Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

п. г. т. Солотча, Рязанский район

Курортный поселок Солотча, расположенный в 20 км на север от Рязани, в южной части Мещеры, относится к числу древних поселений Рязанского края. История его уходит в далекое прошлое, в домонгольские времена. Точной даты возникновения поселка мы не знаем. Обычно за точку отсчета берут 1390 год в связи с основанием рязанским князем Олегом Ивановичем Солотчинского монастыря. Но, несомненно, что поселение существовало раньше, о чем свидетельствуют летописные данные. Археологические памятники подтверждают, что в солотчинской округе человеческие поселения относятся еще к периоду неолита (нового каменного века).

Столь же неясно и происхождение названия «Солотча». В летописях и различных документах можно найти различные написания поселка Солотча: Солотчша, Солодча, Солодша, Солодща и даже Солотшща. Существует несколько версий о возникновении этого топонима (названия реки и поселка), которые не отличаются научной достоверностью,а относятся к области преданий и легенд. Когда нет точных научных данных, обычно человеческая фантазия для объяснения происхождеия названия поселений, рек, озер, гор создает красивые сказания-легенды. Итак, версии, предположения...

Первая версия. Некогда среди солотчинских песков якобы существовали солончаковые земли, были соляные копи, отсюда и пошло название поселка. Но до сих пор в Солотче и ее округе не обнаружено солончаков.

Вторая версия. В стародавние времена крестьяне мочили на берегу реки ячмень для приготовления солода, поэтому поселок и река получили имя Солодча. Для подтверждения этой версии сторонники ее ссылаются на название железнодорожной станции «Солодча», да и в старинных документах название поселка писалось через «д».

Третья версия. В Солотче и ее округе обильно произрастала лекарственная трава солодка или лакрица семейства бобовых. Вряд ли это правдоподобно, так как известно, что солодка растет в Зауралье, Казахстане и южной Сибири.

Четвертая версия напоминает легенду. Во времена татаро-монгольского нашествия на Рязанскую землю (1237 год), когда хан Батый, разорив Старую Рязань, двинулся со своими войнами вверх по Оке в сторону Переяславля и Коломны. Один из татарских отрядов заметил синеющий вдали лес. Опасаясь нападения русских воинов, татары приготовились к бою и направили в сторону леса бег своих коней. Долго бежали татарские кони, пока не остановили их берега незнакомой реки. Кругом простиралась необозримая ширь, а за рекой вздымался крутой, обрывистый берег, заросший медноствольными соснами. И так был красив этот лес в зимнем уборе, что даже татары не удержались от невольно вырвавшихся криков восторга. Сотник же, руководивший отрядом, выражая общее мнение, воскликнул: «О, солодча!» - что по-татарски означало будто бы прекрасное, красивое место.

Эта версия не лишена правдоподобия. В современной Волгоградской области есть село Солотча (Солодча), а эта территория ранее входила в состав татаро-монгольской Золотой Орды. Так что не исключается тюркское происхождение топонима Солотча.

И, наконец, пятая версия. Описанные в ней события относятся по времени примерно к середине XIV века, а изложена она в рассказе В. Кабанова «Плюшевый медведь».

«Это было давно. Сколько лет, никто не знает. Только сказывают старые люди, что все это чистая правда. Охотился в здешних лесах молодой князь Олег на кабана. Был он смелый, сильный юноша, к тому же очень гордый. Приказал он егерям гнать кабана на него, а сам поскакал вперед.

Как уж там было, но не повезло на этот раз князю Олегу, раненый кабан задел его клыком. Истекающим кровью нашла его дочь лесника Аграфена.

Старые люди сказывают: много трав она знала. В беспамятстве князь-то пребывал. Как с младенцем нянчилась, ночи не спала и выходила все-таки. И вот поправился князь. Встал с постели, вышел из избы на свет да нарадоваться не может - стосковался по воле-то.

