помещений в здании «Прессы», построенном в свое время для этой самой прессы.
Ну, и, наконец, как поживают редакции и журналисты? Вы знаете, по-разному. Плохо обстоят дела у тех, кто жил только за счет спонсоров и рекламы. Вообще, вопрос о владении (или обладании?) СМИ нуждается в отдельном разговоре. Конечно, это товар, но и Малый театр – тоже юридическое лицо. Вот говорят, «Огонек» – «столетний бренд» – не выходит целый месяц, денег нет. А ведь сколько раз его продавали, дарили, уступали, кто там только не наследил, включая Таню и Валю. Мы-то, медийщики, по крайней мере, можем говорить о нравственности и ответственности тех, кто ради каких-то своих целей наши СМИ «поимел».
Со своей стороны скажу, что и журналистский мир должен быть более ответственным. У нас в Москве сколотились несколько редакционных групп, специализирующихся на освоении бюджетов. Ходят они по новым изданиям и по известным брендам. Освоят эдак 3-5 миллионов долларов и дальше пойдут. Денег нет – и издания нет. Вот В. Лошак «пробил» поручение Госдумы Минсвязи – оказать помощь «Огоньку». А ведь овес нынче дорог.
Думаю, что хорошо бы иметь специальную программу помощи известным брендам, но «отдавать» их надо проверенным издательским холдингам под четкие бизнес-планы и сажать талантливых главных редакторов, способных сделать из изданий действительно «культурное наследие» не на словах, а на деле.
Геннадий МАЛЬЦЕВ, главный редактор журнала «Журналист»,
Комментарии
Не может нормально существовать демократия? Это большая проблема. Власть, может быть, помогает СМИ только из-за этого.