Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Мария, внучка Каролины-Марии...

Моя мама, Елена Александровна Шевченко, работает в Шереметьево-Песоченском детском доме. Я с малых лет хожу к ней на работу. Несколько лет назад рядом с домом еще росли две огромные липы. Теперь от них остались широченные, как столы, пеньки. Старожилы рассказывали, что раньше липовая аллея тянулась до самого барского дома, где теперь находится детдом. На его территории есть пруд. Местные жители называют его бассейном. Они говорят, что пруд был выложен плиткой. В начале 90-х годов его чистили и нашли на дне кусочки плитки. На некоторых осколках даже имеется надпись «Барятинские». Мама мне сказала, что последними владельцами усадьбы были князья Барятинские.

Мне стало интересно, куда делись вещи из усадьбы. Неужели все разграбили? Старожилы села Шереметьево-Песочня рассказали нам, что во время революции в пруд бросали серебряные вещи. Так что, возможно, часть ценных вещей покоится на дне пруда.

В фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника хранится «Список вещам, принятым в Рязанский губернский музей 30-го декабря из имения Барятинских Рязанского уезда при селе Шереметева Песочня». В списке перечислены картины, написанные масляными красками, акварели, гравюры, фотографии (всего 52 работы).

В Каталоге русского искусства ХV - начала XX века Рязанского областного художественного музея мы нашли несколько картин из нашего списка. Чтобы узнать о дальнейшей судьбе картин более подробно, мы обратились к главному хранителю музея Марине Александровне Котовой. Переснять картины для нас совершенно бескорыстно согласился Евгений Николаевич Каширин.

Первым был сфотографирован портрет графини Каролины-Марии Хрептович, выполненный художником Орловым. В этом же зале находится и портрет маленькой девочки.

Нам открылась тайна. Уже много лет в зале художественного музея смотрят друг на друга бабушка и внучка, но об их родстве никто не догадывается. На портрете работы художника Капатти (серед. XIX в.) не указано имя ребенка. Нам же имя девочки известно. Это Мария Титова - дочка предпоследних владельцев шереметьево-песоченского имения, основателя и попечителя Шереметьево-Песоченской школы Владимира Павловича Титова и графини Елены Иринеевны Хрептович. А графиня Каролина-Мария Хрептович - ее мама.

Став взрослой, Мария Титова (20.09.1840-23.11.1878) вышла замуж за Льва Александровича Чернышова (3.09.1837-10.02.1864). В одном из залов музея представлен портрет графини Елизаветы Александровны Чернышовой (1826-1902). Возможно, это портрет сестры мужа Марии Титовой.

Некоторых картин из нашего списка не оказалось в экспозиции. Они хранятся в фондах музея. Но сотрудники фонда нам любезно предоставили и их для съемки.

Среди картин, хранящихся в фондах, есть еще несколько полотен, связанных с семьей Титовых - предпоследних владельцев шереметьево-песоченского имения. Это карандашный рисунок неизвестного художника членов русской миссии в Буюк-Дере (Константинополь), среди которых изображен и Владимир Павлович Титов; копии 1880-х годов с портретов графа Иринея Ефимовича Хрептовича (1775-1850) неизвестного художника первой четверти XIX в. и Каролины-Марии Хрептович, рожденной фон Ренне, художника М.Баччарелли - родителей жены В.П. Титова Елены Иринеевны. Копии выполнены Сергеем Андреевичем Пырсиным. Художественное образование Сережа Пырсин, мальчик из шереметьево-песоченской церковной сторожки, получил при поддержке семьи Титовых. Он учился в Петербургской и закончил Дюссельдорфскую Академию художеств.

Сохранились воспоминания Сергея Андреевича Пырсина о семье Титовых, из которых нам стало известно, что Елена Иринеевна Титова «недурно рисована». В фондах музея хранится несколько акварелей неизвестного художника, вывезенных из усадьбы Барятинских. Мы считаем, что автором этих работ вполне могла быть хозяйка шереметьево-песоченского имения.

Особое внимание мы обратили на акварельный портрет девочки. Когда мы сравнивали этот портрет с портретом Марии Титовой работы Капатти, нам показалось, что на обоих портретах изображен один и тот же ребенок. Наше предположение подтверждает и буква «М», написанная на акварели.

Много «своих» картин мы нашли на первом этаже в зале западноевропейского искусства и очень удивились их возрасту (ХVII и даже XVI век).

Я очень довольна, что часть вещей из усадьбы Барятинских сохранилась до наших дней.

В самом начале работы над «Списком вещей...» хранитель фонда Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Татьяна Николаевна Просукова обратила мое внимание на то, что в конце списка есть подпись Степана Дмитриевича Яхонтова, и сказала, что этот человек очень много сделал для архива и музея.

Из журнала «Вестник рязанских краеведов» я узнала, что Д. Яхонтов отказался от собственной исследовательской работы, чтобы отдаться делу спасения того, «над чем будут работать другие, длинный ряд будущих поколений исследователей». Это - высшее самопожертвование со стороны ученого.

Я почувствовала ответственность перед памятью Степана Дмитриевича, потому что ощутила и себя тем исследователем (пусть начинающим), для которого ученый С.Д. Яхонтов пожертвовал собственной научной работой.

Из статьи Леонида Васильевича Чекурина я с грустью узнала, что в 1929 году Степан Дмитриевич в возрасте 75 лет был арестован. Через четыре месяца его освободили, но работать в архивных учреждениях ему было запрещено. А ведь он говорил: «Жить - значит работать. Да, это только единственный смысл жизни... Вот почему, если я буду жить и дальше, я буду продолжать работать».

Если бы в те времена не было таких людей, как Яхонтов, не на чем было бы строить свою работу краеведам нынешним. Из работы со списком я поняла, что на земле рязанской были, есть и, я думаю, будут люди, которые любят, ценят и стремятся сохранить историю родного края. Такой является Татьяна Владимировна Шустова, мой научный руководитель. Именно благодаря ей я познакомилась с интересными людьми, поняла ценность и важность краеведческой работы, поняла, что историю можно изучать не только по учебникам, но и в музее, архиве, библиотеке и просто, слушая рассказы родственников и соседей. Каждый уголок земли хранит в себе много тайн, и эта моя работа тому доказательство. Но надо торопиться. Погибают памятники, уходят люди...

Мне хочется продолжить работу о С.Д. Яхонтове, чтобы в следующем году вместе с рязанскими краеведами достойно встретить его 150-летний юбилей.

Екатерина Шевченко, 13 лет, учащаяся краеведческого объединения «Поиск» Центра детского творчества «Октябрьский».

Газета "Рязанские ведомости"

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

 


 
О проекте