А Аграфена улыбается. Взял он ее нежно за плечи и поцеловал в уста. А потом гладит по голове да все приговаривает: «Солодка ты моя», что означает сладкая ты моя. С тех пор много воды утекло. А вот люди не забыли и стали те леса солотчинскими называть, сладкими значит».

Это поэтическое предание явно носит вторичный характер и навеяно оно древнерусской «Повестью о Петре и Февронии». Только вместо муромского князя Петра здесь фигурирует рязанский князь Олег, а вместо Февронии из мещерского села Ласкова - солотчинская Аграфена.

Все три предыдущие и пятая версии сводят происхождение топонима «Солотча» к древнерусскому корневому слову «солод» - сладкий.

Нам представляются более достоверными две версии, имеющие под собой реальную почву.

Во-первых, южнорусское происхождение имени Солотча (Солодча). Переселенцы из Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств (XI век) принесли с собой на Рязанскую землю и соседнее Владимиро-Суздальское Залесье родные им названия поселений, рек, озер, местностей (города Переяславль-Рязанский и Переславль-Залесский, реки Трубеж, Лыбедь, Дунай).

Какое это имеет отношение к Солотче? Оказывается, ниже Киева в Днепр впадает небольшая речушка Золотча, которая упоминается в «Повести временных лет» под 1101 годом. На берегу этой речки собрались русские князья, чтобы решить вопрос о совместных действиях против набегов половцев: «В том же году собрались на Золотче все братья: Святополк, Владимир, и Давыд, и Олег, Ярослав, брат их. И прислали половцы от всех князей ко всем братьям, прося мира».

Версию о южнорусском происхождении имени Солотча поддерживает также краевед и журналист В. Панков.

Во-вторых, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля нам удалось обнаружить слова «солоть», «солотина» («слотина»), встречавшиеся в новгородских и восточно-русских говорах. Эти слова означали застойное, кислое, ржавое болото, но без трясины, а с твердым поддоном. Такие болотистые места встречаются по берегам рек, озер, в низких пойменных лугах, где бьют родники, иногда содержащие в воде окислы железа. В народе их называют «ржавые ключи».

Вот такие «солоти» до сих пор встречаются по левобережью обмелевшей реки Солотчи. А в давние времена, когда Солотча была полноводным притоком Оки, их было, видимо, больше.

Возможно, за такие болотистые берега («солотины») и обилие ключей река получила название Солотча, а потом и поселок, расположенный на ее левобережье.

Словом, историкам, лингвистам, краеведам предстоит еще работать по научному анализу предложенных версий о происхождении топонима Солотча.

Касаткин В. И нарекли Солотча... (О происхождении топонима «СОЛОТЧА»). //Рязанский следопыт. -№3.- 1994. - С. 13. 14
Касаткин В. О происхождении топонима Солотча. // Рязанская областная научная конференция по историческому краеведению: Тез. докл. и сообщений. - Рязань, 1990. -С. 177-179

Населенный пункт возник при Солотчинском монастыре, который был основан в 1390 г. Как монастырь, так и селение были названы по реке. Наиболее ранние формы гидронима - Солодша, Солотша, которым в памятниках рязанской письменности XV-XVI вв. соответствуют такие названия монастыря, как Солодшинский, Солощинский, Солотченский, Солотцкий. Имеется несколько версий происхождения гидронима. По мнению В. А. Панкова, название Солотча, подобно названиям Переяславль, Трубеж, Лыбедь, было перенесено в Поочье из Приднепровья: недалеко от Киева впадает в р. Днепр р. Золотча, которая упоминается в Лаврентьевской летописи под 1151 г. В. Е. Малкин, пытаясь доказать финно-угорский характер гидронима, сближает имя реки с финским сал - «глухой лес». Соответственно, наименование Солотча объясняется им как «река глухого леса». Г. П. Смолицкая отмечает, что ранняя форма гидронима - Солодша - в составе окской гидронимии на -ша может быть соотнесена с говорившими на финно-угорских языках носителями дьяковской или Городецкой культуры, датируемой для Поочья 2-й половиной I тысячелетия до н. э. и I тысячелетием н. э. Наряду с этим, она не исключает и возможности образования гидронима на славянской языковой почве. Исследователи неоднозначно интерпретируют русский по происхождению апеллятив, который может лежать в основе наименования. Э. М. Мурзаев сближает гидроним Солотча с народными географическими терминами солотина - «топкое болото с застойной водой, трясина», и слотина - «небольшое, но вязкое болото, низина, очерченная крутыми берегами с родниками», Г. П. Смолицкая - с солоть, солотина (слотина) - «жидкое, вязкое или топкое болото», В. М. Касаткин - с солоть, солотина (слотина) - «застойное болото на твердой основе, без трясины».

Никольский А. А Солотча. // Топонимич. словарь Ряз. обл. - Рязань, 2002. -Вып. 2. - С. 75-77
Никольский А. А Солотча. //Топонимич. словарь Ряз. обл. -2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
Никольский А. А. Солотча . // РЭ. - Рязань, 2002. -Т. 3. - С. 451
Барсов Н. Географический словарь Русской земли (IX-XIV ст.). - Вильна, 1865. -С. 79
Бондарук Г. П. Местные географические термины и диалектология. // Вопросы географии. - М., 1970. - Сб. 81: Местные географические термины. - С. 128
Никулина З. П. Принадлежит ли Перекаль истории?/ Учен. зап. Кемер. гос. пед. ин-та. - Кемерово, 1972. - Вып. 30. - С. 38
Смолицкая Г. Гидронимия басс. Оки. - М., 1976. - С. 124
Смолицкая Г. Топонимич. словарь. - М., 2002. - С. 320
Памятники русской письменности XV-XVI вв.: Рязанский край. - М., 1978. - С. 8, 9, 18,19, 81, 82, 99
Мурзаев Э. М. Словарь народ. географ. терминов. - М., 1984. - С. 513, 514
Рязань православная. - Рязань, 1993. - С. 53

Бытует устойчивое мнение, что слово это произошло от древнерусского «солод», объясняемого в «Словаре древнерусского языка» (И. И. Срезневский, М., Книга, 1989, репринтное издание, т. 3, ч. 1, стр. 461) как «хлебное зерно, проросшее и высушенное».

Поводом к построению монастыря, по преданию, послужила встреча на берегу реки Солотчи князя Олега с двумя отшельниками Василием и Евфимием.

- От слияния формантов финского языка «сало» или «соло», что в переводе - «глухой лес» (Салмиера - «лесная озерная местность», сылва - «лесная вода»).

... В грамоте рязанского князя Федора Васильевича за 1502 год идет упоминание о возвращении «по смерти его Солотчинскому монастырю деревни Сальчина». Корень «саль», «сале» означает «глухой лес». Окончание же «ча» (видимо, так же как «ца» или «ша») представляет собой так называемый «речной аффикс» (окончание слова означает, что речь идет о реке или воде). Следовательно «Сальча», «Салёча» как и имя близлежащей реки «Чальца», переводится как «лесная река», «река глухого, дремучего леса», впоследствии адаптированного как Солотча.

Малкин В. Е. О происхождении названия «Солотча» («Солодча») и некоторых других географических имен. //Рязанский церковный вестник. -№ 9. - 1991. - С. 4

В Сотной грамоте на владения Солотчинского монастыря от 1579 года – Село, Сельцо (в писцовых книгах названия даны с заглавной буквы); «В Рязанском же уезде в Окологородном стану Солодчина монастыря вотчина Село, а Сельцо тоже, на реке на Солодче, а в селе монастырь девич. А в монастыре церковь Зачатие св. Анны «(стр. 483). В писцовых книгах XVII века - с. Сельцо. «Да у монастыря ж вотчина того ж монастыря с. Сельцо на речке на Солодче. А в с. монастырь девич., а в монастыре церковь Зачатие св. Анны» (стр. 722).

В грамоте царевича Алексея Алексеевича князю Щетинину от 1655 года - с. Сельцо, в документах XIX века - с. Солодча, в «Описании церквей и монастырей» и в «Очерках из жизни Солотчинского монастыря в XVII веке» - с. Солодча (Сельцо), в документах XX века - с. Солотча, Солодча, современное название - с. Солотча. Населенный пункт является районным центром Солотчинского района.

В XVI веке нарицательное название типов поселения (село, сельцо) являлось собственным названием населенного пункта. В XVII веке собственным названием выступает сельцо - нарицательное название, характеризующее тип поселения. Так, нарицательное «сельцо», указывавшее раньше на определенный признак (тип поселения), превратилось в собственное имя населенного пункта, утратив способность указывать прямо на признак. Оно стало употребляться лишь для различения в ряду других однородных предметов.

Название Солодча, появившееся в документах с XVIII века, по-видимому, дано по реке, на которой расположен населенный пункт. Может быть, на изменение названия повлияло наименование монастыря. В грамотах, адресованных солодчинскому монастырю, обычно писали - на Солодчу: «Яз... придать есмъ на Солодшу игумену».

Никулина З. П. Историко-этимологический анализ топонимов Рязанского Окологородного стана XVI-XVII веков. // Уч. зап. РГПИ. - Рязань, 1958. -Т. 21. -С. 60
Мат-лы для ист.-статистического. описания церкв. и приходов. - 1891. -№24. - С. 1123

Долго жила Мещера замкнутой жизнью, пока в X-XI веках с юга, с Киевской Руси, не потянулись на север переселенцы - искатели лучшей доли. Эта людская волна докатилась и до мещерских пределов, о чем красноречиво говорят названия - Переяславль, Трубеж, Лыбедь, Солотча... На старинной карте я обнаружил Золотчу - почти неприметный приток Днепра. Был у древних колонистов хороший обычай: обживаясь и обустраиваясь на новом месте, в память о покинутой родине давать городам, безымянным речкам и озерам старые, добрые названия.

Панков В. Иду Мещерой. - М., 1984. - С. 21, 22

Одна из легенд связывает Солотчу с татарскими пришельцами, якобы воскликнувшими, увидев благодатные здешние места: «о солодча!» - что значит «сладкая».

Панков В. Иду Мещерой. - М., 1984. - С. 21, 22

В другом варианте этой легенды «солотча», в переводе с татарского означает «прекрасное (или красивое) место». Некоторые рассказчики приписывают эти слова самому хану Батыю.

Бабурин А. Запись со слов жителей п. г. т. Солотча и г. Рязани. Записи сделаны в 1985-2000 гг.

В Ермишинском районе есть овраг Шалотчи. Шалотчи - синоним названия Солотча. В переводе с татарского - «красивое место».

Холуйский С. ГАРО Ф.Р- 5039, Oп. 1, Д. 228, Л. 41

Еще в одном варианте этой легенды, Рязанский князь Олег, приехав сюда, был поражен здешней красотой и воскликнул: «Как здесь солодко!» (т. е. «сладко»).

Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика. – М., 1990. - С. 120

Смолицкая Г. П. Топонимический словарь Центральной России. // Русская речь. - 1999. - № 3. - С. 110

Недалеко от солотчинского монастыря, внизу, у р. Старицы, есть родник, который, по преданию, оставил нам Илья Муромец. «Где конь его богатырский копытом ударял - там родник появлялся». (Смотри д. Фролове, Шиловский район).

Коренева Е. За живой водой. // Рязанские ведомости. - 2003. -18 ноября

По преданиям, в Солотчинском монастыре есть тайный подземный ход, который, соединяясь с пещерами и переходами Богословского монастыря, имел выход где-то за Окой. (Предания, в которых фигурируют пещеры и многокилометровые подземные ходы, встречаются во многих районах области. Смотри место Адрианова пустынь у с. Пустынь, Касимовский район).

Серегина Э. Край легенд: 7 мифов о Пощупово. // Семь. - 2004. - 9 января.

Смотри р. Солотча, лев. приток р. Оки.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

 


 
О проекте